УДК 378.1; 371.3

САМОРАЗВИТИЕ КАК КАТЕГОРИЯ ПЕДАГОГИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Похоруков Олег Юрьевич1, Дробышев Владимир Владимирович2, Свинаренко Владимир Геннадьевич3
1Новокузнецкий институт филиал ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, кандидат педагогических наук, доцент
2Новокузнецкий институт филиал ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, студент
3Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», г. Москва, Информационно-аналитический отдел, Управление развития перспективных исследований, ведущий инженер

Аннотация
В статье описаны возможности детерминации категории «саморазвитие» в модели знаний педагогики физической культуры и спорта. Особенности решения задач развития в конструктах самореализации и социализации личности определяются условиями соблюдения норм культуры и права. Необходимость подготовки будущих педагогов по физической культуре к решению задач саморазвития личности определяют условия успешности в выбранном направлении деятельности и общения.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, здоровье, культура самостоятельной работы, самореализация, социализация, физическая культура, физическое воспитание


PERSONAL DEVELOPMENT AS A CATEGORY OF PEDAGOGY OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

Pokhorukov Oleg Yurievich1, Drobyshev Vladimir Vladimirovich2, Svinarenko Vladimir Gennadievich3
1Novokuznetsk institute filial by Kemerovo State University, Novokuznetsk, candidate of pedagogical sciences, associate professor
2Novokuznetsk institute filial by Kemerovo State University, Novokuznetsk, student
3National research nuclear University «MEPhI», Moscow, Information and analytical Department, Management development advanced studies, head of information-analytical Department of the office of scientific research, senior engineer

Abstract
The article describes the possibilities of determination "self-development" category in the knowledge model of pedagogy of physical culture and sports. Features of the solution of problems in the constructs of self-realization and socialization of the individual are determined by the compliance and cultural rights. The need for training of future teachers of physical culture to solve problems of self-identity redividing the conditions of success in the chosen direction of activity and communication.

Keywords: culture of independent work, health and a healthy lifestyle, physical culture, physical education, self-realization, socialization


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Похоруков О.Ю., Дробышев В.В., Свинаренко В.Г. Саморазвитие как категория педагогики физической культуры и спорта // Психология, социология и педагогика. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2017/01/7615 (дата обращения: 30.10.2023).

Особенности детерминации категории «саморазвитие» в модели профессионального образования педагогов по физической культуре и тренеров по избранному виду спорта определяются качеством включения личности педагога в систему детерминант и проблем современного образования.

Теория и практика организации нагрузок на физическую подготовленность студенток, занимающихся аэробикой, [1] один из примеров качественного решения задачи педагогического взаимодействия в структуре высшего образования.

Другой задачей может быть в нашей ситуации определена задача подготовки будущего педагога по физической культуре к реализации идеи здоровьесбережения [2, 3], успешность решения такого рода задач и проблем определяются модифицируемыми условиями сотрудничества и самовыражения.

В модели непрерывного образования могут быть определены задачи качества профессионально-педагогической деятельности в структуре верификации условий продуктивной самореализации личности [4], задачи моделирования и уточнения категориального и понятийного аппарата педагогики [5-25].

Научное исследование [26] определяет особенности продуктивного поиска педагога-исследователя в системной детерминации и оптимизации возможностей продуцирования и конкурентоспособной борьбы за лучшие условия взаимодействия и сотрудничества.

Работы [27-33] определяют специфику и возможности продуктивных решений в модели непрерывного образования педагогических работников.

Определим категорию «саморазвитие» в модели научного знания, непосредственно связанного с физической культурой и спортом, выделив в системном поиске три направления – широкий, узкий и локальный смыслы.

Саморазвитие обучающегося на уроках физической культуры (широкий смысл) – продукт качественного включения обучающегося в систему приоритетов и ориентиров персонифицированного самоутверждения личности через достижения в выделенной плоскости отношений и способов решения задач (различные виды физической культуры и спорта, определяющие повышение качества социализации личности через персонифицированные достижения).

Саморазвитие обучающегося на уроках физической культуры (узкий смысл) – процесс персонифицированного принятия личностью обучающегося особенностей формирования опыта здоровьесберегающих и акмепроективных способов самоорганизации в модели культуры, спорта, науки, образования и прочих направлений деятельности, непосредственно и опосредованно связанных с физическим воспитанием, физической культурой и спортом.

Саморазвитие обучающегося на уроках физической культуры (локальный смысл) – процедура модификации сознания личности, определимая через прямое и косвенное включение личности в систему приоритетов и норм культуру, гарантирующих личности обучающегося высокие достижения, переделяемые в объективных научно-педагогических условиях через формулу «в здоровом теле здоровый дух».

Саморазвитие обучающегося ДЮСШ (широкий смысл) – продукт персонифицированного выбора обучающегося ДЮСШ, определяемый и модифицируемый через способность личности качественно ставить задачи и цели в структуре различных достижений, непосредственно связанных с выбранным видом спорта и спортом в целом.

Саморазвитие обучающегося ДЮСШ (узкий смысл) – процесс качественного продуктивного поиска в модели качественно-количественных изменений во внутриличностном самопознании и самоорганизации условий продуктивного выбора и сотрудничества.

Саморазвитие обучающегося ДЮСШ (локальный смысл) – процедура формирования приоритетов достижений в модели занятий спортом в ДЮСШ, гарантирующая личности успешное решение акмеперсонифицированных задач.

Саморазвитие педагога по физической культуре (широкий смысл) – продукт становления педагогов модели педагогической деятельности, гарантирующий формирование потребностей в новых достижениях и новообразованиях собственного развития, предопределяющих в единстве интеллектуального, физического, социального высокие по идеалам и ресурсам продукты сотрудничества и общения, самоидентификации и самореализации, самоутверждения и социализации.

Саморазвитие педагога по физической культуре (узкий смысл) – процесс качественно-количественных изменений, определяющих в структуре персонифицированного целеполагания получение новых результатов акмепроектирования и акместановления, качество и особенности которых связаны с физической культурой и спортом, методикой преподавания физической культурой и педагогикой высших достижений.

Саморазвитие педагога по физической культуре (локальный смысл) – процедура оптимизации условий качественно-количественного преобразования внутреннего мира личности, определяющего все нюансы ситуативных изменений во внешней сфере деятельности, гарантирующей успешное решение определяемых противоречий и задач.

Выделенные модели будут использованы в структуре продуктивного поиска средств развития физической культуры в модели современного образования.


Библиографический список
  1. Варинов В. В., Чеснова Е. Л., Козырева О. А. Влияние различных способов организации нагрузок на физическую подготовленность студенток, занимающихся аэробикой // European Social Science Journal. 2011. №8.  С.172-178.
  2. Грецкая К. С., Платоненко А. И., Похоруков О. Ю. Подготовка будущего педагога по физической культуре к реализации идеи здоровьесбережения как социально-педагогическая проблема // Тенденции развития психологии и педагогики : сб. ст. Межд. науч.-практ. конф. (Уфа, 20 сент. 2014 г.). Уфа : Аэтерна, 2014. С.11-13.
  3. Грецкая К. С., Похоруков О. Ю., Острякова С. В. Педагогические условия реализации идей здоровьесбережения в работе со слушателями курсов переподготовки // Наука третьего тысячелетия : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 5 сентября 2014г.). Уфа : Аэтерна, 2014. С.112-114.
  4. Дробышев В. В., Похоруков О. Ю. Качество профессионально-педагогической деятельности в структуре верификации условий продуктивной самореализации личности // Глобализация науки: проблемы и перспективы : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 3 апреля 2015 г.).  Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.107-108.
  5. Дробышев В. В., Похоруков О. Ю. Некоторые возможности уточнения категории «социализация» в структуре педагогического взаимодействия // Инновационные процессы в психологии и педагогике : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 20 февраля 2015 г.). Уфа: Аэтерна, 2015. С. 34-36.
  6. Дробышев В.В., Похоруков О.Ю. Возможности исследования качества подготовки будущих педагогов по ФК в структуре изучения педагогических дисциплин // Научно-исследовательские публикации. 2014. № 12 (16). С. 5-10.
  7. Дробышев В.В., Похоруков О.Ю., Свинаренко В.Г. Возможности изучения курса «История педагогики и образования» в структуре подготовки будущих педагогов по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 9. URL: http://human.snauka.ru/2015/09/12582
  8. Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования // Современная педагогика. 2015. № 8. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4791
  9. Козырев Н.А., Козырева О.А. Специфика и возможности педагогического моделирования в процессе использования технологии системно-педагогического моделирования в вузе // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12. С.1110-1114.
  10. Козырев Н.А., Козырева О.А. Специфика и возможности педагогического моделирования в процессе изучения педагогами-аспирантами курса по выбору «Педагогическое моделирование в высшем образовании» // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61222
  11. Козырев Н.А., Козырева О.А., Свинаренко В.Г. Изучение факультатива «Инновационная педагогика» в модели адаптивного знания в подготовке обучающихся по направлению 44.06.01 Образование и педагогические науки, направленности (профиля) подготовки – 13.00.08 Теория и методика профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61189
  12. Козырева О. А. Культура самостоятельной работы как механизм самосовершенствования и самореализации личности педагога // Вестник педагогических инноваций. 2007. №4 (12).  С.52-65.
  13. Козырева О. А. Методология формирования культуры самостоятельной работы педагога и методы ее исследования // Сибирский педагогический журнал.  2011. № 6. С.54-73.
  14. Козырева О.А. Модели формирования культуры самостоятельной работы в структуре профессиональной деятельности // Современная наука. 2010. № 3. С. 118-121.
  15. Козырева О.А. Некоторые модели формирования культуры самостоятельной работы педагога и обучающегося в системе непрерывного профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5-4 (49). С. 144-149.
  16. Козырева О.А., Козырев Н.А. Педагогика непрерывного профессионального образования как модель современной культуры // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12. URL: http://human.snauka.ru/2015/12/13555
  17. Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. №12 (165). С.129-135.
  18. Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
  19. Коновалов С. В., Козырева О. А. Педагогическое моделирование в конструктах современного образования // Вестник ТГПУ. 2017. №1 (178). С. 58-63.
  20. Косолапов А. В., Зауэр Н. Г., Похоруков О. Ю. Некоторые аспекты детерминации категории «воспитание» в структуре изучения основ профессионально-педагогического знания // Теоретические и практические вопросы науки XXI века : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 28 ноября 2014 г.) : в 2 ч. Ч.1. Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2014. С.226-228.
  21. Кудамасов А.А., Похоруков О.Ю., Свинаренко В.Г. Специфика детерминации, детализации и верификации качества организации педагогической деятельности в модели профессиональной подготовки будущего педагога по физической культуре // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57650
  22. Похоруков О.Ю., Домилложоннов Х.Б., Шварцкопф Е.Ю. Некоторые возможности детерминации категории «воспитание» в структуре подготовки будущих учителей физической культуры // Современная педагогика. 2015. № 11. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/11/5008
  23. Похоруков О.Ю., Дробышев В.В., Свинаренко В.Г. Некоторые возможности саморазвития будущего педагога по физической культуре в структуре изучения педагогических дисциплин // Современная педагогика. 2015. № 10. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/10/4994
  24. Похоруков О.Ю., Омельченко М.Г., Свинаренко В.Г. Некоторые способы постановки и решения проблемных и продуктивных задач в структуре изучения курса «Введение в педагогическую деятельность» будущими педагогами по физической культуре // Психология, социология и педагогика. 2015. № 12. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/12/6159
  25. Похоруков О.Ю., Содиков А.С., Шварцкопф Е.Ю. Особенности детерминации категории «обучение» в модели подготовки будущего педагога // Современная педагогика. 2015. № 12. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/12/5137
  26. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
  27. Свинаренко В.Г., Похоруков О.Ю., Содиков А.С. Некоторые детерминанты развития и саморазвития личности в модели современного образования // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 8. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/08/70186
  28. Свинаренко В.Г., Похоруков О.Ю., Содиков А.С. Педагогические технологии моделирования и проектирования анкет в структуре подготовки будущих педагогов по физической культуре // Современная педагогика. 2016. № 8. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/08/5906
  29. Свинаренко В.Г., Содиков А.С., Похоруков О.Ю. Некоторые особенности использования исторического подхода в изучении социально-педагогического знания // Психология, социология и педагогика. 2016. № 8. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/08/7016
  30. Свинаренко В.Г., Содиков А.С., Похоруков О.Ю. Педагогические условия социализации и самореализации личности в карате // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 8. URL: http://human.snauka.ru/2016/08/16002
  31. Чернопазов Р. В., Похоруков О. Ю., Платоненко А. И. Возможности продуктивного самосовершенствования в постановке и верификации задач самореализации будущего педагога по ФК // Актуальные проблемы психологии и педагогики: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 10 сентября 2014 г.). Уфа: Аэтерна, 2014. С.104-106.
  32. Шеянов П. А., Похоруков О. Ю., Платоненко А. И. Возможности педагогического моделирования в детерминации основ педагогического взаимодействия // Актуальные проблемы современной науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 15 сентября 2014 г.). Уфа : Аэтерна, 2014. С.228-230.
  33. Южанин М. С., Похоруков О. Ю., Платоненко А. И. Педагогическая поддержка как форма педагогического сотрудничества и взаимодействия // Новые задачи психологии и педагогики и пути их решения: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 1 сентября 2014 г.). Уфа: Аэтерна, 2014. С. 58-60.


Все статьи автора «FFK NIF KemSU»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: