УДК 352.075

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рогач Ольга Владимировна1, Рябова Татьяна Михайловна1
1Российский государственный социальный университет, кандидат социологических наук, доцент кафедры менеджмента и административного управления

Аннотация
В статье рассматриваются вопросы организации связи с общественностью на муниципальном уровне в ее образовательном контексте. На сегодняшний день особое значение приобретает налаживание социального диалога муниципальных органов управления образованием и субъектов образовательного пространства, способствующего формированию, закреплению и поддержанию на должном уровне взаимопонимания между властными структурами и общественностью.

Ключевые слова: местное самоуправление, муниципальное управление, муниципальные органы власти, образование, связи с общественностью


MUNICIPAL PRACTICE OF THE ORGANIZATION OF PUBLIC RELATIONS IN THE CONTEXT OF DEVELOPMENT OF DOMESTIC EDUCATION

Rogach Olga Vladimirovna1, Ryabova Tatyana Mihaylovna1
1Russian State Social University, candidate of sociological sciences, associate professor department of management and administration

Abstract
In article questions of the organization of public relations at the municipal level in her educational context are considered. Today establishing social dialogue of municipal governing bodies of education and subjects of the educational space promoting formation, fixing and maintenance up to standard of mutual understanding between power structures and the public is of particular importance.

Keywords: education, local government, municipal governments, municipal management, PR-technologies, PR-технологии, public relations


Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Рогач О.В., Рябова Т.М. Муниципальная практика организации связи с общественностью в контексте развития отечественного образования // Психология, социология и педагогика. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2017/01/7649 (дата обращения: 31.10.2023).

Тренды современной российской действительности актуализируют внимание исследователей к проблемам функционирования и развития образовательной сферы, как ведущей области социокультурного и интеллектуального воспроизводства населения. Особое место в обеспечении устойчивого протекания данного процесса занимает муниципальный уровень управления, призванный организовывать деятельность субъектов образовательного пространства. Специфические черты деятельности органов муниципальной власти находят свое выражение в Конституции РФ, в которой закреплены базовые положения ее функционирования. Обратим внимание, что особенности муниципального управления сферой образовательных услуг, его качество, находятся в прямой взаимосвязи с эффективностью реализации на местах федеральных и региональных программ развития сферы образования, инновационных образовательных проектов, удовлетворения образовательных запросов целевых групп и, в конечном итоге – выполнения запроса общества на качественные образовательные услуги современной школы.

Следует отметить, что органы муниципальной власти обладают четко определенным статусом и заданной сферой компетенции. Так, специфика распределения полномочий и ответственности между различными властными уровнями в России предполагает, что в отличие от центрального государственного аппарата, деятельность которого нацелена на определение законодательных основ и выработку политики в области образования, органы муниципального управления образованием обеспечивают на своей территории ее практическую реализацию, осуществляя непосредственное воздействие на деятельность субъектов образовательного пространства. При этом трансформируется сам характер управления, приобретая более демократический вид. Муниципальный уровень управления в отличие от институтов государственной власти в большей степени приближен к гражданскому обществу, поскольку, находясь в непосредственной «близости» к населению, не только имеет принципиально иную природу, но и способен в самые сжатые сроки решить значимые вопросы развития конкретного местного сообщества.

Несмотря на то, что в современных условиях наблюдается объективный рост роли образования в развитии общества, и, как следствие, повышение значимости управления образованием на муниципальном уровне, сегодня существуют определенные сложности в деятельности муниципальных органов власти. Так, оценивая современное состояние муниципального управления образованием, можно выдвинуть предположение, что одним из главных его недостатков выступает рассогласование между усложняющимися проблемами управления сферой образовательных услуг средней школы и отсутствием эффективных управленческих технологий.

В частности, значимую роль в обеспечении эффективности управленческого воздействия муниципальной власти играет налаживание устойчивых взаимосвязей между муниципальными органами управления образованием и общественностью [1, 149], следствием чего видится конструктивное согласование интересов субъектов образовательного пространства и органов управления, а также рост доверия населения к деятельности последних. Ориентация власти на расширение общественного участия в управлении в муниципальной практике представлена следующим комплексом методов:

  • организованная встреча с представителями общественности;
  • проведение слушаний по важным вопросам;
  • информационное собрание;
  • создание оперативных групп по обсуждению и формулировке проблем, которые будут заложены в основу будущих управленческих решений на муниципальном уровне.

В соответствии с тем, что муниципальная власть несет ответственность за состояние дел на конкретной территории – муниципальные органы управления, «в руках» которых находятся рычаги властного влияния, должны обладать конкретными механизмами публичного воздействия на местное сообщество. Более того когда речь идет о социальной базе принятия и реализации властных решений, в том числе и в области реализации образовательной политики, следует различать два взаимообусловленных обстоятельства:

  • во-первых, какова степень готовности общественности к участию в управленческой деятельности;
  • во-вторых, имеют место ли механизмы реализации управленческого потенциала местного сообщества.

В контексте данной постановки вопроса использование PR-технологий должно стать одним из базовых направлений деятельности муниципальных органов власти, способствующим формированию, закреплению и поддержанию на должном уровне взаимопонимания, «социального партнерства» между муниципальными органами управления образованием и общественностью.

Из этого следует, что взаимодействие властных структур с местным сообществом должно строиться по принципу соучастия, предполагающего формирование устойчивых связей по двум направлениям: от муниципальных органов власти к целевым группам общественности и от местного сообщества к властным структурам. Возросший интерес общественности к участию в управлении образованием, который по своей идее должен обеспечить более полное удовлетворение образовательных потребностей населения, на деле не имеет под собой соответствующего фундамента.

Согласно проведенным социологическим исследованиям [2,191-192], только 27% представителей родительской общественности принимают участие в управлении, в таких формах как: родительские общественные организации и советы образовательных учреждений. Оставшиеся 73% респондентов, которые не принимают участие в общественном управлении, объясняют это тем, что для них (63%) любое управление, осуществляемое не органами официальной власти, лишь видимость и в действительности ничего не может изменить. 32% опрошенных отговариваются отсутствием времени, а 5% и вовсе не знают о том, что могут принимать участие в управлении.

Представленные данные еще раз подтверждают необходимость развития муниципальной практики организации связи с общественностью в контексте развития отечественного образования.

С этой целью в структуре муниципальных органов управления должны быть созданы специальные службы, занимающейся PR. Их функционал может быть представлен следующим образом:

  • обеспечение гласности и открытости действий муниципальных властей в сфере образования;
  • информационное обеспечение общественности по вопросам реализации образовательной политики на местах;
  • формирование благоприятного имиджа муниципальных органов управления образованием;
  • учет образовательных интересов и потребностей местного населения и ориентация деятельности муниципальных органов управления образованием на удовлетворение социального образовательного заказа;
  • установление с целевыми группами общественности партнерских отношений, налаживание конструктивного «диалога» с местным сообществом по образовательным вопросам;
  • формирование инвестиционной привлекательности образовательной сферы, для субъектов образовательного пространства;
  • формирование у населения гражданской позиции, развитие чувства сопричастности к принятию управленческих решений по развитию сферы образования, пропаганда чувства гражданской гордости.

Таким образом, PR-коммуникации муниципальных органов управления образованием с населением представляют собой субъект-объектную деятельность, в рамках которой осуществляется сложное многоуровневое,  многоканальное коммуникативное взаимодействие властных структур и субъектов образовательного пространства, ориентированное на рост эффективности управленческой деятельности и более качественное удовлетворение образовательных запросов местного сообщества. Однако в современной муниципальной практике организации связей с общественностью наличествует ряд аспектов, не позволяющих рассматривать ее с позиции классической коммуникации.

В частности, деятельность по связям с общественностью всегда имеет двустороннюю направленность, так как нацелена на «внешнюю» и «внутреннюю» общественность. Кроме того в процессе PR взаимодействия целевые группы общественности оказывает существенное влияние на предмет и цели деятельности муниципальных органов управления, при этом, перманентно меняя свое мнение и корректируя поведение в зависимости от динамики индивидуальных образовательных потребностей и спроса на образовательные услуги современной школы. Таким образом, можно наблюдать взаимное влияние друг на друга властных структур и населения, в результате которого, неравноправное положение субъекта и объекта управления не играет доминирующей роли.

Сегодняшняя практика использования PR в деятельности властных структур муниципального уровня определила целый комплекс коммуникативных технологий. Особое внимание хотелось бы обратить на следующие технологии:

  • непосредственные контакты работников муниципальных органов управления образованием с целевыми группами и иными субъектами образовательного пространства по вопросам развития сферы образования, в том числе проведение различного рода расширенных совещаний с привлечением тех или иных групп общественности (родительской, педагогической и др.), проведение общественных слушаний, организация презентаций инновационных образовательных проектов;
  • организация целенаправленного взаимодействия представителей муниципальных органов управления образованием со СМИ: подготовка и проведение для журналистов брифингов, пресс-конференций, пресс-туров, подготовка для СМИ пресс-релизов и иных материалов, подготовка информационного бюллетеня муниципальных органов управления и пр.
  • подготовка и проведение специальных PR-акций, формирующих благоприятный имидж муниципальных органов управления образованием и др.

Резюмируя сказанное выше, отметим, что сегодня муниципальная практика организации связи с общественностью в контексте развития отечественного образования не представлена значительным положительным опытом налаживания конструктивного взаимодействия властных структур с населением. Вместе с тем, признанная значимость формирования социального диалога муниципальных органов управления образования с целевыми группами общественности не только обеспечивает снижение социально напряженности, повышение гражданской активности населения, улучшение имиджа властных структур, но и формирует инвестиционную привлекательность сферы образования для субъектов образовательного пространства. В связи с этим, особое внимание местных властей в контексте развития образовательной сферы должно быть обращено на организацию эффективного взаимодействия с местной общественностью.


Библиографический список
  1. Рогач О.В., Рохмистров С.Н., Рябова Т.М. Управление общественными отношениями (PR): основы теории и практики. Москва, 2014.
  2. Рогач О.В. Управление развитием инновационного потенциала общего образования на муниципальном уровне в условиях социально-экономической модернизации. Материалы Ивановских чтений. 2011. № 1 С. 189-193.


Все статьи автора «Рябова Татьяна Михайловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: