Одни из самых важных социальных и демографических событий приходятся на молодежный возраст: окончание общего образования, определение с будущей профессией и получении соответствующего необходимого образования, начало трудовой карьеры, создание семьи и рождение детей.
Кaк прaвило, в наше время подавляющая часть представителей молодежного возрaста уверена что, наличие высшего профессионального образования является необходимым критерием достижения желаемого социального статуса и более высокого финансового положения, конкретной гaрaнтией и защитой от безработицы. Профессиональное обучение стaновится глaвным компонентом инфраструктуры рынкa трудa, который поддерживает кaчественно сбaлaнсировaнный спрос и предложение трудa, в значительной мере определяет эффективность механизмов по реaлизaции молодежной политики зaнятости. Непосредственно по этой причине при сокрaщении подготовки квaлифицировaнных кадров в ПТУ и средних специальных учебных зaведениях прием студентов в вузы ежегодно увеличивaется [2, c. 21].
При первичном выходе на рынок труда у молодых людей преобладают не надлежащие реальности представления о профессии, должностных обязанностях, процессе работы, трудовой карьере. Без сомнений, в условиях невозможности трудоустройства все эти условия приводят к возникновению сложных социально – психических состояний: тревоги, состояния депрессии, чувства безысходности, комплекса вины, понижению уровня самооценки, коммуникативных трудностей). Столкновение с реальностью рынка труда приводит к переоценке либо регрессу ценностей труда. Безусловно, проблемы с трудоустройством негативно влияют на личностный рост молодых людей и процесс нормальной социализации оказывается нарушенным.
На ряду с этим, положение молодых людей на рынке труда задается и работой учебных учреждений, которые через процесс обучения и воспитания устанавливают степень подготовки своих выпускников, формируют ценностные ориентации на труд, модели поведения на рынке труда и в сфере рабочих отношений.
Факт безработицы также является причиной психологической перестройки кандидатов на вакантные места, делая их более приспособляемыми к условиям найма. Наличие конкуренции предопределяет завышенные требования к деловым и личным качествам претендентов на рабочее место, к уровню их образования, квалификации, способности к дальнейшему обучению или переобучению. В то же время, в связи со структурными преобразованиями в российской экономике выявилась проблема дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда в связи несоответствия уровня подготовки молодых специалистов требованиям работодателя. Присутствует также противоречие между потребностями рынка труда в рабочих и узких специалистах отдельных видов деятельности и перепроизводством специалистов, в которых экономика регионов не нуждается или спрос на них уже полностью удовлетворен [4, c. 174-175].
Почти во всех обществах современного мира молодое поколение, вступающих на рынок труда и не имеющих профессии или требуемого опыта, общепринято причислять к социально незащищенной группе населения. Однако в таком случае, следует принимать во внимание то, что молодежь считается будущим страны, стратегическим ресурсом и инновационным потенциалом. Приоритетным направлением общественно-финансовой политики государства необходимо признать область занятости именно молодежи. Таким образом, подготовка высококвалифицированных специалистов, готовых к суровым условиям рыночной экономики, является одной из основополагающей задачей, от решения которой зависит способность молодежи выступать субъектами в трудовых отношений, и более того в немалой степени темпы роста экономики государства в целом [3, c. 566].
Характерные черты безработицы в России формируются структурно–регрессивным спадом производства при смене прошлого рынка и рыночных элементов функционирования хозяйства и медленном создании нового рынка и механизмов регулирования и саморегулирования экономики.
В последнее время на рынке труда значительно снизилось число молодых людей, которые решились бы прибегнуть к помощи при трудоустройстве в службы занятости населения, и поэтому они нередко вступают в ряды безработных, не отыскав подходящей вакансии. Эти факторы вызвали потребность формирования специальных учреждений – молодёжных бирж труда, которые наиболее продуктивно устранили бы проблемы с устройством на работу молодого поколения [1, c. 45].
Таким образом, молодежь совершенно не имеет представлений о современном состоянии рынка труда, о правилах поведения на рынке труда, а также правилах построения благополучной профессиональной карьеры, о собственных правах и обязанностях в сфере трудовых отношений. Молодые люди не готовы к на столько высокой конкуренции на рынке труда.
Библиографический список
- Багаев В. Занятость молодежи – задача государственная //Человек и труд. -2013. – №12. − С. 45 − 46.
- Дунаева, Н., Салахутдинов Р. Эффективная занятость российской молодежи — стратегическая проблема / Н. Дунаева, Р. Салахутдинов // Человек и труд.− 2010. − № 2. − С. 19 − 24.
- Мутиева Т.А. Безработица молодежи как социальная проблема // Science Time. − 2015. − № 12 (24). − С. 565 − 567.
- Полетых Е.В., Чикотаева А.А., Минюхина Я.О. Проблема занятости и безработицы молодежи // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. − 2015. − № 11-3. − С. 174-176.