Формирование благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе содействует развитию образовательной организации в целом, а так же предоставляет возможность создать такие условия, в которых существенно легче заниматься самообразованием. Актуальность данной темы обусловлена постоянно расширяющимися требованиями к степени психологической вовлеченности педагогов в трудовую деятельность, ростом их личностных притязаний и потребностью их профессионального развития. Также существует необходимость на практике решать проблемы результативности организации и управления сотрудниками и регуляции их взаимоотношений.
Анализ научных источников показал, что в отечественной литературе имеется не только множество определений социально-психологического климата, но и сам термин, в зависимости от исследовательских подходов может варьироваться на понятия: морально-психологический климат, эмоциональный климат, моральный климат, психологический настрой, организационный климат и прочие [1]. Зачастую эти понятия применяются приблизительно в одном смысле, но вместе с тем, существуют такие различия в осмыслении сущности этого явления, что возникает некоторая вариативность в конкретных определениях.
Ф.Б. Ольшанский писал: «Психологический климат, или микроклимат, или психологическая атмосфера – все эти скорее метафорические, чем строго научные, выражения очень удачно отражают существо проблемы. Подобно тому, как в одном климате растение может зачахнуть, а в другом пышно расцвести, человек может испытывать внутреннюю удовлетворенность и быть хорошим работником в одном коллективе и совершенно захиреть в другом» [2,c.152]. Впервые термин «психологический климат», в отечественной социальной психологии, был использован Н.С. Мансуровым, в изучении производственных коллективов. Психологический климат, по его мнению, – это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей [3].
В.М. Шепель, на базе данного Н.С. Мансуровым определения раскрыл понятие социально-психологического климата и уточнил структуру в виде климатических зон [4].
Таблица 1. Структура социально психологического климата по В.М. Шепелю.
Социальный | Моральный | Психологический |
|
|
|
В большей степени изучение социально-психологического климата проходит на базе научных и трудовых коллективов, и значительно меньше в педагогических коллективах дошкольных образовательных организаций, у которых есть свои особенности.
Основной отличительной чертой педагогического коллектива дошкольных образовательных организаций является специфика профессиональной деятельности – обучение и воспитание дошкольников, на этой ступени образования закладываются основы первичных знаний, нравственности и морали – «фундамент», от которого зависит дальнейшее формирование человека.
Также необходимо учесть такое своеобразие работы в дошкольной образовательной организации как, необходимость взаимодействия:
1) с коллегами и администрацией (взаимоотношения внутри коллектива);
2) детьми (формирование теплых доверительных отношений вместе с дисциплиной, необходимой для образовательной деятельности);
3) родителями воспитанников (взаимоуважительное отношение, недопуская фривольости, не смотря на возраст, опыт и т.д);
Результативность профессиональной деятельности педагогов, обусловлена некоторыми особенностями: полифункциональность, коллективный характер труда и ответственность за результаты деятельности, ненормированность рабочего дня (отсутствие временных рамок на освоение некоторых видов педагогического труда) – которые могут стать причиной перегрузки, возникновению стрессов и как следствие конфликтов.
Учитывая различные взгляды, на содержание понятия социально-психологического климата, можно сделать вывод, что он представляет собой многофункциональную социально-психологическую группу факторов, влияющую на любую деятельность коллектива.
К ним можно отнести:
- Социально-психологическая совместимость сотрудников, проявляющаяся во взаимопонимании, сопереживание друг другу;
- Стиль управления администрации;
- Система оплаты труда (своевременность и прозрачность начисления стимулирующих надбавок);
- Положительный или отрицательный опыт воспитательно-образовательной деятельности (перспективы развития творческого потенциала, возможность повышения квалификации, взаимоотношения с родителями и детьми);
- Условия труда (оснащенность современными материалами и пособиями);
- Информированность сотрудников (скорость и достоверность информации влияет на качество выполняемой работы и отношение к администрации);
- Личные обстоятельства (семейные или другие факторы вне работы);
Также можно выделить специфику климата в том, что его можно рассматривать целостно и при этом в процессе постоянной динамики психических состояний всех членов коллектива.
Современные условия развития дошкольных образовательных организаций, предполагают, что сотрудники находятся в атмосфере постоянно видоизменяющихся требований, увеличения рабочей нагрузки и ответственности в виде:
- растущего количества детей в группах;
- дополнительной нагрузки, в случае, когда в группе присутствуют дети с некоторыми особенностями психического и физического развития;
В то время как, психологическое самочувствие каждого члена коллектива оказывает непосредственное влияние на социально-психологический климат всей организации. Многие исследования выявили, что для значительного количества педагогов свойственны: эмоциональная неустойчивость, высокий уровень тревожности и напряженность.
Что же можно считать благоприятным социально-психологическим климатом? Безусловно, отношения в коллективе и с воспитанниками должны строиться на принципах доброжелательности, взаимопомощи и сотрудничества с учетом норм справедливого и уважительного поведения. В таких взаимоотношениях критика высказывается деликатно, преобладает одобрение и поддержка. Также показателями благоприятного социально-психологического климата являются:
- удовлетворенность сотрудников своей работой (большинством или всеми ее составляющими);
- доверительные отношения в коллективе, уважительное с родителями воспитанников;
- отсутствие давления со стороны администрации;
- включенность в воспитательно-образовательный процесс, несение ответственности каждым сотрудником;
Таким образом, можно сделать вывод, что в современных условиях, существует множество факторов, которые влияют на формирование благоприятного социально-психологического климата в дошкольных образовательных организациях. Необходим комплексный подход к вопросу эффективного управления социально-психологическим климатом, который возможен только при, взаимодействии администрации и психолога в дошкольных образовательных организаций.
Библиографический список
- Краткий психологический словарь. Санкт-Петербург, Феникс, 2012 г.-320с.
- Маккена, П., Мейстер, Д. Первые среди равных: Как руководить профессионалами. Москва, «Издательство Манн, Иванов и Фербер», 2007. – 336 с.
- Платонов, Ю.П. Основы социальной психологии. Санкт-Петербург, Инфа-М, 2016 г.- 336 с.
- Парыгин, Б. Д. Социальная психология (учебное пособие). СПб: СПбГУП, 2003. – 616 с.