Подготовка конкурентоспособных и востребованных специалистов является основной задачей каждого высшего учебного заведения.
Квалифицированные социологи – это специалисты, способные быстро реагировать на изменения, происходящие в обществе, представляющем собой сложную структуру; владеющие не только теоретическими и прикладными знаниями социологических наук, но и математическими методами обработки анализируемых данных; активно использующие информационные технологии, вычислительную технику и современное программное обеспечение для решения прикладных задач [1, 2].
В задачу социолога входит не только изучение общественного мнения с помощью тематических опросов, анкетирований, но и проведение полноценного социологического исследования, прогнозирование социальной действительности, обнаружение статистических закономерностей, четкий анализ и трактовка результатов, что невозможно без использования математических методов и компьютерной техники [3, 4].
Анализ требований, предъявляемых работодателями к соискателям на должность социолога, показывает, что востребованным является специалист, который не только достаточно хорошо разбирается в таких гуманитарных науках, как социология, психология, маркетинг, владеет иностранным языком, но и обладает знаниями математика, умеет мыслить формальными категориями, понимает суть используемых методов, адекватно применяет математический аппарат для решения прикладных задач, умеет работать со специализированным программным обеспечением.
Математические методы необходимы в таких областях деятельности социолога, как методология и методика социологического исследования, социальная статистика, математическое моделирование социальных процессов, информационные технологии в социологии [5].
Таким образом, высококвалифицированный социолог должен наряду со знанием цикла гуманитарных предметов владеть современными математическими методами обработки и анализа информации.
Сформулированные выше требования учитывает и ФГОС ВПО по направлению подготовки 39.03.01 «Социология» (уровень бакалавриата) (ФГОС ВПО утвержден приказом Минобрнауки России от 12.11.2015 г. № 1328) согласно которому, дипломированный специалист-социолог должен быть способен решать следующие профессиональные задачи:
обработка эмпирической информации с привлечением современных информационных технологий, средств вычислительной техники, коммуникаций и связи;
разработка и проведение полноценных социологических исследований с использованием методов математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования.
Учебным планом предусмотрено преподавание блока предметов, которые должны обеспечить требуемый объем знаний в области математической теории; способствовать формированию необходимых навыков по практическому применению математических методов и компьютерных технологий в сфере профессиональной деятельности. К таким предметам относятся: «Математические методы анализа данных» [6]; «Теория вероятностей и математическая статистика»; «Методы прикладной статистики для социологов»; «Анализ данных в социологии»; «Технология работы в сети интернет»; «Современные информационные технологии в социальных науках»; «Анализ данных в SPSS».
Однако на практике наблюдается некоторый дисбаланс между сформулированными выше требованиями на рынке труда к специалистам-социологам и уровнем математической подготовки студентов. Задача статьи заключается в том, чтобы проанализировать причины этого дисбаланса и предложить пути его устранения.
Первая причина заключается в изначальном позиционировании социологии как специальности, не требующей математической подготовки: минимальный проходной балл ЕГЭ по математике для специальности «Социология» почти самый низкий по сравнению с другими. Как следствие, данное направление выбирают для себя в основном абитуриенты, относящие себя к гуманитариям и не планирующие связывать свою профессиональную деятельностью с применением математических методов и информационными технологиями. В процессе обучения у студентов возникает недоумение по поводу того, что им основательно придется изучать целый блок математических дисциплин, они не видят возможности применения полученных знаний на практике. Появляются большие трудности и формализм при изучении математики, информатики, статистики, теории вероятностей, математического моделирования. Много времени уходит на освоение материала по базовым темам и не всегда получается затронуть более сложные методы анализа данных, такие как непараметрическая статистика, многомерный статистический анализ.
Вторая причина – малый объем времени, который отводится на изучение дисциплин, связанных с математическими методами анализа данных. Как правило, на каждую дисциплину этого цикла выделяется один семестр. За такой короткий промежуток времени можно только поверхностно коснуться сути основных методов и продемонстрировать возможность их применения на практике с использованием вычислительной техники.
Третья причина – отсутствие преемственности между дисциплинами гуманитарного и математического цикла. Преподаватели выпускающих кафедр, в основном, не требуют использовать математический аппарат при написании курсовых и дипломных работ даже в случае, если работы имеют эмпирическую направленность. Для студентов это является еще одним аргументом в пользу «бессмысленности изучения математики».
Четвертая причина – отсутствие практики в организациях, занимающихся подготовкой и проведением полноценных социологических исследований, в процессе прохождения которой студенты получили бы дополнительную мотивацию для осознанного изучения математических дисциплин и приобретения навыков работы с профессиональным программным обеспечением.
Возможными путями решения обозначенной проблемы математической подготовки социологов могут стать следующие:
разъяснение абитуриентам, уже при знакомстве с выбираемой специальностью (на дне открытых дверей), что они будут достаточно глубоко изучать обязательный блок математических и компьютерных дисциплин, которые необходимы для их будущей профессиональной деятельности. Следовательно, потребуется хорошая базовая подготовка по математике;
введение спецкурса (вводного курса), задачей которого будет научить студента грамотному использованию математического языка для описания возникающих в рамках социологических исследований ситуаций. Сформировать правильное представление о роли математики в социологии, как о необходимой составной ее части. В этом случае дальнейшее преподавание математических предметов будет базироваться на некотором фундаменте, изучение их будет более осмысленно;
внедрение в курсовые проекты и дипломные работы обязательных требований по использованию математических методов и специализированных пакетов обработки данных [4, 6], чтобы студенты с первого курса понимали необходимость изучения математических дисциплин и современных информационных технологий, видели их практическое применение в профессиональной деятельности.
Библиографический список
- Двоерядкина Н.Н. Педагогические условия повышения качества математической подготовки студентов-социологов: автореферат диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Комсомольск-на-Амуре. – 2006. – 21 с.
- Фомина Е.Е. Применение факторного анализа для обработки результатов анкетирования // Социосфера. – №3 – 2016. – С. 122-127.
- Красильников Д.И. Программное обеспечение эконометрического исследования ECONOMETRIC SOFTWARE // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – №3(2). – 2011. – С. 231-238.
- Фомина, Е.Е. Обзор программных продуктов, используемых при проведении социологических исследований. – №2 – 2016. – С. 99-102.
- Гухман, В.Б. Введение в компьютерную обработку социологических данных. – ТвГТУ. – 2008. – 271 с.
- Фомина Е.Е., Жиганов Н.К. Математические методы анализа данных в социологии с использование пакетов MS Excel и STATISTICA. – ТвГТУ. – 2017. – 168 с.