Проблема здоровьесбережения подрастающего поколения является одной из немаловажных задач не только российского образования, но и общества в целом. Всевозможные государственные программы, направленные на здравоохранение и развитие физической культуры и спорта в России, стимулируют развитие интереса у молодежи к здоровому образу жизни и занятиям спортом. Однако с каждым годом особо остро встает вопрос о нежелании студентов посещать занятия по физической культуре. Таким образом, цель данной работы – выявить основные причины пропусков занятий по физической культуре, а также предложить пути решения данной проблемы.
Учебные занятия – это основная форма физического воспитания в высшем учебном заведении. Планы занятий составляются по ОП ВО ФГОС 3+. Основной задачей занятий физической культурой в ВУЗе является формирование разноплановой нагрузки для студентов. В течение учебного семестра чередуются легкоатлетические, гимнастические занятия, подвижные и спортивные игры, ходьба на лыжах и другие виды в соответствии с техническим оснащением ВУЗа, а также лекционные занятия.
Помимо этого, обучающимся предлагается другая форма физического воспитания – посещение физкультурно-спортивных клубов по их интересам. Спортивные клубы создаются на базе ВУЗа, их деятельность направлена, в первую очередь, на привлечение студенчества в регулярные занятия физическими упражнениями и спортом . Также задачей спортивных клубов является пропаганда здорового образа жизни.
Кроме учебных занятий и спортивных секций, в ВУЗе, а также за его пределами, регулярно проводятся разнообразные спортивные мероприятия, которые вовлекают студентов в активную деятельность, воспитывают и стимулируют их к ведению активного образа жизни.
Следует отметить высокий уровень развития системы физического образования и воспитания в ВУЗе, цель которой – удовлетворение интересов и потребностей студенчества. Тем не менее, вопрос непосещаемости студентами занятий остается открытым. Чтобы ответить на него, был проведен опрос в социальных сетях среди студентов Елабужского института КФУ, в котором приняли участие 261 человек, 80 – юношей, 181 – девушек. Из 100% опрошенных 48% ответили, что регулярно посещают занятия по физической культуре, 52% – по различным причинам пропускают занятия. Среди причин были выявлены:
- личные проблемы, к которым относятся наличие ребенка, трудовая занятость, уход за больными родственниками – этот вариант предпочли 15% респондентов;
- низкий уровень спортивного интереса – 10% опрошенных; заболевания и отклонения в здоровье – 8%;
- узкий выбор спортивных секций – 7%; слабая оснащенность спортивных сооружений – 2%;
- неуверенность в себе- 3%; религиозный фактор – 1%;
- отсутствие душа в раздевалках – 2%;
- 4% респондентов воздержались от конкретного ответа.
Для решения данной проблемы необходимо изменить структуру физического образования, пополнить базу спортивных сооружений в ведомстве ВУЗов и расширить выбор спортивных секций для студентов. Одну из реформ предложил и с 2015 года внедрил в свою образовательную систему Белгородский государственный национальный исследовательский университет. Согласно новой программе преподавания физической культуры, происходит теоретическое изучение и ориентирование студентов первого курса с целью выявления их интересов в области спорта и физических возможностей и предрасположенностей. Начиная со второго курса, студентам предлагается выбрать форму занятий по физической культуре. Так формируется расширенный ряд спортивных секций по интересам для всех студентов. Данное реформирование привело к эффективному результату – посещаемость и интерес к спорту среди студенчества резко вырос. Также отмечается, что количество студентов с отклонениями в здоровье сократилось. Таким образом, цель программы – повысить интерес к физической культуре в студенческой среде – была достигнута.
Правительство РФ также не оставляет без внимания проблему незаинтересованности студенчества в занятиях физической культурой и спортом. В рамках Стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2020 года ставятся следующие цели:
- создание новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения, в первую очередь, подрастающего поколения;
- разработка и реализация комплекса мер по пропаганде здорового образа жизни, физической культуры и спорта;
- модернизация системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в дошкольных, школьных и профессиональных образовательных учреждениях. [2]
При активном участии министерств РФ, заинтересованных органов исполнительной власти, физкультурно-спортивных организаций и пр., происходит разработка и реализация комплексов мер по достижению поставленных целей.
Подводя итог вышесказанному, стоит сделать вывод о том, что привлечение студентов к ведению здорового образа жизни с активным занятием физической культурой и спортом имеет большое значение не только для самой студенческой среды, но и для государства. Поэтому личная заинтересованность обучающихся имеет первостепенное значение в решении поставленной проблемы.
Библиографический список
- Илона Жукова. Олег Полухин: Уроки физкультуры должны быть интересными. 17.06.2015 //ИА БЕЛ.RU. URL: http://www.bel.ru/news/sport/2015/06/17/907371.html (Дата обращения: 03.12.2015)
- План мероприятий по реализации в 2009 – 2015 годах Стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2020 года // Официальный сайт Министерства спорта Российской Федерации. URL: http://www.minsport.gov.ru/upload/plan_po_strategii.pdf (Дата обращения: 25.12.2015)