УДК 378

СУЩНОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ

Бердникова Карина Эрфановна1, Чегулова Анастасия Андреевна1, Перяшкина Арина Алексеевна1, Барабашкина Евгения Владимировна1, Трифанова Анна Александровна1
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина

Аннотация
В процессе участия в научно-исследовательской работе студенты формирует творческое отношение к работе, стремятся к совершенствованию себя в рамках своей профессиональной сферы. Для роста заинтересованности студентов в научно-исследовательской деятельности важно создавать творческие группы, обеспечивать научно-исследовательскую базу, поощрять творческую деятельность и самостоятельность студентов при решении образовательных задач.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Бердникова К.Э., Чегулова А.А., Перяшкина А.А., Барабашкина Е.В., Трифанова А.А. Сущность и организация научно-исследовательской деятельности в ВУЗе // Психология, социология и педагогика. 2022. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2022/09/8684 (дата обращения: 05.11.2023).

В современном обществе одной из задач инновационного развития всех сфер жизнедеятельности является ориентация на подготовку компетентных, конкурентоспособных специалистов. С каждым годом растет количество проектов, реализуемых государственными учреждениями совместно с научными организациями. Данная деятельность осуществляется с использованием интеллектуального потенциала университетских комплексов. Усиление значимости профессионального образования актуализирует необходимость реализации потенциала науки в формировании у обучающихся способности критически мыслить, проектировать и творчески подходить к решению профессиональных и образовательных задач [1].

Одним из значимых условий реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования являются требования по формированию компетенций научно-исследовательской деятельности. Актуальность данного вопроса вызвана тем, что образовательная система уделяет пристальное внимание развитию самостоятельности участников образовательного процесса в рамках реализации научно-исследовательской работы.

Научно-исследовательская деятельность, дополняющая учебный процесс, организуется в форме:

-                   работы в научно-учебных лабораториях, научно-проблемных и исследовательских группах;

-                   выполнения индивидуальных научных исследований под руководством конкретного научного руководителя;

-                   участия в студенческих научных организационно-массовых и состязательных мероприятиях различного уровня: научных семинарах, конференциях, конкурсах работ, олимпиадах по дисциплинам и направлениям;

-                   организации специальных курсов, программ, проведение занятий с группами студентов, имеющих выраженную мотивацию к научной деятельности [3].

В системе образования проводятся исследования касательно организации научно-исследовательской работы в вузах. Н.Н.Крафт, Б.К. Джабатырова, М.Д. Редькова в своих трудах анализировали желание студентов участвовать в исследовательской работе. Результаты опроса позволили сделать вывод о том, что 47% респондентов испытывают желание реализовывать научно-исследовательскую деятельность в вузе. 15% студентов планируют использовать данный вид работы только на старших курсах. Еще 38% отметили отсутствие мотивации участвовать в научно-исследовательской деятельности. Одним из важнейших компонентов реализации научно-исследовательской работы является формирование мотивации у студентов как одного из факторов развития личности [2]. В качестве основных причин нежелания заниматься научно-исследовательской деятельности студенты выделяли низкий уровень сформированности мотивации. Участие в научно-исследовательской деятельности способно повысить личностное развитие, сформировать навыки работы с учебным материалом различных форматов, повысить творческую активность, развить креативное мышление и научить студентов работать в коллективе.


Библиографический список
  1. Тибец Ю.Л., Иванистов А.Н. Научно-исследовательская и инновационная деятельность // Вестник Белорусской государственной сельскохозяйственной академии. 2020. №S3,15-18.
  2. Цветкова Л.А., Фищева О.В., Трапицын С.Ю. Исследование затруднений преподавателей в организации научно-исследовательской деятельности // Педагогический ИМИДЖ. 2021. №3 (52), 264-273.
  3. Чупрова, Л. В. Научно-исследовательская работа студентов в образовательном процессе вуза / Л. В. Чупрова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 2. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 380-383.


Все статьи автора «Бердникова Карина Эрфановна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: