Высокое качество жизни человека, его физическое и психическое здоровье, высокая продолжительность жизни все это результат правильного питания. Ярким примером зависимости физического развития от полноценного питания являются низкие показатели физического развития населения. Недостаточность пищевого рациона приводит к быстрой утомляемости всего организма и низкой его работоспособности.
Нарушения рационального питания связаны с малым ассортиментом продуктов и нехватки в пище важных структурных, энергетических и биологически активных веществ, таких как белки, жиры, углеводы, витамины и минералы. А также с незнанием правил и культуры питания.
Соблюдение правильного питания является одним из главных элементов повседневного поведения, которое формирует здоровье человека. Не все студенты стремятся к рациональному питанию. Об этом свидетельствуют показатели исследования их пищевого рациона.
Объектом проведенного исследования стало пищевое поведение студентов, которое изучалось благодаря составлению ими пищевого дневника. Студенты 2 курса составляли пищевой дневник каждый день в течение одной недели. Общее количество опрошенных студентов 17.
В рацион питания каждого человека должно быть включено 3-4 разовое питание, которое предусматривает дополнительные легкие перекусы. Как показывает исследование 29,41% студентов не соблюдают этот режим. Из них 23,53% опрашиваемых принимают пищу часто (5 и более), 5,88% питаются в основном только 1 раз в день с дополнительными легкими перекусами. Данные показатели противоречат нормам правильного питания. Предполагаем, что это связано с нехваткой времени или материальной обеспеченности.
Таблица 1 – Кратность приемов пищи.
Кратность приемов пищи | Количество студентов | Процент, % |
1-2 раза | 1 | 5,88 |
3 раза | 9 | 52,94 |
4 раза | 3 | 17,65 |
5 и более | 4 | 23,53 |
Проводя следующие анализы, мы столкнулись с проблемой нехватки полноценного утреннего завтрака у студентов, который составляет один из основных приемов пищи и сказывается в дневной работе студента. В ходе анализа пищевого дневника было выявлено, что 52,94% студентов предпочитают на завтрак чай или кофе с бутербродами и 47,06% имеют полноценный прием пищи. Только полноценный завтрак помогает избежать чувства голода в утренние часы и нормально работать.
Таблица 2 – Предпочтения студентов на завтрак.
Завтрак | Количество студентов | Процент, % |
Чай (сок, кофе), бутерброды, выпечка, сладкое | 9 | 52,94 |
Каша (мюсли), фрукты, чай (сок) | 8 | 47,06 |
В связи с тем, что человек является белковым организмом, белок играет важную роль в рационе питания. Именно из белковых структур состоят все наши органы и ткани, с их помощью синтезируются гормоны и ферменты. Белки состоят из аминокислотных цепочек. Некоторые аминокислоты наш организм вырабатывает самостоятельно; другие же поступают в организм только из принимаемой нами пищи. Полноценный белок содержится в продуктах животного происхождения (молоко, молочные продукты, яйца, мясо и мясопродукты, рыба, рыбопродукты), в которых присутствует весь необходимый набор аминокислот для биосинтеза белка в организме человека [1]. Согласно нормам физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах различных групп населения РФ [2], для исследуемой возрастной группы суточная потребность в белке составляет 61-72 г, в том числе животного происхождения – не менее 30, 5 – 36 г.
В результате анализа пищевого дневника было выявлено, что 58,84 % студентов предпочитают овощи и фрукты. На втором месте стоят мясо и мясные продукты (23,53% респондентов). Молоко и молочные продукты преобладают в рационе 11,76% студентов, рыба и морские продукты – 5,88%.
Таблица 3 – Продукты, употребляемые студентами.
Продукты |
Количество студентов | Процент, % |
Овощи, фрукты | 10 | 58,84 |
Мясо и мясные продукты | 4 | 23,53 |
Молоко и молочные продукты | 2 | 11,76 |
Рыба и продукты моря | 1 | 5,88 |
Очевиден факт дефицита в рационе питания студентов продуктов, которые являются основными источниками полноценного белка.
Таким образом, в ходе анализа пищевых дневников было установлено, что не все студенты придерживаются рациона полноценного питания, который имеет очень важную роль в жизни человека. Чтобы целенаправленно развивать умственные и физические способности своего организма необходимо правильно организовать режим питания и придерживаться ему. Исходя из этого хотим порекомендовать следующее: всем студентам нужно в обязательном порядке решать не только свои ежедневные проблемы, но и следить за своим питанием, так как оно составляет одно из важнейших компонентов полноценного здоровья.
Библиографический список
- Балыкова О.П., Цыбусов А.П., Блинов Д.С. Исследование культуры питания студентов вузов – одного из факторов формирования здоровья. // Интеграция образования. 2012. №2.
- МР 2.3.1.2432-08 «Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации», утвержденные главным государственным санитарным врачом РФ 28 декабря 2008 г.