При создании идеи какого-либо произведения, продумывается образ героя и составляются психологические портреты главных персонажей. При наблюдении за героями произведения и знании психологии, можно составить психологический анализ портрета личности. С помощью портрета мы может отразить внутренний мир и переживания человека, отразить в полной мере его личность, отобразить бесконечные человеческие чувства и эмоции. Новизна данной статьи – раскрытие героев произведений не только, как персонажей новелл, а как индивидуум, объект психологии. Начиная психологический анализ личности персонажей, следует обозначить следующие компоненты, которые будут использоваться в данной работе:
1. Темперамент; 2. Характер; 3. Эмоциональность. Воля. Ум; 4. Умение общаться; 5. Самооценка.
Выше указанные понятия могут представлять психологический портрет личности, т.к. бывают в основном неизменными всю жизнь [1]. Следуя этим критерия, мы проведем анализ психологических портретов героев. Рассмотрим основные компоненты, которые дают характеристику психологического портрета личности, проведем анализ индивидуума и сравним главных героев рассказов: Николая Алмазова и Веру из произведения «Куст сирени» А. Куприна, Деллу и Джима – «Дары волхвов» О. Генри.
1. Темперамент
Николай Алмазов: герой характерен упорным трудолюбием, обидчивостью, беспокойством, агрессивностью, непостоянностью, нежеланием оправдываться и извиняться [6]. Можно отметить, что данный герой – холерик.
Вера: общительная, отзывчивая, жизнерадостная, активная, инициативная, не давала падать никому духом [6]. Данный персонаж – сангвиник.
Джим: скромный, с достоинством, рассудительный, доброжелательный, пунктуальный, надежный [5]. На основе таких черт характера, персонаж – флегматик.
Делла: ранимая, порой унылая, миролюбивая, спокойная, доброжелательная, надежная, отверженная [5]. Героиня – флегматик.
2. Характер
Таблица 1- Сопоставление характеров персонажей
Отношение к чему-то
Герой |
Общество | Труд | К самому себе | Гибкость ума | Вещи |
Николай Алмазов | Замкнутость, черствость | Добросовестность в работе, склонность к творчеству | Обидчивость, эгоизм | Развитие творческого мышления | Аккуратность [2] |
Вера | Чуткость, отзывчивость | Инициативность, настойчивость | Чувство собственного достоинства | Умение ориентироваться в сложных ситуациях. | Нахождение точное применение |
Джим | Великодушие | Ответственность, трудолюбие | Скромность | Умение ориентироваться в сложных ситуациях | Щедрость, бережливость |
Делла | Общительность, чуткость | Склонность к рутинной работе | Скромность, самокритичность | Умение ориентироваться в сложных ситуациях | Щедрость, бережливость |
3. Эмоциональность. Воля. Ум.
Николай: эмоции возникают спонтанно и проявляются очень ярко (темперамент – холерик). Почти одинаково проявляются такие эмоции, как радость, равнодушие, агрессия.
Вера: у данного персонажа (сангвиника) эмоции проявляются не менее ярко, чем у холериков, но более медленно и уравновешенно.
Джим и Делла: проявление эмоций у флегматиков, так же, как и возникновение эмоций, не яркое. Едва заметный выплеск в наружу.
4.Умение общаться.
Средства общения помогают раскрыть человека, подчеркнув его хорошие черты и недостатки, образ жизни, положение в обществе и др.
Николай: холерику трудно удержать мысль, он перескакивает с одной темы на другую. Также он привык быстро воспринимать информацию, а долгие подробности в объяснениях могут его разозлить.
Вера: сангвиник активный в общении, но уравновешенность также может помочь ему пристраиваться к собеседнику с любым характером.
Джим и Делла: флегматики очень основательны в жизни и в общении. Такие типы людей постепенно вникают в тему, но долго и глубоко копаются, поняв ее.
5. Самооценка
Самооценка вырабатывается на основе самопознания, некое целостное отношение к себе, оценка своих способностей, качеств, поступков, жизненных целей и возможностью их достижения, а также определение своего места среди общества [4]. Самооценка может быть заниженной (представитель Николай Алмазов), завышенной и адекватной (представители Вера, Джим и Делла).
В результате данного исследования мы применили теории сопоставительного анализа психологических портретов и выяснили типы личностей, рассмотрев такие компоненты, как темперамент, характер, самооценка, эмоциональность и др. на основе произведений английской и русской литературы.
Библиографический список
- Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: Наука, 1988. – 310 с.
- Куприн А.И. Куст сирени / А.И. Куприн. – Санкт – Петербург: Общественное достояние, 2014. – 19 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А.Н. Леонтьев. – М, 1977. – 80 с.
- Потемкина О.Ф. Способ составления психологического портрета и автопортрета / О.Ф. Потемкина. – М., 1993. – 4 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - М., 1946. – 103 с.
- O. Henry. The Gift of the Magi / O. Henry. – M, 2009. – 15 p.
Количество просмотров публикации: Please wait