Современное общество стремительно развивается в социально-экономическом плане, широко используя потенциал науки и информационных технологий. Представляется, что это развитие будет продолжаться, становиться ещё более интенсивным и технологичным.
В связи с этим наше общество нуждается уже сейчас и будет все более нуждаться в ближайшие десятилетия в выпускнике всей системы образования, который не только компетентен в своей области, но и обладает способностями к самостоятельному решению все усложняющихся нестандартных задач [7,9].
В то же время история человечества показывает, что, с одной стороны, образование и педагог таковы, каково общество и его требования к ним. С другой стороны новое поколение таково, каким его воспитала система образования и педагоги. Отсюда требования к педагогу необходимо рассматривать с позиций тенденций развития общества [1-4, 8,10].
Современный рынок труда ждет появления специалиста, способного самостоятельно познавать, развивать и реализовать свой индивидуально-личностный потенциал на протяжении всей жизни, благодаря этому непрерывно учиться, осваивать технологии, принимать решения и нести ответственность за результаты своей деятельности. Все эти многообразные свои качества присущи личности, которую принято называть самоактуализирующейся.
Чтобы готовить специалистов такого уровня безусловно требуются создавать и совершенствовать соответствующие технологии, формы и методы обучения, активно использоваться для этого достижения науки и культуры.
Однако самые оригинальные новации, передовые теории, уникальные технологии, хорошо составленные инструкции и методические рекомендации не обеспечивают образовательному процессу эффективность. Они способны действовать только через педагога, посредством его личностных особенностей. Только через его индивидуально-уникальные условия преломляется воздействие культуры общества на формирующегося человека. И если речь идет о подготовке самоактуализирующейся личности, то и педагог тоже должен быть таковой.
Исследования ученых показывают, что самоактуализация является условием личностного и профессиональльного роста любого человека, в том числе, педагога. Это важнейший компонент его личностной и профессиональной зрелости. Только самоактуализирующийся педагог способен достичь профессионального мастерства (Е.Андриенко, К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, А.А. Бодалев, А. Маслоу, К. Роджерс и др.).
Исследования ученых показывают, что под влиянием условий профессии у многих педагогов складывается манипулятивный стереотип профессиональной деятельности, то есть её стандартизированный образ, отличающийся значительной устойчивостью. Его характеризует привычка к избеганию в процессе деятельности инициативы, самостоятельного и ответственного принятия профессионально-значимых решений, творчества, освоения нового педагогического опыта и др.
Формированию этого стереотипа способствуют такие свойства педагога-манипулятора, как необоснованное недоверие себе, неадекватная самооценка, принижение собственной роли в образовательном процессе. Манипуляторство приводит к тому, что для педагога становится комфортным не развиваться самому и не совершенствовать профессиональную деятельность, отторгать вновь осознаваемые стороны собственной личности для сохранения привычного состояния мнимой безопасности и благополучия.
В науке существуют исследования, в которых представлены попытки выявить причины манипулятивного поведения. В числе таковых приводятся, в частности: замена любви человека властью над ним (Э. Фромм); недоверие себе и другим людям (Ф. Перлз); страх перед затруднительным положением (Э. Берн); страх остаться в одиночестве (Дж. Буженталь); желание получать одобрение от всех и каждого (А. Элисс); жизненные цели, сформулированные в детстве (А. Адлер); «доминирующая персона», «раздутое Эго» (К. Юнг); отсутствие опыта внутренней жизни – осознавания своего тела, чувств, переживаний (С. Гиннер, К. Роджерс).
Однако необходимо понимать, что преувеличение опасности побуждает человека к предохраняющим поступкам слишком часто, что ограничивает процесс его свободного развития. В результате этого складывается стереотип поведения, способствующий осознанному отвержению нового опыта, отрицанию вновь проявляющихся качеств личности в интересах сохранения призрачной безопасности и благополучия, достигнутых ранее. Вместе с тем, ещё К. Роджерс указывал, что каждый новый опыт несоответствия между самостью и реальностью порождает чувство уязвимости и потребности в усилении защиты от новых поводов для такого несоответствия.
Человек не рождается манипулятором. Манипулирование формируется при взаимодействии человека с социальной средой, в том числе, со средой профессиональной.
В гуманистической психологии выявлен феномен, противоположный манипуляторству который Абрахам Маслоу вслед за Куртом Гольдштейном назвал «самоактуализацией». Сам Маслоу в разных своих работах давал различные определения этому понятию (на слайде).
Многие психологи утверждают, что самоактуализирующейся личностью является человек, имеющий свободу творить себя и свою жизнь. Например, Эрих Фромм назвал свободу способностью совершать сознательный выбор, а первым шагом к свободе и самоактуализации, по его мнению, выступает осознание человеком собственных манипуляций. Поэтому именно осознание педагогом своего сопротивления изменениям и развитию делает его более свободным в жизни вообще и в профессии в частности
Несмотря на то, что проблема самоактуализации и самоактуализирующейся личности интересует ученых много десятков лет, на сегодняшний день она ещё не решена до конца. По-прежнему актуально высказывание А. Маслоу, данное им уже в последние годы жизни: «Я обнаружил, что … понятие самоактуализации оказалось очень похожим на чернильные пятна Роршаха. Чаще всего употребление этого понятия больше говорило мне о человеке, который им пользуется, чем о самой реальности, стоящей за этим понятием»
В целом, научные исследования позволяют судить о сущности и качествах самоактуализирующейся личности, которые являются универсальными для любой деятельности человека. Однако налицо также некоторая бессистемность, нерасчлененность перечня этих свойств. Не все авторы акцентируют внимание на том, что личность должна свободно самоактуализироваться не в ущерб интересам Других. Последнее же особенно важно для педагога. Кроме этого, представляется, что круг качеств СЛ может и должен корректироваться в связи с особенностями конкретной деятельности человека.
Результаты нашего исследования позволили определить самоактуализацию педагога как непрерывный процесс перевода им своего профессионально значимого потенциала в состояние актуальности, то есть полноценного и эффективного функционирования в профессиональной деятельности. Поскольку самоактуализация разворачивается в рамках педагогической деятельности, то она регулируется ее требованиями и спецификой и должна обеспечивать ее результативность.
Самоактуализирующуюся же личность следующим образом (слайд) личность, активно, осознанно и адекватно самопроявляющую, саморазвивающую и самореализующую в педагогической деятельности свой профессионально-значимый потенциал с ориентацией на гармонично сочетающиеся интраперсональную (для себя) и интерперсональную перспективные цели (для Других, для учащихся.
При определении конкретных характеристик самоактуализирующейся личности педагога мы опирались на имеющийся в науке опыт, на результаты собственного исследования деятельности и личности как рядовых педагогов, так и педагогов-мастеров.
В результате нами был выделен комплекс качеств, которые характеризуют самоактуализирующуюся личность педагога и одновременно являются обязательным условием эффективности его самоактуализации в профессиональной деятельности. Сюда отнесены:
1) направленность личности педагога на самоактуализацию;
2) личностные свойства и способности;
3) теоретический и практический опыт самоактуализации.
При этом считаю необходимым подчеркнуть, что есть смысл говорить о самоактуализации педагога только при высоком уровне сформированности его профессиональной компетентности, развитости педагогических способностей и традиционных личностных качеств.
Ведущая характеристика самоактуализирующейся личности педагога это направленность на самоактуализацию в профессиональной деятельности, которая выступает в единстве соответствующих потребностно-мотивационных, волевых и эмоциональных составляющих.
Высокий уровень направленности личности на самоактуализацию выражается в желании, стремлении педагога находить в себе всё новые и новые потенциальные возможности, которые обеспечивают освоение, разработку и творческое применение новых образовательных технологий, развивать и реализовать их в профессиональной деятельности для формирования личности учащихся.
Личностные свойства и способности самоактуализирующегося педагога рахделены нами на две группы в соответствии с дихотомией перспективной цели его самоактуализации: это:
1) интраперсональные (направленные на себя)
2) интерперсональные (направленные на Других. Это, в первую очередь, учащиеся, а также коллеги и родители).
К основным интраперсональным свойствам педагога отнесены:
самоценность, адекватность самооценки, активность, субъектность, доверие себе, самоуважение, ответственность, рефлексия, диалогичность.
Интерперсональные свойства самоактуализирующейся личности педагога во многом схожи с интраперсональными, однако они характеризуют её отношение к личности и самоактуализации Других. Эти качества включают
признание ценности Другого (ученика или коллеги), адекватность его оценки, доверие, уважение. Вместе с тем, педагог должен создавать условия для воспитания у учащихся этих свойств, а также субъектности, диалогичности, ответственности.
Развитые интерперсональные качества позволяют педагогу гармонизировать взаимоотношения между своим «Я» и «Я» Другого, создавать условия не только для собственной самоактуализации, но и самоактуализации Других.
Следующий важный компонент самоактуализирующейся личности педагога является теоретический и практический опыт самоактуализации
Научно-теоретический опыт характеризуется необходимым и достаточным объемом знаний о самоактуализации, о её принципах, закономерностях, правилах, способах и пр. Знания способствуют формированию и развитию направленности личности, а также необходимых личностных свойств и качеств.
Практическая опыт предполагает сформированность у педагога определенной совокупности умений действовать в соответствии с имеющимися знаниями, владение методами и технологиями самоактуализации.
Согласно А. Маслоу, самоактуализация личности возможна только при условии, если будут удовлетворены потребности нижележащих уровней (физиологические, в безопасности, в любви и принадлежности к определенной группе, в признании). Карл Роджерс считал, что самоактуализация произойдет при любых условиях, при этом добавляя, что для максимально эффективной самоактуализации всё же необходимо доброжелательное, сочувственное отношение окружающих (К. Роджерс).
У обеих точек зрения есть сторонники. Однако большая часть ученых склоняются к признанию важной роли внешних условий.
Опираясь на мнения ученых, аналогичных указанным, а также частично на результаты изучения опыта работы выдающихся педагогов, на результаты нашего исследования в целом, мы выделили круг, на наш взгляд, наиболее значимых внешних условий художественно-творческой самоактуализации педагога.
Внешние условия мы связываем с двумя взаимосвязанными аспектами: 1) стимулирующая профессиональная среда; 2) организация специальной подготовки к самоактуализации.
Стимулирующая профессиональная среда предстает как совокупность следующих компонентов: поощряемость, благоприятный психологический климат в коллективе, методическое и материально-техническое обеспечение.
Таким образом, каждый педагог, как любой другой человек, является в той или иной степени самоактуализирующейся личностью, в той ли иной мере манипулятором. Однако представляется, что современный преподаватель, который способен оказывать влияние на воспитание нового поколения, на развитие науки и культуры, должен соответствовать насущным требованиям общества. Однако такие кадры необходимо готовить специально, целенаправленно формируя помимо необходимых компетенций, соответствующие личностные качеств. Важно при этом в период обучения и профессиональной деятельности создавать благоприятные условия для их эффективного развития и функционирования.
Библиографический список
- Аниол А.В. Межкультурная коммуникация и интеграционные процессы в мировой экономике.// Перспективы, организационные формы и эффективность развития сотрудничества российских и зарубежных вузов III Ежегодная международная научно-практическая конференция. Королев МО: Технологический университет. 2015, с. 35-39.
- Гершунский Б.С. Концепция самореализации личности в системе обоснования ценностей и целей образования // Педагогика. – 2003. – № 10. – С. 3-7.
- Гусев Д.А. К вопросу о риторической культуре преподавателя высшей школы // Современное образование. 2015. № 2. С. 141-176.
- Гусев Д.А. Мировоззренческая ориентация преподавателя социально-гуманитарных дисциплин в образовательном процессе // Образовательные ресурсы и технологии. 2014. № 4 (7). С. 62-69.
- Коростылева Л.А. Особенности стратегий самореализации и стили человека // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 4 / Под ред. Е.Ф. Рыбалко, Л.А. Коростылевой. – СПб.: Изд-во СПУ, 2000. – с. 47-61.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. – М.: Высшая школа, 1989. – 194 с.
- Рыбакова Н.А. Сущность самоактуализации педагога с позиций гуманистического подхода // Человек и культура. – № 2. – 2015 год. - http://e-notabene.ru/ca/rubric_175.html
- Татаркина М.А., Аниол А.В. Международное сотрудничество университетов стран БРИКС в подготовке квалифицированных кадров //Перспективы, организационные формы и эффективность развития сотрудничества российских и зарубежных ВУЗов [Текст] /сборник– Королев МО: Изд-во «Алькор Паблишерс», Технологический университет, 2015. –С.300-303.
- Флеров О.В. Соотношение языка, речи и общения в лингводидактике // Психология и психотехника. 2015. № 7. С. 717-725.
- Флеров О.В. Основные психологические и педагогические аспекты межкультурной коммуникации // Перспективы науки. 2015. № 8(71). С. 38-41.
- Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-Манипулятор. – Минск: Полифакт, 1992. – 128 с.
- Maslow A. Motivation and personality. N.Y., 1954. 453 p.