Исследованиями по психологии семьи массово занимаются как отечественные, так и зарубежные специалисты. Кроме того, в психологических исследованиях пристальное внимание уделяется неполным семьям. Проблема становления личности ребенка в семье является одной из важнейших и постоянно находится в центре внимания отечественных и зарубежных исследователей. Некоторыми авторами, такими как Абрамовой Г.С., Захаровым А.И., Эйдемиллером Э.Г., Юстицкисом В., Варга А.Я. и другими отмечается, что основной фактор эмоционального и психического развития ребенка это семейная среда, характеризующаяся, в частности, детско-родительскими отношениями. Если эти детско-родительские отношения нарушаются, это может оказывать негативное влияние на развитие личности ребенка – на его представление о себе, самоотношение, самооценку, образ себя, а, следовательно, и Я-концепцию [5, с. 238-240].
Ребенок в семье ориентирован на ценности именно своего пола, и тем самым его сознание начинает закладывать гендерные схемы, которые существую в данном обществе. Если ребенок воспитывается в неполной семье, то у него отсутствует пример отца, следовательно, скорее всего, будет сформировано не верное представление о мужчинах. В настоящее время обычным явлением становятся семьи, в которых ребенок любого пола воспитывается одним родителем (чаще – женщиной, матерью). По данным научного анализа статистических данных, можно отметить, что в России на довольно высоком уровне находится внебрачная рождаемость, разводимость, овдовение и повторная брачность. Из этого специалисты делают вывод о том. Что примерно половина детей частично свое детство и отрочество (до 18 лет) могут проводить в условиях неполной семьи. Самые частые причины, по которым образуются неполные семьи на сегодняшний день следующие: развод родителей и рождение ребенка вне брака [1, с. 34-37].
Женщина, которая вынуждена в одиночку нести ответственность за воспитание ребенка, развивает черты собранности, властности, авторитарности, поэтому она является доминирующей в семье и ребенок ей подчиняется. Кроме того, для такой семьи характерно формирование избыточной привязанности ребенка к матери, появление сильной зависимости от нее, что в дальнейшем, особенно в подростковом возрасте будет отрицательно сказываться на развитии личности, поскольку характерная черта подросткового возраста – возрастающая самостоятельность ребенка, даже некоторый негативизм [2, с. 329-332].
Проведя анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, можно сделать вывод о том, что наиболее проблематичная и уязвимая в воспитательном плане – это неполная семья. В настоящее время ее удельный вес в числе других семей остается довольно высоким. Воспитание в неполной семье приводит к снижению успеваемости детей, негативно отражается на их нравственном облике, самосознании, активности, будущей жизненной позиции, подготовки к семейной жизни и т.д.
Семейное воспитание является очень важной системой. Его основу составляют определенные принципы и такое содержание, позволяющее ребенку всесторонне развивать свою личность. С момента рождения опыт семейных отношений закладывается в ребенке и впоследствии оказывает влияние на такие факторы, как социальная адаптация и формирование собственного «Я» в подростковом возрасте.
Если эмоциональные отношения в семье нарушены, ребенок получает негативный опыт, что в дальнейшем отрицательно сказывается на формировании личности ребенка. Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис обобщили опыт семейной психотерапии детей и в соответствии с этим выделили два вида нарушений эмоционального отношения родителей к ребенку, которые наиболее часто встречаются в семьях.
Первое из них, называемое «неразвитостью родительских чувств», специалисты определили как нежелание иметь дело с ребенком, поверхностный интерес к его делам. Родители зачастую считают, что, отвлекаясь на незначительные по их мнению проблемы ребенка они отрываются от чего-то более важного и интересного, их родительские обязанности и так довольно утомительны. Причина неразвитости родительских чувств кроется, в частности, в особенностях семейного воспитания, например в том, то, что самого родителя в детстве отвергали его родители, он не испытывал родительского тепла.
Второе нарушение – «сдвиг установок родителей по отношению к ребенку в зависимости от пола». Зачастую такое отношение родителей к детям обусловлено не реальными качествами конкретного ребенка, а теми, которые родители приписывают его полу – так должны поступать «вообще мужчины» или «вообще женщины». Тогда, если родитель предпочитает, например, женские качества, в семье можно наблюдать неосознанное неприятие родителями ребенка мужского пола, и наоборот. Ребенок ощущает такое неприятие, что может привести к нарушению полоролевой идентификации, к тому, что ребенок будет использовать неадекватные защитные механизмы, у него будут развиваться невротические реакции [6, с. 115].
Родители входят в семью со своими индивидуальными личностными особенностями, личным многообразием мыслей и чувств, со своими знаниями и интересами, поступками и действиями. Соответственно, если отсутствует хотя бы один из родителей этот многогранный мир уже будет не полон.
Исследование эмоционального состояния подростков из неполных семей было проведено на базе МБОУ СОШ № 9 города Алексина Тульской области. Выборку исследования составили 30 подростков в возрасте 12-14 лет, из них 15 девочек и 15 мальчиков.
Исходя из проведенной диагностической работы, был сделан вывод, что для подростков из неполных семей характерно эмоциональное напряжение, напряженность, тревожность и враждебность; высокий уровень физической и вербальной агрессии. Кроме того, у многих детей самочувствие, активность и настроение имеют низкий уровень.
Результат издержек материнского воспитания в неполной семье – развитие у подростков эмоциональной нестабильности, подчиненности и низкого самоконтроля. Может отмечаться повышенная агрессивность у мальчиков, живущих только с матерью-одиночкой и из разведенных семей. Это свидетельствует о том, что мальчиками из таких семей мужское поведение воспринимается как агрессивное, антагонистически противоположное женскому. В то же самое время у таких подростков не отмечается проявление негативизма. В 14-15 лет подростки из семей с матерью-одиночкой отличаются усилением сдержанности в общении. Таким образом, у подростка из неполной семьи затруднено формирование соответствующей гендерной роли, развивается высокая зависимость от матери, нарушается нормальное протекание возрастных изменений.
Необходимо сделать вывод, что подростки из неполных семей нуждаются в психологической поддержке, цель которой – восстановление чувства доверия к себе и к другим, восстановление ощущения ценности собственной личности, снижение эмоционального напряжения.
Библиографический список
- Дементьева, И. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье / И. Дементьева // Социологические исследования. 2011. № 11. С. 34-37.
- Зуев, К.Б. Психологические особенности подростков из неполных семей / К.Б. Зуев // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 324. С. 329-332.
- Клопова, О.В. Особенности личностного развития и агрессивного поведения мальчиков подростков из неполных семей / О.В.Клопова// ИсторHYPERLINK “http://cyberleninka.ru/journal/n/istoricheskaya-i-sotsialno-obrazovatelnaya-mysl”иHYPERLINK “http://cyberleninka.ru/journal/n/istoricheskaya-i-sotsialno-obrazovatelnaya-mysl”ческая и социально-образовательная мысль. 2012. № 1. С. 186-190.
- Ковалец, И.В. Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере: Метод. Пособие / И.В. Ковалец. М.: ВЛАДОС, 2014. 136 с.
- Коваль, В.В. Подростки из неполных семей: особенности самоотношения / В.В. Коваль // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 2. С. 238-240.
- Лаувенг, А. Подростки и психическое здоровье / А. Лаувенг; Пер. с норв. С. Высоцкая. М.: Бахрах-М, 2014. 320 с.