Здоровый образ жизни, сохранение физических сил, поддержание общего здоровья нации ‒ важная социальная проблема, т.к. нет ничего более значимого, чем гармоничное развитие и функционирование личности в социуме. Наблюдается серьёзное противоречие в развитии трудовых ресурсов России, в том числе в профессиональной сфере: требования работодателей и экономической ситуации диктуют высокий (или хотя бы приемлемый) уровень развития физического состояния работников, тогда как возможности и условия достижения данного уровня далеко не всегда реализуемы на практике. На наш взгляд, решение этого глобального противоречия находится в области грамотного, комплексного сочетания усилий как государства, так и граждан, направленных не на одностороннее и внесистемное повышение качества физической подготовки, но на формирование системы здоровьесбережения нации.
Исследование истории и особенностей развития фитнеса в России зародилось сравнительно недавно. Можно выделить несколько направлений в исследовании фитнеса. Прежде всего, это диссертационные работы.
Диссертационные исследования, посвящённые различным аспектам развития фитнеса, появились с 2005 и практически все затрагивают педагогическую сторону данной темы.
В бóльшей части диссертаций рассматривается развитие фитнеса либо в условиях вуза (исследования Е.К. Гильфановой [3], О.В. Трофимовой [12], Т.В. Василистовой [2]), либо школы (работы Е.Г. Сайкиной [11], Н.В. Егоровой [8]).
Такая специфика диссертационных исследований далеко не случайна и обусловлена, согласно выводам Д.И. Дегтярева и Е.В. Турчина, возрастной характеристикой потребителей фитнес-услуг (до 29 лет) [6].
Специфика фитнеса как педагогического явления в настоящее время находится в центре внимания исследователей.
Тесно связана с данными работами другая группа исследований, составляющая отдельное направление в изучении фитнеса, – это работы, посвящённые проблеме профессиональных компетенций.
В научной литературе вопрос о профессиональных компетенциях работников сферы фитнеса всесторонне и детально почти не рассматривался. Исследователями, главным образом, изучался вопрос связи фитнеса и инновационных технологий [15, 5].
Также поднимался вопрос о разработке и педагогическом сопровождении различных фитнес-программ, где прямо или косвенно затрагивался вопрос о компетенциях (главным образом, формируемых на базе аэробики и гимнастики) [1, 4, 10].
Ещё одно направление в изучении фитнеса – это не узкоспециальные исследования по проблеме компетенций, а более широкие, рассматривающие кадровую политику в фитнес-индустрии в целом [1, C. 8; 14. C. 18]. Работы исследователей затрагивали и процесс формирования профессиональных знаний специалистов сферы фитнеса. Тем не менее, комплексных исследований, рассматривающих политику подготовки кадров для фитнес-индустрии в связи с организацией процесса подготовки специалистов по физкультуре и спорту в вузах и применительно к приоритетным задачам государственной политики в сфере оздоровления нации, – практически нет.
Также необходимо выделить как отдельное направление – изучение особенностей организации фитнеса [13, C. 109].
В современной российской науке региональный аспект развития фитнеса, спорта и физической культуры изучен, главным образом, на примере крупных городов или областей. Этому посвящены исследования Е.В. Кревного [9, C. 252 – 256], Ю.Н. Ямщикова [16, C. 159], В.К. Доева [7, C. 270]. Однако, проблемы и специфика развития фитнес политики малых городов – практически не исследованы. Хотя на важность данных моментов есть указания как в федеральных целевых программах, так и в нормативно-правовых актах РФ.
Теоретическая значимость и необходимость новых исследований о взаимосвязи фитнеса и системы высшего образования заключается в важности разработки теоретических и методических подходов к совершенствованию процесса развития фитнеса (как основы эффективной модернизации сферы физкультуры и спорта), что внесет существенный вклад в теорию профессионального образования.
Практическая значимость подобных исследований состоит в том, что с опорой на изучение опыта регионального развития фитнеса автором определена близкая и среднесрочная перспектива организационного и педагогического развития фитнеса. Необходима реализация целого комплекса мер, направленных и на организационную сторону вопроса, и на финансовую, и на научно-теоретическую. И на каждом из этих направлений необходимы скоординированные усилия федеральных, региональных властей, частных предпринимателей, чтобы выполнить установки «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года».
В нашем исследовании показано, что успехи в развитии фитнеса российских регионов напрямую зависят от координации усилий федеральной и местной власти; государственных и частных вузов; крупных компаний и индивидуальных предпринимателей. Только объединив усилия по модернизации и пропаганде фитнеса, можно достичь реализации положений, отражённых в основополагающем документе по развитию спортивно-оздоровительной сферы Российской Федерации – в «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года».
Разнообразие форм и программ показывает, что фитнес в России – активно развивающаяся сфера как в плане спроса, так и в плане предложений; ещё большие перспективы развития может дать изучение данной отрасли в странах Запада и Азии. Изучение данных проблем позволит фитнес-сфере, совместно с процессами развития физкультуры и спорта, наиболее эффективно реализовать программные положения, заложенные в «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года». Развитие фитнеса, физической культуры и спорта в г. Сызрань в период 2010 – 2016 гг. осуществляется в соответствии с направлениями, определёнными федеральным законом о спорте и охватывает все возрастные группы населения, оказывая тем самым положительное воздействие на социокультурную сферу города.
Выводы нашего исследования показывают, что на современном этапе российской модернизации необходимо реализовать в системе высшего профессионального образования в области физической культуры и спорта главную задачу ‒ готовить специалистов с высоким уровнем сформированности специальных профессиональных компетенций, достаточных для профессиональной реализации в фитнесе-индустрии. В нашей работе на базе теоретических и практических данных были проанализированы существующие педагогические средства формирования у будущих специалистов по физической культуре и спорту специальных профессиональных компетенций, необходимых для работы в сфере оздоровительного фитнеса.
Разработанные в России модели обучения, целенаправленные на выработку специальных профессиональных компетенций, необходимых для фитнес-индустрии, и содержащие составляющие модульного обучения, воспроизводят необходимые элементы для благополучного воплощения в жизнь модели обучения: цель и итоги процесса; обстоятельства развития комплекса общекультурных и профессиональных компетенций; элементы учебно-профессиональной деятельности; степени сформированности выделенных компетенций; варианты оценивания профессиональных компетенций; педагогические обстоятельства вырабатывания базовых профессиональных компетенций.
Анализ учебно-методических программ и научной литературы показывает, что основными педагогическими условиями формирования у студентов комплекса необходимых компетенций для будущей деятельности в фитнес-индустрии выступают следующие условия: применение инновационных обучающих методик; формирование у будущих специалистов знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности в сфере фитнеса; вырабатывание и улучшение профессионального потенциала студентов на базе освоения профессионально-ориентированных технологий обучения; изучение будущими специалистами профессиональных умений и навыков в условиях моделирования их профессиональной деятельности.
Проанализированные вузовские методики подготовки специалистов в сфере фитнеса реализуют личностное включение студентов в учебную деятельность; совершенствуют умения адекватно оценивать профессиональную ситуацию и реагировать на неё; применяют профессиональные модели поведения и действий; модернизируют процесс профессионального обучения в вузе за счёт включения в содержание учебных модулей заданий профессиональной направленности; стимулируют интерес обучающихся к профессиональным проблемам; усиливают когнитивную и развивающую функции учебного процесса.
Проведённый анализ перспектив развития фитнеса в педагогическом плане свидетельствует, что на современном этапе модернизации физкультурного и спортивного высшего образования есть ряд серьёзных противоречий. В то время, как в российском образовании успешно формируются и решаются инновационные цели и задачи, направленные на улучшение физического состояния и здоровья будущих специалистов, фитнес по-прежнему не занимает соответствующее его значению место в учебных программах и курсах, а прямое следствие этого – и в жизни российского общества.
Требуется для перспективного развития регионального фитнеса повышение числа дисциплин и вузовских программ, дающих возможность направлять обучение будущих специалистов фитнес-индустрии на результативную и высокоэффективную деятельность в будущей профессии. Подобные программы и учебные курсы позволят вузам, разработавшим их, занять в образовательной системе региона более привлекательное для потенциальных абитуриентов место. Кроме того, новые программы по подготовке специалистов фитнес-сферы сделают вузы более открытыми к новым педагогическим технологиям, продемонстрируют готовность вуза работать в соответствии с запросами современного общества.
Таким образом, именно увеличение предложений в сфере современных образовательных вузовских программ по фитнесу в ближайшей перспективе позволит создать подготовленных, эффективных и компетентных молодых специалистов для работы в сфере фитнеса. А более опытные специалисты будут способствовать привлечению в отрасль новых клиентов и технологий, что благоприятно скажется на политике оздоровления нации.
Достижение эффективного регионального развития фитнес-сферы является одной из задач «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» и может быть достижимо за счёт координации усилий на общероссийском и региональном уровне.
Библиографический список
- Балашова В.Ф. Компетентность специалиста по адаптивной физической культуре. М.: Физкультура и спорт, 2008.
- Василистова Т.В. Проектирование фитнес-технологий в физическом воспитании студенток вуза, проживающих в условиях северных регионов: дис. … канд. пед. наук. Тула, 2011.
- Гильфанова Е.К. Оздоровительная фитнес-йога в физическом воспитании студентов специальных медицинских групп вузов: дис. … канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2011.
- Гоглюватая Н.О. Программирование физкультурно-оздоровительных занятий аквафитнессом с женщинами первого зрелого возраста: автореф. дис… канд. наук по физ. воспитанию и спорту. М., 2007.
- Гуревич А.В. Применение инновационных фитнес-технологий в военно-образовательных учреждениях и спортивных клубах для поддержания здорового образа жизни: дис. … канд. пед. наук. СПб., 2007.
- Дегтярева Д.И., Турчина Е.В. Современные фитнес-программы // Физическое воспитание и спортивная тренировка. 2015. № 3. С. 91.
- Доев В.К. Формирование региональной системы управления массовым спортом // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2011. № 4. С. 270 ‒ 271.
- Егорова Н.В. Фитнес для занятий младших школьниц в системе дополнительного образования: дис. … канд. пед. наук. Великие Луки, 2012.
- Кревный Е.В. Проблемы и перспективы развития российского спорта: социальный аспект // Социокультурные исследования. Волгоград, 2007. Вып. 13. С. 252 ‒ 256.
- Ростовцева М.Ю. Примерная программа дополнительного образования учащихся V‒VII классов «Фитнес». М., 2008.
- Сайкина Е.Г. Фитнес в системе дошкольного и школьного физкультурного образования: дис. … д-ра пед. наук. Санкт-Петербург, 2009.
- Трофимова О.В. Совершенствование физического воспитания студентов вузов на основе углублённого изучения фитнес-аэробики: дис. … канд. пед. наук. Чебоксары, 2010.
- Уколова И.В. Социологические аспекты фитнес движения в России // Вестник Волжского университета. 2009. № 3. С. 109.
- Чесноков А.В. Формирование профессиональных качеств педагога по физической культуре // Теория и практика физической культуры. 2001. № 10. С. 18 – 21.
- Чубакова В.А. Педагогические технологии проведения занятий различными видами оздоровительной аэробики с женщинами молодого возраста (21 ‒ 35 лет): автореф. дис… канд. пед. наук. М., 2006.
- Ямщиков Ю.Н. Спорт в условиях глобализации // Вестник Адыгейского государственного университета. 2009.№ 3. С. 159 ‒ 162.
Количество просмотров публикации: Please wait