УДК 159.9

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕЧЕНИЯ КРИЗИЗА 25 – 35 ЛЕТ

Худоян Ани Самвеловна
Армянский государственный педогогический университет имени Хачатура Абовяна, г. Ереван
соискатель кафедры развитии и прикладной психологии, младший научный сотрудник психологической научно-исследовательской лаборатории

Аннотация
Данная работа посвящена исследованию проблемы кризиса 25-35 лет. В работе анализируется исследованность проблемы в психологической литературе а так же приведено множество примеров касающихся разногласий по теме. В ходе экспериментального исследования нами было выяснено что в первом этапе ранней зрелости в возрасте 25-29 лет личностью не осознается проблема данного возрастного периода и среди с этим повышается уровень тревожности, а уже в 30-35 лет у личности резко унижается уровень тревожности, что по нашему мнению связано с осознанием возрастной проблемы.

Ключевые слова: возрастная проблематика, кризис ранней зрелости, самосознание, степени тревожности


PSYCHOLOGICAL FEAUTURES OF 25-35 AGE CRISIS

Khudoyan Ani Samvel
Armenian pedogogical state university after Khachatur Abovyan, Yerevan
PHD student, Department of development and applied psychology, junior researcher at psychological research laboratory

Abstract
Quarter-life crisis is an important part of our life. And in this work we speak about psychological features of this crisis. During our experiments we have found that if the person doesn't realize the main problems of this age, his anxiety level may be increased, and if he realizes it, his anxiety level will rapidly fall down.

Keywords: age problem, degree of anxiety, quarter- life crisis, self-consciousness


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Худоян А.С. Психологические особенности течения кризиза 25 - 35 лет // Психология, социология и педагогика. 2014. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/05/3192 (дата обращения: 29.09.2017).

С давних времен зрелость считалось самым длинным периодом в жизненном цикле личности. Которое, как считал греческий философ Пятогор является периодом процветания сил. Обычно в психологической литературе период зрелости разделяется на три основных уровня, из которых первый это период ранней зрелости, который охватывает возраст от 23 до 35 лет и описывается как период резких перемен в жизни человека; формирование семьи, рождение ребенка, новая работа или изменение старой работы т.д. И вот в связи с этими причинами, а так же с возникающем в этот период чувством безвозвратной потери юношества многие авторы /Г. Шихи, И. Малкина-Пых, С. Пугачева, С.Худоян/ считают раннюю зрелость кризисным периодом. До сегодняшнего дня кризис ранней зрелости был исследован очень мало, особенно если сравнить его с другими возрастными периодами. И если иметь в виду роль этого возрастного периода в общей развитии личности, и в дальнейшем предопределении всей жизни, то можно уверенно сказать, что без исследования особенностей кризиса ранней зрелости и ее влияния на личность, исследование в психологии ранней зрелости, как возрастного периода, было бы неполноценным. Г. Шихи определяет период кризиса ранней зрелости, как период частых разводов, в то же время подчеркивая и то, что именно в этот период у личности возникает большое стремление в связи с профессиональным и личностным ростом[8, c.301]. И. Я. Колугина и В. Н. Колюцкий считают этот период периодом нахождения смысла жизни, когда личность в первый раз оглядывается в свое прошлое, делает самоанализ[5,c.464]. С. Худоян разделяет период от 25 до 32 лет, как период перестройки самосознания. К тому же, как считает автор ,,кризис связан с восприятием личности собственного я как субъекта социальной активности, автор так же отмечает, что в этот период, юноше начинает осознавать себя как субъекта семейной и рабочей деятельности, начинает обрабатывать концепции этих деятельностей, а так же концепции самого себя – как носителя этих деятельностей, старается самореализоваться в этих областях˝[1,193-204]. По данным Ю. Александровой ,,в этот период ,-перестраивается отношение человека не только к самому себе, но и к другим. В результате исследований автора выяснилось, что у 50% испытуемых перемены в самоотношении были в лучшую сторону и только у 7% в худшую. Автор считает, что самые высокие показатели ,,кризиса самоотношения,, проявляются в возрасте 30-31 лет, в этот период резко снижается заинтересованность собственной персоной, самооценка достигает минимального[3]: Н. Нарицин отмечает, что у женщин кризис средних лет постигает в возрасте 30-35 лет, в то время как у мужчин от 40 до 45, по данным автора, в этом возрасте основные проблемы у женщин возникают в связи с внешностью, что и объясняется тем, что женщины более трудно воспринимают изменения связанные с их внешностью чем мужчины[6]: О Рубинс считает , что в 30 лет у личности появляется чувство одиночества, разочарования, как будто что -то постоянно мешает ему по пути к успеху. [11]. Ф. Макрае находит, что это период когда личность старается найти что то, что поможет ему сделать жизнь более осмысленным[10]: Х. Хараннкедгар находит что кризис 30 лет может длится до двух лет помогая развитию человека. ,, Сейчас жизнь начинает рассматриваться не только со стороны бытия, но и со стороны выживания тоже,- отмечает автор: Часто появляется чувство, что они уже довольно взрослые и сотворение мечт или целей кажется нереальным [9].

В течении наших исследований у нас была цель выяснить психологические особенности протекания кризиса ранней зрелости. Для этого мы использовали биографический метод исследования. Биографические методы это способы исследования, диагностики и проектирования жизненнего пути личности. Использование биографических методов предполагает получение информации источником которой являются автобиографические методы и т.д. А так же тестовые методы; методика определения уровня тревожности личности Спилберга-Ханина с помощью которой выявляются самооценки уровня тревожности личности в данный момент (реактивной тревожности как состояния) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека. Так же нами применялся метод опроса для выяснения уровня осознания личностью возрастной проблемы,
Исследования проводились с представителями женского и мужского пола в возрасте от 25 до 35 лет; в исследовании принимали участие около 90 человек. Результаты исследования показали, что у 65 % исследуемых в возрасте от 25-30 лет, личностная тревожность стоит на высоком уровне. Выяснилось так же, что в этот период они не осознают основную проблему этого возраста. Исследования проводились по трем этапам. в первом этапе период ранней зрелости нами был разделен на две отдельные этапы, а так же была исследована проблема степени осознавания человеком возрастной проблемы. Во втором этапе исследовался уровень общей тревожности личности и в третьем были сравнены уровень осознавания личностью возрастной проблемы с уровнем тревожности. При этом уровень осознавания возрастной проблемы был исследован по таким данным как способность человека разрешать такие проблемы как создание семьи, родительство, работа и т,д. В ходе исследований выяснилось, что в период проявления кризиса ранней зрелости есть связь между уровнем тревожности личности и уровнем осознания им проблемы возраста.

Применяя биографический метод, нам удалось обнаружить что у талантливых людей таких как армянский писатель П. Севак., С. Дали, Ч. Чаплин, Г. К. Андерсен, в этот период, в частности в первом этапе ранней зрелости в возрасте от 25-29 лет, обнаруживается высокая степень тревожности и низкая степень осознавания возрастной проблемы, в то время как в период от 30- до 35 лет уровень тревожности резко снижается, что и связывается с осознаванием личностью возрастной проблемы. Например армянский писатель П. Севак в своей автобиографии вспоминает период от 25-29 лет говоря дословно следующее ,, чувство самоненависти постепенно охватывало меня как плесень хлеба, …я уже потерял сам себя, заблудившись в таком кризисе который более невыносим чем то, что мы называем экономическим, потому что оно является психическим,, [2]: С. Дали, говоря про этот период отмечал,, В этот период я был похож на собаку, которая бродила по улицам и ничего не находила. Но здесь самое интересное то, что уже возраст от 30-35 отмечался этими известными людьми как период новых открытий в их жизни, а так же чувством возрождения: В ходе исследований выяснилось так же, что резкие изменения, которые проявляются в период ранней зрелости будь то новая работа или смена старой, проблема родительства и т.д. способствуют проявлению кризиса. Как правило в 25-29 лет у личности появляется желание часто побыть одному, которое сопровождается поисками себя, самооткрытием, желанием изменить жизнь а так же общим подъемом уровня тревожности. Кроме того, как было предположено ранее некоторыми авторами, в 25-29 лет меняется отношение личности и к самому себе и к окружающим, это проявление можно обусловить и тем, что в этот период становятся актуальными такие вопросы как правильность проживания жизни а так же желание по новому разрешать стары ошибки, В 30-35 лет человек начинает осознавать возрастную проблему. Об этом свидетельствуют его раздумья, и конкретные действия направленные на проблемы семьи, родительства, приобретения или изменения работы, на оценки данные себе как специалиста, родителя, супруга, а так-же приобретения смысла жизни, ее переосмысления и актуальности идеи возрождения. Все это сопровождается с понижением уровня тревожности.

И так, подводя итоги нашего исследования, можно сказать, что если в период кризиса ранней зрелости человек осознает возрастную проблему, то уровень тревожности резко снижается и наоборот, при таких случаях, когда возрастная проблема не осознается человеком, уровень тревожности вырастает.


Библиографический список
  1. Խուդոյան Ս.Ս. Անձի զարգացման ճգնաժամային տարիքները: “Զանգակ- 97″ հրատարակչություն, Երևան 2004 էջ 59, 193-204.
  2. Սևակ Պարույր “Ինքնակենսագրություն, անցյալը ներկայացած” http://www.paruyrsevak.net/inqnakensagrutyun.html
  3. Александрова Юлия ВячеславовнаДинамика самоотношения и отношения к Другому у взрослого человека (25 - 35 лет): Дис. … канд. психол.наукМосква1999http://www.dissercat.com/content/dinamika-samootnosheniya-i-otnosheniya-k-drugomu-u-vzroslogo-cheloveka-25-35-let
  4. Дали Салвадор. Дневник одного гения, http://lib.ru/CULTURE/DALI/dnewnik.txt
  5. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: ТЦ «Сфера», 2001,] c 464:
  6. Нарицын Николай Николаевич, “Кризис среднего возраста”, http://www.naritsyn.ru/middle-life_crisis.htm
  7. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. ,,Основные ступени развития субъектности человека,, http://septemberfox.ucoz.ru/biblio/slobodchikov.html#ind]
  8. Шихи Гейл Возрастные кризисы «Возрастные кризисы»: Ювента; СанктПетербург; 1999 c 301
  9. “http://www.dailymail.co.uk/home/search.html?s=y&authornamef=Fiona+Macrae+Science+C9. Hemangi.”http://www.buzzle.com/authors.asp?author=75941″Harankhedkar. What is Quarter-Life Crisis and How to Survive It, Published: 8/2/2011, http://www.buzzle.com/articles/what-is-quarter-life-crisis-and-how-to-survive-it.html
  10. Macrae “http://www.dailymail.co.uk/home/search.html?s=y&authornamef=Fiona+Macrae+Science+Correspondent+”  http://www.dailymail.co.uk/home/search.html?s=y&authornamef=Fiona+Macrae+Science+Correspondent+”Fiona Science Correspondent  Quarter-life’ crisis hits three in four of those aged 26 to 30,2011, http://www.dailymail.co.uk/news/article-1289659/Quarter-life-crisis-hits-26-30-year-olds.html#ixzz1lozlQxFY]
  11. Robbins, Alexandra; Wilner, Abby. Quarterlife Crisis: The Unique Challenges of Life in Your Twenties. Tarcher, 2001


Все статьи автора «Худоян Ани Самвеловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: