УДК 378

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Перяшкина Арина Алексеевна1, Трифанова Анна Александровна2, Барабашкина Евгения Владимировна3, Чегулова Анастасия Андреевна4, Бердникова Карина Эрфановна5
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, студент 3 курса
2Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, студент 3 курса
3Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, студент 3 курса
4Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, магистрант 1 курса
5Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, магистрант 1 курса

Аннотация
В статье исследуется воспитательный процесс в учреждениях среднего профессионального образования, выделяются его основные преимущества, цели и задачи. Сделан вывод, что сегодня во всей системе образования компетентностный подход занимает ключевое место. Поэтому более детально рассмотрены общие и профессиональные компетенции, согласно ФГОС СПО. В итоге исследования выделены основные особенности организации воспитательной работы студентов колледжа и сделаны соответствующие выводы.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Перяшкина А.А., Трифанова А.А., Барабашкина Е.В., Чегулова А.А., Бердникова К.Э. Формирование общих и профессиональных компетенций при реализации воспитательной работы в учреждениях среднего профессионального образования // Психология, социология и педагогика. 2022. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2022/08/8672 (дата обращения: 21.05.2024).

Воспитательная работа играет весьма важную роль во всем образовательном процессе не только при получении общего образования, но и в учреждениях среднего профессионального образования.  Согласно требованиям ФГОС СПО, воспитательная деятельность в колледжах и техникумах подразумевает педагогический процесс, который направлен на становление и развитие профессионального интереса к получаемой профессии. Целью организаций СПО выступает формирование всех необходимых условий как для обучения, саморазвития и профессиональной самореализации студента, так и для воспитательного процесса. [1, с.27].

Реализация воспитательной работы в учреждениях именно среднего профессионального образования имеет ряд положительных аспектов, например, воспитательный процесс СПО имеет признаки целостности и непрерывности, также данный процесс, реализующийся посредством различных воспитательных подходов, содержит исключительно профессиональную направленность. И поскольку воспитание является важной частью всего образовательного процесса, в учреждениях среднего профессионального образования необходимо четко организовывать данный процесс для успешного формирования у студентов всех умений и навыков, необходимых в будущей профессиональной деятельности. Поэтому студент по окончанию обучения в образовательном учреждении должен быть не только образованным, но и воспитанным, так как без воспитания, выпускника невозможно назвать обученным и готовым к профессиональной деятельности. [3]

На сегодняшний день во всей системе образования компетентностный подход занимает ключевое место. Суть данного подхода заключается в том, что результат образования – это есть не что иное, как сформированный за годы обучения, комплекс компетенций, необходимый для осуществления профессиональной деятельности. В системе профессионального образования компетентностный подход подразумевает подготовку социально-адаптированного и конкурентоспособного специалиста. [2, с.41] Компетенции подразделяются на общие и профессиональные, где вторые отвечают за умения и навыки в определенной сфере деятельности. Общие же компетенции, согласно федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования, могут быть следующие, а именно:

-                   Учебно-познавательные компетенции, занимающие важное место во всем образовательном процессе и предполагающие постановку профессиональных целей и решения конкретных профессиональных задач.

-                   Ценностно-смысловые компетенции, включающие в себя все аспекты саморазвития и самоопределения, а также понимание и проявление интереса к своей специальности.

-                   Общекультурные компетенции могут быть связаны, например, с исполнением воинской обязанности для молодых людей или с законопослушным исполнением своих профессиональных обязанностей и т.д.

-                   Информационные компетенции отвечают за умение грамотно и быстро находить необходимую информацию, проводить ее анализ и давать оценку.

-                   Коммуникативные компетенции также необходимо развивать каждому студенту, получающему среднее профессиональное образование, ведь именно коммуникативные навыки отвечают за работу в коллективе, а также за выстраивание отношений с начальством, коллегами, что необходимо для дальнейшего профессионального развития и карьерного роста.

-                   Наличие социально-трудовых компетенций важно для каждого современного работодателя, ведь всегда нужен специалист, который способен грамотно принимать решения в нестандартных и проблемных ситуациях, брать ответственность, а также осуществлять свои профессиональные обязанности в условиях постоянных изменений.

-                   Компетенции личностно-ориентированного развития отвечают за развитие желания постоянно совершенствовать свои профессиональные навыки, повышать квалификацию, получать дополнительное образование и т.д. [4]

Получается, что результат всей воспитательной деятельности в учреждениях среднего профессионального образования направлен как на личность обучающегося в целом, так и на формирование его общих и профессиональных компетенций. С этим связано новое понимание личности студента в образовательном процессе, а именно принято считать, что студент – это не объект, а субъект воспитательного процесса, для которого необходимо создание всех условий развития личностного роста и творческой самореализации [5].


Библиографический список
  1. Андриенко, О.А., Безенкова, Т.А. Из опыта работы по организации воспитательной деятельности с обучающимися юношеского возраста / О.А. Андриенко, Т.А. Безенкова. – Перспективы науки и образования, 2018. – №5 (35). – С. 26-32.
  2. Львова, Л.С. Компетентностный подход к организации воспитательного процесса в колледже / Л.С. Львова. – Научные исследования в образовании, 2011. – №1.
  3. Афанасьева, Е.Г. Формирование общих компетенций у студентов учреждений СПО в процессе воспитательной деятельности / Е.Г. Афанасьева. – Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 2016. – №6 (110). – С. 40-47.
  4. Павлова, Е.И. Нравственно-этическое воспитание студентов колледжа / Е.И. Павлова. – Мир науки, культуры, образования. 2019, №2 (75). – С. 136-138.
  5. Сташкевич, И.Р., Стандарт среднего профессионального образования как ориентир в воспитательной работе / И.Р. Сташкевич. – Мир науки, культуры, образования. – 2019. – №2 (81). – С. 49-52.


Все статьи автора «Перяшкина Арина Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: