Сформированная связная речь ребенка выступает в качестве средства его социализации и социальной адаптации, определяет качество взаимодействия с окружающими. По данным В. В. Воронковой, В. Г. Петровой, А. Ф. Якуповой, у школьников с умственной отсталостью фиксируются нарушения связной речи. Интеллектуальная недостаточность в сочетании с речевыми нарушениями затрудняет у них процессы социальной адаптации и социализации [1, с. 41; 2, с. 17]. Вопросами диагностики, формирования и развития связной диалогической речи у детей с интеллектуальными нарушениями занимались В. К. Воробьева, В. П. Глухов, И. А. Емельянова, А. Ф. Якупова и др.
Нарушения развития речи у младших школьников с умственной отсталостью являются вторичными и обусловлены нарушением интеллекта. Соответственно, тяжесть речевого дефекта зависит от структуры и тяжести первичного дефекта. Но нарушения связной речи проявляются, даже при легкой выраженности умственной отсталости. Они возникают из-за недостаточной сформированности когнитивного базиса речи. Этот факт зафиксирован в исследованиях В. К. Воробьевой, В. П. Глухова [3, с. 98; 4, с. 92].
Работа над формированием диалогической речи младших школьников предполагает изучение ее состояние и специально организованный коррекционный процесс. Следует отметить, что если методы формирования и развития диалогической речи широко представлены в материалах исследований, методической литературе, то методики диагностики не многочисленны.
Р. И. Лалаева предлагает исследование диалогической речи на основе беседы по серии сюжетных картинок и сюжетной картинке. Критериями диагностики выступают соответствие ответа изображенной на картинке ситуации; характер языкового оформления (предложением, словосочетанием, словом). Диагностика диалогической речи Р. И. Лалаевой не в полной мере отражает все параметры, а только способность ребенка отвечать на вопрос с использованием речевых средств [5, с. 44].
Изучение умения задавать вопросы может быть осуществлено с использованием методики «Интервью» О. В. Дыбиной. Она позволяет исследовать способность ребенка к диалогу на основе включения его в ситуацию интервью. Методика предназначена для детей дошкольного возраста. Но с учетом дефекта умственной отсталости возможно ее использование на младшем школьном возрасте.
Наиболее комплексно диалогическую речь позволяет обследовать методика А. В. Чулковой. Она состоит из нескольких блоков: изучение речевого этикета (речевые ситуации), диагностика запроса информации (умение сформулировать вопрос), изучение реплицирования (определение типов реплик), выявление уровня составления диалогов детьми по ситуации, изображенной на картинке. Данная методика предназначена для детей дошкольного возраста и требует модификации, т.к. речевые ситуации связаны с детским садом [6, с. 23-26].
Учитывая особенности речевого дефекта у младших школьников с умственной отсталостью, заключающиеся в выраженных нарушениях импрессивной и экспрессивной сторон речи, диагностика диалогической речи должна быть сопряжена с изучением понимания обращенной речи и умение конструировать связное высказывание. От них зависит адекватность реакции на реплику, способность сформулировать ответное высказывание.
Понимание обращенной речи диагностируется посредством понимания логико-грамматических конструкций. Такие задания представлены в методиках обследования речи Т. В. Ахутиной, Н. В. Нищевой, Т. А. Фотековой [7, с. 45; 8, с. 38]. Способность программировать связное высказывание диагностируется посредством заданий на составление предложения с опорой на наглядность, по заданным словам, предлагаемым В. П. Глуховым, Р. И. Лалаевой.
Перейдем к рассмотрению средств формирования диалогической речи у младших школьников с умственной отсталостью. Среди них можно выделить общепедагогические и специальные средства.
Общепедагогические средства формирования диалогической речи используются педагогами в работе с детьми как с нормой развития, так и с ограниченными возможностями здоровья. К ним следует отнести: словесные игры и упражнения, беседы, в том числе по художественным произведения и фольклору, ролевые игры, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, режиссерские игры, подвижные игры.
К специальным педагогическим средствам формирования диалогической речи детей следует отнести те, которые используются в коррекционном процессе и решают узконаправленные задачи. Это специальные игры и упражнения [1, 2, 3].
Формирование диалогической речи у младших школьников с умственной отсталостью должно включать две линии работы: 1) формирование умения понимать обращенную речь и программировать связное высказывание; 2) реализовывать эти умения при ведении диалога. Первая линия работы должна строиться на специальных играх и упражнения для развития речи. Вторая линия должна носить практико-ориентированный, деятельностный характер. Поэтому одним из наиболее адекватных средств будет использование игр-драматизаций.
Игры-драматизации – это игры творческого характера, в процессе которых дети отражают содержание литературного произведения. В работе с ними обязательно проводится подготовительная работа, связанная с усвоением детьми содержания драматизируемого произведения. Это выступает необходимым и обязательным условием в работе с младшими школьниками с умственной отсталостью в связи с выраженными трудностями понимания обращенной речи, бедным кругозором и пр. В процессе игры-драматизации отрабатываются навыки произнесения реплик, умения сочетать вербальные и невербальные средства общения, формируется умение слушать собеседника, следить за его речью. Кроме этого, игровая форма предпочтительна в коррекционной работе с младшими школьниками с умственной отсталостью. Несмотря на указанные возможности игр-драматизаций в формировании диалогической речи, следует отметить и ограничения. Среди них основным является необходимость подбора или адаптации, упрощения текстов доступных для понимания младшими школьниками с умственной отсталостью.
Итак, формирование диалогической речи младших дошкольников с умственной отсталостью включает диагностику умений программировать высказывание, понимать обращенную речь, использовать эти умения в диалоге, формирование диалогической речи с использованием общепедагогических и специальных педагогических средств, в частности, игр-драмаизаций.
Библиографический список
- Петрова В. Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталых школьников. Москва: Академия, 2002.
- Якупова, А. Ф. Педагогическая технология стимулирования познавательной активности как средство формирования диалогической речи у детей с умеренной умственной отсталостью : автореферат дис. … кандидата педагогических наук : 13.00.03 / А. Ф. Якупова; [Место защиты: Ур. гос. пед. ун-т]. Екатеринбург, 2008.
- Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. Москва: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. 158с.
- Глухов В. П. Исследование особенностей формирования навыков связных высказываний у детей дошкольного возраста с системным недоразвитием речи // Вестник Череповецкого государственного университета. 2014. № 2 (55).
- Лалаева Р. И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей. Санкт-Петербург : Наука-Питер, 2006.
- Чулкова А. В. Методика формирования диалогической речи у детей дошкольного возраста. Волгоград : Перемена, 2002.
- Фотекова Т. А., Ахутина Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. Москва: АРКТИ, 2002.