Проблема развития познавательного интереса у учащихся занимает важное место в процессе построения современного урока. Особенностью современного процесса обучения становится его ориентация на интерес, активность и творческий подход учащихся.
Познавательный интерес не является чем-то дополнительным в процессе обучения, наоборот, это глубочайший внутренний мотив, с помощью которого процесс обучения проходит наиболее благоприятно. Проблеме формирования интереса уделили свое внимание такие ученые, как Г.И.Щукина, которая считала, что необходимо «всеми возможными способами воспламенять в детях горячее стремление к знанию» [1], П.Я.Гальперин, отмечавший, что «непосредственный интерес – вот великий двигатель – единственный, который ведет верно и далеко» [2] и многие другие. Следует подчеркнуть, что отсутствие интереса является показателем серьёзных недостатков в организации обучения.
На мой взгляд, появление интереса к любому предмету у большинства школьников зависит, во-первых, от методики его преподавания, а, во-вторых, насколько умело будет построена учебная работа. Сложно полюбить предмет, если преподаватель постоянно читает лекции, а дети изо дня в день работают в одном и том же направлении. В условиях развивающегося информационного пространства информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) являются одним из главных инструментов модернизации школы в целом, начиная от управления образовательным процессом и заканчивая воспитанием и обеспечением доступности образования. Внедрение новых технологий в сферу образования ведет за собой переход от старой схемы репродуктивной передачи знаний к новой, креативной форме обучения.
Сам предмет математика, в рамках своей специфики, является одним из наиболее благоприятных для внедрения ИКТ в учебный процесс. Многие темы объяснять детям с использованием компьютера, проектора и интерактивной доски становится легче, поскольку материал выглядит наиболее наглядно. Поэтому кабинеты математики должны быть оснащены современным оборудованием (компьютер, проектор, интерактивная доска и др.) и современной литературой (как электронной, так и печатной). Все эти новшества не только улучшат качество образования, но и повысят мотивацию к изучению предмета.
Итак, когда преподаватель проводит уроки со средствами ИКТ, дети попадают в красочную, более естественную для них среду. Учитель по математике демонстрирует на занятии разноцветные графики, красочно решает задачи или проводит урок в нетрадиционных формах (урок-путешествие, викторина, и т.д.), тем самым увлекает ученика в изучение предмета. Занятия становятся яркими, интересными, насыщенными и занимательными, так как материал содержит в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, что способствует созданию положительной эмоциональной обстановки обучения, происходит процесс формирования устойчивого познавательного интереса, что в свою очередь влечет получение новых знаний и развитие мыслительных способностей. На обычном уроке выход к доске является чуть ли не пыткой для большинства учеников, а вот когда в классе есть интерактивная доска, детям интересно с ней работать, поэтому учащиеся выходят к доске с большим интересом. При помощи интерактивной доски на уроках математики удается решить проблему, связанную с построениями графиков и различных геометрических фигур. Части чертежей можно разукрасить цветной заливкой, что, в свою очередь, способствует лучшему визуальному восприятию. Поскольку математика является серьёзным и достаточно трудным школьным предметом, то необходимо давать детям немного расслабится, менять формы и методы при работе с учащимися, и в этом случае использование компьютеров, приходит на пользу. После решения сложной задачи полезно будет провести обычную вычислительную работу, решить математический кроссворд, навести соответствия в правилах, все это удобно выводить с помощью компьютера на экран.
С использованием ИКТ учителю интересно проводить не только занятия, но и организовывать у учащихся исследовательскую и проектную деятельность по предмету. При оформлении проекта по геометрии или алгебре, а это может быть решение задач или доказательство теорем, информация об ученых или интересные факты о науке, учащимся удобно заранее оформить демонстрационный материал в виде презентации. Во-первых, это позволит им проявить свою индивидуальность, во-вторых, материал детям запомнится лучше, а, в-третьих, для остальных он более понятен, ведь информацию класс будет воспринимать не только на слух, но и зрительно. Так же удобным приемом является объявление на лучшую работу или проект. Пока дети будут стараться оформлять, любовь к предмету будет прививаться, следовательно, дети будут чувствовать больший интерес. Более того, при помощи ИКТ познавательную активность можно привлечь посредством дистанционного обучения, которое позволяет школьникам участвовать во всевозможным конкурсах, олимпиадах и семинарах, изучать предмет глубже с помощью интернет-уроков, открывает новые возможности в познании предмета.
Часто случается так, что в классе есть учащиеся, которым математика дается лучше, чем остальным и, наоборот, есть школьники, которые отстают по предмету. В итоге и у одних и у других возможно снижение интереса к предмету, одним становится слишком скучно, они теряют почву для развития своих способностей, а другие, теряют интерес, потому что начинают не понимать предмет. В математике каждая тема связана с предыдущей, в итоге ком непониманий накапливается, и ученик теряет интерес. Так вот с использованием ИКТ решается еще одна важная задача, которая стоит перед преподавателем – это уровневая дифференциация. Деятельность учителя должна давать возможность каждому ученику овладеть знаниями в соответствии своим возможностям.
Не малую роль играет компьютер при подготовке школьников к ЕГЭ и ОГЭ. Множество всевозможных тестов, (включая комбинацию частей А, В, С) возможно проходить в двух режимах: обучение (можно воспользоваться подсказками) и контроль (помогает проверить усвоенный материал). Эти тесты не только помогают получить объективную оценку знаний, выявить пробелы в изученных темах, но также помогают психологически настроиться к экзамену.
Несмотря на все вышесказанное, нельзя не сказать, что в процессе компьютерного обучения несколько ухудшается письменная культура школьника, наблюдаются случаи отчуждения детей друг от друга при непрерывном контакте с интересным и занимательным компьютером [3]. Если на занятиях ИКТ будут применяться все 45 минут, то возможен обратный эффект – снижение познавательной активности. Это происходит из-за обычного переутомления.
Подводя итог, следует отметить, что значение познавательного интереса выходит за рамки развития учебного процесса. Именно благодаря ему как знания, так и процесс их получения становятся главной движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания всесторонне развитой личности. А внедрение средств ИКТ позволяют школе как соответствовать требованиям современного информационного общества, так и осуществлять подготовку выпускников, которые владеют важной компетенцией – умением применять информационные технологии.
Библиографический список
- Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся /Г.И.Щукина. – М.: Педагогика, 1988. – 208 с.
- Гальперин, П.Я., Талызина Н. Ф. Управление познавательной деятельностью учащихся / П.Я. Гальперин, Н.Ф.Талызина. – М.: МГУ, 1972. – с.260-270.
- Гершунский, Б.С. Компьютеризация в сфере образования / Б.С. Гершунский .–М.: Педагогика, 2005.–198 с.