В современную постиндустриальную эпоху мы наблюдаем уже достаточно четко организованную, консолидированную городскую общность, впитывающую в себя результаты наиболее значимых сегодня процессов технологической модернизации и информатизации. Можно сказать, что горожане как особая группа являются олицетворением этих тенденций: будучи местом сосредоточения инновационного капитала, город пропускает через себя различные нововведения всех сфер общества, оставляющих отпечаток на ментальных и эмоциональных структурах человека. Под воздействием урбанизации городской человек создает неповторимую культуру со своими идеалами и ценностями, особенностями функционирования в социальной реальности, позволяющие его жизнедеятельности быть органическим целым с модифицированным пространством: так сформировалась качественно новая, автономная, исключительная общность – городская субкультура. Под городской субкультурой понимается «система ценностных, нормативных особенностей и поведенческих установок общности людей, проживающих на определенной городской территории и характеризующихся определенным образом жизни» [1, с. 11]. Структура городской субкультуры представляет собой три базовых элемента – ценности, образ жизни и специфическая коммуникативная среда, в которой они рождаются и функционируют.
Анализ коррелирующих между собой ценностных ориентаций и предпочитаемых видов активности современных горожан позволяет сделать следующие выводы [2, 3]. В современном городском сообществе зафиксирована тенденция к индивидуализации личности, ее нарастающей отчужденности, к ощутимому снижению ценности кровнородственных отношений и приоритета эгоцентрического мышления. Современный горожанин настроен на самосовершенствование и саморазвитие, независимость и автономность, базирующиеся на желании использовать свой доход только для собственных нужд. Данные тенденции ведут не только к разобщенности и разрозненности социума, негативные последствия которых не оставляют сомнений, но также и к разрушению института брака в обществе. Огромное количество семей сегодня характеризуются нестабильностью, непрочностью, непродолжительностью, что негативно сказывается на процессе социализации подрастающего поколения. Все большее число пар отказывается иметь и официально зарегистрированные отношения, и детей – снижается естественный прирост населения, свобода от семейных уз и обязанностей по воспитанию детей оборачивается одиночеством индивида. Лишаясь рекреативной, эмоциональной, восстановительной функций семьи, горожанин ищет альтернативные способы снятия стресса и напряжения, многие из которых серьезно подрывают его психологическое и физическое здоровье. Превалирующие в социуме ценности индивидуализма и материализма формируют специфический городской образ жизни, основные черты которого рассмотрены далее.
Мобильность горожанина и динамичность его социального статуса. Интенсивная горизонтальная мобильность в современном социальном пространстве сопровождается быстрой сменой интересов и предпочтений горожанин, его политических и религиозных убеждений, места жительства и работы и, как следствие, постоянным изменением состава социального окружения. Последствием такого беспокойного перемещения в социальной иерархии становится динамичность и неустойчивость социального статуса индивида, что позитивно выражается в разнообразии путей самореализации, но негативно отражается на эмоциональной и физической стабильности горожанина, умении сохранять прочный, качественный набор ценностей и установок, а также выстраивать долговременные жизненные стратегии.
Кратковременность и поверхностность контактов. Городское пространство вынуждает каждый день взаимодействовать с большим количеством людей. Нахождение в транспорте по дороге домой или на работу, обеды в кафе и ресторанах, посещение магазинов и торговых центров, сопровождающиеся высокой концентрацией людей, скученностью, поверхностностью общения с незнакомцами, – все это факторы развития у человека таких качеств, как агрессивность и антагонистичность. Невозможность удовлетворить потребность в сохранении границ личного пространства вызывает у горожанина чувства беззащитности и уязвимости, которые он маскирует враждебностью и отстраненностью. Более того, частая смена социального окружения и ежедневные кратковременные, анонимные контакты с другими горожанами делают индивида равнодушным, безучастным и невнимательным к окружающим. Городской житель утрачивает способность устанавливать прочные социальные связи, поддерживать дружественные отношения с соседями и ближайшим окружением, быть эмоционально отзывчивым и участливым, становится отчужденным, пассивным и апатичным. Тем не менее, существуют и такие позитивные аспекты, как интенсивность межличностных контактов в городе, где проще и легче заводить знакомства. Технологичность городского пространства позволяет также устанавливать и поддерживать связь с кем-либо на расстоянии, а процесс глобализации помогает наладить международное сотрудничество.
Повышенное внимание к вопросам здоровья и внешнего вида. Высокая мобильность и динамика социального статуса формируют новый, городской ритм жизни: стремление сделать свою деятельность как можно более эффективной и продуктивной заставляет индивида насыщать свой день большим количеством задач и планов, осуществление которых оборачивается значительными физическими и эмоционально-интеллектуальными нагрузками. Горожане больше времени тратят на труд и работу и меньше - на сон и отдых, тем самым настраивая свой организм на искусственные ритмы жизни, отличающиеся от необходимых ему природных ритмов. В результате свободное время затрачивается преимущественно на восполнение энергетических запасов организма и восстановление физических сил, вытесняющих личные семейные отношения на второй план. Высокие темпы и стрессообразующий характер городской жизни сказываются также на здоровье горожанина – актуализируются проблемы истощения организма и слабости иммунитета, которые зачастую решаются посредством искусственного вмешательства, в частности, медикаментозного или хирургического. Нельзя также не отметить многозначительность вопросов красивого внешнего вида и привлекательного имиджа, ставшие в современном обществе индикаторами дохода и социального статуса и, как правило, навязанные стандартами и образцами массовой культуры.
Нейтрализация традиций и слабый социальный контроль. Повсеместная урбанизация стирает специфический культурный облик городов, а вместе с тем и социокультурные особенности горожан, самобытность их жизнедеятельности. Ранее почитаемые и строго соблюдаемые традиции, обеспечивающие солидарность населения и его культурную сплоченность, в условиях технологизации общества утрачивают свою значимость, уступая место массовым, шаблонным обычаям. Распространяемый процессом глобализации потребительский образ жизни разрушает исключительный культурно-исторический каркас городского общества, превращая его в штампованную, рассогласованную группу автономных индивидов. Вместе с отмиранием общепринятых духовно детерминированных ценностей и эталонов поведения и обретением безграничной свободы в любом виде активности горожанин более не контролируется неформальными институтами морали, что означает резкое ослабление социального контроля. Провозглашаемая свобода действия и слова, их безнаказанность со стороны права и законов допускают аморальное поведение индивида, ставящее под угрозу существование этико-нравственной составляющей социума, обеспечивающую его целостность и управляемость.
Расширение осведомленности и компетентности. Город – это бесконечное пространство непрерывно циркулирующей информации, знаний и новостей. В информационном обществе информация является доминирующим, наиболее ценным ресурсом, вследствие чего горожане стремятся достигнуть высокого уровня образования и получить доступ к различным знаниям. Интеллектуально развитые жители городов компетентны во многих областях науки, осведомлены о последних технических изобретениях и потому более адаптированы к инновациям по сравнению с сельскими жителями, в целом обладают более гибким мышлением и способностью быстро и точно находить нестандартные решения в сложных ситуациях. Однако будучи фокусом модернизационных процессов, город регулярно наполняется неоднородными информационными потоками, постоянно обновляющимися, перегружающими индивида своим разнообразием. Необходимость воспринимать и усваивать большие объемы зачастую беспредметных и малосодержательных знаний и новостей засоряет разум горожанина, истощает его интеллектуальные ресурсы и возможности, рассредоточивает внимание, способствует умственному и духовному регрессу.
Модификации коммуникативного пространства, а именно повышение значимости СМИ и распространение мультимедийных технологий также послужили источником изменений ментальности городского населения и его субкультуры, нашедших выражение в двух процессах: массовизации и виртуализации. Благодаря повсеместной технологизации СМИ в той или иной форме имеют доступ к любой точке городского пространства. Распространяемая таким образом массовая культура навязывает городскому жителю собственные знания, представления, ценностные ориентации, модели поведения – духовная структура индивида полностью поглощается массовизацией и стандартизацией. Речь идет о гомогенизации культурных запросов горожанина, ослаблении или полном отсутствии эстетической потребности, утрате стремления к духовному самосовершенствованию, замене освященных традицией моральных идеалов на шаблонное мировоззрение во главе с принципами индивидуализма и гедонизма. Свободе в самореализации и развитии личностных черт предпочитаются продукты массовой культуры, формирующие стереотипизированное мышление и обедняющие интеллектуальные и креативные ресурсы горожан. Поверхностность предоставляемых СМИ знаний отнимает у индивида способность критически мыслить, анализировать получаемую информацию и вырабатывать собственное мнение на происходящие события. Так, масс-медиа получают возможность напрямую манипулировать сознанием, оценками и представлениями горожан, которые не стремятся ни вникать в суть назревших социальных и политических проблем, ни принимать участие в их разрешении.
Ситуация осложняется включением средств массовой коммуникации в виртуальное пространство и его активным использованием в распространении массовой культуры. Мультимедийные и интерактивные технологии, глубоко вживленные в городское пространство, находят свое воплощение в виртуализации сознания и мышления горожан: иллюзорность пространства подрывает устойчивость сознания, разобщает с реальной средой существования, лишает картину мира целостности и законченности. Тотальное погружение в медиапространство стирает саму сущность социального и культурного бытия человека, растворяя его в бесконечном виртуальном мире и создавая тем самым новое «Я» городского жителя в информационном обществе – медиагорожанина. Это «человек, всецело включенный во все пространства современного города и бескомпромиссно управляемый медиапространством, которое сформировано современными коммуникационными каналами» [4, с. 3]. Значительная часть повседневной активности горожанина осуществляется внутри и посредством виртуального пространства: всевозможные информационные ресурсы и онлайн-сервисы, сайты для общения и электронной коммерции позволяют индивиду осуществлять полноценную жизнедеятельность удаленно. В связи с этим нивелируется потребность взаимодействовать как с естественной окружающей средой, так и с другими индивидами в процессе живого общения – тенденции разрыва с природой и социального отчуждения возрастают в геометрической прогрессии, нарушается структура и функциональность всей социальной системы.
Приоритетными в данном контексте становятся задачи минимизации степени вовлеченности общества в искусственную среду и повышения уровня внутренней согласованности городского социума. Следует также уделить особое внимание стремительному процессу поглощения сознания и мышления горожан массовой культурой, стирающей не только индивидуальность отдельных личностей, но и исторически накопленное содержание всего города, его самобытность и своеобразие. Только внутренне органичный, эмоционально единый социум, богатый нравственно и культурно и заключенный в живое, духовно неповторимое пространство способен быть здоровым и деятельным, а значит, совершенствоваться и процветать.
Библиографический список
- Белоусова, Г. А. Городская субкультура в социокультурном пространстве Кавказских Минеральных Вод: дис. на соиск. учен. степ. канд. социолог. наук / Г. А. Белоусова.– Ставрополь : СГУ, 2007.– 170 с.
- Повседневная деятельность городских жителей в годы реформ: бюджет времени, ценности, тенденции (1986-2008) / Под общ. ред. Т.М. Карахановой. – М.: Изд-во Института социологии РАН, 2010. – 344 с.
- Муталова, Г. М. Ценностные ориентации и предпочтения в повседневной жизни горожан: автореф. дисс. … к. соц. н. Уфа, 2009. – 24 с.
- Паламарчук, М. Л. Медиагорожанин: штрихи к портрету современного городского жителя // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2011. - №2 (8), 75 с.