УДК 37

ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИИ АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Прокофьева Фирюза Шохратовна
ГБОУ Школа №1206
учитель, отд.№10

Аннотация
Данная статья представляет собой актуальное исследование образовательной деятельности младших школьников. Анализируемая проблема является не до конца изученной современными авторами, потому представляет собой плодотворную почву для исследования. В рамках представленной работы проанализированы ключевые моменты, касаемо проблематики существования приемов коррекции акустической дисграфии у младших школьников.

Ключевые слова: акустика, деятельности, дисграфия, младшие школьники, образование, педагог, педагогика, преподавание, результаты


METHODS OF CORRECTION OF ACOUSTIC DYSGRAPHIA AT YOUNGER SCHOOCHILDREN

Prokofieva Firyuza Shohratovna.
School №1206
teacher

Abstract
This article presents a study of the current educational activity of younger schoolboys. The analyzed problem is incompletely understood by modern writers, because is a fertile ground for research.
Within the framework of the present work we analyzed the key points with regards to the issues of the existence of acoustic dysgraphia correction methods in primary school children.

Keywords: acoustics, activities, dysgraphia, education, junior high school students, teacher, teaching results


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Прокофьева Ф.Ш. Приемы коррекции акустической дисграфии у младших школьников // Психология, социология и педагогика. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2017/03/7821 (дата обращения: 01.11.2023).

Дисграфия является нарушением правописания, которому сопутствует замена букв, пропусков, перестановок буквенных значений, слияний слов, что обусловлено ухудшениями речевого аппарата в общем.
Акустическая дисграфия может проявиться вследствие ухудшения развития фонематического слуха. В этой ситуации расстройства у детей слуховой дифференциации близких звуков не совсем четкая. При ухудшениях функции письменности из-за недостаточного развития фонематического слуха совершается замена звуков или букв, схожих артикулярно и акустически. [1, c.17]

Дискграфия может возникнуть из-за следующего ряда факторов:

- наследственность – очень часто школьники с дисграфией унаследуют от родственников недостаточную зрелость мозга в конкретных областях, проявляющуюся в торможении некоторых функций;

- функциональный фактор – показывается в задержке психоречевого формирования и дислексии;

- поражение или недостаточное развитие мозга – может развиться еще в утробе матери или сразу же после родов;

- социально-психологические факторы – провоцируют появление дисграфии в виде нечеткой речи окружающих, разговора на двух языках в семье, дефицита контакта речи, невнимательного отношения взрослых к ребенку. [2, c.22]

Чтобы исправить данную проблему существует некоторое количество результативных методов корректирования дисграфии у детей младшего возраста.

Схема слова. Предполагает, что малышу дают определенную картинку, на которой изображается предмет или схема слова. Школьнику нужно произнести, какой это предмет, а после этого озвучить слово по буквам.

Распознавание звуков и букв. Такой способ включает несколько вариантов:

- записывание большого объема букв;

- подчеркивание слов с конкретными звуками и их запись;

- поиск конкретной буквы в слове, предложении, и ее исключение;

- осуществление выбора подходящей картинки, в которой существует конкретный звук. [3, c. 45]

Анализ звуков и букв. Школьнику дают определенную картинку. Он говорит, что на ней изображено, и записывает это слово, при этом ставив ударение в нем. После этого ребенок называет по порядку все звуки и отмечает их конкретным цветом.

Метод структурирования. В слове ребенку нужно определить, сколько гласных и согласных. Сделать это необходимо последовательно. После этого ребенок должен составить схему слова, где гласные он обозначит кружочком, а согласные квадратиком.

Исправление ошибок. Школьнику даются слова с ошибками. Ему нужно исправить эти ошибки и заново переписать слова.

Существуют также определенные упражнения, которые родители проводят в домашних условиях со своими детьми, в перерывах между занятиями:

- контурная правка предполагает для этого наличие объемного текста, и которого школьнику нужно вычеркнуть конкретную букву. Последующий этап задания – подчеркивание одной буквы и вычеркивание другой. Упражнение может помочь развить внимание и запомнить зрительный образ букв;

- пропущенные буквы – данный метод очень похож на контурную правку. В большом тексте ребенку нужно вставить пропущенные буквы. Упражнение развивает уверенность в навыке письма и внимание;
лабиринт – этот метод способен тренировать большую моторику руки. Дети должны проводить безотрывно длинную линию. Стоит вовремя менять руку. [4, c.17]

Также нужно постоянно объяснять школьнику, как расставляются в тексте знаки препинания и вслух проговаривать текст, в соответствии с правилами письма. Занятия с логопедом желательно должны осуществляться в форме игры. Можно также применять магнитные буквы для того, чтобы создать слова, проводить написание диктанта для лучшего восприятия звуков. Благодаря различным методикам, ребенок будет учиться правильному произношению букв, звуков и целых слов.

Родители должны внимательно подбирать ручки и карандаши своим детям. Лучше всего отдавать предпочтение ручкам с не совсем ровной поверхностью. При письме такой ручной может осуществляться массаж кончиков пальцев, и головному мозгу будет посылаться определенные сигналы. Карандаши должны быть с неровной поверхностью, к примеру, в форме многоугольника. [5, c. 56]

Необходимо вовремя распознать у детей признаки дисграфии. В возрасте 3-4 лет проверять слуховую дифференциацию звуков очень важно. Зачастую родители начинают обучать ребенка иностранному языку с ранних лет. При неправильном подходе к обучению детей английскому или иному языку может развиваться и дисграфия и дислексия. Стоит помнить, что каждый родственник обязан правильно проговаривать слова. При повторении взрослых за ребенком «исковерканных» слов, школьник может принять их как правильные и продолжать так говорить, что приведет к еще большим проблемам при формировании речи. Поэтому, стоит с раннего детства позаботиться о красивой речи своего ребенка и постоянно обучаться не только ему, но и самому себе. Ведь ребенок в первую очередь перенимает все от взрослых.


Библиографический список
  1. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М., Хотылева Т.Ю. Нейропсихологический подход в инклюзивном образовании. Инклюзивное образование: методология, практика, технология: Материалы международной научно-практической конференции (20-22 июня 2011, Москва).  М., МГППУ, 2011.
  2. Белопольская Н.Л. Экспресс-методика для проверки навыков чтения, счета, письма. М., Когито-центр, 2013
  3. Бессонова Т.П., Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. Ч. II: Словарный запас и грамматический строй. М., АРКТИ, 2010.
  4. Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия. Учебник для студентов дефектол. фак. пед. Вузов. М., 2011.
  5. Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет. Пособие для логопеда.  Комплект в 2-х частях. М., Владос, 2013.


Все статьи автора «Прокофьева Фирюза Шохратовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: