Курс «Теоретическая педагогика» [1-5] изучается будущими педагогами по физической культуре в системе таких педагогических дисциплин, как «Общие основы педагогики», «Управление образовательными системами», «Нормативно-правовое обеспечение образования», «Теория воспитания», «Социальная педагогика», «Теория обучения», обеспечивающих в своем единстве формирование целостной теоретической базы педагогического блока в профессионально-педагогической подготовке.
Качество изучения курса «Теоретическая педагогика» зависит от учета возможностей использования адаптивной и акмеверифицированной форм профессиональной подготовки будущего педагога, что может быть доказательно проиллюстрировано работами, выполненными студентами и педагогами факультета физической культуры НФИ КемГУ [6-19], визуализирующими продуктивный поиск будущих педагогов и педагогов, организующих педагогическое взаимодействие в выборе адаптивной и акмеверифицированной модели развития и саморазвития личности.
Особенности использования педагогического моделирования в подготовке педагога по физической культуре неоднократно обсуждаются, происходит коррекция педагогических средств фасилитации и оптимизации выбора педагога и обучающегося, такие примеры приведены в публикациях [20-30], в структуре которых уделяется внимание качеству и особенностям формирования культуры самостоятельной работы педагога и обучающегося, гарантирующих обществу продуктивность решения учебных и учебно-производственных задач. В помощь решения учебных и профессионально-педагогических задач в структуре изучения курса «Теоретическая педагогика» может быть выбрано научно-педагогическое обеспечение инновационной педагогической практики. К такому направлению можно отнести технологию системно-педагогического моделирования [31-35], реализующая условия планомерного перехода от репродуктивных форм решения задач к продуктивным. Продуктивность решения задач в педагогической деятельности непосредственно связана с возможностью развития и саморазвития личности в адаптивной и акмепедагогической модели совершенствования педагогического мастерства.
Продуктивность как условие успешности развития личности может быть проиллюстрирована и в качественном решении задач моделирования и уточнение категориального аппарата современной педагогики. Не исключение категория «обучение», особенности которой уточнялись и уточняются в структуре изучения курсов современной педагогики, примером служат работы [36-48].
Качество исследования возможности продуктивного самовыражения и самореализации в такой задаче может быть проиллюстрирована возможностью создания портфолио обучающегося [49-50] и профессионально-педагогическими кейсами [51], в совокупности детализирующими теорию и практику продуктивного определения и решения задач развития личности педагога и обучающегося, включенными в совместную деятельность и общение [52-59].
Определим понятие «обучение» в модели современной педагогической методологии, фасилитирующей исследование и реализацию идей гуманизма и продуктивности в современной школе как носителя ценностей современного образования и культуры.
Обучение с точки зрения аксиологического подхода – процесс освоения предметных и межпредметных возможностей пополнения знаний, ситуативного и пролонгированного формирования умений, навыков, компетенций в системе ценностно-целевых ресурсов оценки и рефлексии адаптивной и акмепедагогической подготовки личности, включенной в систему непрерывного образования как гаранта стабильности и продуктивности развития и саморазвития.
Обучение с точки зрения акмеологического подхода – процесс акмеверификации выбора обучающимся условий и возможностей развития и саморазвития в системе непрерывного образования, обеспечивающего личности полноценность социализации и самореализации в решении внутриличностных и поликультурных противоречий и задач, гармонизирующих систему отношений «внутреннее-внешнее».
Обучение с точки зрения гносеологического подхода – процесс получения, обобщения, систематизации, применения знаний, формирования на их основе умений, навыков, компетенций, рациональных способов решения задач развития, предопределяющих качественное формирование механизмов и ресурсов теории познания, гарантирующих личности и обществу соблюдение норм культуры и практики акмеверификации условий развития и самоутверждения личности обучающегося.
Обучение с точки зрения герменевтического подхода – процесс формирования личности в системе реализуемых моделей современного образования, гарантирующий обществу и личности качественное формирование ЗУН-ов, РСУД-ов и прочих составных компетентностного ряда единиц и функций, фасилитирующих успешное решение задач социализации и самореализации личности.
Обучение с точки зрения гуманистического подхода – механизм и продукт верификации качества решения задач в современном образовании, гарантирующем личности и обществу соблюдение интересов и построение в соответствии с возможностями и потребности личности и общества.
Обучение с точки зрения исторического подхода – процесс исторически обусловленного изменение модели получения знаний, формирования компетенций, гарантирующих успешное решение задач развития и самоутверждения.
Обучение с точки зрения информационного подхода – ресурс информационного поля, фасилитирующий адаптацию личности в информационно-коммуникационном пространстве, гарантирующий личности успешность решения задач развития и самоутверждения, самореализации и общения.
Обучение с точки зрения здоровьесберегающего подхода – процесс обогащения личности различными ресурсами и продуктами современного образования, гарантирующий личности качественное решение задач продуктивного становления и самоутверждении в выбранном направлении профессионального обучения и труда, реализуемых в соответствии с адаптивными и акмепедагогическими особенностями решения профессионально-педагогических задач.
Обучение с точки зрения культурологического подхода – процесс включения личности в культуру отношений и способов решения задач, гарантирующий личности получение образования в соответствии со всеми выявляемыми противоречиями внутриличностного и поликультурного генеза, системно детализирующими особенности микро-, мезо-, макродетерминант социального пространства, самоорганизующими возможности продуктивного поиска личности в выборе направления и модели развития, предопределяющей полноценное сосуществование в иерархии формируемых обществом уровней и моделей образования и профессионального труда.
Обучение с точки зрения синергетического подхода – процесс поэтапного формирования личности в модели самоорганизующихся условий развития личности в системе школьного и внешкольного, профессионального и дополнительного профессионального образования, обеспечивающих личность и общество всеми продуктами современного образования и образовательных услуг, гарантирующими и визуализирующими в своем решении конкурентоспособные отношения личности на рынке труда и социальных отношений.
Обучение с точки зрения системного подхода – процесс гармонизации общеучебной и предметной подготовки личности в модели культуры и образовании, гарантирующих успешное, продуктивное решение задач образования и труда.
Выделенные детерминации категории «обучения» может быть использованы в структуре продуктивного решения задач моделирования педагогических средств, фасилитирующих решение тех или иных задач современного обучения и образования.
Библиографический список
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 53 с. ISBN 978-5-85117-742-2.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Нормативно-правовое обеспечение образования» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Пед. образование». М. : МИФИ, 2014. 52 с.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Общие основы педагогики» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 48 с. ISBN 978–5–7262–2022–2.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Теория обучения» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 44 с. ISBN 978–5–7262–2023–9.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Управление образовательными системами» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 56 с.
- Баландов К.Г., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Некоторые вопросы теории социализации в общей педагогике, социальной педагогике и педагогике спорта // Психология, социология и педагогика. 2015. № 12. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/12/6202
- Бойкова И.В., Тихомиров И.В., Шварцкопф Е.Ю. Некоторые особенности детерминации возможностей формирования культуры самостоятельной работы личности в модели профессионального образования // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 11. URL: http://human.snauka.ru/2015/11/13131
- Зубанов В.П., Кузьменков Н.И., Свинаренко В.Г. Адаптивное педагогическое знание в модели профессиональной подготовки учителей физической культуры как ресурс и условие гуманизации современного образования // Современная педагогика. 2015. № 11. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/11/5073
- Капризов А.О., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Физическая культура и здоровьесбережение в подготовке будущего педагога // Современная педагогика. 2016. № 1. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/01/5242
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Некоторые особенности технологии системно-педагогического моделирования в адаптивном изучении курса «Практическая педагогика» на примере раздела «Педагогическое проектирование» // Современная педагогика. 2015. № 12. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/12/5182
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Некоторые особенности технологии системно-педагогического моделирования в адаптивном изучении курса «Введение в педагогику» // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61576
- Козырев Н.А., Козырева О.А., Свинаренко В.Г. Изучение факультатива «Инновационная педагогика» в модели адаптивного знания в подготовке обучающихся по направлению 44.06.01 Образование и педагогические науки, направленности (профиля) подготовки – 13.00.08 Теория и методика профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61189
- Свинаренко В.Г., Козырев Н.А., Козырева О.А. Адаптивная педагогика как ресурс гуманизации образования // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/01/61930
- Свинаренко В.Г., Козырев Н.А., Козырева О.А. Адаптивное знание в модели профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/01/61923
- Свинаренко В.Г., Кузьмичев А.Е., Шварцкопф Е.Ю. Адаптивное знание как условие гуманизации современной педагогической практики // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/60625
- Свинаренко В.Г., Сероштанов А.В., Шварцкопф Е.Ю. Специфика и механизмы выбора условий продуктивного становления педагога в модели формирования культуры самостоятельной работы // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12. URL: http://human.snauka.ru/2015/12/13297
- Свинаренко В.Г., Шварцкопф Е.Ю., Алексеев В.В. Культура как объект и продукт современного непрерывного профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/60918
- Сырбу В.П., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Педагогическая деятельность как условие продуктивного развития личности обучающегося // Современная педагогика. 2015. № 12. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/12/5162
- Шварцкопф Е.Ю., Ячменев И.Ю., Свинаренко В.Г. Специфика определения возможности использования адаптивного знания в структуре подготовки будущих педагогов // Современная педагогика. 2015. № 11. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/11/5037
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Некоторые возможности определения понятий «педагогическое проектирование» и «педагогическое моделирование» в структуре подготовки педагогов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8. URL: http://human.snauka.ru/2015/08/12213
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования // Современная педагогика. 2015. № 8. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4791
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Педагогическая рефлексия в модели детерминации, оптимизации и исследования качества профессионально-педагогической подготовки // Психология, социология и педагогика. 2015. № 8. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/08/5658
- Коновалов С.В., Козырева О.А., Чурин Н.А. Возможности уточнения педагогических условий оптимизации моделирования предметно-педагогических презентаций в модели подготовки будущих педагогов по ФК // Современная педагогика. 2015. № 5. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/05/4346
- Козырева О.А. Способы фиксации информации как методы моделирования и средства формирования культуры самостоятельной работы // Общественные науки. 2010. № 1. С.182-191.
- Козырева О.А. Культура самостоятельной работы как фактор формирования и развития профессионально-педагогической культуры студентов-педагогов и педагогов-психологов // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2008. № 3. С. 61-69.
- Козырева О.А. Модели формирования культуры самостоятельной работы в структуре профессиональной деятельности // Современная наука. 2010. № 3. С. 118-121.
- Козырева О.А. Некоторые аспекты формирования культуры самостоятельной работы будущих педагогов в структуре подготовки к воспитательной работе в школе // Труды Ростовского государственного университета путей сообщения. 2014. № 1. С. 69-71.
- Козырева О. А. Культура самостоятельной работы как механизм самосовершенствования и самореализации личности педагога // Вестник пед. инноваций. 2007. №4 (12). С.52-65.
- Козырева О.А. Культура самостоятельной работы студентов // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2007. № 2. С. 184-192.
- Козырева О.А. Моделирование как средство формирования культуры самостоятельной работы // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2010. №1(2). С.101-110.
- Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
- Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Подготовка бакалавров к организации научного исследования в модели современного образования // Вестник КемГУ.2015.№4-2.С.91-95.
- Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
- Козырева О. А. Моделирование дефиниций категорий современной педагогики в структуре инновационной деятельности будущего педагога : монография. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008. 374 с. ISBN 978–5–85117–411–7.
- Козырева О. А. Моделирование как социально-педагогический феномен : курс занятий для учителей, педагогов средней и высшей школы, слушателей ИПК и ФПК, студентов и аспирантов. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2007. 627 с. [+CD].
- Козырева О. А. Обучение как категория педагогики : учебное пособие. – Новокузнецк : КузГПА, 2007. 91 с. [ + CD]. ISBN 978–5–85117–302–8.
- Козырева О. А. Обучение как категория педагогики : учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008. 111 с. [+CD].
- Козырева О. А. Обучение как феномен моделирования и практики : монография. Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2011. 363 с. ISBN 978–5–7148–0360–4.
- Козырева О. А. Общие основы педагогики : учебное пособие для студентов педагогических вузов. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008. 279 с. [+CD].
- Козырева О. А. Теория и практика уровневого обучения : учеб.-метод. пособ. для студ., аспирантов, учителей и слушателей ИПК. Новокузнецк : КузГПА, 2005. 207 с.
- Козырева О. А. Теория обучения. Педагогические технологии : программа и контрольно-измерительные материалы : курс занятий для студентов педагогических специальностей. Новокузнецк : КузГПА, 2007. 359 с. [+CD]. ISBN 978–5–85117–270–0.
- Козырева О. А. Теория обучения. Педагогические технологии: программа и контрольно-измерительные материалы: курс занятий для студентов педагогических специальностей заочной формы обучения. Новокузнецк : КузГПА, 2007. 209 с. [+CD].
- Козырева О. А. Уровневое обучение : теория и практика в современной системе образования : учеб.-метод. пособие. Новокузнецк : МОУ ДПО ИПК, 2007. 427 с. [+CD].
- Козырева О. А. Феноменологические особенности формирования культуры самостоятельной работы педагога // Вестник СГУ. 2011. №2(73). С.109-117.
- Похоруков О.Ю., Содиков А.С., Шварцкопф Е.Ю. Особенности детерминации категории «обучение» в модели подготовки будущего педагога // Современная педагогика. 2015. № 12. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/12/5137
- Шварцкопф Е. Ю., Бойкова И. В., Волостных Е. С. Некоторые нюансы определения понятия «обучение» в практике подготовки будущих учителей физической культуры // Наука: прошлое, настоящее, будущее : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 15 августа 2015 г.). Уфа: АЭТЕРНА, 2015. С.117-118
- Кошелев А. А., Козырева О. А. Портфолио школьника как результат формирования его культуры самостоятельной работы //European Social Science Journal. 2011. №6.С.210-217.
- Колпаченко Л. Я., Козырева О. А. Портфолио обучающегося системы НПО и СПО : учебное пособие. Новокузнецк : МАОУ ДПО ИПК, 2011. 46 с. [+DVD].
- Горбунова И. А., Козырева О. А. Профессионально-педагогический кейс педагога по физической культуре : учеб. пособие. Кемерово : КРИПКиПРО, 2012. 79 с. [+DVD].
- Зубанов В.П., Руденко Е.Н., Шварцкопф Е.Ю. Некоторые особенности социализации и самореализации подростка в структуре занятий футболом // Психология, социология и педагогика. 2014. № 12 (39). С.21-23.
- Зубанов В.П., Фролов М.П., Свинаренко В.Г. Специфика реализации идей продуктивного формирования и развития будущего педагога: модели, история и практика // Современные научные исследования и инновации. 2015. №9. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57687
- Изюрова М.В., Бойкова И.В., Зубанов В.П. Специфика и возможности педагогического моделирования в подготовке и организации современного воспитания обучающихся // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58039
- Похоруков О.Ю., Дробышев В.В., Свинаренко В.Г. Некоторые возможности саморазвития будущего педагога по физической культуре в структуре изучения педагогических дисциплин // Современная педагогика. 2015. № 10. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/10/4994
- Саломатин А.Г., Саломатина Е.Б., Свинаренко В.Г. Специфика и нюансы социализации и самореализации личности обучающегося и педагога в системе непрерывного профессионального образования // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 9. URL: http://human.snauka.ru/2015/09/12652
- Саломатин А.Г., Свинаренко В.Г., Саломатина Е.Б. Здоровьесбережение как ценность и продукт формирования культуры самостоятельной работы личности // Психология, социология и педагогика. 2015. № 9. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/09/5857
- Саломатина Е.Б., Саломатин А.Г., Свинаренко В.Г. Возможности детерминации идей гуманизма и здоровьесбережения в работе педагога по физической культуре // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57782
- Свинаренко В.Г., Саломатин А.Г., Саломатина Е.Б. Детерминация идей профессионального саморазвития педагога в модели непрерывного профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58030