СЕМЁНОВА И.В. УЧЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК СТУДЕНТОВ ПРИ АВТОМАТИЗИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ


СЕМЁНОВА И.В. УЧЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК СТУДЕНТОВ ПРИ АВТОМАТИЗИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ


Рубрика: Педагогика, Психология

Библиографическая ссылка на статью:
// Психология, социология и педагогика. 2012. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/12/1465 (дата обращения: 26.05.2017).

Автоматизированная обучающая система (АОС) – это комплекс технического, учебно-методического, лингвистического, организационного и программного обеспечения на базе ЭВМ, предназначенный для индивидуализации обучения. Компьютерная программа принимает на себя часть функций преподавателя по предъявлению учебного материала, контролю его усвоения, обнаружению ошибок у студентов.

При создании АОС необходимо учитывать психологические особенности студента такие, как раздражимость, тревожность, потеря внимательности и тому подобное. Для каждого человека эти характеристики различны, они определяются темпераментом.

Темперамент — характеристика индивида, который отражает динамические особенности его психической деятельности, т. е. ритма, темпа, быстроты,  интенсивности, составляющих эту деятельность психических состояний и процессов.

 Тип темперамента можно определить по результатам выполнения им тестовых  заданий. Для этого рассмотрим такие показатели, как время выполнения заданий и количество допущенных ошибок. Примеры значений оценок точности и быстродействия выполнения заданий одного из фрагментов курса «Информатика» для группы студентов  показаны на рис. 1.

График можно мысленно разделить на четыре части: в левой нижней части оказываются студенты с холерическим темпераментом, в правой нижней части – меланхолики, в левой верхней сангвиники, в правой верхней флегматики. Рассмотрим причины такого расположения.

Темперамент меланхолика, определяется слабостью процессов возбуждения и торможения. Даже при небольшом перенапряжении у меланхолика наступает срыв. Поэтому он допускает много ошибок и довольно медленно выполняет задания. Темперамент флегматика, называется темперамент, который, будучи сильным типом, все-таки отличается малой подвижностью нервных процессов. Однажды возникнув в определенных центрах, они отличаются постоянством и силой. Ему тяжело быстро переходить от одного задания к другому. И, несмотря на высокую точность, его быстродействие понижено. Темперамент сангвиника — cильный тип темперамента — характерен тем, что процессы возбуждения и торможения у него достаточно сильные, поэтому скорость выполнения заданий большая, а благодаря уравновешенности и подвижности допускаю мало ошибок. Темперамент холерика — неуравновешенный, у него преобладают процессы возбуждения над слабым торможением. Такой тип нервной системы склонен к срывам. Поэтому он торопится, спешит, выполняя задания и при этом, допускает довольно много  ошибок.

На основе диагностики психологического состояния обучаемого выбираются подходящие методы обучения, выдаются рекомендации по составлению индивидуального учебного плана. Между такими признаками как «личная тревожность», «мотивация к успеху», и успеваемостью существует значимая связь. Каждому темпераменту соответствуют свои психологические характеристики. Рассмотрим таблицу.

Таблица 1

Высокаятревожность Низкаямотивация Низкаяуспеваемость
Сангвиник

-

-

-

Меланхолик

+

+

+

Холерик

+

+/-

+/-

Флегматик

-

+/-

+/-

 

При построении автоматизированной обучающей системы учитывающей психологические характеристики студента будут использоваться методы указанные в таблице решений.  Например, мягкие адаптивные методы – это последовательное, пошаговое обучение, начиная с самых низких уровней.  Рассмотрим таблицу решений.

 

Таблица решений

Психологические характеристики 1 2 3 4 5 6 7 8
Высокая тревожность + - + + - + - -
Низкая мотивация + + - + - - + -
Низкая успеваемость + + + - + - - -
                 
Методы обучения Мягкие алгоритмы обучения + + + + + + - -
Стимулирование студента + - + + - + - -
Воспитательная работа + + - + - - + -
Высокий уровень требовательности + + - - + - - -
Высокий темп обучения - - - - - - + +
Дополнительные занятия + + + - + - - -
Повышенная сложность - - - - - - + +
Углубленные изучение

 

- - - - - - + +
     

АОС позволяют на основе психологического состояния  студента, позволяет выбрать индивидуальные методы обучения, которые улучшают успеваемость, повышают мотивацию к успеху.



Все статьи автора «Смирнов Александр Васильевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: