Образование имеет значительное влияние на все стороны жизни и деятельности страны, социума, человеческой цивилизации в целом. В условиях современной научно-технической и информационной революции образование функционирует как сложный социально-экономический организм, играет важную роль в прогрессе человечества. Оно является одной из важных отраслей трудовой и познавательной жизнедеятельности.
Состояние среднего образования в современном мире сложно и противоречиво. С одной стороны, среднее образование стало одной из важнейших сфер человеческой деятельности. С другой стороны, расширение сферы образования и изменения его статуса сопровождаются обострениями проблем в этой сфере, что свидетельствует о кризисных явлениях в сфере государственного управления в среднем образовании.
Сегодня проблема реформирования образования требует особого внимания. Государственная политика в области среднего образования является неотъемлемой составляющей общегосударственной политики. Все, что происходит в обществе, природе, развитии человеческой культуры, так или иначе влияет на формирование и осуществление образовательной политики, функционирование системы образования в целом.
Анализ последних исследований и публикаций дает нам основание сказать, что современный научный мир определяет образование как универсальную категорию, которая выступает объектом различных отраслей знаний. С одной стороны, образование рассматривают как источник знаний, с другой – как «двигатель» развития.
Современные авторы, рассматривающие проблемы модернизации отечественного образования большое внимание уделяют исследованию государственной политики в области среднего образования и направлений его развития. В частности, вопросами проблематики реализации государственной политики в сфере среднего образования занимались такие исследователи, как Котенев В. А., Кузьмин А. В., Жилина А. И., Андрюшина Е. В., Луценко Н. О., Агаркова Д. А. и др.[8, 7, 6,5].
Целью данной статьи является анализ современных положений государственной политики по развитию образовательной среды в России, выявления ее специфических черт по отношению к субъектам сферы среднего образования. Для достижения цели исследования был проведен анализ нормативно-правовых актов и законодательных документов, в которых рассматриваются правовые механизмы регулирования организационно-экономических отношений в социально-культурной сфере, определены направления оптимизации современной законодательной политики государства в сфере среднего образования.
В современном социо-экономическом словаре Райзберга Б.А. под образованием понимается как процесс, так и результат усвоения личностью определенной системы научных знаний, практических умений и навыков и связанного с ними того или иного уровня развития ее умственно познавательной и творческой деятельности. Образование – это специальная сфера социальной жизни, уникальная система, своеобразный социокультурный феномен, который способствует накоплению знаний, умений и навыков, интеллектуальному развитию человека [9, c. 325].
В частности, Агаркова Д.А. в своих работах рассматривает среднее образование как целостную, социальную и открытую систему [5, с.103]. Основными составляющими этой системы являются:
1) Предоставление возможностей каждому изучать общеобразовательные дисциплины, исходя из общественных и личных потребностей;
2) Совокупность звеньев образования, органически взаимосвязанных между собой, которые динамично развиваются и обеспечивают преемственность в обучении;
3) Формирование и оптимизация пути к постоянному совершенствованию интеллектуального и духовного потенциала общества.
Проблема развития образования как институции в основном сводится к анализу проблемы развития человека, поскольку образование должно его поддерживать и обеспечивать.
Общее среднее образование – это целенаправленный процесс овладения систематизированными знаниями о природе, человеке, обществе, культуре, а также выработка средств познавательной и практической деятельности, результатами которой является интеллектуальное, социальное и физическое развитие личности, что является основой для дальнейшего образования и трудовой деятельности [10, c.152].
С нашей точки зрения, можно выделить две основных направленности современной государственной политики в сфере среднего образования, которые вызывают проблемы в отношении своего исполнения: внедрение инноваций в образовательный процесс и обеспечение дистанционного образования нуждающимся.
С целью достижения единообразия образовательного процесса Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» (статья 11) [4] предусмотрены федеральные государственные общеобразовательные стандарты (ФГОС) [2]. Стандартами определены основные требования к фундаментальному содержанию каждого предмета, излучающегося в средней школе.
Еще одним законодательным актом государственной политики в сфере среднего образования является Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. N 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования” [1]. Данный Стандарт определяет пути реализации образовательной деятельности в средней школе, выдвигает конкретные требования относительно результатов обучения, содержит непосредственно структуру основной образовательной программы. С помощью данного Стандарта представляется возможным унифицировать систему среднего общего образования. Это поможет избежать разности в уровнях и качестве преподавания, а также даст одинаковые возможности получения знаний для каждого ученика вне зависимости от территориального расположения.
Следует также отметить, что Стандарт предусматривает сохранение культурной и языковой идентичности многонационального народа России, что является немаловажным в нынешних политических условиях.
Очевидным является то, что государственная образовательная политика является достаточно гибкой, учитывающей особенности образовательного процесса в современных условиях. В связи с чем, хотелось бы здесь отметить постановление Правительства Российской Федерации «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 – 2020 годы» [3].
Основные цели Программы заключаются в создании условий для успешного и действенного развития среднего образования, которое сосредоточено на обеспечении доступности качественного образования, соответствующего современному инновационному развитию социума России.
Фундаментальные задачи Программы заключаются в создании и распространении структурных и технологических инноваций в среднем образовании; развитии современных механизмов и технологий общего образования; формировании востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов.
Кроме того, Программа не обходит вниманием и учеников, которым требуются особые условия для получения среднего образования. Речь идет о дистанционном образовании и его реализации с помощью должного обеспечения техническим и информационным оборудованием.
К основным реформам среднего образования за последние годы следует отнести:
- Перевод школьников на одну смену и специальные условия обучения для школьников с особенными потребностями. Данный аспект предусматривает увеличение числа школ, предоставление возможности обучаться дома. Здесь проблема заключается, в основном, в должном финансировании новых, современных учебных заведений. Кроме того, при внедрении дистанционного обучения возникают проблемы, связанные с устаревшими формами преподавания и отсутствием инновационного подхода при реализации образовательного процесса.
- Государством предусмотрено увеличение количества экзаменов для школьников после 9-ого класса. Стандартом среднего образования предусмотрено качественное отслеживание результатов образования. Безусловно, здесь возникает сопротивление со стороны учеников, для которых сложно сдавать два обязательных (русский язык и математика) и два предмета по выбору, так как их результаты повлияют на общий балл аттестата. Опять же, не все ученики способны достаточно хорошо подготовиться сразу к четырем предметам, что, безусловно, приведет к ухудшению результатов по двум обязательным предметам.
- Внедрение электронных учебников. Вопрос замены бумажных книг электронными назревал уже более десяти лет. Теперь данная инновация закреплена на законодательном уровне. И все же, не каждая семья, на данном этапе экономического развития, может позволит себе приобрести устройства, поддерживающие электронные носители информации.
- Реформа, связанная с повышением качества преподавания школьных дисциплин. В соответствие с Программой по развитию образования, контроль за качеством образования должен быть усилен. Нельзя с уверенностью сказать, что данное изменение действительно повысит старания преподавателей, ведь к любым аттестациям и проверкам с серьезностью относятся лишь на момент их непосредственного выполнения. Но, в перспективе, государством планируется преодолеть кратковременность накопленных для проверки знаний у преподавателей среднего образования.
Конечно же нельзя не отметить еще одну проблему, связанную с улучшением материально-технического оснащения образовательных учреждений, особенно это относится к сельским школам. Развитие электронных сетей, мультимедийных средств обучения может существенно изменить форму, содержание, а возможно, и смысл школьного образования. На сегодня инновационные методы с использованием технических средств обучения применяют преимущественно педагоги общеобразовательных учебных заведений нового типа (гимназий, лицеев) и школ с углубленным изучением отдельных предметов, а также учителя частных средних школ. На государственном уровне принимаются меры по информатизации общеобразовательных школ, но, по всей видимости, пока недостаточные. В целом тенденция положительная, но среднее образование требует увеличения государственного финансирования для эффективного ее функционирования и сохранения потенциала отрасли.
Совершенствование уровня среднего образования не должно быть некоторой изолированной прерогативой государства, а должно учитывать общественное мнение. Специалисты неоднократно отмечали, что, прежде всего, необходимо инициировать общенародное обсуждение цели реформирования, содержания реформ и их последовательности; широко обсудить эти вопросы на научных и научно-практических конференциях, заседаниях ученых советов, родительских собраниях, в средствах массовой информации и т.д.[8, c.5].
Анализ мероприятий, направленных на реформирование среднего образования в современных условиях, позволил сформировать ряд проблем, тормозящих эти процессы. К ним можно отнести: 1. Старение и непродуктивная подготовка педагогических кадров.
2. Несовершенная система управления и финансирования образования.
3. Отсутствие надлежащей материально-технической базы, соответствующей современным требованиям.
4. Устаревшие методы и подходы к обучению; медленное и бессистемное обновление его содержания.
На решение данных проблем и направлена Программа развития образования, первые ее этапы уже были проведены в течение 2016 года. Итоги реформ показали, что многие аспекты нововведений являются проблематичными. Среди них – введение инновационных технологий в сфере среднего образования.
В процессе реализации образовательного Стандарта были выявлены определенные несовершенства: перегруженность учебным материалом; недостаточная сбалансированность гуманитарной, естественно-математической, технологической составляющих; неполное обеспечение возможностей для индивидуализации обучения в средней школе.
Но, все-таки, стоит отметить, что произошли сущностные изменения в сети общеобразовательных учебных заведений. Происходит совершенствование учебно-материальной базы на регулярной основе, что, несомненно, способствует успешной реализации всех предусмотренных образовательным стандартом требований.
Вопросы реализации государственной политики в сфере среднего образования это процесс не сиюминутный и, весьма, напряженный, ибо как в свое время говорил великий французский философ Вольтер: «никогда не бывает больших дел без больших трудностей».
Библиографический список
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. N 413 г. Москва “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования”
- Постановление от 23 мая 2015 г. No 497 г. Москва «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 – 2020 годы»
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) “Об образовании в Российской Федерации” (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
- Агаркова Д. А. Принципы реализации государственной политики в сфере образования в рамках нового федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» // Вестник государственного и муниципального управления. – 2013. ‑ № 2. – С. 101-108
- Андрюшина Е. В., Луценко Н. О. Государственная политика РФ в области образования // Власть. – 2014. ‑ № 7. – С. 77-81
- Жилина А. И. Направления государственной образовательной политики до 2020 года. – 2011. ‑ № 3 (том 3). – С. 117-123
- Котенев В. А., Кузьмин А. В. Государственная политика в области образования в России на современном этапе // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. – 2015. ‑ № 3. – С. 3-8
- Райзберг, Б.А. Современный социоэкономический словарь. ‑М.:ИНФРА-М, 2012. – 629 c.
- Словарь-справочник терминов и определений понятий модельного законодательства государств — участников СНГ / Под ред. М.А. Вуса и В.В. Бондуровского. — СПб.: Издательство «Юридический Центр-Пресс», 2012. — 360 с.