Одной из основных проблем многих концепций в психологии является недостаток исследований, проведённых со строгим соблюдением научной методологии. Особенно это касается таких молодых направлений как соционика и психософия. Под научной методологией в психологии понимается совокупность принципов, методов и средств познания. Это система знаний, описывающая и обосновывающая применяемые в психологии методы научного исследования, позволяющие получать точные и достоверные знания о психических явлениях, а также понятийно-терминологический аппарат, с помощью которого строятся психологические теории, описывающие и объясняющие явления психики. Проведение подобных работ необходимо для создания доказательной базы, оценки надёжности и валидности применяемых в психологии методик.
Соционика рассматривается авторами как типологическая концепция в рамках когнитивной психологии, описывающая способности человека к восприятию того или иного типа информации при помощи метода моделирования. Соционическая модель психики образуется на стыке двух моделей, построенных при помощи алгебраической групп: модель информации и модель обработки. Модель информации на основе 7 дихотомий, базирующихся на философских категориях и психологии познавательных процессов, дифференцирует информационный поток на 8 типов, которые называются информационными аспектами. Модель обработки выделяет 7 дихотомий, описывающих процессы получения, обработки и усвоения информации, и на их основе выделяет 8 алгоритмов обработки информации, которые называются функциями модели. При совмещении моделей информации и обработки образуется модель, которая описывает, каким образом психика получает, обрабатывает и усваивает информацию различных аспектов.
Суммарная модель также является алгебраической группой и состоит из 15 соционических признаков (дихотомий), на основе которых выделяет 16 соционических типов. Между любыми двумя типами есть 7 совпадающих признаков и 8 различающихся. Каждый признак является комбинацией информационного аспекта и одной из дихотомий, описывающих процессы получения, обработки и усвоения информации. Это приводит к тому, что признак имеет узкую сферу применения и для него можно выделить четкие критерии диагностической оценки и требования к сбору этих оценок. Поэтому диагностика соционического типа производится методом интервью, которое включает в себя как вопросы о жизни человека, так и ряд контролируемых экспериментов, по оценке когнитивных параметров психики клиента. В результате эксперты делают выводы о преобладании у клиента того или иного полюса признака на основе четко обозначенных критериев для каждого признака.
Психософия изучает сферы приоритетной реализации человека, мнение человека о своих способностях и готовность выполнять определенные социальные роли в рамках этих сфер [3]. При этом мнение человека о себе не всегда совпадает с его реальными способностями и опытом, что делает психософию незаменимым инструментом, позволяющим в сочетании с соционикой различать в психике человека поверхностные и более глубокие слои.
Четыре сферы приоритетной реализации человека в психософии:
-
Эмоция (сфера общения, развлечений)
-
Воля (сфера власти, ответственности)
-
Логика (сфера интеллектуальной деятельности)
-
Физика (сфера физических ресурсов, ручного труда)
Методика «Тип мышления» в модификации Г.В.Резапкиной представляет собой тест на 40 вопросов, позволяющий отпределить тип мышления.
Классификации типов мышления в методике Г. В. Резапкиной:
Предметно-действенное мышление свойственно людям дела. Они усваивают информацию через движения. Обычно они обладают хорошей координацией движений. Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Этим мышление важно для спортсменов, танцоров, артистов.
Абстрактно-символическим мышлением обладают многие ученые – физики-теоретики, математики, экономисты, программисты, аналитики. Они могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить. Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки.
Словесно-логическое мышление отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом (от лат. verbalis – словесный). Благодаря развитому словесно-логическому мышлению ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение необходимо руководителям, политикам и общественным деятелям.
Наглядно-образным мышлением обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет – художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать развитым наглядно-образным мышлением.
Креативность – это способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Это редкое и ничем не заменимое качество, отличающее людей, талантливых в любой сфере деятельности.
Нами было проведено исследование по поиску корреляций между типами мышленияв модификации Г.В.Резапкиной, соционическими признаками и сферами приоритетов в психософии. Исследование было проведено на базе центра соционики НИЦ «Соционического Анализа» в сотрудничестве с основным отделом «Ассоль» МКУ города Новосибирска «Городской центр психолого-педагогической поддержки молодежи «Родник». Исследуемую выборку составили люди, которые обращались в центр по различным вопросам (консультации, психологическая помощь, обучение соционике, занятия по программе повышения осознанности, исследование рабочих коллективов компаний и т.д.). Объем выборки составил 110 человек. Всем обратившимся в центр перед диагностикой соционического типа было предложено пройти тест определения типа мышления в модификации Г.В.Резапкиной. Диагностика соционического и психософского типов проходила в формате интервью двумя экспертами. В процессе диагностики каждый эксперт заносит свои наблюдения в бланк онлайн-протокола. Онлайн-протокол является перечнем диагностических маркеров по каждой, оцениваемой экспертами, соционической или психософской шкале. Программа на основе наблюдений двух экспертов с учетом веса диагностических маркеров автоматизировано рассчитывает наиболее вероятную версию типа. Диагностическое интервью заканчивается, когда получен необходимый объем данных и версии обоих экспертов совпадают как между собой, так и с расчетной версией. Всего были получены результаты 110 человек, которые практически равномерно распределены по всем 16 типам. Средний возраст испытуемых в выборке – 29,1 лет, минимальный и максимальный возраст – 18 и 52 года соответственно. Пол испытуемых распределен неравномерно: мужчин 31 человек (28,2%) и женщин 79 человек (71,8%), это обусловлено тенденцией, согласно которой женщины больше мужчин обращаются за психологическими услугами.
Рисунок 1. Распределение испытуемых по соционическим типам
Рисунок 2 . Распределение испытуемых по психософским типам
В таблице 1 приведены результаты исследования
По строкам в таблице представлены соционические и психософские признаки. В столбцах шкалы теста Г.В.Резапкиной.
На их пересечении 3 числа:
-
Коэффициент корреляции (ТБКК) лежит в пределах от -1 до +1. Чем он ближе к краям, тем корреляция более весомая и значимая. Плюсовой ТБКК означает корреляцию с первым полюсом (например, интуиция, т.к. он написан первым), отрицательный с противоположным полюсом (например, сенсорика, т.к. он написан вторым).
-
Значимость. Это показатель, который оценивает статистическую значимость корреляции, и он зависит от количества людей, принявших участие в исследовании. По факту он показывает погрешность в статистических расчетах. Чем ближе этот показатель к нулю, тем лучше.
Таблица 1 – Результаты исследования взаимосвязи типов мышления с соционическими признаками
Предметно-действенное |
Абстрактно-символическое |
Словесно-логическое |
Наглядно-образное |
Креативность |
||
Экстраверсия / Интроверсия |
ТБКК |
-0,118 |
-0,063 |
0,16 |
0,018 |
-0,25** |
Знач. |
0,22 |
0,513 |
0,094 |
0,849 |
0,009 |
|
Интуиция / Сенсорика |
ТБКК |
-0,179 |
-0,1 |
0,02 |
0,243* |
-0,033 |
Знач. |
0,062 |
0,298 |
0,836 |
0,01 |
0,735 |
|
Логика / Этика |
ТБКК |
-0,11 |
0,415** |
-0,312** |
-0,427** |
-0,058 |
Знач. |
0,253 |
0 |
0,001 |
0 |
0,546 |
|
Иррационал. / рациональность |
ТБКК |
-0,022 |
0,007 |
-0,005 |
-0,053 |
0,006 |
Знач. |
0,816 |
0,939 |
0,962 |
0,583 |
0,95 |
|
Беспечность / предусмотрит. |
ТБКК |
-0,061 |
0,068 |
-0,077 |
-0,036 |
0,019 |
Знач. |
0,528 |
0,481 |
0,426 |
0,712 |
0,843 |
|
Уступчивость / упрямство |
ТБКК |
-0,053 |
0,162 |
-0,051 |
-0,005 |
-0,161 |
Знач. |
0,584 |
0,091 |
0,595 |
0,955 |
0,093 |
|
Демократия / аристократия |
ТБКК |
0,031 |
-0,007 |
0,089 |
0,051 |
0,185 |
Знач. |
0,751 |
0,943 |
0,354 |
0,598 |
0,052 |
|
Тактика / стратегия |
ТБКК |
0,041 |
0,063 |
-0,056 |
0,113 |
0,045 |
Знач. |
0,668 |
0,516 |
0,564 |
0,26 |
0,637 |
|
Конструктивизм / эмотивизм |
ТБКК |
0,08 |
0,129 |
0,09 |
0,066 |
0,147 |
Знач. |
0,404 |
0,179 |
0,349 |
0,494 |
0,126 |
|
Статика / динамика |
ТБКК |
-0,119 |
0,184 |
0,111 |
-0,038 |
-0,044 |
Знач. |
0,216 |
0,054 |
0,25 |
0,695 |
0,646 |
|
Позитивизм / негативизм |
ТБКК |
0,019 |
-0,072 |
-0,005 |
0,04 |
-0,019 |
Знач. |
0,842 |
0,452 |
0,955 |
0,678 |
0,841 |
|
Рассудительность / решительность |
ТБКК |
0,138 |
0,129 |
-0,099 |
-0,053 |
0,301** |
Знач. |
0,152 |
0,179 |
0,301 |
0,583 |
0,001 |
|
Субъективизм / объективизм |
ТБКК |
-0,129 |
0,13 |
0,116 |
-0,109 |
-0,007 |
Знач. |
0,18 |
0,177 |
0,228 |
0,255 |
0,94 |
|
Процесс / результат |
ТБКК |
-0,008 |
0,138 |
0,183 |
0,095 |
0,109 |
Знач. |
0,936 |
0,151 |
0,055 |
0,21 |
0,257 |
|
Квестимность / деклатимность |
ТБКК |
-0,073 |
0,194* |
0,087 |
0,07 |
0,161 |
Знач. |
0,448 |
0,043 |
0,367 |
0,466 |
0,093 |
**. Корреляция значима на уровне 0.01 (2-сторон.).
*. Корреляция значима на уровне 0.05 (2-сторон.).
Таблица 2 – Результаты исследования взаимосвязей типов мышления с психософией
Предметно-действенное |
Абстрактно-символическое |
Словесно-логическое |
Наглядно-образное |
Креативность |
||
Эмоция высокая |
ТБКК |
0,05 |
-0,081 |
0,162 |
0,351** |
-0,11 |
Знач. |
0,603 |
0,399 |
0,09 |
0 |
0,255 |
|
Эмоция принципиальная |
ТБКК |
0,162 |
-0,1 |
0,019 |
0,149 |
0,07 |
Знач. |
0,092 |
0,296 |
0,843 |
0,12 |
0,471 |
|
Эмоция результативная |
ТБКК |
0,145 |
0,023 |
0,013 |
-0,023 |
-0,047 |
Знач. |
0,131 |
0,807 |
0,889 |
0,812 |
0,623 |
|
Воля высокая |
ТБКК |
-0,091 |
-0,105 |
0,046 |
-0,014 |
0,113 |
Знач. |
0,343 |
0,277 |
0,635 |
0,882 |
0,241 |
|
Воля принципиальная |
ТБКК |
-0,11 |
-0,052 |
0,071 |
-0,13 |
-0,056 |
Знач. |
0,253 |
0,59 |
0,464 |
0,175 |
0,559 |
|
Воля результативная |
ТБКК |
0,033 |
0,081 |
0,061 |
0,018 |
0,02 |
Знач. |
0,73 |
0,4 |
0,523 |
0,848 |
0,833 |
|
Логика высокая |
ТБКК |
-0,295** |
0,118 |
-0,071 |
-0,132 |
0,004 |
Знач. |
0,002 |
0,219 |
0,464 |
0,168 |
0,963 |
|
Логика принципиальная |
ТБКК |
-0,056 |
0,158 |
-0,009 |
-0,069 |
0,017 |
Знач. |
0,564 |
0,1 |
0,927 |
0,472 |
0,859 |
|
Логика результативная |
ТБКК |
-0,031 |
0,011 |
-0,068 |
-0,107 |
-0,057 |
Знач. |
0,745 |
0,911 |
0,478 |
0,265 |
0,555 |
|
Физика высокая |
ТБКК |
0,331** |
0,067 |
-0,138 |
-0,026 |
-0,006 |
Знач. |
0 |
0,484 |
0,152 |
0,3 |
0,95 |
|
Физика принципиальная |
ТБКК |
0,008 |
-0,007 |
-0,083 |
0,056 |
-0,03 |
Знач. |
0,936 |
0,943 |
0,387 |
0,565 |
0,759 |
|
Физика результативная |
ТБКК |
-0,145 |
-0,115 |
-0,006 |
0,111 |
0,083 |
Знач. |
0,131 |
0,233 |
0,947 |
0,247 |
0,387 |
**. Корреляция значима на уровне 0.01 (2-сторон.).
*. Корреляция значима на уровне 0.05 (2-сторон.).
Предметно-действенное мышление коррелирует с высокой физикой и низкой логикой по психософии.
Люди с высокой психософской физикой готовы тратить много энергии на работу с физическими предметами. Они уверены в своём могуществе в сферах физического труда и работы с материальными объектами.
Люди с низкой психософской логикой не готовы тратить энергию на интеллектуальный труд. Они уверены в своей немощности в сферах интеллектуальной деятельности.
Как результат людям с этим типом мышления легче что-либо сделать самому, чем кому-то объяснить. Им нравится всё делать своими руками, заниматься рукоделием, что-то мастерить, но заниматься аналитикой, научными исследованиями или другой интеллектуальной деятельностью они не хотят.
В определении предметно-действенного мышления идёт речь о способностях манипулировать физическими предметами и преобразовывать окружающий мир через конкретные физические действия. В соционике информация о восприятии физического мира называется сенсорикой, а люди способные к качественной и детальной обработке подобной информации (а соответственно и качественному манипулированию физическими предметами) – сенсорики. Логично предположить, что в исследуемом тесте должна проявиться корреляция между предметно-действенным мышлением и соционическим признаком «сенсорика». В результате эксперимента эта корреляция действительно проявилась, но очень слабо.
Ярко проявилась корреляция предметно-действенного мышления только с психософией, которая рассматривает приоритеты человека, мнение человека о себе и детские травмы. Психософия не рассматривает когнитивные процессы и то как человек мыслит. Из чего можно сделать вывод что исследуемый тест в отношении предметно-действенного мышления выявляет только поверхностные слои психики. То есть люди с предметно-действенным типом мышления действительно будут склонны к ручному труду, но не потому что это особенность их мышления или их способности, а потому что они уверены в своих силах в данной сфере.
Вероятно, такая ситуация возникла из-за специфики вопросов, большинство из которых содержит такие словосочетания как «мне легче…», «Я лучше понимаю…», «Мне нравится…», «Я люблю…». Не трудно догадаться что ответы на подобные вопросы будут содержать информацию о том, что человек думает о себе, и мало что скажут о том, какими способностями он обладает.
В итоге проведённого исследования было выявлено, что тестовые вопросы на предметно-действенный тип мышления вместо способности манипулировать физическими предметами выявляют такие поверхностные слои психики, как мнение человека о себе в сферах физической и интеллектуальной деятельности.
Наглядно-образное мышление коррелирует с соционическими признаком «этика» и немного с признаком «интуиция», а также с высокой эмоцией по психософии.
Признак «этика» даёт качественное и детальное понимание чувств людей, их отношений и мотивации.
Признак «интуиция» даёт качественное и детальное понимание абстрактных образов, смыслов, идей.
В комбинации признаки «этика» и «интуиция» дают малую группу «гуманитарии». Гуманитариям более свойственно абстрактное мышление (воображение, смыслы, образы). Они больше склонны к творческому и нестандартному подходу к решению задач. Склонны к отзывчивости к людям и их чувствам – эмоциональной чувствительности. Способности к пониманию многозначных ситуаций. Лучше всех нестандартно работают со смыслами.
Люди с высокой эмоцией готовы тратить много энергии на сферу общения и развлечений. Они более склонны к деятельности, связанной с проявлением чувств и эмоций. Это могут быть культурные мероприятия, чтение стихов, актёрское мастерство и т.п.
В описании наглядно-образного мышления делается акцент на образы и воображение. В соционике такая информация называется «интуиция». Это абстрактная информация о свойствах объектов, вариантах, возможностях, образах. Люди способные качественно и детально обрабатывать подобную информацию называются «интуиты». Интуитам легче представить «и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет». Таким образом описание наглядно-образного мышления частично совпадает с соционическим признаком интуиция, что подтверждается результатами проведённого эксперимента.
Также в описании наглядно-образного мышления говорится о творческим, художественном складе ума. Все виды профессий, приведённые Резапкиной в качестве примера, требуют творческого подхода. Вероятно, большое количество баллов по этому типу мышления набрали этики потому что им сложнее даётся понимание общих логических концепций и методов. По этой причине этики более склонны подходить к каждой задаче индивидуально, творчески. К тому же большинство этих профессий, такие как поэты, писатели и режиссеры, требуют понимания этической информации – чувств, настроений, эмоций. Подробнее о взаимосвязи признака «этика» с творческим нестандартным подходом можно прочитать в работе «Исследование взаимосвязи между соционическим типом и моделью «большая пятерка».[1]
В итоге проведённого исследования было выявлено что больше всего баллов за данный тип мышления набрали люди способные мыслить отвлечённо-образно, детально разбирающиеся в чувствах и эмоциях, склонные к каждой конкретной ситуации подходить творчески (без опоры на общие логические концепции и методы), а также готовые много энергии тратить на сферу чувств, общения и культурные развлекательные мероприятия. В целом смысловое наполнение наглядно-образного мышления сходится с найденными корреляциями.
Абстрактно-символическоемышление коррелирует с соционическим признаком «логика» и немного с признаком «квестимность».
Признак «логика» даёт качественное и детальное понимание абстрактных логических концепций, систем, методов и правил. Таким людям легче даются точные науки и абстрактные математические формулы.
Признак «квестимность» ещё недостаточно изучен.
В определении абстрактно-символического мышления говориться о способности «усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить». В соционике абстрактная информация, которую можно передавать без потери качества в виде кодов и формул называется «логика», а люди, способные качественно и детально усваивать подобную информацию называются «логики». Не трудно заметить, что описание абстрактно-символического мышления во многом совпадает с признаком «логика», что подтверждается выявленной в результате эксперимента корреляцией.
Словесно-логическое мышление коррелирует с соционическим признаком «этика».
Этики качественно и детально понимают чувства и мотивацию людей. Они умеют поддерживать и задавать эмоциональный фон, хорошо понимают в каком эмоциональном состоянии находится человек, что он чувствует. Поэтому им легче даются коммуникации с людьми, дипломатия и публичные выступления.
В определении словесно-логического мышления сделан акцент на коммуникативные навыки, умение формулировать и доносить свои мысли до людей. Подобные навыки приобретаются в процессах социального взаимодействия и их развитие зависит от многих внешних и внутренних факторов. Это может быть профессиональная деформация или генетически обусловленная предрасположенность. Но развитие подобных навыков не обязательно является следствием наличия у человека сильной этики. Соционический признак «этика» говорит о способностях человека к качественной и детальной обработке информации о чувствах, настроениях и мотивации. Но если человек с такими способностями в силу каких-либо причин не социализован или долго находился в социальной депривации, то его коммуникативные навыки скорее всего будут на низком уровне.
Кроме того, этот тип мышления позиционируется автором как «логическое». Однако признак «этика» даёт низкую детализацию в обработке логической информации. Этикам сложнее даются абстрактные логические концепции, системы, методы и технологии.
Не трудно заметить, что описания словесно-логического мышления и соционического признака «этика» довольно сильно расходятся, не смотря на выявленную корреляцию. По задумке автора, методика «тип мышления» должна выявлять вербальный логической интеллект и коммуникативные навыки, но в результате проведённого эксперимента было статистически доказано, что тестовые вопросы на словесно-логическое мышление выявляют способности к обработки этической информации, то есть эмоциональный интеллект. Подробнее о соционическом признаке «этика» и его взаимосвязи с эмоциональным интеллектом можно прочитать в работе «Исследование взаимосвязи уровня эмоционального интеллекта и соционического типа».[7]
Креативность коррелирует с соционическими признаками «интроверсия» и «рассудительность»
Психологическое наполнение признака «интроверсия» выражается в таких личностных чертах как необщительность с незнакомыми людьми, склонность экономить силы, закрытость, избегание впечатлений и избегание внимания к себе [1] . Однако в соционике основное внимание уделяется когнитивным особенностям интровертов, таким как:
-
Избирательность внимания к информации о соотношениях и взаимосвязях.
-
Склонность соотносить и сопоставлять получаемую информацию.
-
Склонность формировать собственное субъективное мнение на основе полученных взаимосвязей
-
Склонность опираться в своих суждениях на собственное субъективное мнение
Признак «рассудительность» даёт гибкость социальных установок в вопросах креатива, идей, возможностей. Рассудительные толерантны к открытому предъявлению в обществе своего индивидуального образа, публично демонстрируют свою уникальность и способности в социуме, открыто выражают свою индивидуальность и ожидают этого от других. Если такой человек считает себя креативным, то он может открыто об этом заявлять в обществе, не испытывая смущения или неловкости.
В описании типа мышления «креативность» говорится о способности мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи, а также о наличии талантов в различных сферах деятельности. Однако признаки интроверсия и рассудительность не дают никакой информации о творческих способностях человека и о его талантах, не смотря на проявившуюся корреляцию.
Вероятно, интроверты набрали большое количество баллов по этому типу мышления потому что зачастую опираются больше на свои субъективные суждения, чем на объективные мнения. Поэтому они могут подвергать сомнению то, что для других объективно и очевидно. Однако психологическое наполнение признака «интроверсия» не имеет ничего общего с описанием типа мышления «креативность».
В итоге проведённого исследования было выявлено, что больше всего баллов за тип мышления «креативность» набрали интроверты, готовые открыто предъявлять в обществе свой уникальный образ, заявлять о своей креативности.
Итоги проведённого исследования
В результате эксперимента была выявлены корреляции абстрактно-символического мышления с соционическим признаком «логика», а также наглядно-образного мышления с признаком «интуиция». Однако по остальным признакам выявлено много противоречий в понимании сути психических процессов, что может послужить хорошей основой для дальнейших исследований в этом направлении. Очевидно, что такие типологии как соционика и психософия дают намного более качественную оценку психических явлений чем тест определения типа мышления Г.В.Резапкиной. В отличии от данной методики они позволяют дифференцировать такие понятия как мышление, способности, личностные черты и приоритеты. В связи с чем, оценивать валидность используемых в соционике и психософии шкал на основе корреляций с тестом «тип мышления» Г.В.Резапкиной не представляется целесообразным.
Библиографический список
- Коваленко Р.К., Звонарёва Н.А. «Исследование взаимосвязи между соционическим типом и моделью «большая пятерка» // Психолог. – 2021. – № 3. – С. 62 – 88. DOI: 10.25136/2409-8701.2021.3.35353 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=35353
- Коваленко Р.К.«Разработка комплексной методики для диагностики типа информационного метаболизма» // Соционика, ментология и психология личности. 2018. № 1. С. 21-38.
- Звонарёва Н.А., Коваленко Р.К. Исследование влияния представлений человека о себе на его интересы и реализацию в различных сферах // Russian Journal of Education and Psychology. — 2022. Т.13. №1. URL: http://rjep.ru/jour/index.php/rjep/article/view/112
- Струтинский С.В., Коваленко Р.К., Звонарёва Н.А. Исследование взаимосвязи между соционическим типом личности оптанта и его склонностью к типу профессий по Е.А.Климову // Russian Journal of Education and Psychology. — 2021. Т.12. №6. — С. 136-157. DOI: 10.12731/2658-4034-2021-12-6-136-157 URL: http://rjep.ru/jour/index.php/rjep/issue/view/6/7
- Коваленко Р.К., Струтинский С.В., Звонарёва Н.А. Исследование взаимосвязи между соционическим типом и типами профессий по Холланду // Russian Journal of Education and Psychology. — 2021. Т.12. №5. — С. 86-107. DOI: 10.12731/2658-4034-2021-12-5-86-107 URL: http://rjep.ru/jour/index.php/rjep/issue/view/5/6
- Коваленко Р.К., Звонарёва Н.А. Исследование взаимосвязи между соционическим типом и фактором экстраверсия «большой пятерки» // Психология и Психотехника. – 2020. – № 2. – С. 84 – 93. DOI: 10.7256/2454-0722.2020.2.33037 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=33037
- Коваленко Р.К., Звонарева Н.А. Исследование взаимосвязи уровня эмоционального интеллекта и соционического типа // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №3, https://mir-nauki.com/PDF/32PSMN320.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ
- Коваленко Р.К., Звонарёва Н.А. Исследование взаимосвязи между соционическим типом и коэффициентами эмпатичности и систематизации // Психолог. – 2020. – № 3. – С. 118 – 130. DOI: 10.25136/2409-8701.2020.3.32751 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=32751
- Коваленко Р.К., Звонарёва Н.А. Соционика: полный курс лекций: – Учебник. – Новосибирск: Научно-исследовательский центр Соционического Анализа, Изд. ООО «СибАК», 2020. – 230 с.
- Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. М.: Генезис, 2005 г.