УДК 37

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ПЕДАГОГОВ

Ротанова Валерия Александровна1, Торопова Анастасия Игоревна1, Куденкова Наталья Андреевна1, Рыбина Екатерина Александровна1, Семененко Арина Игоревна1
1ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)

Аннотация
В данной статье рассматривается сущность методической поддержки педагогов, описываются различные подходы к определению понятия методической поддержки педагогов, дается сравнение понятий методической поддержки и методического сопровождения педагогов.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Ротанова В.А., Торопова А.И., Куденкова Н.А., Рыбина Е.А., Семененко А.И. Сущность и содержание методической поддержки педагогов // Психология, социология и педагогика. 2022. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2022/08/8670 (дата обращения: 14.05.2024).

Методическая поддержка педагогической деятельности является важной составляющей обеспечения качества образования, способствующей реализации профессионального роста педагогов, систематическому внедрению инновационных методов работы и удовлетворению потребностей всех участников образовательного процесса.

Понятия поддержка и сопровождение вошли в педагогику относительно недавно. Они сформировались на основе концепции гуманистической педагогики, особое место в которой уделено педагогической поддержке, и вначале рассматривались по большей части в аспекте поддержки детей, оказания помощи обучающимся. Основные положения теории педагогической поддержки разработаны учеными О.С. Газманом и Н.Б. Крыловой. Современные понятия педагогической (методической) поддержки основываются на помощи, оказываемой педагогам в их развитии и образовании.

Рассмотрим различные подходы к определению понятия методическая поддержка педагогов.

Ткачук Н.Ю. определяет методическую поддержку как оперативное и перспективное реагирование на запросы и потребности педагогов. По ее мнению, методическая поддержка – это организация непрерывного педагогического образования и общекультурного развития педагогов, работы методических объединений, педагогического коллектива ДО [3].

Е.Б. Бригинец считает, что методическая поддержка – это индивидуальная методическая работа с педагогами, научно-методическое обеспечение, система методической работы в учреждении: наставничество, аттестация, изучение, обобщение и распространение опыта; школа молодого специалиста, методическое объединение, самообразование и т.д. [1].

Анохина Т.В. дает следующее определение методической поддержки: методическая поддержка – это «система средств, которая обеспечивает помощь объекту в самостоятельном индивидуальном выборе – нравственном, гражданском, профессиональном, экзистенциональном самоопределении, а также помощь в преодолении препятствий (трудностей, проблем) самореализации в учебной, коммуникативной, трудовой и творческой деятельности».

Термин методическая поддержка имеет множество инвариантов: методическое сопровождение, методическое взаимодействие, индивидуальная помощь. Исследователь Никифорова Н.В. подчеркивает, что данные понятия не являются идентичными. Она утверждает, что понятие педагогическое сопровождение шире и включает в себя понятие поддержка. Сопровождение отличается от поддержки своей непрерывностью, комплексным характером и опосредованностью (в некоторых случаях даже нарочитой отстраненностью) оказываемой помощи. Поддержка же эпизодична, носит адресный характер (направлена на преодоление конкретных затруднений) и предполагает большую инициативу методиста в оказании помощи. Обе эти стратегии педагогической деятельности (поддержка и сопровождение) характеризуются приоритетом интересов доверительного взаимодействия методиста и педагога, оптимизмом, диалогичностью общения, созданием ситуаций успеха повышением его статуса, значимости его личных вкладов в решение общих задач.

Методическая поддержка является самоценной, самостоятельной профессиональной деятельностью по созданию условий для саморазвития педагога в процессе его личностно-профессионального роста. Ведущими принципами методической поддержки являются дифференциация, непрерывность и адресность. Первостепенным становится решение задачи усиления адресности методической поддержки педагога, оперативного реагирования на конкретный запрос, но при условии активной позиции педагога – поиска новых ресурсов развития в себе [1].

Содержание методической поддержки можно представить на уровне следующих ключевых слов: развитие, содействие, общность, помощь, консультирование, одобрение и др. Данные понятия свидетельствуют о том, что позиция поддержки – это установление методистом человеческих отношений [2].

Таким образом, методическая поддержка педагогов – это специально организованное систематическое взаимодействие методической службы и педагога, направленное на оказание помощи педагогу в выборе путей решения задач и типичных проблем, возникающих в ситуации реальной педагогической деятельности, с учетом его профессионального и жизненного опыта. Сущность методической поддержки педагогов заключается в систематической коллективной и индивидуальной деятельности педагогических кадров, направленной на повышение их научно-теоретического, общекультурного уровня, психолого-педагогической подготовки и профессионального мастерства.


Библиографический список
  1. Бригинец, Е.Б. Формы методической поддержки профессионального развития педагога дополнительного образования художественной направленности / Е.Б. Бригинец: презентация педагогического опыта. – Кемерово, 2015. – 19 с.
  2. Давлятшина, О.В. Научно-методическое сопровождение профессионально-личностного развития педагогов общеобразовательной организации: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / О.В. Давлятшина. – Киров, 2017. – 274 с.
  3. Ткачук, Н. Ю. Особенности информационно-методической поддержки педагогов ДОУ / Н. Ю. Ткачук // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). – СПб: Свое издательство, 2016. – С. 82-84.


Все статьи автора «Ротанова Валерия Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: