УДК 796.06

ФИТНЕС И ПЕДАГОГИКА: ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ЗАДАЧИ В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ НАЦИИ

Серпер Сергей Александрович
Самарский государственный социально-педагогический университет
к.э.н., докторант

Аннотация
В статье рассматриваются влияние педагогического фактора на развитие фитнеса в России. Фитнес как изучаемая в вузе дисциплина представляет собой комплекс мероприятий. В нём используются силовые, аэробные тренировки; тренировки на развитие гибкости; для занятий характерны широкий спектр используемых физических упражнений. Использование фитнеса в вузах России поможет выполнить цели и задачи, сформулированные президентом и правительством для сбережения здоровья нации. В статье изучается вопрос о специфике развития региональной физической культуры и спорта. Рассмотрены наиболее важные направления и последствия данного процесса.

Ключевые слова: педагогика, фитнес


FITNESS AND PEDAGOGY: CHALLENGING PROBLEMS AS PART THE STATE POLICY OF MAINTAINING THE NATION'S HEALTH

Serper Sergey Aleksandrovich
Samara State University of Social Sciences and Education
PhD, doctoral student

Abstract
The article discusses the influence of pedagogical factors on the development of fitness in Russia. Fitness as a discipline of study in high school is a set of activities. Fitness as the discipline of studying in higher education institution represents a complex of actions. In it power, aerobic trainings are used; trainings on flexibility development; for occupations the wide range of used physical exercises is characteristic. Using fitness in Russian universities will help fulfill the goals and objectives formulated by President and government for health savings nation. In this paper we study the question of the specificity of the regional sports culture and sports. Considered the most important trends and implications of this process.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Серпер С.А. Фитнес и педагогика: перспективные задачи в рамках государственной политики сохранения здоровья нации // Психология, социология и педагогика. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2017/01/7678 (дата обращения: 03.11.2023).

Здоровый образ жизни, сохранение физических сил, поддержание общего здоровья нации ‒ важная социальная проблема, т.к. нет ничего более значимого, чем гармоничное развитие и функционирование личности в социуме. Наблюдается серьёзное противоречие в развитии трудовых ресурсов России, в том числе в профессиональной сфере: требования работодателей и экономической ситуации диктуют высокий (или хотя бы приемлемый) уровень развития физического состояния работников, тогда как возможности и условия достижения данного уровня далеко не всегда реализуемы на практике. На наш взгляд, решение этого глобального противоречия находится в области грамотного, комплексного сочетания усилий как государства, так и граждан, направленных не на одностороннее и внесистемное повышение качества физической подготовки, но на формирование системы здоровьесбережения нации.

Исследование истории и особенностей развития фитнеса в России зародилось сравнительно недавно. Можно выделить несколько направлений в исследовании фитнеса. Прежде всего, это диссертационные работы.

Диссертационные исследования, посвящённые различным аспектам развития фитнеса, появились с 2005 и практически все затрагивают педагогическую сторону данной темы.

В бóльшей части диссертаций рассматривается развитие фитнеса либо в условиях вуза (исследования Е.К. Гильфановой [3], О.В.  Трофимовой [12], Т.В. Василистовой [2]), либо школы (работы Е.Г. Сайкиной [11], Н.В. Егоровой [8]).

Такая специфика диссертационных исследований далеко не случайна и обусловлена, согласно выводам Д.И. Дегтярева и Е.В. Турчина, возрастной характеристикой потребителей фитнес-услуг (до 29 лет) [6].

Специфика фитнеса как педагогического явления в настоящее время находится в центре внимания исследователей.

Тесно связана с данными работами другая группа исследований, составляющая отдельное направление в изучении фитнеса, – это работы, посвящённые проблеме профессиональных компетенций.

В научной литературе вопрос о профессиональных компетенциях работников сферы фитнеса всесторонне и детально почти не рассматривался. Исследователями, главным образом, изучался вопрос связи фитнеса и инновационных технологий [15, 5]. 

Также поднимался вопрос о разработке и педагогическом сопровождении различных фитнес-программ, где прямо или косвенно затрагивался вопрос о компетенциях (главным образом, формируемых на базе аэробики и гимнастики) [1, 4, 10].

Ещё одно направление в изучении фитнеса – это не узкоспециальные исследования по проблеме компетенций, а более широкие, рассматривающие кадровую политику в фитнес-индустрии в целом [1, C. 8; 14. C. 18]. Работы исследователей затрагивали и процесс формирования профессиональных знаний специалистов сферы фитнеса. Тем не менее, комплексных исследований, рассматривающих политику подготовки кадров для фитнес-индустрии в связи с организацией процесса подготовки специалистов по физкультуре и спорту в вузах и применительно к приоритетным задачам государственной политики в сфере оздоровления нации, – практически нет.  

Также необходимо выделить как отдельное направление – изучение особенностей организации фитнеса [13, C. 109].

В современной российской науке региональный аспект развития фитнеса, спорта и физической культуры изучен, главным образом, на примере крупных городов или областей. Этому посвящены исследования Е.В. Кревного [9, C. 252 – 256], Ю.Н. Ямщикова [16, C. 159], В.К. Доева [7, C. 270]. Однако, проблемы и специфика развития фитнес политики малых городов – практически не исследованы. Хотя на важность данных моментов есть указания как в федеральных целевых программах, так и в нормативно-правовых актах РФ.

Теоретическая значимость и необходимость новых исследований о взаимосвязи фитнеса и системы высшего образования заключается в важности разработки теоретических и методических подходов к совершенствованию процесса развития фитнеса (как основы эффективной модернизации сферы физкультуры и спорта), что внесет существенный вклад в теорию профессионального образования.

Практическая значимость подобных исследований состоит в том, что с опорой на изучение опыта регионального развития фитнеса автором определена близкая и среднесрочная перспектива организационного и педагогического развития фитнеса. Необходима реализация целого комплекса мер, направленных и на организационную сторону вопроса, и на финансовую, и на научно-теоретическую. И на каждом из этих направлений необходимы скоординированные усилия федеральных, региональных властей, частных предпринимателей, чтобы выполнить установки «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года».

В нашем исследовании показано, что успехи в развитии фитнеса российских регионов напрямую зависят от координации усилий федеральной и местной власти; государственных и частных вузов; крупных компаний и индивидуальных предпринимателей. Только объединив усилия по модернизации и пропаганде фитнеса, можно достичь реализации положений, отражённых в основополагающем документе по развитию спортивно-оздоровительной сферы Российской Федерации – в «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года».

Разнообразие форм и программ показывает, что фитнес в России – активно развивающаяся сфера как в плане спроса, так и в плане предложений; ещё большие перспективы развития может дать изучение данной отрасли в странах Запада и Азии. Изучение данных проблем позволит фитнес-сфере, совместно с процессами развития физкультуры и спорта, наиболее эффективно реализовать программные положения, заложенные в «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года». Развитие фитнеса, физической культуры и спорта в г. Сызрань в период 2010 – 2016 гг. осуществляется в соответствии с направлениями, определёнными федеральным законом о спорте и охватывает все возрастные группы населения, оказывая тем самым положительное воздействие на социокультурную сферу города.

Выводы нашего исследования показывают, что на современном этапе российской модернизации необходимо реализовать в системе высшего профессионального образования в области физической культуры и спорта главную задачу ‒ готовить специалистов с высоким уровнем сформированности специальных профессиональных компетенций, достаточных для профессиональной реализации в фитнесе-индустрии. В нашей работе на базе теоретических и практических данных были проанализированы существующие педагогические средства формирования у будущих специалистов по физической культуре и спорту специальных профессиональных компетенций, необходимых для работы в сфере оздоровительного фитнеса.

Разработанные в России модели обучения, целенаправленные на выработку специальных профессиональных компетенций, необходимых для фитнес-индустрии, и содержащие составляющие модульного обучения, воспроизводят необходимые элементы для благополучного воплощения в жизнь модели обучения: цель и итоги процесса; обстоятельства развития комплекса общекультурных и профессиональных компетенций; элементы учебно-профессиональной деятельности; степени сформированности выделенных компетенций; варианты оценивания профессиональных компетенций; педагогические обстоятельства вырабатывания базовых профессиональных компетенций.

Анализ учебно-методических программ и научной литературы показывает, что основными педагогическими условиями формирования у студентов комплекса необходимых компетенций для будущей деятельности в  фитнес-индустрии выступают следующие условия: применение инновационных обучающих методик; формирование у будущих специалистов знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности в сфере фитнеса; вырабатывание и улучшение профессионального потенциала студентов на базе освоения профессионально-ориентированных технологий обучения; изучение будущими специалистами профессиональных умений и навыков в условиях моделирования их профессиональной деятельности.

Проанализированные вузовские методики подготовки специалистов в сфере фитнеса реализуют личностное включение студентов в учебную деятельность; совершенствуют умения адекватно оценивать профессиональную ситуацию и реагировать на неё; применяют профессиональные модели поведения и действий; модернизируют процесс профессионального обучения в вузе за счёт включения в содержание учебных модулей заданий профессиональной направленности; стимулируют интерес обучающихся к профессиональным проблемам; усиливают когнитивную и развивающую функции учебного процесса.

Проведённый анализ перспектив развития фитнеса в педагогическом плане свидетельствует, что на современном этапе модернизации физкультурного и спортивного высшего образования есть ряд серьёзных противоречий. В то время, как в российском образовании успешно формируются и решаются инновационные цели и задачи, направленные на улучшение физического состояния и здоровья будущих специалистов, фитнес по-прежнему не занимает соответствующее его значению место в учебных программах и курсах, а прямое следствие этого – и в жизни российского общества. 

Требуется для перспективного развития регионального фитнеса повышение числа дисциплин и вузовских программ, дающих возможность направлять обучение будущих специалистов фитнес-индустрии на результативную и высокоэффективную деятельность в будущей профессии. Подобные программы и учебные курсы позволят вузам, разработавшим их, занять в образовательной системе региона более привлекательное для потенциальных абитуриентов место. Кроме того, новые программы по подготовке специалистов фитнес-сферы сделают вузы более открытыми к новым педагогическим технологиям, продемонстрируют готовность вуза работать в соответствии с запросами современного общества.

Таким образом, именно увеличение предложений в сфере современных образовательных вузовских программ по фитнесу в ближайшей перспективе позволит создать подготовленных, эффективных и компетентных молодых специалистов для работы в сфере фитнеса. А более опытные специалисты будут способствовать привлечению в отрасль новых клиентов и технологий, что благоприятно скажется на политике оздоровления нации.

Достижение эффективного регионального развития фитнес-сферы является одной из задач «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» и может быть достижимо за счёт координации усилий на общероссийском и региональном уровне.


Библиографический список
  1. Балашова В.Ф. Компетентность специалиста по адаптивной физической культуре. М.: Физкультура и спорт, 2008.
  2. Василистова Т.В. Проектирование фитнес-технологий в физическом воспитании студенток вуза, проживающих в условиях северных регионов: дис. … канд. пед.  наук. Тула, 2011.
  3. Гильфанова Е.К. Оздоровительная фитнес-йога в физическом воспитании студентов специальных медицинских групп вузов: дис. … канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2011.
  4. Гоглюватая Н.О. Программирование физкультурно-оздоровительных занятий аквафитнессом с женщинами первого зрелого возраста: автореф. дис… канд. наук по физ. воспитанию и спорту. М., 2007.
  5. Гуревич А.В. Применение инновационных фитнес-технологий в военно-образовательных учреждениях и спортивных клубах для поддержания здорового образа жизни: дис. … канд. пед. наук. СПб., 2007.
  6. Дегтярева Д.И., Турчина Е.В. Современные фитнес-программы // Физическое воспитание и спортивная тренировка. 2015. № 3. С. 91.
  7. Доев В.К. Формирование региональной системы управления массовым спортом // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2011. № 4. С. 270 ‒ 271.
  8. Егорова Н.В. Фитнес для занятий младших школьниц в системе дополнительного образования: дис. … канд. пед. наук. Великие Луки, 2012.
  9. Кревный Е.В. Проблемы и перспективы развития российского спорта: социальный аспект // Социокультурные исследования. Волгоград, 2007. Вып. 13. С. 252 ‒ 256.
  10. Ростовцева М.Ю. Примерная программа дополнительного образования учащихся V‒VII классов «Фитнес». М., 2008.
  11. Сайкина Е.Г. Фитнес в системе дошкольного и школьного физкультурного образования: дис. … д-ра пед. наук. Санкт-Петербург, 2009.
  12. Трофимова О.В. Совершенствование физического воспитания студентов вузов на основе углублённого изучения фитнес-аэробики: дис. … канд. пед. наук. Чебоксары, 2010.
  13. Уколова И.В. Социологические аспекты фитнес движения в России // Вестник Волжского университета. 2009. № 3. С. 109.
  14. Чесноков А.В. Формирование профессиональных качеств педагога по физической культуре // Теория и практика физической культуры. 2001. № 10. С. 18 – 21.
  15. Чубакова В.А. Педагогические технологии проведения занятий различными видами оздоровительной аэробики с женщинами молодого возраста (21 ‒ 35 лет): автореф. дис… канд. пед. наук. М., 2006.
  16. Ямщиков Ю.Н. Спорт в условиях глобализации // Вестник Адыгейского государственного университета. 2009.№ 3. С. 159 ‒ 162.


Все статьи автора «Серпер Сергей Александрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: