ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ КУРСА ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМООРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ, УЧАСТВУЮЩИХ В ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Баженова Наталья Геннадьевна Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема кандидат педагогических наук, доцент
Аннотация В статье рассматриваются психологические характеристики самоорганизации личности студента (участник и не участник общественных организаций). Для эксперимента была использована методика для количественной оценки склонности к самоорганизации, разработанная Е.Ю.Мандриковой. Было показано, что студенты участники объединений, обучающиеся на младших и старших курсах, имеют более высокие количественные статистически различимые значения психологических характеристик самоорганизации личности.
RESEARCH OF INFLUENCE OF THE COURSE OF STUDY AT THE UNIVERSITY ON THE PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF SELF-ORGANIZATION OF STUDENTS PARTICIPATING IN COMMUNITY ORGANIZATIONS
Bazhenova Natalia Gennadievna Sholom-Aleichem Priamursky State University candidate of pedagogical sciences, associate professor
Abstract The article examines the psychological characteristics of self-organization of the individual student (participant and participant of public organizations). For experiment was used a methodology for quantitative assessment of propensity to self-developed by E. Yu. Mandlikova. It has been shown that students, members of associations, studying for Junior and senior years have a higher quantitative statistically distinguishable values of psychological characteristics of self-personality.
Библиографическая ссылка на статью:
Баженова Н.Г. Исследование влияния курса обучения в вузе на психологические характеристики самоорганизации студентов, участвующих в общественных организациях // Психология, социология и педагогика. 2015. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2015/08/5657 (дата обращения: 02.04.2021).
Самоорганизация является одним из важных склонностей личности широко востребованная в современной производственной и управленческой сферах. Подготовка студентов к будущей профессиональной деятельности складывается не только из сугубо предметной направленности, но из психологической компоненты. Большинство вузов создают условия для студентов, в которых будущий специалист может получить необходимую психологическую составляющую. Совершенствование в этой области возможно через вовлечение обучающихся в различные общественные организации, в которых они могут попробовать себя в различных ролях и приобрести требуемые в профессиональной сфере психологические характеристики. Д.А.Леонтьев и др. [1] утверждают, что склонность человека к самоорганизации следует рассматривать в качестве важной составляющей его личностного потенциала, который является системной характеристикой, включающей способность противостоять нежелательным изменениям (устойчивость) и одновременно инициировать и осуществлять желательные (гибкость). По мнению С.А.Богомаз и О.В.Каракуловой [2] высокий личностный потенциал человека может обеспечить в случае необходимости многократную мобилизацию его интеллектуальной, креативной и прочих видов активности, способствуя достижению продуктивности и результативности деятельности. Поэтому исследование о том насколько сильно влияние участия в общественных, молодежных, студенческих объединениях на психологические компоненты личности актуально. Такого вида знание может быть полезно при проектировании администрацией вуза воспитательной работы учитывая время обучения студента в учебном заведении.
Проблемами изучения психологических особенностей личности занимались различные ученые. Е.К.Веселова [3] рассмотрела методологические и методические проблемы эмпирического исследования нравственной сферы личности. Психологическая диагностика здоровья личности: субъектные и духовные аспекты были предметом исследования Е. Ю.Коржовой и М. Я.Дворецкой [4]. С.С.Котова и О.Н. Шахматова [5] показали психологические особенности самоорганизации учебной деятельности студентов. Способность к самоорганизации деятельности как критерий личностного потенциала и условие достижения психологического благополучия рассматривалось в исследовании Е. Ю.Нос [6]. М. А. Пахмутова [7] выявила особенности самоорганизации личности студентов, включенных в исследовательскую деятельность на разных этапах обучения. Типологические особенности самоорганизации деятельности изучались С.А.Богомаз [8]. Е. Ю. Мандрикова [9] разработала опросник по количественной оценки самоорганизации деятельности. Н.Г.Баженовой были обосновываны взаимосвязи студенческого самоуправления и самоорганизации [10-14].
Для выявления склонности к самоорганизации был выбран «Опросник самоорганизации деятельности» (ОСД), разработанный Е.Ю.Мандриковой [9]. В структуру этого опросника входит шесть шкал:
«Планомерность» – степень вовлеченности личности в тактическое ежедневное планирование по определенным принципам;
«Целеустремленность» – способность личности сконцентрироваться на цели;
«Настойчивость» – склонность личности к приложению волевых усилий для завершения начатого дела и упорядочения активности;
«Фиксация» – склонность личности к фиксации на заранее запланированной структуре организации событий во времени;
«Самоорганизация» – склонность субъекта к использованию внешних средств организации деятельности;
«Ориентация на настоящее» – временная ориентация на настоящее;
«Общий суммарный балл» – характеристика, по которой видно свойство человека видеть и ставить цели, планировать свою деятельность, в том числе с помощью внешних средств, проявляя волевые качества личности.
В апреле 2015 г. был проведен пилотный эксперимент в Приамурском государственном университете им.Шолом-Алейхема. В исследовании приняло участие 175 студентов разных курсов Приамурского государственного университета им.Шолом-Алейхема. Также отмечалось участие респондентов в различных общественных организациях (N=98 – участники в организациях, группа №1; N=77 – студенты, которые не принимают участия в организациях, группа №2).
Анкетирование проходило через созданный опросник [15] на сайте сервера опросов [16]. Для удобства перехода студентов на страницу опроса была разработана специализированная страница (opros.pgusa.ru) на официальном сайте университета. После окончания анкетирования данные были выгружены с сервера опросов в распространенном формате xls для дальнейшей обработки в средах MS Excel и SPSS [17-19].
Для определения статистической различимости результатов опроса между участниками и не участниками организаций был выбран непараметрический U-критерий Манна-Уитни, не предъявляющий требования к нормальности распределения (табл.1). Данные статистически различимы, если асимптотическая значимость (двусторонняя) меньше 0,05.
Таблица 1 – Результаты проверки на статистическую различимость с помощью U-критерия Манна-Уитни
Психологические характеристики самоорганизации личности
Асимптотическая значимость (двусторонняя) (p)
Статистическая различимость
(p < 0,05)
Планомерность
0,045
Да
Целеустремленность
0,024
Да
Настойчивость
0,0001
Да
Фиксация
0,011
Да
Самоорганизация
0,042
Да
Ориентация на настоящее
0,04
Да
Общий суммарный балл
0,045
Да
Представим результаты исследования групп №1 и №2 по психологическим характеристикам самоорганизации деятельности (табл. 2).По данным табл.1 можно сделать вывод, что результаты опроса по выделению групп участников и не участников общественных объединений статистически различимы.
Таблица 2 – Психологические характеристики самоорганизации личности в двух выборках студентов (участники и не участники общественных объединений)
Психологические характеристики самоорганизации личности
Студенты, участвующие в общественных организациях,
Студенты, не участвующие в общественных организациях,
Уровень статистической значимости различий по U-критерию Манна-Уитни
N=98
N=77
Среднее
Стд. отклонение
Среднее
Стд. отклонение
Планомерность
17,04
6,252
15,38
7,379
P<0,05
Целеустремленность
34,23
7,397
30,66
10,208
P<0,05
Настойчивость
25,36
6,069
21,34
5,172
P<0,05
Фиксация
22,06
5,449
19,96
5,505
P<0,05
Самоорганизация
9,84
3,932
8,86
5,059
P<0,05
Ориентация на настоящее
7,94
3,475
8,99
3,084
P<0,05
Общий суммарный балл
113,77
18,323
106,83
23,19
P<0,05
Выделим в каждой группе (№1 и №2) студентов обучающихся на младших и старших курсах:По данным табл.2, студенты, участвующие в самоуправлении, более успешны в структурировании своего времени, более целеустремленны, настойчивы в достижении своих целей, лучше планируют свое время, в меньшей степени ориентированы на настоящее и, видимо, больше думают о своих планах на будущее. Таким образом, можно сказать, что студенты, участвующие в общественных организациях более активны и успешны в плане организации собственной деятельности.
студенты, участники организаций: младшие курсы, группа №3, N=48; старшие курсы, группа №4, N=50);
студенты, не участники организаций: младшие курсы, группа №5, N=42; старшие курсы, группа №6, N=35).
Проверим гипотезу о нормальности распределения данных с помощью критерия Колмогорова-Смирнова, если асимптотическая значимость больше 0.05, то распределение является нормальным (табл.3, 4).
Таблица 3 – Принадлежность к нормальному распределению психологических характеристик самоорганизации личности в двух выборках студентов (участники общественных объединений: младшие и старшие курсы)
Психологические характеристики самоорганизации личности
Асимптотическая значимость (двусторонняя),
Принадлежность к нормальному распределению, группа №3
Асимптотическая значимость (двусторонняя), старшие курсы, группа №4,
Принадлежность к нормальному распределению, группа №4
младшие курсы, группа №3,
N=50
N=48
Планомерность
0,799
да
0,891
да
Целеустремленность
0,122
да
0,137
да
Настойчивость
0,897
да
0,869
да
Фиксация
0,487
да
0,556
да
Самоорганизация
0,382
да
0,261
да
Ориентация на настоящее
0,631
да
0,556
да
Общий суммарный балл
0,388
да
0,525
да
Таблица 4 – Принадлежность к нормальному распределению психологических характеристик самоорганизации личности в двух выборках студентов (не участники общественных объединений: младшие и старшие курсы)
Психологические характеристики самоорганизации личности
Асимптотическая значимость (двусторонняя), младшие курсы, группа №5
Принадлежность к нормальному распределению, группа №5
Асимптотическая значимость (двусторонняя), старшие курсы, группа №6
Принадлежность к нормальному распределению, группа №6
N=42
N=35
Планомерность
0,856
да
0,407
да
Целеустремленность
0,359
да
0,252
да
Настойчивость
0,964
да
0,691
да
Фиксация
0,376
да
0,3
да
Самоорганизация
0,143
да
0,699
да
Ориентация на настоящее
0,414
да
0,542
да
Общий суммарный балл
0,455
да
0,274
да
На основании данных табл. 3 и 4, можно сделать вывод, что распределения данных в группах №3, №4, №5, №6 принадлежат к нормальному виду, и мы для проверки различимости значений данных, возможно использование параметрического T-критерия.
Представим результаты проведенного исследования на статистическую различимость с помощью T-критерия (табл.5). Статистическая различимость присутствует при значимости (двухсторонней) меньше 0,05.
Таблица 5 – Статистическая различимость для групп №3 и №4, групп №5 и №6
Психологические характеристики самоорганизации личности
Значимость (двухсторонняя),
Статистическая различимость для групп №3 и №4
Значимость (двухсторонняя),
Статистическая различимость для групп №5 и №6
для групп №3 и №4 (N=48 и N=50)
для групп №5 и №6 (N=42 и N=35)
Планомерность
0,75
Нет
0,81
Нет
Целеустремленность
0,621
Нет
0,025
Да
Настойчивость
0,368
Нет
0,416
Нет
Фиксация
0,041
Да
0,026
Да
Самоорганизация
0,034
Да
0,927
Нет
Ориентация на настоящее
0,684
Нет
0
Да
Общий суммарный балл
0,047
Да
0,031
Да
Таблица 6 – Психологические характеристики самоорганизации личности в двух выборках студентов, участвующих в общественных организациях (младшие и старшие курсы)Приведем для статистически различимых характеристик полученные количественные данные (табл. 6, 7).
Психологические характеристики самоорганизации личности
Студенты, участвующие в общественных организациях, младшие курсы, группа №3,
Студенты, участвующие в общественных организациях, старшие курсы, группа №4,
Уровень статистической значимости различий по T-критерию
N=48
N=50
Среднее
Стд. отклонение
Среднее
Стд. отклонение
Фиксация
21,19
5,557
22,9
5,262
P<0,05
Самоорганизация
8,98
4,108
10,66
3,606
P<0,05
Общий суммарный балл
110,31
17,789
117,08
18,39
P<0,05
Таблица 7 – Психологические характеристики самоорганизации личности в двух выборках студентов, не участвующих в общественных организациях (младшие и старшие курсы)
Психологические характеристики самоорганизации личности
Студенты, не участвующие в общественных организациях, младшие курсы, группа №5,
Студенты, не участвующие в общественных организациях, старшие курсы, группа №6,
Уровень статистической значимости различий по T-критерию
N=42
N=35
Среднее
Стд. отклонение
Среднее
Стд. отклонение
Целеустремленность
28,36
11,324
33,43
7,99
P<0,05
Фиксация
18,69
5,312
21,49
5,414
P<0,05
Ориентация на настоящее
7,74
3,053
10,49
2,406
P<0,05
Общий суммарный балл
101,64
22,398
113,06
22,891
P<0,05
Рассмотрим наличие различий между участниками и не участниками в группах младших и старших курсов. Для этого проведем исследование на нахождение статистической различимости в двух вариантах:По данным табл. 6, 7 можно сказать, что студенты-старшекурсники, участвующие в работе общественных, молодежных объединений, по сравнению с младшекурсниками являются более склонными к использованию внешних средств организации деятельности, к фиксации на заранее запланированной структуре организации событий во времени. Старшекурсникам свойственно видеть и ставить цели, планировать свою деятельность, в том числе с помощью внешних средств, и, проявляя волевые качества и настойчивость, идти к ее достижению. Можно также заметить, что у студентов, участвующих в организациях, выделилась самоорганизация, которая, по нашему мнению, является следствием того, того такие обучавшиеся задействованы в общественных объединениях, где требуется описываемая характеристика. У студентов, не принимающих участие в работе молодежных организаций, наблюдается выделение статистически значимой ориентации на настоящее, то есть они меньше, по-видимому, думают о будущем. И как видно, эта тенденция увеличивается к старшим курсам. У студентов обучающихся на старших курсах наблюдаются значения выделенных характеристик выше средних относительно приведенных в [20].
студенты младших курсов (N=90), различие между участниками и не участниками (группа №3, N=48; группа №5, N=42);
студенты старших курсов (N=85), различие между участниками и не участниками (группа № 4, N=50; группа №6, N=35).
Для определения статистической различимости используем параметрический T-критерий, так как распределения являются нормальными (табл.3, 4). Приведем только статистически различимые характеристики личности для соответствующих групп (табл. 8, 9).
Таблица 8 – Психологические характеристики самоорганизации личности в двух выборках студентов, обучающихся на младших курсах (участники и не участники общественных организаций)
Психологические характеристики самоорганизации личности
Студенты, участвующие в общественных организациях, младшие курсы, группа №3,
Студенты, не участвующие в общественных организациях, младшие курсы, группа №5,
Уровень статистической значимости различий по T-критерию
N=48
N=42
Среднее
Стд. отклонение
Среднее
Стд. отклонение
Целеустремленность
16,83
6,752
15,19
7,52
P<0,05
Настойчивость
24,79
7,61
21,79
11,324
P<0,05
Фиксация
21,19
5,557
18,69
5,312
P<0,05
Ориентация на настоящее
7,79
3,383
7,74
3,053
P<0,05
Общий суммарный балл
110,31
17,789
101,64
22,398
P<0,05
Таблица 9 – Психологические характеристики самоорганизации личности в двух выборках студентов, обучающихся на старших курсах (участники и не участники общественных организаций)
Психологические характеристики самоорганизации личности
Студенты, участвующие в общественных организациях, старшие курсы, группа №4,
Студенты, не участвующие в общественных организациях, старшие курсы, группа №6,
Уровень статистической значимости различий по T-критерию
N=50
N=35
Среднее
Стд. отклонение
Среднее
Стд. отклонение
Настойчивость
25,9
6,345
20,8
5,661
P<0,05
Ориентация на настоящее
8,08
3,59
10,49
2,406
P<0,05
Как видно из данных табл.8 для студентов младших курсов значения характеристик «целеустремленность», «настойчивость», «фиксация», «общий суммарный балл» статистически различимо разняться и они больше у участников общественных организаций. Это позволяет спланировать воспитательную работу на первых-третьих курсах таким образом, чтобы шире привлекать таких студентов и опираться на них, так как они более способны сконцентрироваться на цели, склонны к приложению волевых усилий для завершения начатого дела и упорядочения активности, к фиксации на заранее запланированной структуре организации событий во времени. Ориентацию на настоящее тоже можно использовать, так как и участники и не участники общественных организациях более задумываются о настоящем, чем о будущем.
По данным табл.9 представлены статистически различимые характеристики личности как «настойчивость» и «ориентация на настоящее». Количественное значение настойчивости как склонности личности к приложению волевых усилий для завершения начатого дела и упорядочения активности, больше у обучающихся на старших студентов-участников общественных объединений. В тоже время ориентация на настоящее у участников меньше, значит, они более чаще задумываются о будущем, и, следовательно, для них будет интересна деятельность, направленная на будущую профессиональную деятельность. Таким образом, при планировании воспитательной работы в вузе можно привлекать старшекурсников-участников общественных объединений в мероприятия направленные на будущую профессиональную деятельность и они помогут все более четко организовать и провести.
Таким образом, можно сказать, что существует статистически различимое влияние участия в общественных объединениях на психологические характеристики самоорганизации личности студента в различные периоды обучения в вузе. При планировании воспитательной работы в вузе можно будет опираться на студентов- участников молодежных организаций. Для более удачного выполнения проектов необходимо ориентироваться на соответствующие психологические конструкты в зависимости от курса обучения.
Богомаз С.А., Каракулова О.В. Личностный и коммуникативный потенциал инновационно- и предпринимательски-ориентированных субъектов// Сибирский психологический журнал. 2010. №37. С. 48–51.
Веселова Е. К. Методологические и методические проблемы эмпирического исследования нравственной сферы личности // Научное мнение. 2013. № 6. С. 168-173.
Коржова Е. Ю., Дворецкая М. Я. Психологическая диагностика здоровья личности: субъектные и духовные аспекты // Журнал прикладной психологии. 2005. № 6. С. 11-27.
Котова С.С., Шахматова О.Н. Психологические особенности самоорганизации учебной деятельности студентов // Научные исследования в образовании. 2007. № 4. С. 91-98.
Нос Е. Ю. Способность к самоорганизации деятельности как критерий личностного потенциала и условие достижения психологического благополучия // Сибирский психологический журнал. 2009. №. 34. С. 106-108.
Пахмутова М. А. Особенности самоорганизации личности студентов, включенных в исследовательскую деятельность на разных этапах обучения //Актуальные проблемы психологического знания. 2015. №1(34). С. 76- 85.
Богомаз С.А. Типологические особенности самоорганизации деятельности // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 344. С. 163-166.
Мандрикова Е. Ю. Разработка опросника самоорганизации деятельности (ОСД) // Психологическая диагностика. 2010. № 2. С. 59-83.
Баженова Н.Г. Орган студенческого самоуправления: организация или самоорганизация? // Педагогическое образование и наука. 2011. № 4. С. 67-72.
Баженова Н.Г. Самоорганизация студенчества: заданность или данность? // Высшее образование в России. 2012. № 3. С. 81-86.
Баженова Н.Г. Теоретические основания конструирования критериев оценки качества функционирования самоорганизации студенчества в вузе // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 6-2. С. 74-77.
Баженова Н.Г. Самоорганизация студенчества в вузе: тезаурусный подход // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2013. № 4 (31). С. 247-254.
Баженова Н.Г. Теоретические основания конструирования студенческого самоуправления // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2011. № 3. С. 94-97.
Лагунова А.А., Муллинов Д.О., Баженов Р.И. Применение программной среды SPSS для исследования данных психологических методик // Психология, социология и педагогика. 2015. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/06/5446 (дата обращения: 14.07.2015).
Широкова Н.А., Баженов Р.И. Применение корреляционного анализа для исследования данных спортивных показателей студентов в среде SPSS // Nauka-Rastudent.ru. 2015. № 6 (18). С. 25.