Возможности научного исследования и научно-педагогического поиска в модели развития личности в системе непрерывного образования [1] определяют возможность продуктивного становления личности в модели детерминируемых условий воспроизводства опыта социальных отношений и способов самосовершенствования, самореализации и самоактуализации личности. Педагогическое моделирование [2] как продукт и метод научно-педагогического исследования в таком понимании определяется в трех смыслах детерминации возможных в реализации моделей. Несомненно, качество решения задач в системном определении возможностей педагогического моделирования зависит от качества педагогической деятельности [3], определяющей функции и решения задач оптимизации базовым механизмом самоорганизации определяемых решений. Специфика продуктивного использования педагогического моделирования в решении задач развития личности в нашей работе будет определена из работ [1-15].
Выделим систему принципов педагогического взаимодействия в модели учебно-тренировочного процесса по хоккею, гарантирующей будущему тренеру по хоккею качественное включение в систему социально-образовательных отношений будущей педагогической деятельности и педагогической практики.
Система принципов педагогического взаимодействия тренера по хоккею с обучающимися, занимающимися хоккеем
(Зорин И. С., 2016):
I. Принцип научности в организации педагогического взаимодействия в хоккее:
• принцип научности, последовательности, системности, систематичности в управлении качеством задач развития личности спортсмена в хоккее как командном виде спорта;
• принцип гендерного учета, природосообразности, культуросообразности, возрастосообразности в выявлении и решении задач развития;
• принцип единства воспитания, здоровьесбережения, социализации, самореализации, обучения, образования;
• принцип учёта индивидуальных особенностей и модели нормального распределения способностей в системном поиске продуктивных способов решений задач социализации и самореализации личности в спорте и через спорт (хоккей);
• принцип формирования и развития всех структур личности в модели развития личности через спорт;
• принцип гармонизации и оптимизации условий развития, социализации и самореализации как детерминированных и реализуемых практик;
• принцип доступности и оптимальной сложности, конкурентоспособности и востребованности научного знания в развитии личности как ценности, цели и смысле всех преобразований.
II. Принцип акмеологической и акмеологической помощи обучения занимающихся хоккеем:
• принцип дисциплинированности и ответственности в управлении качеством учебно-тренировочного процесса в хоккее;
• принцип ведущей роли тренера (педагога) в процессе педагогического взаимодействия;
• принцип управления гуманно-личностным взаимодействием субъектов в микро-, мезо-, макро – и мегагруппах;
• принцип «выращивания личности спортсмена (игрока)» в культуре педагогической деятельности и мышления;
• принцип субъектного контроля и объективности средств контроля и оценки в мониторинге качества управления учебно-тренировочного процесса.
III. Принцип формирования личности в системе здоровьесберегающих основ развития и самореализации в команде:
• принцип повышения уровня самочувствия личности, ее здоровья и функциональных возможностей различных систем организма спортсмена;
• принцип развития основных физических качеств в их единстве, отвечающем специфике учебно-тренировочного процесса в хоккее;
• принцип рационального питания;
• принцип восстановления организма после тренировочного процесса;
• принцип самозащиты личности от психических и физических воздействий.
IV. Принцип оптимальной организации общей физической подготовки и специальной физической подготовки:
• принцип воспитания выносливости у спортсмена;
• принцип точности, своевременности, неожиданности и скрытности передач в игре хоккей;
• принцип оптимизации групповых тактических действий в модели учебно-тренировочного процесса (УТП);
• принцип персонификации тактических действий при выбрасывании шайбы;
• принцип согласованности и стратегии в командных тактических действий;
• принцип модификации условий игры и функций игроков при численном неравенстве противоборствующих команд (игра в большинстве, игра в меньшинстве);
• принцип детализации и оптимизации тактики игры в обороне в модели мониторинга качества решения задач спортсменов и командой хоккеистов;
• принцип верификации качества учебно-тренировочного процесса в детализации тактики игры в нападении;
• принцип персонификации в выборе индивидуальных тактических действий.
V. Принцип формирования самостоятельности личности игрока в командной игре (хоккей):
• принцип формирования культуры самостоятельной работы личности;
• принцип перехода от контроля к самоконтролю, от обучения к самообучению, от воспитания к самовоспитанию, от образования к самообразованию;
• принцип формирования потребностей личности в достижении высоких результатов и признании результатов обществом;
• принцип оптимизации этапов учебно-тренировочного процесса;
• принцип акмепрограммирования результатов развития личности.
Выделенная система принципов педагогического взаимодействия тренера по хоккею с обучающимися, занимающимися хоккеем определит будущее изучения курсов «Теоретическая педагогика», «Практическая педагогика», прохождения педагогической практики.
Библиографический список
- Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учебное пособие для педагогических вузов и системы дополнительного профессионального образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92 с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования // Современная педагогика. 2015. № 8. С.14-23.
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Специфика детерминации и изучения категории «педагогическая деятельность» в структуре подготовки будущих учителей // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12 (52). С. 133-140.
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Специфика и возможности педагогического моделирования в процессе использования технологии системно-педагогического моделирования в вузе // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12. С.1110-1114.
- Козырева О. А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. № 2-3. С.63-67.
- Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования в условиях непрерывного профессионального образования // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 3-2. С. 355-359.
- Козырева О.А. Культура самостоятельной работы личности в конструктах педагогической методологии // Интернетнаука. 2016. № 5. С.478-488.
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Виды и модели современного обучения в структуре образования // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12. С.155-165.
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Некоторые возможности определения понятий «педагогическое проектирование» и «педагогическое моделирование» в структуре подготовки педагогов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8 (48). С. 43-52.
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Педагогика непрерывного профессионального образования как модель современной культуры // Гуманит. науч. исследования. 2015. № 12. С.87-93.
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Педагогическая рефлексия в модели детерминации, оптимизации и исследования качества профессионально-педагогической подготовки // Психология, социология и педагогика. 2015. № 8 (47). С. 13-22.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
- Редлих С.М., Козырева О.А. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. №1(3). С.49-62.
- Сукиасян А.А., Козырева О.А. Продуктивная подготовка будущих педагогов к участию в научно-практических конференциях // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. №4 (20). С.151-155.