УДК 159.9

ВЛИЯНИЕ ТРЕНИНГА ЛИДЕРСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ РУКОВОДИТЕЛЯ

Кириленко Любовь Анатольевна
ГАОУ ВО ЛО «Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина»
аспирант по профилю «Психология развития, акмеология»

Аннотация
В данной статье рассмотрены понятие и сущность субъектной позиции, соотношение между лидерством и руководством. В частности, среди нескольких разновидностей лидерства, автор особо выделяет управленческое лидерство.
В статье описывается проведенное исследование, направленное на выявление влияния тренинга лидерской компетенции на формирование социально-психологических особенностей личности руководителей. Для автора статьи представляет интерес регулятивно-деятельностный компонент.
В результате проведенного исследования автором были выявлены особенности, которые характерны для управленческого лидера, а также сделано заключение о том, что модифицированная программа тренинга способствует развитию лидерских качеств и субъектной позиции управленческого лидерства.

Ключевые слова: лидерская компетенция, лидерство, руководство, субъектная позиция, тренинг, управленческое лидерство


THE INFLUENCE OF THE LEADER'S COMPETENCE TRAINING ON THE FORMING OF THE MANAGER'S SUBJECT POSITION

Kirilenko Lyubov Anatolyevna
Pushkin Leningrad State University
post-graduate student of the profile "Developmental Psychology, Acmeology"

Abstract
The article examines the concept and the content of the subject position, the interrelation of the leadership and the management. Particularly, among the several types of the leadership - the author distinguishes the management leadership.
In this article the author describes the research that has been detecting the influence of the leader's competence training on the forming of the socio-psychological peculiarities of the leader's person. The author of this research is interested in the regulator-activity component.
As the result of this research the author has detected the peculiarities of the management leader and has concluded that the modified programme of the training contributes to the development of the leader's abilities and the subject position of the management leader.

Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Кириленко Л.А. Влияние тренинга лидерской компетенции на формирование субъектной позиции руководителя // Психология, социология и педагогика. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2017/04/8037 (дата обращения: 29.10.2023).

Научный руководитель: Белов Василий Васильевич

доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии развития и образования

Актуальность исследуемой проблемы обуславливается тем, что в современных условиях развития социально-экономических отношений в российском обществе в связи с усилением конкурентной борьбы возникают новые требования к личности руководителя. Данные требования касаются не столько способов воздействия на людей в организациях, а, в первую очередь, имеют отношение к глубинным личностным образованиям, в том числе и к субъектной позиции.

Проанализируем понятие и сущность субъектной позиции. В нашем исследовании мы опираемся на точку зрению А.С. Лебедева. По его мнению, субъектная позиция представляет собой системное отношение внутренних психических элементов, позволяющих человеку творчески осуществлять взаимодействие одновременно с внешней и внутриличностной средой. Согласно А.С. Лебедеву, субъектная позиция формируется из взаимосвязи 3 критериев: – мотивационно-ценностный; – когнитивно-творческий; – регулятивно-деятельностный [2].

Определяя связь субъектной позиции с руководством и лидерством, обратимся к концепции лидерства и руководства в отечественной психологии. Первоначально лидерство рассматривалось как явление, которое возможно только в малой, стихийно возникающей группе людей. Когда речь шла об организации, то правомерно говорить о руководстве. Руководство рассматривается как процесс управления людьми.

Однако в XXI веке появилась новая точка зрения на соотношение между лидерством и руководством. Согласно концепции В.В. Белова существуют несколько разновидностей лидерства. Помимо лидерства в малой, стихийно возникающей группе людей и политического лидерства, можно выделить управленческое лидерство. Исходным понятием для определения управленческого лидерства является понятие «организация», которое с объектно-атрибутивной точки зрения понимается как особая группа людей, атрибутивным признаком которой является её искусственное происхождение. Одним из необходимых компонентов организации является руководство. Под руководством понимается взаимовоздействие (а не воздействие) между руководителем и другими членами организации. Управленческое – это тип руководства, для которого характерна субъект – субъектная позиция лидера во взаимодействии с членами организации. Формальное руководство – это тип руководства, который базируется на  субъект – объектной позиции [1, с. 304-306].

Нами были выявлены особенности, которые характерны для управленческого лидера, возглавляющего группу, определяющего ее деятельность и основной вектор для дальнейшего развития. Лидер необходим группе для регулирования двух взаимодополняющих систем отношений: деловых и личных. Важно, чтобы каждая из них была четко отрегулирована и не было противоречий между ними, ведь в противном случае такая группа не сможет стать высокоэффективной и ее работа не будет приносит ожидаемого результата. В связи с этим в настоящее время у исследователей и наиболее успешных практиков в сфере управления, доминирует утверждение, что руководитель должен обладать лидерскими качествами, не вызывает сомнения. Современный лидер в организации – это человек, который обладает необходимыми личностными качествами для создания и дальнейшего успешного развития своей компании, он способен вдохновлять людей на результативную деятельность, стимулировать перемены и поддерживать введение инноваций.

По нашему мнению, субъектная позиция управленческого лидера  проявляется в его представлении о себе, как о лидере, его отношении к другим членам организации как субъектам совместной деятельности, его готовности к сотворчеству. Именно данная субъектная позиция позволяет добиться успеха в условиях жесткой конкурентной борьбы.

Целью нашего исследования было выявить влияние тренинга лидерской компетенции на формирование социально-психологических особенностей личности руководителей, в том числе, и на формирование его мнения о себе как о лидере, что мы можем представить как формирование субъектной позиции лидера. В рамках нашего исследования для нас представляет интерес регулятивно-деятельностный компонент, который являет собой активность, инициативность и ответственность управленческого лидера, его представления о себе как о лидере, самостоятельность в постановке идей и т.д.

Далее рассмотрим особенности тренинга лидерской компетенции, который был апробирован в рамках нашего исследования.

Методолого-концептуальными положениями модели тренинга развития лидерских качеств выступают следующие моменты:

1. Лидерские качества могут быть предметом целенаправленного формирования и совершенствования, при наличии у человека мотивации и определенных условий.

2. Важным средством воздействия является специфическая среда тренинга, которая учитывает основные требования профессионального внутригруппового функционирования.

3. Развитие лидерских качеств происходит через когнитивную переработку ситуаций лидерского взаимодействия, отработку участниками лидерского поведения в моделируемых ситуациях в рамках тренинга, а также приобретение ими положительного опыта лидерского взаимодействия с членами данной группы.

4. Новые психологические образования, возникающие у участников в процессе тренинга, должны активизировать их профессиональное и личностное саморазвитие, а также закрепляться в последующей профессиональной деятельности.

Тренинговая программа состояла из коротких теоретических блоков по различным аспектам лидерства и различных динамичных упражнений. Она предназначена для развития и актуализации лидерского навыка. Таким образом, у разных участников была возможность проявить и попробовать себя в качестве лидера в разных заданиях. При этом во время обсуждений даже те, кто не показал себя в полную силу (по различным причинам) смогли разобрать и проанализировать лидерское поведение других участников.

Программа СПТ состояла из восьми модулей (7 основных и 1 диагностический). По времени тренинг рассчитан на три дня общим объемом 36 академических часов. Формат проведения – марафон с отрывом от производства и полным погружением участников в процесс занятий, начало в 08.30 и завершение в 19.30. Учебный день состоит из шести образовательных блоков по полтора часа каждый, в ходе обучения организованы перерыв на обед (один час) и четыре кофе-паузы по 15 минут.

В ходе проведения эксперимента первичный диагностический замер показал, что в экспериментальной и контрольной группах статистически значимой разницы в уровне выраженности лидерских качеств отмечено не было. После проведения тренинговой программы при повторной диагностике было выявлено, что при сравнении результатов исследования способности к лидерству по методике А.Н. Лутошкина «Я – лидер» до и после эксперимента в контрольной группе не произошло каких-либо значимых изменений. Однако в экспериментальной группе можно отметить положительную динамику: так количество испытуемых с низким уровнем развития лидерских качеств снизилось, а в свою очередь средний уровень увеличился, и появились респонденты, у которых лидерские качества развиты на высоком уровне.

Результаты повторной диагностики по методике «Диагностика лидерских способностей» (Е.С. Жариков, Е. Крушельницкий) показали, что до проведенного тренинга результаты тестирования респондентов имели средний уровень выраженности, после проведенных мероприятий результаты увеличились и стали иметь высокий уровень выраженности. В контрольной группе по данному критерию значимой разницы не обнаружено. Таким образом, в показателях экспериментальной группы фиксируются достоверные различия между показателями до и после тренинговых занятий, в то время как в контрольной группе существенной разницы нет.

Сравнивая полученные результаты по методике «Администратор или лидер» (Жариков Е.С.) в двух группах после проведения программы тренинга, следует отметить, что изменения, проходившие по основным показателям после проведения тренинга мало различимы. Однако следует отметить, что тенденция на развитие в экспериментальной группе носила более выраженный характер. Данное обстоятельство можно объяснить субъектно-личностным отношением в группе в условиях проведения тренинговой программы и необходимостью преодоления сложившихся стереотипов отношений в профессиональной среде. В экспериментальной группе наблюдалось изначально субъектное включение в тренинговую работу, что быстрее привело их к сплоченности, к более комфортной психологической атмосфере в группе. При этом полученные результаты свидетельствуют о степени продуктивности психологического сопровождения – в экспериментальной группе возрастает тенденция к самосовершенствованию в области профессиональной деятельности и личностного роста.

Повторное проведение диагностики лидерских качеств по методике – КОС показало следующие результаты: в экспериментальной группе достоверные различия были обнаружены в показателях организаторских способностей, полученное эмпирическое значение уровня коммуникативных способностей находится в зоне неопределенности до и после проведенных мероприятий. Проведенные занятия мало сказались на коммуникативных способностях членов группы, но значительно изменили организаторские способности.

Основываясь на полученных данных можно заключить, что модифицированная программа тренинга действительно способствует развитию лидерских качеств и, следовательно, и субъектной позиции  управленческого лидера, для которой характерны следующие признаки: признание себя не как формального руководителя, а как лидера; ориентация на самосовершенствование себя и других в области профессиональной деятельности и личностного роста.


Библиографический список
  1. Белов В.В. Проблема лидерства и руководства в отечественной и зарубежной психологии / В.В. Белов // Сборник докладов I Международной научно-практической конференции 27–28 декабря 2011 г. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2012. — 376 с
  2. Лебедев А.С. Формирование субъектной позиции в творческой деятельности у студентов педколледжа: Автореф. дис. к.п.н. / А.С. Лебедев. – М., 2001.


Все статьи автора «Кириленко Любовь Анатольевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: