УДК 003

АКТУАЛЬНОСТЬ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗАХ РОССИИ

Захаров Константин Викторович1, Нигматуллина Гузелия Вакилевна1
1ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»

Аннотация
В данной статье описывается проблема актуальности инклюзивного образования в учебных заведениях. Отдельно приведена статистика студентов-инвалидов в Вузах. Рассматривается проблема готовности педагогов общеобразовательных школ к реализации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Приводится комплекс профессионально-ценностных ориентаций для педагога, который готовится обучать учащихся с ограниченными физическими возможностями.

Ключевые слова: вуз, высшее учебное заведение, инклюзивное образование, образование детей с ограниченными возможностями здоровья


RELEVANCE OF INCLUSIVE EDUCATION IN RUSSIAN UNIVERSITIES

Zakharov Konstantin Viktorovich1, Nigmatullina Guzeliya Vakilevna1
1Magnitogorsk State Technical University named after G.I. Nosov

Abstract
This article describes the relevance of inclusive education in schools. Separately, the statistics of disabled students in universities. The problem of readiness of teachers of secondary schools to implement inclusive education for children with disabilities. It provides a range of professional-valuable orientations of the teacher, who is preparing to teach students with disabilities.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Захаров К.В., Нигматуллина Г.В. Актуальность инклюзивного образования в ВУЗах России // Психология, социология и педагогика. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2016/01/6276 (дата обращения: 11.09.2024).

Сегодня проблема инклюзивного образования является актуальной.  Ежегодно число учащихся, которым требуется особые образовательные условия, постоянно растет. Для того чтобы решить данную проблему, создаются инклюзивные группы. Основная цель этой группы – социализация и интеграция в широком аспекте понимания учащихся с ОВЗ в обществе. [1]

Инклюзивное образование, кроме решения задач в сфере образования, в большей степени способствует улучшению качества жизни общества.

Поддерживая идею инклюзивного образования, реализуя внедрение инклюзивной  практики, учебные заведения действуют в инновационном режиме.

При этом одной из важных задач является  задача создания устойчивой, развивающейся, эффективно действующей системы психолого-педагогического сопровождения инклюзивного обучения в образовательных учреждениях разных типов и видов. [2]

Россия взяла на себя обязательства по соблюдению права на образование людей с ОВЗ. Актуальность и своевременность этих действий очевидна, но при этом нужны существенные видоизменения во всех областях жизни общества, начиная с политики образования и заканчивая финансово-экономическим снабжением данного процесса. Педагоги, как правило, не владеют базовыми компетенциями о тонкостях взаимодействия и способах обучения людей с ограниченными возможностями, поскольку эти знания не были включены в вузовскую программу. В итоге категория людей с ОВЗ (ООП) обычно оказывается в числе дезадаптированных, а у педагогов и родителей вырабатывает отрицательное отношение к инклюзии. Тем не менее, переосмысление людьми своего отношения к лицам с ОВЗ, принятие не только равенства их прав, но и осознание своей обязанности дать этим лицам с ОВЗ  одинаковые возможности  со всеми другими людьми, вынуждает находить способы решения проблемы инклюзивного образования. [3]

Деятельность новейших систем образования многих развивающихся, развитых государств переживают особые видоизменения для общества, осуществляя переход на концепции и на современнейшие технологии, применяемые в образовательной среде. Межнациональные объединения в качестве важного направления развития образовательной системы предлагают включенное или инклюзивное образование, которое будет направлено на получение качественного образования и социального приспособления личности. Нынешняя модель образования берет начало из идеи создания одинаковых обстоятельств для людей с разными потребностями в обучении (в том числе для лиц с разными психофизическими особенностями и одаренных людей).

Инклюзивное или включенное образование — термин, который используется для описания учебного процесса лиц с особыми потребностями. В основании инклюзивного образования лежит мировоззрение, которое исключает любую дискриминацию обучающихся, обеспечивает одинаковое отношение ко всем людям и в тоже время создает особые условия для студентов, у которых имеются особые образовательные потребности.[1]

Инклюзивное образование — процесс развития современного образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех групп потребителей образовательных услуг. [4]

В России инклюзивное образование делает только первые шаги, в то время как во многих странах Старого Света большинство современных учебных заведений являются инклюзивными. Так же оно обязывает создать гибкую адаптивную образовательную среду, которая может соответствовать образовательным требованиям каждого учащегося.

В содержание инклюзивного образования входит образовательные учреждения такие,  как средне-профессиональное  и высшее образование.

Создание безбарьерной среды в процессе обучения и профессиональной подготовки  людей с ограниченными возможностями -цель инклюзивного образования. Эта совокупность целей представляет собой как техническое оснащение заведений, так и разработку специальных учебных методик для педагогов и  курсов для других обучающихся, которые будут направлены на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специализированные технологии, которые будут направлены на то, чтобы облегчить процесс адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении. [5]

Сегодня инклюзия на территории нашей страны регулируется Конституцией Российской Федерации, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В содержании статьи говориться, что в целях реализации возможности получить качественное образование страны-участницы обязаны обеспечить инклюзивное образование во всех ступенях и возможность обучаться в течение всей жизни человека.

Развитие инклюзивного образования в нашем государстве обеспечивает преемственность от инклюзивного образования к инклюзивному обществу, делает ее гуманнее, раскрывает потенциал всех людей, способствует самоактуализации.[6]

С целью развития инклюзии в средне-специальных и ВУЗах активно идет работа по подготовке и созданию безбарьерной среды для обучении и профессиональной подготовки инвалидов и лиц с ОВЗ, проводится техническое переоснащение общественных мест колледжей и институтов, кабинетов и лабораторий:

  • устанавливаются пандусы и поручни в учебном корпусе колледжа и в общежитиях;
  • на полы и стены наносится специальная разметка;
  • санитарно-гигиенические помещения приспосабливаются для любых ограничений по здоровью;
  • учебные помещения оборудуются специализированными компьютерами, мультимедийными проекторами, усилительными устройствами, улучшающими качество и громкость звуков и т.п.;
  • приобретаются специальные подъемники для инвалидов – колясочников, электронные интерактивные информационные панели для глухих и слабослышащих людей.  [7]

Социализирующие и реабилитирующие возможности  включенного обучения людей с ОВЗ в  высшей  школе  несомненны.  Инклюзивное образование  должна  давать каждому  образование  в  плане  адаптации  к  различным особенностям и физическим нарушениям, и может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений, когда уже в студенческие годы  осваиваются разные виды профессий лицами с физическими ограничениями.  В этот период формируется самооценка, возникает  дружба и помощь сверстников, общение между ровесниками, уверенность в собственных  возможностях,  формируется  мировоззрение, духовное содержание человека с инвалидностью,  готовность  существовать  и  зарабатывать  в  обществе, где все быстро меняется. Инклюзивное обучение  подразумевает  как  техническое  оснащение с архитектурной стороны образовательного заведения, так и специализированные педагогические технологии и программы, направленные на сторону реализации инклюзии. [8]

В одном из  ВУЗов Уральского Федерального Округа  инклюзивное  обучение инвалидов  обеспечивается  совокупностью  специально  разработанных  образовательно-реабилитационных программ: учебно-адаптационная программа довузовской подготовки, профориентационная  программа,  программа сопровождения  интегрированного  обучения учащихся с ОВЗ, программы информационно-технологического  сопровождения,  дистанционного обучения, социокультурной реабилитации содействия трудоустройству.

Для учащихся с проблемами  опорно-двигательного аппарата реализуется безбарьерная архитектурная среда. В ВУЗе имеются специальная компьютерная, реабилитационная техника,  современные  учебные  программные обеспечения,  которые предназначены  для  инвалидов.  Благодаря системе  дистанционного  обучения есть возможность поддерживать связь между всеми членами учебной деятельности, свободно обмениваться  информацией,  получить качественный и простой  выход  к образовательным материалам  вне  зависимости от  степени тяжести физического нарушения.  Все эти программы и являются основой для системы инклюзивного обучения, которая в практической деятельности дает возможность студентам с ограниченными физическими  возможностями  с  различными видами нозологий и разной степенью тяжести вместе обучаться на одном уровне с остальными учащимися. [8, 9]

Доля студентов с особенностями физического здоровья в другом  ВУЗе Уральского Федерального округа от общего числа  студентов очного обучения (1600  чел.) составляет 0,9%.  В доме студентов проживает 10 человек с ограниченными возможностями здоровья. Из них 4 человека – выпускники.  Из 7 выпускников  в2015 г.  распределены по месту работы - 6.

Так же если взглянуть на статистику нашего ВУЗа, то в МГТУ на 1 октября 2014 года обучается 32 студента с ОВЗ. Однако, современное общество стремительно начало развиваться в последние годы, что привело к росту трудоустройства выпускников с ОВЗ. Это нам демонстрирует статистика: в 2012-2013 годах доля трудоустроенных студентов составляет 82%, а в 2013-2014 годах 90%. [9]

Большую роль в жизни студента с ОВЗ могут сыграть городские и региональные общества инвалидов. Но ВУЗы не сотрудничают с ними, так как нет точек взаимодействия. Из-за этого немного усложняется трудоустройство  и интеграция людей на места работы лояльные для инвалидов. Если бы такое сотрудничество было нормой для нашего общества, то процент трудоустроенных студентов после окончания ВУЗа был бы выше. Так как большинство ВУЗов напрямую не занимаются трудоустройством своих выпускников.

Проанализировав формы организации, методических, программных материалов, предлагаемых различными высшими учебными заведениями, можно сказать, что еще не разработана профессиограмма педагога инклюзивного образования, не определены оптимальные формы и сроки подготовки педагогов к новым обстоятельствам профессиональной деятельности, ее содержание, учебно-методические материалы.  Осуществление подготовки педагогических кадров для реализации инклюзии обычно направлено на получение сведений об особенностях учеников с какими-либо нарушениями и учета их в педагогической практике. Как правило,  меньше заостряют внимание на профессионально-личностную подготовку педагога к работе с учащимися с особенностями развития здоровья. [10]

Личностно-проффессиональная подготовка педагога к работе с учениками с ОВЗ содержит профессионально-гуманистическую направленность личности, в том числе ее профессионально-ценностные ориентации, профессионально-личностные качества и умения.

«Педагог, который готовится обучать учащихся с ограниченными физическими возможностями, должен принимать следующий комплекс профессионально-ценностных ориентаций: признание ценности личности человека независимо от степени тяжести его нарушения; направленность и  на развитие личности человека с нарушением в развитии в целом, и на получение знаний; понимание того, что он является ответственным, так как выполняет роли носителя культуры и транслятора для людей с проблемами со здоровьем.»[11]

Педагог, работающий с учениками-инвалидами, обязан обладать высоким уровнем регуляции своей деятельности, контролировать себя в стрессовых обстоятельствах, мгновенно отреагировать на изменение обстоятельства и принимать решение. Ему нужно иметь навыки, которые помогут справиться с негативными эмоциями, способность адаптироваться в сложных условиях. [12]

Во взаимоотношениях между педагогом и учеником для верного создания воспитательно-учебного процесса, в котором значимое место занимает формированию защищенного режима, который будет щадить нервную систему ребенка с ограниченными возможностями здоровья и охраняющую его от избыточного перевозбуждения и утомления.

Существенное и важнейшее требования к педагогу, который будет работать с учащимися с ОВЗ, это отношение к ним с максимальной аккуратностью и тактичностью, в том числе уметь сохранять конфиденциальную информацию и личных секретов учащихся.

Педагог отвечает за выбранные цели, задачи, содержание, методы обучения и воспитания ребенка с ОВЗ, так как изначально этот ребенок является наиболее зависим от помощи педагога, чем нормально развивающиеся ровесники. [13]

Таким образом,  глядя на статистику последних лет, мы видим, что число студентов с ОВЗ, поступающих в ВУЗы и ССУЗы нашей страны становится все больше. В связи с этим требуется создавать условия для таких студентов не только на техническом  уровне(пандусы, специально-оборудованные сан. узлы, итд.), но и методическом уровне. Здесь на первый план выходит  профессионально-личностная подготовка педагога к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья предполагает наличие целостной системы качеств, основывающихся на личностных ресурсах. Не всякий педагог, работающий в учебном заведении с нормально-развивающимися детьми, может работать с ребенком учеником, имеющим физические недостатки.


Библиографический список
  1. Макашова В.Н. Развитие творческих способностей студентов вуза в условиях открытого образования [Текст]: автореф. дис.. канд. пед. наук/В.Н. Макашова. -Магнитогорск, МГПУ, 2005 -23 с.
  2. Макашова В.Н. Использование электронных образовательных ресурсов для активизации взаимодействия ВУЗов и работодателей, Проблемы и перспективы развития образования в России: сборник материалов XI Международной научно-практич. конф./Под общ. ред. С.С. Чернова. -Новосибирск: Издательство НГТУ,2011. -С. 386 -390.
  3. Бубеева Б. Н. Проблема инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.  2010. – Вып. 1. -С. 220 -
  4. Портал психологических изданий PsyJournals.ru [Электронный ресурc] URL: http://psyjournals.ru/inclusive_edu/issue/43976_full.shtml Режим доступа:(дата обращения 15.10.2015)
  5. Портал психологических изданий PsyJournals.ru [Электронный ресурc] URL: http://psyjournals.ru/inclusive_edu/issue/44260_full.shtml  Режим доступа:(дата обращения 15.10.2015)
  6. Макашова В.Н., Филимошин В.Ю. Опыт разработки и внедрения модуля «ЭЛЕКТРОННЫЙ ДЕКАНАТ» в систему дистанционного обучения на основе LMS MOODLE. Математическое и программное обеспечение систем в промышленной и социальной сферах. 2015.№ 1 (6). С. 67-74.
  7. Новикова И.Н., Желтякова М.В., Инашвили С.Я. К вопросу подготовки будущих учителей к работе в инклюзивной образовательной среде // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/11/13200
  8. Новикова И. Н. Использование информационных технологий в системе управления общеобразовательным учреждением. информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине. Сборник научных трудов II Международной конференции. Национальный исследовательский Томский политехнический университет. Томск, 2015. С, 537-539
  9. Новикова И.Н.Шагиева А.К.Инашвили С.Я. Применение проектного менеджмента в сфере образования//Информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине: сборник научных трудов II Международной конференции «Информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине» Часть III. -Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2015. -С. 160 -162.
  10. Разинкина Е. М. Порталы как средство сетевого сотрудничества: монография/Е. М. Разинкина,В. Н. Макашова3. М. УметбаевИ. В. Суколенов. Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2006. -144 с.
  11. Чусавитина Г.Н., Макашова В.Н. Построение информационной образовательной среды вуза на основе методологии менеджмента непрерывности бизнеса//Новые информационные технологии в образовании. Российский государственный профессионально-педагогический университет. 2015. С. 389-394.
  12. С. В. Алехина, М. Н. Алексеева, Е. Л. Агафонова. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании. 2011. С. 83
  13. Бгажнокова И. М. Общее и специальное образование: пути к взаимодействию и интеграции. 2006.  С. 30.


Все статьи автора «Захаров Константин Викторович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: