Возможность использования педагогического моделирования в структуре подготовки будущих педагогов к организации контроля качества сформированности знаний, умений, навыков и компетенций – одна из практик, организуемых в структуре реализации программ профессионального образования.
В структуре подготовки педагогов-бакалавров немаловажное место отводится работе по определению возможностей педагогического моделирования и дидактического тестирования в структуре изучения определенной темы или раздела современного профессионально-педагогического знания.
Для построения программно-педагогического обеспечения курса (учебные, учебно-методические пособия, методические рекомендации, лабораторные практикумы, сборники задач и пр.) необходимо уметь разрабатывать контрольно-измерительные материалы и контрольно-оценочные средства. В системе высшего профессионального образования используется термин «контрольно-измерительные материалы», в системе среднего профессионального образования используется термин «контрольно-оценочные средства».
В модели профессионально-педагогического образования используется в НФИ КемГУ работа [1], детерминирующая возможность разработки программно-педагогического обеспечения курсов и дисциплин в высшей школе в модели и практике оптимизации выбора структуры и условий контроля качества сформированности компетенций в разрабатываемых и используемых контрольно-измерительных материалах.
В контексте формируемых компетенций и моделей подготовки будущих педагогов были разработаны учебно-методические пособия [2-11], фасилитирующие оценку качества изучения курсов и подготовку личности педагога к самостоятельному, продуктивному решению задач развития личности в модели поликультурного адаптивного и акмеверифицированного знания.
В таком понимании система современного профессионально-педагогического образования готовит прочный фундамент для продуктивного становления педагога в модели ведущей деятельности.
Моделирование структуры и возможностей дидактического тестирования – одна из наиболее популярных задач современной дидактики средней и высшей школы, обеспечивающая будущего педагога опытом педагогического моделирования в определении и решении задач контроля качества современного обучения и образования.
В структуре подготовки учителей по программам специалитета были разработаны в Кузбасской государственной педагогической академии учебные пособия [12-16], фасилитирующие возможность включения будущего педагога в процесс педагогического моделирования и педагогического проектирования основ современного педагогического контроля как одной из наиглавнейших практик определения и решения задач развития личности.
Структура дидактического тестирования в работах [12, 13, 14] была определена в модели трех уровней – предлагалась использовать три формы тестовых заданий – 1) задание, в котором поставлен вопрос и предложено 4 варианта ответа, один их которых верен; 2) задание, в котором поставлен вопрос, приведены несколько ответов, часть из которых верны (более двух ответов верны); 3) задание на сопоставление двух колонок или множеств. Практика построения шкалы оценок в таком дидактическом тесте была определена сообразно уровню предлагаемого задания, т.е. задания первого типа оценивались в 1 балл, задания второго типа – в 2 балла, задания третьего типа – в три балла.
Структура дидактического тестирования, разрабатываемая будущими педагогами по программам изучения курса «Теория обучения. Педагогические технологии» [15, 16], отличается от модели подготовки по работам [12-14] практикой моделирования уровневой школы оценки сформированности знаний по изучаемой теме (будущие педагоги моделировали разноуровневую технологию изучения темы из раздела педагогики «Теория обучения» («Дидактика»), в структуре которой выделяли 4 уровня, дидактическое тестирование было на втором уровне – репродуктивно-вариативном, определяющем совокупный балл уровня умножением максимального балла предыдущего уровня на 2, т.е. каждый последующий уровень отличается от предыдущего на 100 % балльной оценки. Это удобно. Если на первом уровне однородные контрольные вопросы, которых может быть в структуре контроля от 15 до 35, то и максимальный балл первого уровня может быть от 15 до 35 баллов. Тогда на втором уровне максимальный балл должен быть от 30 до 70 баллов. Вот именно здесь и необходимо определить – сколько баллов будет педагог давать за ту или иную форму переставленного дидактического задания. Если оставить разработанную в работах [12-14] шкалу оценки дидактических заданий по 1, 2 и 3 баллов, то при моделировании дидактического теста, в структуре которого необходимо набрать 70 баллов, – будет сложно реализовать условия педагогического моделирования дидактических заданий, выносимых на педагогическое моделирование в лабораторной работе на 1 пару учебного времени, да и необходимость большого количества тестовых заданий нецелесообразна, т.к. и при тестировании у обучающихся не должно быть перегрузок. Следовательно, необходимо дать возможность будущему педагогу выбрать какую-то другую шкалу оценки тестовых заданий, наложив еще одно ограничение – одно условие на модель конструирования – количество дидактических заданий не должно быть больше 15-20.
Теория и практика педагогического моделирования хорошо используется и в подготовке педагогов-бакалавров, и в подготовке аспирантов.
Необходимость разработки дидактических тестов и моделирования педагогических технологий – одно из условий продуктивного становления будущего педагога. Качество и возможности определяемых и решаемых задач педагогического моделирования в структуре педагогов-бакалавров и педагогов-аспирантов различается по уровняю и степени решаемых задач, но возможность реализации педагогического моделирования в работе педагога объединяет всех педагогов на протяжении всего периода включения личности в систему непрерывного профессионального образования.
Возможность использования педагогического моделирования в подготовке будущих педагогов определяет и качество определения и решения задач научно-педагогического исследования [17], детерминируемых педагогами в модели адаптивной и продуктивной составляющих подготовки будущих педагогов. Адаптивная составляющая профессионально-педагогического знания в предельном его использовании определяет качество и возможности работы с обучающимися-инвалидами, а продуктивная составляющая – со всеми остальными обучающимися.
Качество постановки и решения задач развития личности в модели профессионально-педагогической подготовки будущего педагога и учителя определяется детерминируемой и корректируемой совокупностью педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу [18], предопределяющую своим качеством и качество всех других компонентов профессионально-педагогической подготовки и труда. В таком понимании важность продуктивной самостоятельной работы [19] объективна, возможность повышения качества организации самостоятельной работы может быть скорректирована через формирование культуры самостоятельной работы личности педагога [20]. Одной из практик, подтверждающих выше детерминированное явление, является практика, описанная и реализованная в работе [21], что свидетельствует о возможности организации продуктивной самостоятельной работы и ее культуры, начиная с первого курса подготовки будущих педагога в модели изучения современной педагогики («Введение в педагогическую деятельность») [22], реализующей условия для оптимального формирования профессионально-педагогической культуры будущих педагогов [23].
Качество педагогического моделирования в работе с будущими педагогами не останавливается на создании новых дидактических тестов и контрольно-измерительных материалов, продолжается планомерная работа по оптимизации возможностей продуктивного научно-педагогического становления будущего педагога, в таком понимании практика моделирования и оптимизации педагогических условий педагогического процесса [24-30] является уникальным продолжение профессионально-педагогической подготовки будущего педагога, способного определять не только задачи локального уровня профессионально-педагогической деятельности, но и быть в системе многофункционального анализа определения специфики и возможностей развития личности в модели поликультурного образования.
В дальнейших работах мы попытаемся проанализировать возможность разработки программно-педагогического обеспечения будущим педагогом, включенным в активный поиск оптимальных условий развития и самореализации, самоутверждения и саморазвития личности, где необходимо учитывать практику использования продуктивных методов и продуктивного знания [31], а также качество и нюансы формирования культуры самостоятельной работы личности обучающегося и педагога [32]. В заявленном статусе «обучающийся» выступают у нас и студенты, и аспиранты, и докторанты, и слушатели курсов ФПП и ФПК, и другие лица, включенные в условия непрерывного профессионального образования в качестве субъекта-получателя образовательных услуг.
Библиографический список
- Елькина О. Ю., Лозован Л. Я., Кошкина Н. И. Оценка компетенций бакалавров образования: Методические рекомендации для преподавателей высшего профессионального образования. Новокузнецк : РИО «КузГПА», 2013. 33 с. ISBN 978-5-85117-730-9.
- Шварцкопф Е. Ю. Платоненко А. И., Меркушев Е. О. Контрольно-измерительные материалы курса «Основы туризма» : учебно-методическое пособие для студентов бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура» / под общ. ред. к. п. н., доцента О. А. Козыревой. Новокузнецк : КузГПА, 2013. 51 с. ISBN 978–5–85117–758–3.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Введение в педагогическую деятельность» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 55 с. ISBN 978–5–85117–739–2.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «История педагогики и образования» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 45 с. ISBN 978–5–85117–740–8.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Методика воспитательной работы» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 54 с. ISBN 978–5–85117–741–5.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Практическая педагогика» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 49 с. ISBN 978–5–85117–743–9.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 53 с. ISBN 978–5–85117–742–2.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Нормативно-правовое обеспечение образования» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 52 с. ISBN 978–5–7262–2025–3.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Общие основы педагогики» : учеб.-метод. пособ. для студ.-бакал. напр. подгот. «050100-Пед. образование». М. : МИФИ, 2014. 48 с. ISBN 978-5-7262-2022-2.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Теория обучения» : учеб.-метод. пособ. для студ.-бакал. направления подг. «050100 – Пед. образование». М. : МИФИ, 2014. 44 с. ISBN 978–5–7262–2023–9.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Управление образовательными системами» : учеб.-метод. пособ. для студ.-бакалавров направления подготовки «050100-Пед. образование». М. : МИФИ, 2014. 56 с.
- Козырева О. А. Программа и контрольно-измерительные материалы курса “Дидактика. Педагогические технологии”: учеб.-метод. пособ. для студ. пед. вузов. Новокузнецк : КузГПА, 2005. 121 с. ISBN 5–85117–124–3.
- Козырева О. А. Теория и практика уровневого обучения : учеб.-метод. пособ. для студ., аспир., учителей и слушателей ИПК. Новокузнецк : КузГПА, 2005. 207 с.
- Козырева О. А. Уровневое обучение : теория и практика в современной системе образования : учеб.-метод. пособие. Новокузнецк : МОУ ДПО ИПК, 2007. 427 с. [+CD].
- Козырева О. А. Теория обучения. Педагогические технологии: программа и контрольно-измерительные материалы: курс занятий для студентов педагогических специальностей заочной формы обучения. Новокузнецк : КузГПА, 2007. 209 с. [+CD].
- Козырева О. А. Теория обучения. Педагогические технологии : программа и контрольно-измерительные материалы : курс занятий для студентов педагогических специальностей. Новокузнецк : КузГПА, 2007. 359 с. [+приложение на CD]. ISBN 978–5–85117–270–0.
- Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования : учеб. пособ. для пед. вузов и системы доп. проф. образования. М. : НИЯУ МИФИ, 2014. 92 с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
- Козырева О. А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу //Вестник КемГУ. 2015. № 2-3(62). С.63-67.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
- Козырева О. А. Методология формирования культуры самостоятельной работы педагога и методы ее исследования // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 6. С.54-73.
- Бабушкин И. А., Бойкова И. В. Некоторые возможности продуктивной самореализации будущих педагогов по ФК в структуре их теоретико-педагогической подготовки // Теоретические и практические вопросы науки XXI века : сборник статей Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 28 нояб. 2014 г.) : в 2 ч. Ч.1. Уфа : Омега Сайнс, 2014. С.202-204.
- Свинаренко В. Г., Коновалов С. В., Козырева О. А. Специфика и дидактические возможности изучения курса «Введение в педагогическую деятельность» будущими педагогами по физической культуре // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты: матер. III Междун. науч.-практ. конфер. (Воронеж, 29 мая 2015г.) Т. 1 ; под ред. С. Л. Иголкина. Воронеж: ВЦНТИ, 2015. С. 217-221.
- Свинаренко В. Г. Профессионально-педагогическая культура в условиях непрерывного профессионального образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2014. № 2 (14). С. 133-136.
- Коновалов С.В., Белинская А.В., Бойкова И.В. Понятие и возможность реализации идей здоровьесбережения в работе педагога по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 7. URL: http://human.snauka.ru/2015/07/11982
- Коновалов С.В., Бойкова И. В., Филиппова Ю.О. Педагогические условия оптимизации качества моделирования портфолио обучающегося как социально-педагогическая проблема // Гуманитарные научные исследования. 2015. №5-1 (45). С.63-69.
- Коновалов С.В., Завьялова Я. Е., Малышева В. О. Педагогические условия профессиональной самоидентификации и самореализации тренера-преподавателя по регби как социально-педагогическая проблема // Современные научные исследования и инновации. 2015. №5. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/05/53480
- Коновалов С.В., Козырева О.А., Чурин Н.А. Возможности уточнения педагогических условий оптимизации моделирования предметно-педагогических презентаций в модели подготовки будущих педагогов по ФК // Совр. педагогика. 2015. № 5 (30). С.62-73.
- Коновалов С.В., Свинаренко В.Г., Апанасова А.С. Педагогические условия определения и исследования возможностей организации внеучебной, здоровьесберегающей, научно-исследовательской работы обучающихся сельской школы // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 6. URL: http://human.snauka.ru/2015/06/11418
- Коновалов С.В., Угольникова О.А. Возможности исследования качества выпускных квалификационных работ в структуре вузовской подготовки // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты: матер. III Междун. науч.-практ. конф. (Воронеж, 29 мая 2015г.).Т.1; под ред. С.Л.Иголкина. Воронеж: ВЦНТИ, 2015.С.131-134.
- Коновалов С.В., Угольникова О.А., Васильев Д.С. Некоторые особенности социализации, самосовершенствования и самореализации обучающегося в плавании // Психология, социология и педагогика. 2015. № 6 (45). С.8-14.
- Редлих С.М., Козырева О.А. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. №1(3). С.49-62.
- Редлих С. М., Козырева О. А. Специфика и результативность формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога по ФК как ресурс становления и профессионализма // Педагогическое образование и наука. 2014. №1. С.103-107.