«Я говорю и утверждаю, что человек, желающий стать выдающимся в каком бы то ни было деле, должен с ранних лет упражняться… Например, кто хочет стать хорошим земледельцем или домостроителем, должен ещё в играх либо обрабатывать землю, либо возводить какие-либо детские сооружения».
— Платон (427 − 347 до н. э.)
На берегах среднего и нижнего реки Амур и его притоках издавна живут ульчи, нивхи, нанайцы, негидальцы – одни из малочисленных народностей Приамурья – прирожденные рыбаки и искусные охотники. Богата, разнообразна и уникальна традиционная культура этих малочисленных народов Дальнего Востока. Особое место в ней занимает традиционная физическая культура, которая выражается в своеобразном физическом воспитании подрастающего поколения с помощью закаливания, народных игр и состязаний.
Характер национальной физической культуры складывался веками в процессе ежедневной борьбы за существование с силами суровой природы и носит прикладной характер. Для этой борьбы необходимо обладать незаурядной волей, выдержкой, силой, ловкостью; выносливостью, проявлять смелость, решительность, взаимовыручку, порой принимать дерзкие решения для своего спасения и спасения рода.
Особую ценность представляют традиционные национальные игры. Своим содержанием и направленностью игры вызывают у детей устойчивый интерес к традиционным ремеслам родителей рода. С помощью игр поддерживалась и развивалась высокая работоспособность, закалялось и укреплялось здоровье, формировались жизненно важные двигательные качества и навыки, воспитывались честность и смелость, коллективизм, взаимовыручка, воля, любовь к природе и бережное отношение к ней.
Ещё до того, как ребёнок охотника начинал ходить, у его изголовья развешивались игрушки в виде погремушки из зубов северного оленя, челюсти соболя, копыт косули или снежного барана. Конечно, первыми радостями детей являются игрушки в виде птиц, собак, медведей, оленей и т.д. Часто охотники вырезали животных, встреченных во время охоты. У мальчиков и девочек были свои излюбленные игрушки.
Условно все игрушки северян разделяют на обучающие и образные, изображающие всевозможных птиц и зверей. Обучающие игрушки, в особенности лук, стрелы, игрушечные ружья (они изготавливались из бузины), имели особое воспитательное значение.
Л.Шренк, познакомившийся с нивхами в середине прошлого века, писал о детях: «едва встанет на ноги, мальчик забавляется стрельбой из лука в цель или мнимых животных. Он ездит на санках, на щенках и играет в медведя, стараясь подражать тому, что проделывают взрослые на медвежьих праздниках». Девочки также в игре подражали взрослым. Их любимое занятие – игра в куклы (нэнк), которые изготовлялись из бересты, травы, листьев, бумаги и материи. Чаще всего детские игрушки украшались орнаментом в виде спирали или других криволинейных элементов. Особенно часто орнаментировались скульптурные изображения собак и уток. Для удобства к игрушке привязывалась веревка из морской травы.
Вся жизнь ребенка, особенно в первый год жизни, проходит на уровне эмоций. Родители исходят интуитивно из этого, когда стараются чуть не с первых дней жизни приобщать ребенка к осязательным, зрительным и слуховым контактам. И на этом построены самые первые игры – манипуляции.
Дети, уже научившиеся ходить, от года и до трех, очень любят качаться, стоя на ногах у взрослых. Слова сопроводительных детских стихов при этом различаются. Мальчику приговаривают:
«Рыбу ловить ножки, ножки,
Зверя ловить – ножки, ножки…»,
А девочке:
«По ягоду ходить – ножки, ножки,
Воду носить – ножки, ножки…»
Младенческие игры служили своеобразным трамплином в игровой деятельности детей дошкольного возраста. В этот период широко используется различные игрушки, игры все чаще становятся сюжетными. Дети «ловят рыбу», «ходят на охоту», «готовят еду».
В подростковом возрасте все больше распространение получают подвижные игры. Среди них, прежде всего, выделяют бег, прыжки на одной ноге, фехтование на палках, бросание камней на дальность, прыгание через ремень и др. Одной из любимых игр является игра – прыжки на одной ноге по определенным правилам. В состязании всегда заняты дети и юноши. Иногда, чтобы подзадорить детей, к игре примыкают и взрослые. И тогда игра принимает особенно азартный характер. Согласно правилам игры, отстающий возвращается к стартовой линии и начинает скакание вновь. Выигрывает тот, кто раньше придет к финишу. В этой игре наглядно проявляются выносливость, выдержка, ловкость, глазомер, чувство товарищества.
Традиционно мальчики должны были овладеть секретами охотничьего и рыболовного промыслов.
Игры с элементами состязательности являлись своеобразной школой, пройдя которую юноша становился настоящим мужчиной. Ярким примером таких игр является гонки на лодках и на собачьих нартах, прыжки в высоту, поднятие тяжестей.
Гонки на собачьих нартах практиковались обычно во время медвежьих праздников. В нарты впрягались по три лучшие собаки, и упряжка отпускалась пустой. Юноша и мужчина должны были суметь на ходу впрыгнуть в такую нарту и опередить другие упряжки.
Популярны были в свое время и прыжки в высоту. Двое держали ремень, а третий прыгал через него. Ремень поднимали все выше и выше, но прыгать нужно было с места, без разбега, без шеста. Наиболее сильные и ловкие прыгали выше своего роста. Находились и такие, которые достигали высоты своего роста, вытянутой руки и длины одной стрелы. Таким описали нам нивха Азмуна из Чир – Уинвда.
Девочки с самых ранних лет уже в играх с куклами постигали секреты будущей хозяйки и матери. Ведь кукла обычно представляли семью. Самая большая, изображающая главу семьи, имела одну косу. Другая – поменьше и с двумя косами это – мать семейства. В люльке был младенец, а рядом кукла – нянька. У всех была своя одежда красивая, а также постельные принадлежности: мот «подушка», фитис «одеяло» и др.
Большинство женских игры, как отмечалось, направлены на развитие навыков и умений во всех сферах домашнего хозяйства. Многие игры на первый взгляд (именно на первый взгляд) далеки от производственной деятельности. На самом деле они способствовали развитию смекалки, ловкости и аккуратности.
Так, например, игра чафк рымк развивалась ловкость рук, гибкость пальцев, быстроту реакции. Нарезались палочки гладкие, длиной см. 15, шириной до полутора см, не толще двух мм, общим количеством от 20- до 25-30 штук. Их нужно подкидывать рукой и ловить только одну из них. Если играющей не удавалось поймать лишь одну палочку, игра переходила к следующей. Когда доходили до последних, то нужно было поймать сразу три (последних). Если ловили одну палочку, это не засчитывалось, если две, то считалось, что играющая «поймала грязь» и она проигрывала.
Подобные игры детей и подростков являются не просто забавой, а и своим содержанием, с одной стороны, способствуют формированию у детей первоначальных представлений о производственно-промысловой деятельности родителей, а с другой – развивают у них ловкость, сноровку и другие качества, весьма необходимые для будущей практической работы в оленеводстве и охотничьих промыслах.
Народные игры и состязания популярными и у старшего поколения народов Приамурья. Часто именно они являются зачинателями различных игр среди детей и подростков. Обычно игры проводятся во время праздников, на свадьбах, во время перерывов в работе.
Ежегодно промышленно – гуманитарный техникум г.Николаевска на Амуре проводит мероприятия, в которых студенты, школьники и педагоги узнают новое о традициях народов Севера Дальнего Востока, принимают участие в практических конференциях. Так, 1 марта 2016 г. завершилась декада «Язык, знания, культура» предметно-цикловой комиссии специальностей гуманитарного профиля. Этот день был посвящен родному языку и национальной культуре народов Приамурья. Начался он со студенческой научно-практической конференции на тему «Этнокультурный аспект образования в условиях внедрения ФГОС СПО». Руководитель конференции преподаватель С.В. Попова во вступительном слове подчеркнула актуальность этнокультурного образования в современных условиях.
Студенты 2-3 курсов специальностей «дошкольное образование» и «преподавание в начальных классах» представили доклады-результаты исследовательских работ по материальной и духовной культуре народов Приамурья. Участники конференции внимательно прослушали доклады и с интересом просмотрели представленные к ним мультимедийные презентации. Практическая часть конференции была наглядно показана в открытых интегрированных занятиях по темам: «Еда» и «Традиционная одежда и декоративно-прикладное искусство народов Приамурья». Преподаватели Е.А. Полупанова (иностранный язык), О.П. Блинова (химия и естествознание), Е.Б. Син (изобразительная деятельность) и М.Г. Тэмина (иностранный язык), используя технологии интегрированного обучения, в рамках своих занятий реализовали изучение этнокультурных образовательных тем. Студенты группы ПНКо-33-С представили мультимедийные презентации о национальной кухне нивхов, создали буклеты с рецептами национальных блюд. На занятии о традиционной одежде и декоративно-прикладном искусстве обучающиеся создавали орнамент на бумажных шаблонах различных предметов одежды (халат, рукавицы, торбаса).
После обеденного перерыва в спортивном зале состоялись соревнования по национальным видам спорта «Северные старты». Под руководством преподавателя физкультуры Г.П. Пчельникова команды: «Амурские тигры» и «Медведи» состязались в прыжках через нарты, стрельбе из лука, «охотились на оленей и нерп», метали тынзей на хорей и т.д. Победителем стала команда «Амурские тигры», капитан А. Богданов. Среди болельщиков были студенты группы «ДОо-42-С», которые выразили свое впечатление о мероприятии: «От соревнований «Северные старты» мы получили много положительных эмоций. Большое спасибо организаторам этих соревнований и самим участникам».
Заключительным мероприятием этого дня стал концерт «Родина моя-Приамурье». В сценарии, составленном преподавателем музыки В.И. Новиковой, гармонично сочетались песни на родном языке, стихи о родном крае, танцы и сказки народов Севера. Зрители с большим интересом смотрели выступления студентов. Вот мнение одного из зрителей: «Я узнала много интересного об искусстве народов Приамурья. Особенно я была очарована их необычными танцами. Еще мне было интересно смотреть инсценировки сказок народов Севера».
Такие мероприятия прививают любовь к родной земле, воспитывают толерантность, развивают физические качества. Игры и состязания способствуют укреплению здоровья у старшего поколения, эффективно нейтрализуют воздействие природной среды, позволяют на долгие годы сохранить оптимальную физическую подготовленность для успешного ведения промыслов, домашнего хозяйства.
Изучение народных подвижных игр позволит последовательно решать задачи в современном физическом воспитании молодежи, формируя целостное представление о физической культуре, ее возможностях, которые проявляются, во-первых, в повышении работоспособности и улучшении состояния здоровья, во-вторых, в расширении знаний истории и культуры разных народов, проживающих на территории Дальнего Востока.
Библиографический список
- Афанасьев В.М. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и дальнего Востока. Якутск, 1979.
- Бельды В.Ч., Прокопенко В.И. Правила соревнований по национальным видам спорта народностей Приамурья. Хабаровск,1984.
- Вингун А.М. Игры коренных народов Нижнего Амура.
- Гонтмахер П.Я. Проблемы развития физической культуры и спорта среди коренных народностей советского Дальнего Востока. Тез. «Социальные проблемы развития физкультуры и спорта на БАМе». Хабаровск,1979.С 9-12.
- Гонтмахер П.Я. Эстетическая и историческая ценность национальных игр коренных народов Приамурья и Сахалина: Научно-методическое рекомендации.Хабаровск,1985.
- Крейнович Е.А. Нивхгу. Загадочные обитатели Сахалина и Амура.М.1973.
- Смоляк А.В. Традиционное хозяйство и материальная культура народов Нижнего Амура и Сахалина.М.,1984.
- Сем Ю.А. Воспитание детей в традиционной культуре нанайцев// Традиционное воспитание детей у народов Сибири – Л.: Наука , 1988.
- Таксами Ч.М. Основные проблемы этнографии и истории нивхов (середина XIX – начало XX вв.) Л.,1975.
- Таксами И.М. Традиционное воспитание детей у нивхов// Традиционное воспитание детей у народов Сибири.- Л.:Наука,1988.