УДК 344.011

ФЕНОМЕН ВОЛОНТЕРСТВА И ЕГО ОТРАЖЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Вигель Нарине Липаритовна
Ростовский государственный медицинский университет

Аннотация
В данной статье рассмотрены принципы волонтерства как проекта глобальной культуры и его отражение в российской культуре.

Ключевые слова: волонтер, волонтёрство, глобализация, современный стиль жизни, традиция


PHENOMENON OF VOLUNTEERING AND ITS REFLECTION IN THE RUSSIAN CULTURE

Wiegel Narine Liparitovna
Rostov State Medical University

Abstract
The principles of volunteering as project of global culture and its reflection in the Russian culture are considered in this article.

Keywords: globalization, modern lifestyle, tradition, volunteer, volunteering


Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Вигель Н.Л. Феномен волонтерства и его отражение в российской культуре // Психология, социология и педагогика. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2017/02/7781 (дата обращения: 29.10.2023).

Глобализационные процессы, происходящие в мировом культурном пространстве, создают новые паттерны и алгоритмы, поведенческие стереотипы и модели в развивающейся глобальной культуре. Ключевыми факторами становления новой культуры и в разработке новых концепций являются стратегии «монокультуры фаст фуда», мультикульрализма, космополитизма, а также возникновение огромных потоков мигрантов вследствие военных столкновений и конфликтов.

Стандартизация культур является одним из наиболее поразительных особенностей современного мира, поскольку идет вразрез с традиционной идентичностью, предлагая стать одинаковыми. Угроза потери идентичности в результате глобализации сформировала много типов идеологических или религиозных движений в течение последних тридцати лет: экологизм, регионализм, национализм или фундаментализм. Если в сфере нематериальных компонентов традиционных обществ наблюдается столкновение цивилизаций, то в материальной сфере современный человек все больше становится приверженцем глобальной культуры, поскольку деятельность человека вовлечена в процессы глобализации, в результате чего он в основном пользуется продуктами глобальной культуры. Важной компонентой современного состояния культуры является потребительство, которое характеризуется возникновением желания и ненасыщением, спровоцированным маркетинговыми установками и рекламными акциями как в виртуальном мире так и в повседневности всех и каждого. Повышается роль денег, и, как следствие, аутичность и анонимность, сопутствующие урбанизации, подрывают истинно человеческие ценности такие как солидарность и взаимопомощь, которые находят свое решение в волонтерских движениях и объединениях, основываясь на незыблемые стандарты и программы они стремятся оказать помощь нуждающимся.

То обстоятельство, что добровольческое движение может внести существенный вклад не только в решение социальных, экологических и других «традиционных» проблем, но и в дело борьбы с терроризмом и обеспечения безопасности первыми поняли в США. После трагедии 11 сентября администрация Буша предложила проект законодательства, предусматривающего расширение общенациональных добровольческих программ, направленных на повышение действенности общественно-полезной работы, которую выполняют учителя, медики, пожарные, сотрудники полиции и служб чрезвычайного реагирования. Согласно этому плану, добровольцам предлагается взять на себя административные функции, чтобы те, кто «обладают специальными техническими навыками, могли посвящать все свое время и энергию задачам, к выполнению которых они профессионально подготовлены». На поставленную задачу «создать организованную сеть добровольцев, готовых и способных заниматься чрезвычайными ситуациями, когда бы и где бы они не возникали», в первую очередь, «обеспечить безопасность домов, жилых районов, школ» откликнулись миллионы американцев, разделяющих убеждение, что «участие добровольцев в обеспечении внутренней безопасности страны является неотложной необходимостью».

Организация участия граждан в обеспечении безопасности актуальна не только для Америки, но и для других стран мирового содружества. Так, в Германии волонтерство общепризнанно считается возможностью получить жизненный опыт и знания, во Франции 60% населения регулярно участвуют в добровольческой работе, в Японии уверены, что волонтерский труд полезен для личностного становления.

На сегодняшний день волонтерское движение получает государственную поддержку более чем в 80 странах мира. 14 сентября 1990 года была принята Всеобщая декларация волонтеров, в которой обозначены смысл и цели, основные принципы движения.

При анализе феномена волонтерства как феномена глобализации следует отметить не только положительные, но и отрицательные черты.  И, так, волонтерство – это прежде всего работа, в основном, в непрофитных организациях, которая занимает много времени и сил, без получения заработной платы, зачастую без получения желаемого результата, без навыков работы в чужой стране со своими традициями и обычаями.

Здесь следует отметить, что в России волонтерство имеет свой колорит, оригинальность и своеобразность. Православные христианские духовные ценности, получившие общественное уважение за бескорыстную помощь, легли в основу благотворительности, а впоследствии и волонтерства. Е.И.Холостова определяет волонтерство – как добровольную помощь нуждающимся в ней, основываясь на принципы гуманизации. «Молодежь – традиционно наиболее социально активная демографическая группа, которая может стать (и в частных случаях является сейчас) основой крупномасштабного волонтерского движения» [1].

Согласно общепринятому в социально-гуманитарном знании определению В.Т.Лисовского «молодежь – это поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших образовательные, профессиональные, культурные и др. социальные функции» [2]. Кроме того, молодежь стремится к самовыражению и самореализации. Волонтерство относится к наиболее ярким, продуктивным проявлениям молодежной субкультуры, что подразумевает и  проявление активности и становлению гражданской позиции молодежи. В словаре С.И.Ожегова волонтерство означает добровольное выполнение обязанностей по оказанию безвозмездной социальной помощи, услуг, добровольный патронаж над инвалидами, больными и престарелыми, а также лицами и социальными группами населения, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях.  Понятие «волонтер» концептуально раскрыто в Федеральном законе от 11 августа 1995г. №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» [3]. Согласно этому документу волонтеры – это граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах получателя. Благополучатели – граждане и юридические лица, получающие благотворительную помощь филантропов, меценатов и добровольцев.

Инициатива государственной политики, несомненно, находит отклик в общественном мнении населения нашей страны. Так, отсутствие четкой определенности и понимания о волонтерстве выражается в опросах общественного мнения. Отмечается, что каждый пятый респондент, принявший участие в опросе, отмечал работу на добровольных началах как наиболее действенную форму благотворительности. За шесть лет (2006-2012 гг.) согласных с этим утверждением россиян на 7% больше и волонтерство по уровню своей эффективности, по мнению населения, в рейтинге значимости переместилось на второе место, потеснив на третью позицию такую форму благотворительной деятельности как «распределение помощи через государственные органы социальной защиты». И все же, население более доверяет помощи «из рук в руки».  Здесь возникает вопрос о доверии и искренности [4-47]. Прежде всего, стоит указать, что присутствие искренности  всегда конкретно и ситуативно в бытии человека несмотря на нацеленность искренности к запредельному.  Искренность выражает себя в следующих модусах:

•        субъективной и интерсубъективной ответственности;

•        максимальной чистоте самовыражения;

•        интенциональности к совершенству.

Анализ сложившейся ситуации позволяет предложить системный подход (исконно православная христианская благотворительность, стратегия волонтерства, знакомые лица волонтеров – родственников, соседей, знакомых и т.д.), наибольшая искренность в оказании безвозмездной помощи населения, солидарности, что будет способствовать возрастающему доверию.

Национальный проект волонтерства, основанный на истоках христианской благотворительности, спасения, самопожерствования и искренности, является поистине прекрасным механизмом социализации молодежи в русле активной гражданской позиции в современной России.

Таким образом, процесс глобализации, основанный  на пользовательском подходе, широко востребован в мире социальной действительности [48-56]. Он создает не только основные правила общественных норм и поведенческих стереотипов, но и  социальные проекты, к примеру, волонтерство. Но, в реалиях современной российской культуры вышеуказанное движение способствует укреплению исконной российской традиционности, солидарности, патриотизма и формированию глобальной российской общности по всему миру. О чем свидетельствует законопроект, согласно которому граждане бывшего СССР смогут получать «Карту русского». Законопроект, автором которого является депутат Владимир Сысоев, должен объединить русских, оказавшихся за пределами нашей страны после распада Советского Союза, а также поддержать языковые, родственные и традиционные духовные ценности народа России за рубежом.


Библиографический список
  1. Холостова Е.И. Волонтеры // Словарь-справочник по социально работе / под ре. Е.И. Холостовой. М., 1997.
  2. Социология молодежи: Учебник Под ред. проф. В.Т.Лисовского .—СПб: Изд-во C. –Петербургского университета,1996. — 460 с.
  3. Федеральный Закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» // Сборник нормативных правовых актов РФ. М., —2010.
  4. Вигель Н.Л. К вопросу о психолингвистике и нейролингвистике билингвизма и особенностях           билингвальной психологии // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XXXVII междунар. науч.-практ. конф. № 6(37). – Новосибирск: СибАК, 2014.
  5. Вигель Н.Л. Утилитарно-прагматический феномен современности и его отражение в метамодернизме // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 7-2 (57). С. 41-43.
  6. Вигель Н.Л. Проблема диалога культур в современности // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2015. № 4. С. 100-104.
  7. Вигель Н.Л. Человек в культуре постмодерна // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2015. № 2. С. 114-117.
  8. Вигель Н.Л. Роль объяснения в понимании иностранного текста при учебном переводе // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 49. С. 85-87.
  9. Вигель Н.Л. Билингвизм как фактор развития индивидуальных творческих способностей // Инновации в науке. 2014. № 37. С. 72-75.
  10. Алоян Н.Л. Категория трагедии // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. №2. С.80-82.
  11. Вигель Н.Л. Процесс моделирования языка у монолингвов и билингвов // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2014. № 38. С. 12-15.
  12. Вигель Н.Л. Постмодернистская парадигма художественного текста // Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 1. С. 72-79.
  13. Алоян Н.Л. Свобода и необходимость в древнегреческой трагедии // Философия права. 2008. № 3. С. 77-80.
  14. Давидович В.Е., Алоян Н.Л. Одиночество как феномен бытия // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. № 6. С. 50-53.
  15. Давидович В.Е., Алоян Н.Л. Значение метафоры в философии Ф.Ницше // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. № 1. С. 70-73.
  16. Алоян Н.Л. Древнегреческое трагическое как существенный момент жизни // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2007. № 6. С. 81-84.
  17. Алоян Н.Л.  Мифосимволическая реальность романтизма // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2007. № 6. С. 96-99.
  18. Алоян Н.Л. Герменевтический аспект обучения в контексте философии культуры: диссертация кандидата философских наук/СКНЦ ВШ. Ростов-н/Д., 1999. -117 с.
  19. Алоян Н.Л., Черникова В.Е. Человек в современном культурном пространстве. Изд-во «Антей». Ростов н/Д, 2009. -242с.
  20. Вигель Н.Л. Феномен билингвизма в эпоху постмодерна // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствознания и культурологии. 2014. №37. С.6-11.
  21.  Алоян Н.Л. Феномен страдания в архаическом обществе // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. № 1. С. 86-89.
  22.  Алоян Н.Л. Трагедия как модус бытия человека: диссертация доктора философских наук / ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный университет». Ставрополь, 2008. -290 с.
  23.  Вигель Н.Л. Символ и культура: от традиционализма к глобализации // Современные научные исследования и инновации. 2015. №12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/62015 (дата обращения: 29.12.2015).
  24. Вигель Н.Л. Японская пищевая культура в Ростове-на-Дону (данные социокультурного исследования) // Гуманитарные научные исследования. 2015. №12.  С.240-242.
  25. Вигель Н.Л.Культ еды в глобальной монокультуре // Гуманитарные научные исследования. 2015. С.309-310.
  26. Вигель Н.Л. Персонифицированные питание как феномен пищевой культуры // Гуманитарные научные исследования. 2015. №12. С.304-305.
  27. Вигель Н.Л. Толерантность как общечеловеческая ценность // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2015. №2(81). С.34-37.
  28. Вигель Н.Л. Человек – «играющий герой» эпохи постмодерна // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2015. №1(80). С.42-45.
  29. Вигель Н.Л. Значение учебного перевода и общения в процессе обучения иностранному языку // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2014. №40. С.5-9.
  30. Вигель Н.Л. Герменевтический подход к пониманию учебного перевода // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. 2014. №40. С.22-26.
  31. Вигель Н.Л. Особенности обучения в процессе учебного перевода // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. 2014. №40. С.26-29.
  32. Вигель Н.Л. Формирование понимания текста в процессе учебного перевода с иностранного языка // Universum: общественные науки. 2014. №9. С.2.
  33. Алоян Н.Л. Трагедия как модус бытия человека: автореферат диссертации доктора философских наук. Ставрополь, 2008. -48с.
  34. Вигель Н.Л. Foodism как эстетизм XXI века // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61155 (дата обращения: 17.12.2015).
  35. Вигель Н.Л. Феномен современной рекламы пищевых продуктов // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61594 (дата обращения: 21.12.2015).
  36. Вигель Н.Л. Современная глобализация культуры // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61411 (дата обращения: 17.12.2015).
  37. Вигель Н.Л., Мерклин В.А. Традиционная и современная культуры // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/01/62280 (дата обращения: 17.01.2016).
  38. Вигель Н.Л. Конфликт цивилизаций // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/01/62278 (дата обращения: 17.01.2016).
  39. Вигель Н.Л. Одиночество или уединение? // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/01/13808 (дата обращения: 17.01.2016).
  40. Вигель Н.Л. Идентичность и вызовы глобализации // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/12/76398 (дата обращения: 02.01.2017).
  41. Вигель Н.Л. Духовность, общество и культура // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/03/65071 (дата обращения: 19.11.2016).
  42. Вигель Н.Л. Глобализация и культура // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/02/64313 (дата обращения: 20.11.2016).
  43. Вигель Н.Л. Современная культурная ситуация: исламизация // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/02/62939 (дата обращения: 20.11.2016).
  44. Вигель Н.Л. Монокультура fast food-a // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/03/64662 (дата обращения: 21.11.2016).
  45. Вигель Н.Л. Культурная диффузия: столкновение значит взаимопроникновение // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/02/62790 (дата обращения: 20.11.2016).
  46. Вигель Н.Л. Пищевая культура как метод изучения социокультурных трансформаций. Сервис plus. 2016;10(3). – С.62-67.
  47. Вигель Н.Л. Человек и вызовы глобализации. Сервис plus. 2016;10(4). – С.84-88.
  48. Вигель Н.Л. Идентичность и вызовы глобализации // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/12/76398 (дата обращения: 02.01.2017).
  49. Вигель Н.Л. Пищевая культура: от традиции к слоуингу // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/01/77191 (дата обращения: 17.01.2017).
  50. Вигель Н.Л. Вкус и мода // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/01/77192 (дата обращения: 17.01.2017).
  51. Вигель Н.Л. Человек и современная культура // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/02/77307 (дата обращения: 01.02.2017).
  52. Вигель Н.Л. Современная цивилизация и формирование глобального вкуса // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/02/78028 (дата обращения: 02.02.2017).
  53. Вигель Н.Л. Нетолерантное меньшинство или распространение продуктов халяль // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/02/19880 (дата обращения: 02.02.2017).
  54. Вигель Н.Л. Архитектура вкуса в метамодернизме // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/02/19879 (дата обращения: 02.02.2017).
  55. Вигель Н.Л. Вкус и идентичность // Психология, социология и педагогика. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2017/02/7698 (дата обращения: 02.02.2017).
  56. Вигель Н.Л. Влияние билингвизма на культурные особенности // Психология, социология и педагогика. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2017/02/7704 (дата обращения: 15.02.2017).


Все статьи автора «Вигель Нарине Липаритовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: