Согласно ФГОС нового поколения, главной целью и результатом образовательной деятельности должно быть развитие личности учащихся на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения окружающего мира.
Одними из наиболее важных универсальных учебных действий являются личностные УДД, под которыми понимается система действий, которые дополняют друг друга и дают ученику возможность для поиска путей достижения собственных успехов в обучении, а так же в семейной и общественной сферах. Поэтому формирование личностных результатов является важнейшей задачей современной школы. При этом, как показывает педагогическая практика, наиболее успешных результатов в этой области удается добиться при помощи использования активных методов обучения, предполагающих творческий поиск, исследовательскую деятельность учеников. Данные методы находят свое применение в т.ч. и в преподавании истории.
Одним из наиболее важных вопросов в данной области остается умение грамотно осуществить руководство творческой и проектной деятельностью.
Рассмотрим деятельность учителя по руководству творческой и проектной деятельностью школьников как педагогическую проблему. Для этого нам необходимо рассмотреть само понятие руководства. В психолого-педагогической литературе понятие руководства, как целостного процесса управления теоретической и практической деятельностью учащихся раскрыто не в полной мере. В различных энциклопедических изданиях рассматриваемое понятие не представлено.
Тем не менее, в известном справочном издании В. Даля, имеется определение данному понятию, в котором раскрывается основное понимание данной дефиниции: посредством глагола «руководить» в более полном значении – это указывать, наставлять, советовать, наблюдать. Данная дефиниция рассматривается в значении осуществления деятельности по управлению кем-либо или чем-либо, указании управлении; подсказывании верного направления, ориентировании в нужном русле в какой-либо области деятельности, а также распоряжении владельца какого- либо предприятия, возможности быть, заведующим в каком-либо структурном подразделении, чувствовать себя хозяином, учредителем, распоряжающимся, ведающим делами или производством[1].
Такое значение термина, поясняющего процесс руководства, может содержать различные толкования:
- во-первых, это может быть, процесс направления или наставничества какой-нибудь деятельностью, а также приоритетности в собственной деятельности, связанной с возложенной ответственностью за порученное дело, во главе которого стоит руководитель;
- во-вторых, это может быть заведование каким-либо предприятием или структурой в учреждении[2].
При этом рассматривается характерная черта данной деятельности, которая раскрывается как работа по ориентированию и направлению всего хода действий подчиненных, по руководству действиями того или иного контингента подчиненных. В результате чего можно придти к выводу о том, что процесс руководства следует в целом рассматривать как некий синоним управления коллективом или отдельными его представителями, но не в полном их соответствии[3].
Руководство проектной или творческой деятельностью учеников в процессе исторического моделирования осуществляется в несколько этапов:
- Подготовительный – введение рабочих понятий, определение сути моделирующей деятельности, определение ее общей структуры и т.д.
- Ориентационный - постановка нравственной проблемы, определение возможных направлений проектирования.
- Поисковый – руководство взаимодействием учеников, оказание помощи в определении шагов поиска.
- Аналитический – анализ, оценивание и корректирование учителем творческой деятельности учеников[4].
Организация занятия с использованием метода моделирования на уроке истории, в соответствии с этим, должна строиться с учетом следующих этапов:
- Сообщение учащимся темы.
- Постановка перед учащимися задачи.
- Разработка совместно с учащимися модели.
- Проведение исторического эксперимента.
- Проведение с учащимися анализа результатов моделирования.
В процессе исторического моделирования предусматривается работа с учениками по развитию их технического мышления, изучению исторической составляющей модели-копии, что предлагает дополнительную работу с историческими материалами, архивными фотографиями. Это способствует формированию таких личностных УУД, как действие смыслообразования, эмоциональное отношение и интерес к себе и окружающему миру, стремление выполнять учебную деятельность.
Так, например, выполняя творческие проекты по изготовлению декоративных элементов с помощью различных технологий, школьники проводят сравнительный анализ по древним технологиям, этапам развития техники и современному производству. Это способствует формированию таких личностных УУД, как действие смыслообразования, стремление выполнять учебную деятельность, использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий, действие нравственно-этического оценивания. Но самостоятельно учащиеся не смогут достигнуть успехов абсолютно на всех этапах работы, поэтому так важно, что бы учитель осознавал всю важность действа и умел грамотно корректировать работу детей в классном коллективе.
Библиографический список
- Усова А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. – 2-е изд., испр. М.: Издательство Ун-та РАО, 2007. – 309 с.
- Усова А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. – 2-е изд., испр. М.: Издательство Ун-та РАО, 2007. – 309 с.
- Усова А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. – 2-е изд., испр. М.: Издательство Ун-та РАО, 2007. – 309 с.
- Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе / М.Б. Романовская. – М.: Педагогический поиск, 2006. – 160 с. : ил.