Несмотря на достигнутые успехи по снижению в Российской Федерации количества дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов актуальной проблемой остается использование ими световозвращающих элементов. Согласно п. 4.1 Правил дорожного движения Российской Федерации «при переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств». Проблема центрируется не только на возможностях этих средств обеспечения личной безопасности, но и на формировании у пешеходов сознательной установки на использование световозвращающих элементов. Феномен «психологической установки» можно рассматривать как мощнейший ресурс обеспечения безопасности дорожного движения. Однако современные подходы к формированию позитивной установки у пешеходов на использование световозвращающих элементов ограничены, что обусловливает необходимость проведения соответствующих научных исследований.
По мнению одного из ведущих отечественных ученых – Д.Н. Узнадзе, установка представляет собой неосознанное психическое состояние, предваряющее и определяющее развертывание любых форм психической деятельности. Установка выступает как состояние мобилизованности, готовности к действию, состояние, обусловленное ситуацией наличия у субъекта актуальной потребности и соответствующей необходимости ее удовлетворения [2, 3]. Таким образом, психологическая установка становится механизмом регуляции жизнедеятельности человека, является базой, на которой развивается личность и строится любая деятельность.
С концептуальных позиций психологической науки выделяют психофизиологическую установку (set) и социально-психологическую установку (attitude). В первом случае речь идет о целенаправленном поведении живых существ (в т.ч. человека), психофизиологических механизмах их приспособления к условиям жизнедеятельности, направленности и избирательности психических процессов. Во втором случае акцент делается на механизмах регуляции поведения человека как члена социальной группы [1], процессах социализации личности, ее отношениях к широкому кругу социальных феноменов (например, социальных предписаний, правил поведения и т.п.). Считается, что психофизиологические установки являются простейшими и в большей степени неосознаваемыми, в отличие от аттитюда как сложного явления психики – социальных установок, ценностных ориентаций личности и т.п.
В рамках исследования проблемы формирования у пешеходов установки на использование световозвращающих элементов, правомерно рассматривать именно социально-психологическую установку, аттитюд, которая формируется вследствие социального воздействия (например, при обучении, под влиянием пропагандистских мероприятий). Именно устойчивое внутреннее убеждение предопределяет ежедневное поведение пешеходов на дороге.
В структуре психологической установки на использование световозвращающих элементов можно выделить:
- когнитивный (конативный) компонент связан с восприятием пешеходом дорожной ситуации, осознанием опасности при движении по дороге, например, в темное время суток, и необходимости принятия мер для сохранения жизни и здоровья;
- аффективный компонент указывает на эмоциональное (субъективное) отражение опасности на дороге и мерах по обеспечению личной безопасности; может проявляться в широком круге эмоциональных состояний, например, беспокойстве, тревоге, страхе, самодовольстве и др.;
- регулятивный (поведенческий) компонент представлен конкретными действиями (в т.ч. бездействием) индивида по обеспечению к собственной безопасности на дороге.
Указанные компоненты, взаимодействуя между собой, обусловливают существование у пешехода той или иной целостной психологической установки. Континуум изменения аттитюда может быть от полного пренебрежения личной безопасностью в качестве участника дорожного движения (в т.ч. с возложением ответственности и вины за безопасность на третьих лиц) до маниакальной установки применять всевозможные средства обеспечения безопасности (например, одновременно использовать защитный шлем на голову, одежду с многочисленными световозвращающими элементами, табличку, привлекающую внимание водителей, и т.п.). В связи с этим целесообразно выделять негативную (пренебрежение дорожной безопасностью) и позитивную (обеспечение дорожной безопасности) установку.
Позитивная установка на использование световозвращающих элементов – это психическое состояние пешехода, связанное с заботой о собственной безопасности при движении по дороге и иных участников дорожного движения путем использования различных световозвращающих элементов. По своей сути это готовность сохранить свою жизнь и здоровье, благополучие иных участников дорожного движения.
Установки формируются различными средствами и в различных условиях. Однако наибольший практический интерес представляет воздействие на сознание и психологические установки человека в сенситивные периоды его развития – в детстве. Сформированная, например, у школьника-пешехода установка на личную безопасность, позволяет сохранить его жизнь и здоровье навсегда или, по крайней мере, на долгие годы. Исследование этого направления приобретает особую актуальность в связи с тем, что уровень гибели и ранения детей-пешеходов в настоящее время, к сожалению, остается достаточно высоким.
Для определения подхода к формированию психологических установок у школьников нами была разработана соответствующая анкета. Она анонимная, учитывающая лишь пол и возраст респондентов. Факультативными элементами анкеты являются исследование ощущения безопасности при переходе дороги в темное время суток, а также анализ источников сведений о правилах поведения пешеходов.
В основной части анкеты респондентам предлагается ответить на восемь вопросов (табл. 1), которые относятся к разным компонентам психологической установки. Предполагается дача ответов как с одним, так и с несколькими вариантами. Несмотря на то, что многие варианты ответов связаны с безопасностью движения пешеходов (т.е. являются правильными), в обработке нас интересуют только те из них, которые указывают на степень выраженности той или иной компоненты психологической установки респондента-пешехода. Обработка анкеты основана на парциальном (попунктном) частотном анализе ответов, а также на определении общего количества совпадении ответов с ключом.
Таблица 1 – Сведения об оценке степени выраженности основных компонент психологической установки
Стимульный материал анкеты |
ключ |
||
к |
а |
р |
|
Представьте себе, что Вы идете в темное время суток по обочине дороги с большим количеством проезжающих автомобилей. Каким образом в этих условиях можно обеспечить Вашу безопасность (несколько вариантов ответа)? | |||
|
|||
|
|||
|
|||
|
+ | ||
|
|||
|
|||
|
|||
|
? | ||
Какие средства можно использовать пешеходу в темное время суток как световозвращающие (несколько вариантов ответа)? | |||
|
|||
|
|||
|
+ | ||
|
|||
|
+ | ||
|
|||
|
|||
|
? | ||
Планируя движение в темное время суток, чтобы обеспечить безопасность на дороге, пешеход по возможности должен (несколько вариантов ответа)? | |||
|
|||
|
+ | ||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
+ | ||
|
? | ||
Моё отношение к использованию пешеходами световозвращающих элементов при движении по дороге в темное время суток (один вариант ответа)? | |||
|
+ | + | |
|
+ | + | |
|
+ | + | |
|
|||
|
+ | + | |
|
+ | + | |
|
+ | + | |
|
+ | + | |
Световозвращающий элемент (фликер) – это (несколько вариантов ответа)? | |||
|
+ | ||
|
|||
|
+ | ||
|
+ | ||
|
|||
|
+ | ||
|
+ | ||
|
? | ? | |
В световозвращающем элементе мне нравится (несколько вариантов ответа)? | |||
|
+ | ||
|
+ | ||
|
+ | ||
|
+ | ||
|
+ | ||
|
|||
|
+ | ||
|
? | ? | |
Если бы знакомый мне несовершеннолетний шел в темное время суток по обочине дороги, то я бы ему посоветовал(а) по возможности (несколько вариантов ответа)? | |||
|
|||
|
|||
|
+ | ||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
? | ||
При движении в темное время суток по дороге световозвращающие элементы (один вариант ответа)? | |||
|
|||
|
|||
|
+ | ||
|
+ | ||
|
+ | ||
|
+ | ||
|
+ | ||
|
+ |
Условные обозначения:
к – когнитивный компонент установки;
а – аффективный компонент установки;
р – регулятивный компонент установки.
«?» – варианты ответов, которые анализируются семантически и могут быть отнесены к соответствующим компонентам.
В ходе пилотажного исследования анкеты как инструмента оценки психологической установки на использование световозвращающих элементов было опрошено 25 детей в возрасте от 8 до 17 лет. Помимо выявления технических неточностей в разработке анкеты, ставилась задача изучения особенностей восприятия стимульного материала (доступность понимания) разновозрастных (в первую очередь, младшего школьного возраста) респондентов, а также отношения респондентов к подобному исследованию. Анкетирование проводилось родителями с последующей беседой с детьми и постановкой таких вопросов как «Все ли тебе было понятно в анкете?», «Тебе все слова знакомы?», «По твоему мнению, что изучалось с помощью анкеты?». Анализ полученного материала показал, что особенности личностного развития современных школьников позволяют осознанно, самостоятельно и оперативно ответить на все вопросы анкеты. Исключения составили три случая, когда у детей 8 летнего возраста возникли сомнения с пониманием таких терминов как «фликер», «самовыражение» и «престижно». Тем не менее, анкета именно с этими понятиями была принята в качестве инструмента оценки психологической установки на использование световозвращающих элементов, поскольку знание (незнание) термина «фликер» указывают на когнитивный компонент установки, а слова «самовыражение» и «престижно» можно разъяснить в ходе предварительной беседы с респондентами.
Таким образом, предлагаемый инструментарий соответствует потребности исследования проблемы психологической установки на использование световозвращающих элементов у детей. Изучение структуры и механизмов психологической установки у школьников позволит в дальнейшем разработать эффективную технологию ее формирования. В конечном счете, мы сделаем дорожную среду более безопасной для ребенка, сбережем тысячи жизней и судеб.
Библиографический список
- Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности: учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 304 с.
- Узнадзе Д.Н. Психология установки. СПб.: Питер, 2001. 416 с.
- Узнадзе Д.Н. Теория установки. М.: МОДЭК, Институт практической психологии, 1997. 448 с.