Имидж педагога – это его внешние и внутренние характеристики, которые играют важную роль в его профессиональной деятельности. Учитель должен обладать привлекательной внешностью, хорошим вкусом, личным обаянием. На основе первого впечатления формируется изначальный и довольно устойчивый стереотип восприятия педагога, что играет большую роль в педагогическом воздействии и влиянии на детей.
В качестве важных условий создания привлекательного профессионального имиджа выделяют духовность, нравственность, а его основой считаются деловые и лидерские качества, умение разрешать конфликты, устанавливать партнёрские отношения, коммуникативные способности, убедительность, адаптивность, оптимизм, доброжелательность. Особенности профессионального имиджа в том, чтобы уметь гармонизировать интересы организации и сотрудников, быть принципиальным, внимательным к нуждам и запросам людей, быть безупречным, порядочным, надёжным, честным, благородным, дисциплинированным и пр. Публичные профессии, в том числе и профессия педагога, связаны с популярностью и авторитетом среди широких слоев населения, а их профессиональная успешность определяется привлекательным имиджем. Таким специалистам в целях профессионального самосовершенствования необходимо овладевать технологией формирования и корректировки своего имиджа. Особенно это полезно учителям, у кого общение и личное воздействие на людей – важный инструмент профессиональной деятельности.
Структурные компоненты имиджа:
1. Внешняя привлекательность: стиль одежды, цветовая гамма, прическа, макияж, харизма.
2. Внутренний образ:
а) вербальное поведение: речь, стиль общения, обаяние.
б) невербальное поведение:
манера поведения, жесты, мимика, этикет.
3. Профессионализм: интеллект, стиль деловых отношений.
Согласно структуре, предложенной профессором А.Ю.Панасюком, личный имидж, с точки зрения формирующих его факторов, включает следующие составляющие:
габитарную (от лат. Габитус – внешний вид) – одежда, прическа, обувь, аксессуары, макияж, парфюм, силуэт.
кинетическую - осанка, походка, жестикуляция, мимика (выражение лица, улыбка, направление и продолжительность взгляда).
речевую - культура устной и письменной речи, грамотность, стиль, почерк,
средовую - созданная человеком среда обитания (интерьер квартиры, оформление кабинета, порядок на рабочем столе и т.п.).
овеществленную - созданные человеком продукты его труда
Первые три составляющие имиджа прочитываются при личном общении, две последние-могут нести информацию о человеке заочно. Интегрируясь, они формируют представление о человеке как о личности (личный имидж) и профессионале (профессиональный имидж). Идеальный вариант – когда оба мнения положительные: “И человек хороший, и учит замечательно!”
Библиографический список
- Капустина З. Имидж современного педагога /З. Капустина // Учитель. – 2006. – №1. – С. 3-6.
- Ильина Л.А. Актерские способности в деятельности учителя: метод. пособие / Л.А. Ильина. – Магнитогорск, 1998.