УДК 159.9

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ ПЕДАГОГОВ

Васильева Евгения Александровна
Мурманский арктический государственный университет
студентка 1 курса магистерской программы «Психология организационно-управленческой деятельности», Психолого-педагогического института

Аннотация
В статье рассматриваются разные подходы истолкования понятия социально-психологического климата, так же факторы, которые влияют на его формирование. Также обозначены характеристики и значение благоприятного климата в коллективе.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Васильева Е.А. Формирование социально-психологического климата в коллективе педагогов // Психология, социология и педагогика. 2018. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2018/01/8488 (дата обращения: 11.11.2023).

В научной литературе, по-разному трактуют термин «социально-психологический климат», но в основном подразумевают атмосферу взаимодействия внутри коллектива. Психологи и социологи не пришли к общему мнению, поэтому можно озвучить разные подходы к пояснению этого термина.

В.В Карпов [3], в своей работе, разделил понятия ученных на несколько подходов.  Первый подход, автором которого является Е.С. Кузьмин, под этим понятием считает такое социально-психологическое состояние малой социальной группы, которое определяет содержание и характер направленности психологии членов коллектива.

Ко второму подходу отнес А.Н. Лутошкина и А.А. Русалинова, которые подмечают что, суть основной  характеристики социально-психологического климата является эмоциональный и психологический настрой всей группы. Другими словами это общее настроение.

Сторонники третьего подхода, Б.Д. Парыгин, В.А. Покровский и В.М. Шепель, анализируют социально-психологический климат через стиль взаимоотношений людей, которые  находятся в непосредственном контакте друг с другом.  Объясняют это так, в  процессе формирования складывается система межличностных отношений в коллективе, определяющих психологическое и социальное самочувствие  члена группы в отдельности.

К четвертому подходу причислил Л.Н. Когана, А.Н. Щербань и В.В. Косолапова, определяющие климат в терминах социальной и психологической совместимости членов группы, их морального единства, сплоченности, наличия общих мнений, обычаев и традиций.

По мнению Ф. Д. Ульбашевой [4], в основном успешная работа организации зависит от того, как организован и слажен коллектив его сотрудников. Характер  атмосферы и отношений в трудовом коллективе зависит от факторов  формы организации и оплаты труда, производственно-бытовых условий, жизненного окружения работников и т. д. А качественные и количественные показатели всех этих основных черт соединяются понятием «социально-психологический климат коллектива».

Там же она обозначает, что социально-психологический климат как отражение характера тех взаимоотношений, которые объективно складываются между членами коллектива в повседневной жизни, а субъективно – в переживаемом чувстве удовлетворенности различными аспектами жизни коллектива. Субъективная сторона, социально-психологического климата, для трудового коллектива, рассматривается, как удовлетворенность трудом, которая подразделяется на ряд частных удовлетворенностей: заработная плата, благоприятные отношения с начальством и коллегами по работе, социально-гигиенические условия работы. В свою очередь, удовлетворенность от работы, положительно влияет на эффективность и производительность труд.

Необходимость формирования благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе диктуется, прежде всего, необходимостью соответствовать  возросшим требованиям к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей, постоянным ростом стремлений добиться чего-либо.

По словам М.И. Малимонова [2], для создания положительного климата в коллективе руководство организации должно применять социально-психологические методы, которые представляют собой некую совокупность особых способов влияния на межличностные связи и взаимоотношения, появляющихся в коллективах трудящихся, а также на общественные процессы, протекающие в них. Их основа это использование мотивации к труду, воздействующая на работника с помощью психологии, которая направлена на изменение задания руководства в осознанный долг, внутреннюю цель личности. Для этого необходим путь особых личностно – характерных приемов (авторитет, взаимовыручка и т.д.). Цель применения этих методов -  создание у трудящихся на предприятии благоприятного социально – психологического климата, благодаря чему в значительной мере решаются разные задачи. Другими словами, совместные цели (вновь поставленные) могут достигаться с помощью важнейшего критерия действенной работы – человеческого фактора. Умение руководствующего лица  следовать этому обстоятельству и правильно оказывать влияние на рабочую группу, корректируя социально – психологический климат, позволит достичь коллективу наибольших успехов в поставленных целях. Ведь социально – психологический климат есть состояние межличностных отношений, взаимных ожиданий в коллективе, определяющее его жизнеспособность, устойчивость и потенциал развития.

Значимым социально-психологический климат становится, когда он способен выступать в качестве фактора эффективности тех или иных социальных явлений и процессов, служить показателем, как их состояния, так и их изменения под влиянием социального прогресса,  пишет в своей книге Ю. О Антонова [1]. Такой климат выступает в качестве полифункционального показателя уровня психологической включенности человека в деятельность, меры психологической эффективности этой деятельности, уровня психического потенциала личности и коллектива, масштаба и глубины барьеров, лежащих на пути реализации психологических резервов коллектива.

Там же отмечает, что благоприятный климат педагогического коллектива обеспечивает сплоченность коллектива и помогает  работоспособности его членов, взаимной поддержке в достижении целей организации. Коллективное достижение целей приводит к получению высоких результатов в деятельности, к обеспечению эффективности деятельности. Особенностью педагогического коллектива заключается в том, что его психологическая атмосфера, межличностные отношения, стиль управления проектируются на профессиональную деятельность педагога и детского коллектива. И в связи с этим возникает необходимость в формировании благоприятного социально-психологического климата педагогического коллектива с целью нормализации межличностного взаимодействия.

Таким образом,  можно выделить характеристики, которые называются различными авторами как обязательные признаки коллектива:

1)  объединение людей в целях достижения определенной, коллективной цели;

2)  наличие добровольного характера объединения, к тому же под добровольностью здесь понимается такая характеристика группы, когда она стала для индивидов, входящих в нее, системой построенных ими отношений на базе совместной деятельности.

3)  единство (целостность), что выражается в том, что коллектив выступает всегда как некоторая система деятельности, которой присуще организация и распределение функций, определенная структура руководства и управления.

4)  коллектив это особая форма взаимоотношений между его членами, которая гарантирует принцип развития личности вместе с развитием коллектива.


Библиографический список
  1. Антонова Ю. О. Формирование социально-психологического климата в педагогическом коллективе  // Достижения вузовской науки. 2013.   №7.  С. 165-172.
  2. Малимонов М. И.,  Социально-психологические методы и средства, влияющие на формирование положительного социально-психологического климата в коллективе // Закономерности и тенденции развития науки в современном обществе : сборн. междунар. научно – практ. конф.  Красноярск.,  2016.  С. 148 – 152.
  3.  Карпов В.В., Стиль руководства в малых группах и его связь с мотивацией и социально-психологическим климатом  // Вестник СПб университета МВД России.  2008. №3 С. 230-234.
  4. Ульбашева Ф. Д.,  Создание условий для совершенствования трудовых отношений и формирования благоприятного социально-психологического климата организации // Научные известия. 2016. № 1(2). С. 59-64.


Все статьи автора «Васильева Евгения Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: