УДК 159.922.8

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ПОДРОСТКОВ С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ

Савина Виктория Юрьевна
Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

Аннотация
Семейное воспитание является очень важной системой. Его основу составляют определенные принципы и такое содержание, позволяющее ребенку всесторонне развивать свою личность. С момента рождения опыт семейных отношений закладывается в ребенке и впоследствии оказывает влияние на такие факторы, как социальная адаптация и формирование собственного «Я» в подростковом возрасте.

Ключевые слова: подросток, семья


PSYCHOLOGICAL SUPPORT FOR ADOLESCENTS WITH EMOTIONAL DISORDERS FROM SINGLE-PARENT FAMILIES

Savina Viktoriya Yur'evna
Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University

Abstract
Family education is a very important system. It is based on certain principles and such content, allowing the child to fully develop his personality. From the moment of birth, the experience of family relationships is laid in the child and subsequently has an impact on factors such as social adaptation and the formation of the self in adolescence.

Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Савина В.Ю. Психологическая поддержка подростков с эмоциональными нарушениями из неполных семей // Психология, социология и педагогика. 2015. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2015/08/5669 (дата обращения: 27.09.2024).

Исследованиями по психологии семьи массово занимаются как отечественные, так и зарубежные специалисты. Кроме того, в психологических исследованиях пристальное внимание уделяется неполным семьям. Проблема становления личности ребенка в семье является одной из важнейших и постоянно находится в центре внимания отечественных и зарубежных исследователей. Некоторыми авторами, такими как Абрамовой Г.С., Захаровым А.И., Эйдемиллером Э.Г., Юстицкисом В., Варга А.Я. и другими отмечается, что основной фактор эмоционального и психического развития ребенка это семейная среда, характеризующаяся, в частности, детско-родительскими отношениями. Если эти детско-родительские отношения нарушаются, это может оказывать негативное влияние на развитие личности ребенка – на его представление о себе, самоотношение, самооценку, образ себя, а, следовательно, и Я-концепцию [5, с. 238-240].

Ребенок в семье ориентирован на ценности именно своего пола, и тем самым его сознание начинает закладывать гендерные схемы, которые существую в данном обществе. Если ребенок воспитывается в неполной семье, то  у него отсутствует пример отца, следовательно, скорее всего, будет сформировано не верное представление о мужчинах. В настоящее время обычным явлением становятся семьи, в которых ребенок любого пола воспитывается одним родителем (чаще – женщиной, матерью). По данным научного анализа статистических данных, можно отметить, что в России на довольно высоком уровне находится внебрачная рождаемость, разводимость, овдовение и повторная брачность. Из этого специалисты делают вывод о том. Что примерно половина детей частично свое детство и отрочество (до 18 лет) могут проводить в условиях неполной семьи. Самые частые причины, по которым  образуются неполные семьи на сегодняшний день следующие: развод родителей и рождение ребенка вне брака [1, с. 34-37].

Женщина, которая вынуждена в одиночку нести ответственность за воспитание ребенка, развивает черты собранности, властности, авторитарности, поэтому она является доминирующей в семье и ребенок ей подчиняется. Кроме того, для такой семьи характерно формирование избыточной привязанности ребенка к матери, появление сильной зависимости от нее, что в дальнейшем, особенно в подростковом возрасте будет отрицательно сказываться на развитии личности, поскольку характерная черта подросткового возраста – возрастающая самостоятельность ребенка, даже некоторый негативизм [2, с. 329-332].

Проведя анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, можно сделать вывод о том, что наиболее проблематичная и уязвимая в воспитательном плане – это неполная семья. В настоящее время ее удельный вес в числе других семей остается довольно высоким. Воспитание в неполной семье приводит к снижению успеваемости детей, негативно отражается на их нравственном облике, самосознании, активности, будущей жизненной позиции, подготовки к семейной жизни и т.д.

Семейное воспитание является очень важной системой. Его основу составляют определенные принципы и такое содержание, позволяющее ребенку всесторонне развивать свою личность. С момента рождения опыт семейных отношений закладывается в ребенке и впоследствии оказывает  влияние на такие факторы, как социальная адаптация и формирование собственного «Я» в подростковом возрасте.

Если эмоциональные отношения в семье нарушены, ребенок получает негативный опыт, что в дальнейшем отрицательно сказывается на формировании личности ребенка. Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис обобщили опыт семейной психотерапии детей и в соответствии с этим выделили два вида нарушений эмоционального отношения родителей к ребенку, которые  наиболее часто встречаются в семьях.

Первое из них, называемое «неразвитостью родительских чувств», специалисты определили как нежелание иметь дело с ребенком, поверхностный интерес к его делам. Родители зачастую считают, что, отвлекаясь на незначительные по их мнению проблемы ребенка  они отрываются от чего-то более важного и интересного, их  родительские обязанности и так довольно утомительны. Причина неразвитости родительских чувств кроется, в частности, в особенностях семейного воспитания, например в том, то, что самого родителя в детстве отвергали его родители, он не испытывал родительского тепла.

Второе нарушение – «сдвиг установок родителей по отношению к ребенку в зависимости от пола». Зачастую такое отношение родителей к детям обусловлено не реальными качествами конкретного ребенка, а теми, которые родители приписывают его полу – так должны поступать «вообще мужчины» или «вообще женщины». Тогда, если родитель предпочитает, например, женские качества, в семье можно наблюдать неосознанное неприятие родителями ребенка мужского пола, и наоборот. Ребенок ощущает такое неприятие, что может привести к нарушению полоролевой идентификации, к тому, что ребенок будет использовать неадекватные защитные механизмы, у него будут развиваться невротические реакции [6, с. 115].

Родители входят в семью со своими индивидуальными личностными особенностями, личным многообразием мыслей и чувств, со своими знаниями и  интересами, поступками и действиями. Соответственно, если отсутствует хотя бы один из родителей этот многогранный мир  уже будет не полон.

Исследование эмоционального состояния подростков из неполных семей было проведено на базе МБОУ СОШ № 9 города Алексина Тульской области.  Выборку исследования составили 30 подростков в возрасте 12-14 лет, из них 15 девочек и 15 мальчиков.

Исходя из проведенной диагностической работы,  был сделан вывод, что для подростков из неполных семей характерно эмоциональное напряжение, напряженность, тревожность и враждебность; высокий уровень физической и вербальной агрессии. Кроме того, у многих детей самочувствие, активность и настроение имеют низкий уровень.

Результат издержек материнского воспитания в неполной семье – развитие у подростков эмоциональной нестабильности, подчиненности и низкого самоконтроля. Может отмечаться повышенная агрессивность у мальчиков, живущих только с матерью-одиночкой и из разведенных семей. Это свидетельствует о том, что мальчиками из таких семей мужское поведение воспринимается как агрессивное, антагонистически противоположное женскому. В то же самое время у таких подростков не отмечается проявление негативизма. В 14-15 лет подростки из семей с матерью-одиночкой отличаются усилением сдержанности в общении. Таким образом, у подростка из неполной семьи затруднено формирование соответствующей гендерной роли, развивается высокая зависимость от матери, нарушается нормальное протекание возрастных изменений.

Необходимо сделать вывод, что подростки из неполных семей нуждаются в психологической поддержке, цель которой – восстановление чувства доверия к себе и к другим, восстановление ощущения ценности собственной личности, снижение эмоционального напряжения.


Библиографический список
  1. Дементьева, И. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье / И. Дементьева // Социологические исследования. 2011. № 11. С. 34-37.
  2. Зуев, К.Б. Психологические особенности подростков из неполных семей / К.Б. Зуев // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 324. С. 329-332.
  3. Клопова, О.В. Особенности личностного развития и агрессивного поведения мальчиков подростков из неполных семей / О.В.Клопова// ИсторHYPERLINK “http://cyberleninka.ru/journal/n/istoricheskaya-i-sotsialno-obrazovatelnaya-mysl”иHYPERLINK “http://cyberleninka.ru/journal/n/istoricheskaya-i-sotsialno-obrazovatelnaya-mysl”ческая и социально-образовательная мысль. 2012. № 1. С. 186-190.
  4. Ковалец, И.В. Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере: Метод. Пособие / И.В. Ковалец. М.: ВЛАДОС, 2014. 136 с.
  5. Коваль, В.В. Подростки из неполных семей: особенности самоотношения / В.В. Коваль // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 2. С. 238-240.
  6. Лаувенг, А. Подростки и психическое здоровье / А. Лаувенг; Пер. с норв. С. Высоцкая. М.: Бахрах-М, 2014. 320 с.


Все статьи автора «VS»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: