УДК 159.923

РОЛЬ СЕМЬИ В СТАНОВЛЕНИИ ОСНОВ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Серебрякова Татьяна Александровна1, Семенова Лидия Эдуардовна2
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), кандидат психологических наук, доцент кафедры практической психологии
2Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры практической психологии

Аннотация
В статье обсуждается проблема становления основ ценностного отношения к миру природы у детей дошкольного возраста и раскрывается роль семьи и родителей в этом процессе. Показана значимость решения проблемы экологического воспитания подрастающего поколения. Представлены некоторые взгляды влияния природы и взаимодействия с ней на развитие дошкольников. Дается краткий экскурс в разработку проблемы ценностей и ценностного отношения. Обозначены отдельные пути и средства становления бережного отношения дошкольников к природе в условиях семьи, а также цели, принципы и направления привлечения родителей к сотрудничеству с педагогами дошкольных образовательных учреждения в плане экологического воспитания детей.

Ключевые слова: , , , , , ,


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Серебрякова Т.А., Семенова Л.Э. Роль семьи в становлении основ ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста // Психология, социология и педагогика. 2018. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2018/04/8542 (дата обращения: 27.10.2023).

Инновации, модернизация, трансформация… Как часто сегодня мы слышим эти термины. Однако, к сожалению, нередко стремление человека к развитию и совершенствованию не только себя, но и того мира, в котором он живет и с которым взаимодействует, имеет не позитивные, а негативные последствия.

Ярчайшим примером таких трансформаций и модернизаций можно назвать характер и направленность взаимодействий современного человека и того мира природы, в котором он живет и самореализуется.

В одной из своих работ отечественный философ, специалист по методологии социального познания, философским проблемам техники и экологии В.А.Кутырев обращает внимание на постоянно усиливающуюся тенденцию обостряющихся противоречий между естественным (природным) и искусственным (созданным человеком) миром, объективно приводящую к «экспансии искусственного и вытеснении им естественных форм бытия» [6, с. 4].

По нашему мнению, данные трансформации теснейшим образом связаны с кардинальной переоценкой людьми того, что их окружает. Типичный для современной системы взаимоотношений людей друг с другом приоритет материальных ценностей, нивелирование тех духовно-нравственных ценностных ориентиров и установок, которые на протяжении не одного столетия обусловливали гармонизацию жизнедеятельности людей, распространяется и на весь окружающий человека мир, включая, разумеется, и мир природы. И, как следствие такого положения дел, специалистами все чаще констатируются факты неразумного, потребительского отношения людей к природе, загрязнения окружающей среды, угрозы истребления многих видов растений и животных.

К чему мы придем, только лишь потребляя и не отдавая ничего взамен? Экологическая катастрофа и гибель человечества – вот вполне предсказуемый итог этого потребительства!

Поэтому совсем не случайно проблема экологического воспитания и образования всех слоев населения, формирования у людей культуры взаимодействия с миром природы, ценностное и бережное к ней отношение в настоящее время является одной из приоритетных проблем и задач. При этом с уверенностью можно утверждать, что основы ценностного отношения к окружающему миру природы необходимо и возможно воспитывать уже на этапах раннего онтогенеза – в раннем и дошкольном возрасте, т.е. в те периоды жизни, когда человек делает только первые шаги по пути освоения того сложного мира, который его окружает и с которым он взаимодействует [11].

В процессе активного общения и взаимодействия с природными объектами и явлениями, стимулируемыми естественными познавательными потребностями малыша, у детей раннего и дошкольного возраста, в первую очередь, формируется столь необходимая им система представлений о природном окружении, а также о тех связях, зависимостях и закономерностях, которые в нем существуют.

Это же общение с природой обеспечивает и развитие личностных характеристик ребенка. Малыш учится видеть и различать прекрасное и безобразное, понимать и ценить добро и противостоять злу, у него закладываются основы экологически грамотного миропонимания и мировоззрения.

Не случайно вопросы воздействия природы на полноценное развитие детей дошкольного возраста раскрывались еще в трудах классиков прогрессивной русской педагогики – К.Д.Ушинского, Е.Н.Водовозовой, Е.И.Тихеевой, В.А.Сухомлинского и многих других.

Так, выдающийся русский педагог ХIХ столетия К.Д.Ушинский [15], определял природу важнейшим средством воспитания в дошкольников.

Ученица и последователь идей К.Д.Ушинского Е.Н.Водовозова [4] рассматривала природу как основу всестороннего и гармоничного развития ребенка. При этом первостепенной задачей, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, она определяла развитие сенсорных способностей ребенка, наблюдательности, любознательности и интереса в процессе общения с предметами и объектами природного окружения.

Существенный вклад в разработку проблемы влияния природы на развитие детей дошкольного возраста внесла и Е.И.Тихеева [14], которая предложила рассматривать природу как особый элемент среды, в которой «дети живут своей естественной жизнью». Исследовательница характеризовала природу как неиссякаемый источник, из которого дети могут «черпать» материал для наблюдений, игр, трудовой деятельности и т.п., причем особое внимание она уделяла самостоятельной активности ребенка в процессе познания мира природы. По ее мнению, именно активность ребенка обеспечит возможность познания природы посредством всех возможных органов чувств, что для периода дошкольного детства является исключительно значимым.

Продолжая традиции природосообразности, заложенные прогрессивной русской педагогической мыслью конца ХIХ – начала ХХ столетия, целостную методику «воспитания природой» в детском возрасте создал В.А.Сухомлинский [13]. В частности, исследователь отмечал, что природа способна воздействовать на душу ребенка и, следовательно, основной целью «воспитания природой» является становление у каждого ребенка потребности и способности жить в мире прекрасного, чтобы красота мира творила красоту в нем самом.

К изучению вопросов влияния природы на развитие ребенка раннего и дошкольного возраста обращаются и такие педагоги, как Н.Ф.Виноградова, В.Г.Грецова, С.Н.Николаева, Э.Никитина, Н.А.Рыжова, Е.Ф.Томина и многие другие. При этом все исследователи, в первую очередь, подчеркивают особую роль природы в становлении духовности и нравственности подрастающего поколения.

Достичь этих результатов, как считают выше перечисленные авторы, можно лишь при условии, что в процессе познания мира природы, взаимодействия и общения с ней у ребенка будет формироваться ценностное к ней отношение. И это не случайно. Как утверждал выдающийся отечественный психолог С.Л.Рубинштейн [10] именно ценностное отношение человека к окружающей действительности во многом определяет место и «назначение» человека в мире.

Осуществляя краткий экскурс в разработку проблемы ценностей, следует отметить, что данная проблема для психолого-педагогической науки не является абсолютно новой, хотя и не утрачивает своей актуальности.

Многие вопросы, связанные с развитием духовности, нравственности, ценностных ориентаций личности находят отражение в научном наследии прошлого. Так, в древнегреческой теории воспитания данный процесс рассматривался как глубоко личное, духовное общение педагога и воспитанника. Не случайно идея духовного совершенствования человека, развития его ценностного отношения к миру достаточно широко представлена во многих древнегреческих этических учениях. Сократовские размышления о смысле жизни и смерти, добре, красоте и истине, высказывания Платона о духовном как высшем по отношению к телесному, мысли Аристотеля о том, что духовное, а не материальное – есть истинное содержание жизни человека, являются основополагающими для разработки многочисленных современных воспитательных концепций и теорий.

Прослеживая дальнейшую историю разработки проблемы ценностей, невозможно не коснуться идей прогрессивных мыслителей эпохи Возрождения (В. де Фельтре, Ф.Рабле, Т.Мор), которые активно высказывали идеи самоутверждения жизни и ответственности личности. Несколько позднее под воздействием культуры Ренессанса сложилась педагогическая система выдающегося чешского ученого Я.А.Коменского, в которой человек рассматривался как «чудесный микрокосм» [2].

Большой интерес для разработки вопросов, связанных с формированием системы ценностей личности, на наш взгляд, представляет теория самоактуализации, разработанная гуманистическим психологом А.Маслоу [7], согласно которой каждый человек способен к полноценному всестороннему развитию, максимальному раскрытию личностных возможностей, талантов и способностей. Базируясь на данном концептуальном положении, автор представил иерархию высших ценностей, которые, по его мнению, как раз и являются стимуляторами процесса самоактуализации личности. К таким ценностям А.Маслоу предлагал относить правду, красоту, блага, единство и цельность, принятие себя и других, альтруизм и т.д. [12].

Воспитание ценностей как основополагающую задачу работы уже на начальных этапах развития личности выделял и А.Адлер [1], отмечая, в частности, что даже у истоков своего развития человек способен сам определять цели своей жизни и деятельности, обусловливающие дальнейшее оптимальное развитие не только психических познавательных процессов, но и полноценное личностное становление (формирование черт характера, развитие эмоциональной и волевой сфер, морально-нравственных характеристик и т.п.). Именно эти целевые установки, сформированные еще в детстве, как считал ученый, и будут определять весь процесс дальнейшего становления системы ценностей субъекта.

Также механизмы развития ценностей анализировал и основоположник логотерапии В.Франкл [16], в работах которого прослеживается мысль о том, что ценности личности формируются на основе внутреннего диалога, «голоса совести как смыслового органа». При этом автор выделял три категории ценностей:

  • ценности творчества,
  • ценности переживания;
  • ценности отношения.

Особое значение, на наш взгляд, для становления ценностной культуры человека в целом и его ценностного отношения к миру природы в частности имеют первая и вторая категории ценностей, т.е. ценности переживания и ценности отношения.

Таким образом, опираясь на осуществленный нами анализ научных первоисточников, мы можем сделать вывод о том, что ценности и ценностная культура – это не что иное, как значимый компонент сознания, некая его интегральная характеристика, включающая в себя ценностное отношение, знания и деятельность. Не случайно компонентами, составляющими ценностную культуру личности, ученые выделяют эмоции, интерес и ответственность, которые, как отмечал В.Н.Мясищев [8], формируются в процессе активной деятельности, активного взаимодействия человека с окружающим его миром.

Вместе с тем, как полагает Н.Н.Никитина [9], только лишь высокий уровень сформированности ценностного отношения позволит человеку эффективно взаимодействовать с окружающим миром, адекватно воспринимать и оценивать субъективную и объективную значимость его предметов и объектов и ориентироваться в мире материальной и духовной культуры.

Итак, обобщив все сказанное выше, мы делаем вывод о том, что ценностное отношение, как проявление морально-нравственных характеристик личности, обеспечивает интеграция когнитивного (знаний), аффективного (эмоций) и поведенческого (деятельностного) компонентов. Иными словами, только лишь синтез данных компонентных составляющих позволит обеспечить реализацию системы ценностей в реальных поступках, действиях и поведении индивида.

Однако вместе с тем важно заметить, что соотношение этих составляющих на разных возрастных этапах будет разным, что объективно обусловлено возрастной спецификой каждой возрастной ступени развития. Основы же ценностного отношения личности к миру, как мы уже указывали ранее, необходимо воспитывать, начиная с самых ранних этапов онтогенеза.

При этом особое значение в данном процессе приобретают взрослые, чей пример общения и взаимодействия с природой является для ребенка эталоном поведения. Как подчеркивал в свое время В.Г.Белинский, «воспитывать не значит только выкармливать и вынянчивать, но и дать направление сердцу и уму, а для этого разве не нужно со стороны матери характера, науки развития, доступности ко всем человеческим интересам?» [3, с. 264]. И в этом плане центральное место, разумеется, отводится родителям, поскольку, согласно точке зрения В.А.Сухомлинского, именно «семья – это та самая среда, в которой  человек учится, и сам творит добро» [13, с. 55].

Поэтому, на наш взгляд, абсолютно правильно поступают те родители, которые с первых лет жизни приобщают своего малыша к природе. Походы за грибами, ягодами, на рыбалку и просто прогулки по лесу, лугу, полю, в сквере, у озера и т.п., особенно сопровождаемые положительными эмоциями и наблюдением за объектами и явлениями природы, благотворно влияют на ребенка, вызывают у него ощущение радости от общения с ней.

Кроме того, именно родители могут заложить фундамент бережного отношения к природе и ее богатствам, которыми нужно еще научиться грамотно пользоваться и параллельно восполнять их утрату, а также приобщать ребенка к планированию и прогнозированию собственных действий по отношению к природе. Своевременно поливать комнатные растения, не забывать закрывать кран с водой, кормить птиц, особенно в холодное время года, заботливо относиться к домашним животным, ухаживать за их «местом» в доме и т.п. – все это ребенок будет делать вслед за родителями и именно с тем же чувством, что и мама с папой. А желание познавать мир природы, формирование стойкого интереса к нему также могут стать результатом частых эмоционально насыщенных бесед родителей с детьми о растениях и животных, их жизни, особенностях обитания и повадках, чтении соответствующей литературы, совместном просмотре соответствующих телепередач и фильмов и т.п. Другими словами, родители оказываются для ребенка первыми и главными моделями поведения и образцами экологически культурного человека, с которых ребенок и будет брать пример, на нормы и ценности которых он будет ориентироваться.

Как показывают некоторые исследования, предпосылки мировоззрения личности, в том числе основы позиции созидательного, а не разрушительного обустройства мира, включая и мир природы, закладываются именно в семье и именно в дошкольном возрасте [5]. И ключевую роль здесь играют отношения родителей.

Вместе с тем, как свидетельствует анализ работы дошкольных образовательных учреждений, именно родители своей экологической безграмотностью, некомпетентностью нередко способствуют формированию потребительского, а не ценностного отношения малышей к природе.

Поэтому, учитывая тот факт, что в настоящее время требования экологической образованности и культуры становятся неотъемлемыми качествами общей культуры современной личности, каждое дошкольное образовательное учреждение в систему работы с родителями непременно должно включать и работу по экологическому просвещению родителей.

Целью данной деятельности, как мы считаем, должно стать следующее:

- создание условий для сотрудничества детей и родителей, их эмоционально-комфортного общения не только между собой, но и с природным окружением;

- воспитание экологически грамотного, социально активного дошкольника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы.

При этом основными принципами работы с родителями должны стать следующие:

1. Доброжелательный стиль общения педагога с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа с родителями.

2. Индивидуальный подход. Общаясь с родителями, необходимо чувствовать их настроение, состояние, ситуацию, в которой это общение происходит.

3. Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих детей. Поэтому создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада в проблемах семьи, искреннее желание помочь, – вот та основа, на которой базируется и интерес родителей к вопросам воспитания детей, и их желание включаться в этот процесс.

4. Серьезное и ответственное отношение. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно подготавливать.

В качестве же ведущих направлений работы с родителями по повышению их экологической культуры и компетентности в вопросах экологического воспитания детей, формирования у них ценностного отношения к миру природы, с нашей точки зрения, должны выступить:

1)      экологическое просвещение, предполагающее систематическое проведение не только родительских собраний, но и консультаций, а также индивидуальных бесед;

2)      организация, сопровождение и поддержка совместной деятельности родителей и детей, предполагающей их активное участие в мероприятиях элементарной исследовательской (в том числе экспериментальной) деятельности, экологических проектах, викторинах, праздниках, выставках рисунков и поделок экологической и природоохранной тематики;

3)      реальное посильное вовлечение родителей в оснащение, оборудование и организацию экологической среды на территории дошкольного образовательного учреждения и в условиях семьи.

В качестве же методов и средств воспитания у детей экологической культуры, ценностного отношения к миру природы, мы предлагаем использовать весь спектр уже давно хорошо знакомых и традиционных для современной педагогики (но, к сожалению, по-прежнему так редко используемых в рамках семейного воспитания) наблюдений за объектами и явлениями природы, игр природоведческого (экологического) содержания, прогулок, экскурсий, походов в природу, чтение художественной и познавательной литературы о ней, просмотр и анализ доступных дошкольникам видео материалов экологической тематики.

В свое время Евгений Евтушенко писал: «Не случайно утром вспыхивают росы, светляками на ладонях у листвы, так глядит на нас природа, будто просит нашей помощи, защиты и любви». Кто, как не родители, идя утром с ребенком в детский сад или вечером возвращаясь из детского сада домой, могут обратить его внимание на пение птиц, журчание ручейка, снежинку на варежке, глубокое звездное небо, блестящие на солнце капельки росы или дождя, игру котенка или щенка, который увлеченно ловит бабочку… Природа богата своей красотой. И кто, как не родители, призваны эту красоту «открыть» глазам и сердцу ребенка!


Библиографический список
  1. Адлер А. Наука жить. – Киев: Port-Royal, 1997. – 288 с.
  2. Барг М.А. Эпохи и идеи. – М.: Правда, 1987. – 348 с.
  3. Белинский В.Г. О воспитании детей // Хрестоматия по истории педагогики. – М.: Педагогика, 1971. – С. 261-272.
  4. Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное развитие детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – М.: Либроком, 2012. – 392 с.
  5. Зиновьева М.В. Влияние стиля родительского воспитания на развитие предпосылок мировоззрения у детей дошкольного возраста: дис. … канд. психол. наук. – М., 2001. – 199 с.
  6. Кутырев В.А. Естественное и искусственное: борьба миров. – Н.Новгород: Изд-во «Нижний Новгород», 1994. – 199 с.
  7. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Питер, 2008. – 352 с.
  8. Мясищев В.Н. Структура личности и отношение человека к действительности // Психология личности: тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. – М.: МГУ, 1982. – С. 35-38.
  9. Никитина Н.Н. Развитие ценностного сознания учителя // Педагогика. – 2000. – №6. – С. 65-70.
  10. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии / Под ред. Е.В.Шороховой. – М.: Педагогика, 1973. – 424 с.
  11. Серебрякова Т.А. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста. – М.: Академия, 2013. – 224 с.
  12. Серебрякова Т.А., Семенова Л.Э. Психологические основы решения проблемы экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста // Психология, социология и педагогика. – 2017. – №11 [Электронный ресурс]. – URL: http://psychology.snauka.ru/2017/11/8417
  13. Сухомлинский В.А. О воспитании. – М.: Политиздат, 1975. – 280 с.
  14. Тихеева Е.И. Игры и занятия малых детей: пособие для родителей и работников дошкольных учреждений. – М.: Просвещение, 1965. – 119 с.
  15. Ушинский К.Д. Сочинения. В 3 тт. Том 3. – М.: Изд-во Академии наук РСФСР, 1948. – 518 с.
  16. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990. – 368 с.


Все статьи автора «Семенова Лидия Эдуардовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: