УДК 373.4

ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПОНЯТИИ СТЕРЕОТИПА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Финченко Станислав Николаевич1, Сартакова Елена Евгеньевна2
1Томский государственный педагогический университет, кандидат медицинских наук, доцент кафедры педагогики и психологии образования
2Томский государственный педагогический университет, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии образования

Аннотация
В данной статье рассматриваются этапы становления научных представлений о понятии стереотипа в целом, педагогического стереотипа в частности; выявляется содержание стереотипа; роль стереотипа для развития педагога.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Финченко С.Н., Сартакова Е.Е. Этапы становления современных представлений о понятии стереотипа в профессиональной педагогической деятельности // Психология, социология и педагогика. 2017. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2017/12/8438 (дата обращения: 29.10.2023).

В настоящее время можно констатировать, что проблемы в реформировании школы связаны с гуманитарной сферой, инертностью и стереотипами поведения населения и педагогов.  Временная динамика изменений внешних по отношению к человеку стала сопоставимой и более быстрой в сравнении с переформатированием и формированием личностного «образа мира» (А.Н. Леонтьев [1]). Это предполагает интерес к проблеме стереотипов, их формированию и изучению процессов и механизмов изменения в сфере образования.

Следует отметить, что проблеме стереотипов как в зарубежной социальной психологии, так и в отечественной науке уделялось достаточное внимание. Однако основной массив литературы затрагивал гендерные стереотипы, этностереотипы, стереотипы в сфере социальной идентичности и другие моменты. В тоже время ни в России, ни за рубежом стереотипами поведения применительно к сфере образования детально не занимались.

Вместе с тем переход на Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) общего образования, который неоднозначно учитывает опыт и наработки зарубежных исследовательских центров в области образования, в первую очередь связан не просто с изменением форм организации учебного процесса [2], но обусловлен  также необходимостью формирования современных профессиональных стереотипов педагогов, включая профессиональные представления и типовые способы решения профессиональных задач.

Несмотря на достаточную степень актуальности проблематики можно констатировать недостаточную степень изученности проблемы стереотипов. С одной стороны, эта проблема является одной из активно разрабатываемых тем в современной психологии, социологии и философии. Так, начиная с 20-х гг. ХХ в., не угасает интерес к данному социально-психологическому феномену, что отражает большое количество публикаций (G. W. Allport, У. Липпман, В.С. Агеев, А. А. Бодалев, X. Дейкер и др.). Но преимущественно исследуются социальные, этнические, гендерные стереотипы, стереотипы интеллектуальной деятельности. С другой стороны, несмотря на широкую распространенность и уже определившееся значение этого понятия, его объем и содержание продолжают оставаться дискуссионными. Единой трактовки в определении понятия «стереотип» не существует до настоящего времени.

У. Липпман, Д. Катц и П. Брейли, Т. Шибутани, Р. Таджури, Г. Тэжфел и другие авторы суммировали главные выводы исследований в области социального стереотипа: 1) люди с легкостью проявляют готовность характеризовать обширные человеческие группы (или социальные категории) недифференцированными, грубыми и пристрастными признаками; 2) такая категоризация отличается прочной стабильностью в течение длительного времени; 3) социальные стереотипы в некоторой степени могут изменяться в зависимости от социальных, политических или экономических изменений, но этот процесс происходит крайне медленно; 4) социальные стереотипы становятся более отчетливыми («произносимыми») и враждебными, когда возникает социальная напряженность между группами; 5) они усваиваются очень рано и используются детьми задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они относятся; 6) социальные стереотипы не представляют большой проблемы, когда не существует явной враждебности в отношениях групп, но в высшей степени трудно модифицировать их и управлять ими в условиях значительной напряженности и конфликта.

В последние 15-20 лет широко распространенным становится понимание стереотипов как продукта нормального когнитивного процесса, а стереотипизации – как составной части этого процесса. Сходной точки зрения придерживались, в частности, В.С. Агеев, Д.Л. Гамильтон, Н. Кэнтор, К. Макколи, А.Г. Миллер, Р. Нисбет, М. Росс, М. Сегал, К. Ститт, В.П. Трусов, В.Н. Куницына, Дж. Форгас, П.Н. Шихирев и другие.

Анализ современных западных социально-психологических исследований позволяет констатировать, что в настоящее время достаточно много работ по стереотипированию поведения, но нет практически ни одной в приложении к сфере образованию. Этот вывод справедлив по отношению практически ко всем работам зарубежных социальных психологов, что подчеркивает актуальность предлагаемой тематики для исследования.

Можно высказать предположение, что теории, разработанные в рамках социальной психологии, относящиеся преимущественно к описанию гендерных стереотипов, стереотипов осуществления познания, коммуникации, могут оказаться полезными для объяснения рождения, изменения, трансформации стереотипов имеющих отношение к системе образования. Необходимо отметить, что образовательные стереотипы описывают, с одной стороны, процесс категоризации (отнесение себя к определенной категории, группе людей), а с другой – порождают определенные алгоритмы поведения, фреймируют деятельность, имеющую отношение к образованию. Отмечаемые процессы связаны с теорией самокатегоризации Тернера (J. C. Turner).

В области педагогической деятельности проблемы стереотипизации стали изучаться сравнительно недавно. Исследуются стереотипы в возрастном аспекте: у дошкольников (Б.Е. Робинсон, П. Скин, К. Флейк-Хобсон), школьников (В.С. Ротенберг), студентов (Е.В. Джавахишвили, В.А. Ситаров, Т.С. Яценко).

В последнее десятилетие возрос интерес к изучению педагогических стереотипов  (З.А. Агеева, Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева, Л.А. Новоселова, О.С. Клочко и др.). Это связано с тем, что педагогические стереотипы могут выступать как в роли стабилизирующих, так и в роли дестабилизирующих факторов педагогической деятельности. Однако вопросы содержания и структуры стереотипов профессиональной педагогической деятельности, их особенностей, а также способов формирования остаются пока открытыми.

Теоретический анализ современной научной литературы позволяет охарактеризовать ведущие положения формирующейся теории стеоертипов в целом, педагогических в частности.

1. Анализ стереотипов имеет две противоположные стороны. Первая – стереотипов, как таковых, не существует, поскольку каждый человек рассматривает любой аспект в жизнедеятельности индивидуально. Вторая сторона определяет стереотипы, как четко сформулированные, устойчивые, схематичные представления о каком-либо вопросе. Изменить существующий стереотип невозможно, возможно лишь сформировать новый, возникший в результате целого комплекса действий. Тем не менее, существует связь между старыми и новыми стереотипами, которая и является непременным условием возникновения последних.

2. Стереотипы существую в человеке в виде полученных знаний и навыков, в его жизненном опыте. Под влиянием стереотипов формируется характер человека,  также стереотипы оказывают влияние на его победы и поражения, а также на формирование жизненных целей человека. Стереотипы оказывают влияние не только на формирование личности человека, но и на его оценку событий прошлого, настоящего и будущего.

3. Создание стереотипов, ориентированных на совокупность жизнеполагающих задач, которые также могут образовываться под влиянием стереотипов, целей к которым нужно стремиться, является первоочередной задачей. Наличие стереотипных целей придает жизни более четкий смысл и фундаментальную опору, отсутствие стереотипов ведет к внутренней неопределенности, аморфности задач, непринятию обществом и как итог – разочарование в жизни.

«Современная наука накопила огромное количество фактов, доказывающих, что жизнь человека и животных во многом зависит не только от его прошлого, но и от будущего, от так называемого опережающего отражения. Доказано, что на основе опыта, накопленного организмом или всем биологическим видом, формируются определенные «метки», «константы», инварианты, которые словно настроены на отдаленный результат. Эти константы как бы учитывают, что произошло бы с организмом, если бы не было принято защитных мер, и принимает такие меры. Таким образом, они как бы перекидывают мост от прошлого и будущего…» [3].

4. Предполагается, что вырабатывание стереотипов присуще лишь человеческому поведению. Во-первых, их создание протекает как целенаправленное действие; во-вторых, проявления действия стереотипов может быть  как опосредованным, так и прямым.  Активное применение стереотипного мышления ведет к созданию четкого алгоритма действий, ведущих к реализации намеченной цели.

5. Для человека стереотипы часто являются средством его мышления; становление личности человека при этом более определенно и имеет четкое целеполагание, которое выступает для человека идеальным проецированием себя в будущее, как область, ценностно мотивирующая личностное развитие [4]. Жизнедеятельность человека, по мнению Дж. Келли, психологически направляется ожиданиями событий [5], соответственно, если будущие события стереотипны, то есть сформированы достаточно четко, то путь к ним не кажется сложным, поскольку цели и средства для их достижения, как правило, типичны, известны и достаточно определены.

Существование человека является результатом  проявления сложившихся стереотипов, формирующихся в процессе непрерывного взаимодействия с миром, что определяет формирование человека, как личности,  опосредованно влияя на его индивидуальность. Стереотип можно охарактеризовать как отсутствие изменений с течением времени в установившемся….. при этом имеет место определенная целостность, завершенность.

Неудовлетворение существующими стереотипами порождает стремление к формированию новых стереотипов, которые будут направлять человека в его развитии, мотивировать к реализации себя  в определенной деятельности, в стремлении к своим целям.

6. Влияние существующих стереотипов на становление отдаленных целей очевидно, поскольку формируются достаточно четкие ожидания и перспективы, содержащие элементы доминирующих в настоящем стереотипов. Сформированные цели зависят от стереотипно выработанных качеств человека, от тех нравственных ценностей, на которые он опирается сегодня. Несомненно, мы не можем полностью исключить каких-либо непредвиденных обстоятельств, неожиданных удачных или неудачных событий, случайностей, однако доминирующими все же являются стереотипы, заложенные в процессе воспитания и обучения человека. Вполне естественно, что некоторая доля сомнений и неуверенности в реализации будущих целей все же может присутствовать, даже несмотря на четко оформленное стереотипное мышления, однако доля этих сомнений может весьма сильно варьироваться – от едва ощутимой неуверенности, при правильно выстроенном стереотипном мышлении, до сильно выраженной, при отсутствующих или недостаточно оформленных стереотипах.

Таким образом, можно сделать вывод, что стереотипы являются необходимым условием психологического и социального формирования личности педагога, поскольку влияют не только на ее настоящее, но и на самоопределяющуюся сущность личности в ее будущем. Наличие стереотипов определяет инвариантность и линейность  развертывающейся действительности.

Осознание этой фиксированной должно четко осознаваться педагогом, а создание новых стереотипов является весьма перспективным способом формирования жизненного пути личности.


Библиографический список
  1. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: МГУ, 1975.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.- [Электронный ресурс]– Режим доступа :  http://base.garant.ru/55170507/(дата обращения 22.06.2017 г.)
  3. Чудновский, В. Э. Смысл жизни и судьба / В. Э. Чудновский. – М.: Ось – 89, 1997. –С. 186.
  4. Моросанова, В. И. Самосознание и саморегуляция поведения / В. И. Моросанова, Е. А. Аронова. – М.: Институт психологии РАН, 2007. – 213 с.
  5. Первин, Л. А. Психология личности: Теория и исследования / Л. А. Первин, О. П. Джон. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 607 с.


Все статьи автора «Сартакова Елена Евгеньевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: