Одной из наиболее актуальных тенденций развития современного общества является информатизация социальной реальности. Наше поколение живет в эпоху стремительных модификаций информационной среды под влиянием распространения различных технологий. Меняющиеся условия находят свое выражение во всех сферах общественной жизни [1]. Информационно-коммуникационные технологии имеют широкое и многоаспектное воздействие на общество, экономику, культуру и образование. Информатизация образования представляет обеспечение сферы образования методологией и методикой оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на процессы управления образованием и реализацию психолого-педагогических целей обучения [2].
Иноязычное образование не является исключением из общего процесса модернизации. Изобретение компьютеров послужило переломным моментом в преподавании иностранного языка [3].
Процесс обучения иностарнному языку необходимо строить с учетом современных потребностей общества и новых условий [4]. Представляется, что многие актуальные задачи современного иноязычного образования могут быть успешно решены лишь путем интеграции в учебный процесс новых компьютерных и информационно-коммуникационных технологий. При этом необходимо отметить значимость проблемы организации самостоятельной работы учащихся [5]. Одним из эффективных способов изучения иностранного языка, как нам представляется, является использование обучающих сайтов. Подобные электронные образовательные ресурсы способствуют решению многих дидактических задач: формируют навыки чтения, обогащают словарный запас учащихся, содействуют повышению мотивации к изучению иностранного языка, расширяют кругозор, формируют иноязычную компетенцию студентов.
Многие обучающие сайты содержат современный аутентичный материал по требуемой тематике. Они предлагают всевозможные учебные и методические материалы и позволяют студенту самостоятельно осуществлять контроль и оценку результатов учебно-познавательной деятельности. Грамотно представленный материал воспринимается студентами наиболее эффективно, что позволяет говорить о продуктивном, вдумчивом и глубоком восприятии культурного наследия страны изучаемого языка и одновременно о его воздействии на целостность человеческого существа [6]. Большинство сайтов содержат разделы, где можно услышать последние мировые новости , представленные в виде коротких репортажей. Таким образом, студенты имеют возможность не только прочитать, но и прослушать репортаж и отработать лексику по теме. Особую ценность представляют видеоуроки, позволяющие студенту не только слышать, но и видеть сюжет. Видеоматериалы позволяют учащимся полностью погрузиться в среду изучаемого языка, а также познавать и совершенствовать определённые нормы этики и морали [7].
Использование обучающих сайтов способствует реализации основных дидактических принципов: доступность, индивидуализация, посильность, наглядность, сознательность и активность. Применение обучающих сайтов рассматривается нами как важное звено в формировании следующих профессиональных компетенций студентов:
- владение системой лингвистических знаний;
-представление об этических и нравственных нормах поведения, принятых в инокультурном социуме;
- владение основными особенностями официального, нейтрального и неофициального регистров общения;
-умение использовать этикетные формулы в устной и письменной коммуникации.
При изучении иностранных языков будущий специалист сталкивается с определенными трудностями,преодолевает языковой барьер, стремится понять культуру изучаемого языка, изучить особенности данного народа, понять менталитет и самое, пожалуй, ценное – это общение с носителем данной культуры [8].
На наш взгляд, применение скайп-технологий является важным условием повышения эффективности изучения иностранного языка. Данный образовательный электронный ресурс полностью отвечает требованию современной дидактики – обучать не языку, а общению на языке [9].
Использование скайпа в процессе обучения иностранному языку помогает создать модель реального общения, открытую, комфортную атмосферу для взаимного общения и обучения , которая способствует возникновению у студентов естественного желания и необходимости взаимодействия с другими, уверенности в себе и своих силах для осуществления коммуникации [10].“Живое” общение, несомненно, способствует повышению интереса учащихся к языковым фактам и структурам, студенты пытаются проникнуть в смысл встречающихся выражений и стремятся их самостоятельно употребить. Отличительной особенностью такого обучения является многоканальность восприятия информации - слушатель получает информацию по двум каналам – аудиальному и визуальному. Это способствует достижению хороших результатов в овладении иностранным языком. Несомненным преимуществом применения сайта является уникальная возможность общения с носителями языка. Именно скайп позволяет внедриться в языковую среду. Учащиеся видят жесты, мимику собеседника, слышат правильную интонацию, обращают внимание на фразовые ударения в речи собеседника. Общение с носителем языка по скайпу содействует формированию навыков говорения и восприятия иноязычной речи на слух. Понимание большей части услышанной информации позволяет преодолевать существующие языковые барьеры.
Скайп позволяет обмениваться файлами, вести записную книжку, принимать участие в различные конференциях. Данная программа дает возможность проведения индивидуальных занятий в удобное время для обоих собеседников.
Использование скайп-технологий способствует пополнению словарного запаса разговорными выражениями, которые еще не вошли в академические словари и по сути своей являются неологизмами. Достоинство применения скайпа заключается, прежде всего, в том, что межкультурная компетентность и усвоение лексики иностранного языка становится совершенно естественным приобретением [11], ни один другой источник не предоставляет такого разнообразия фраз и выражений естественной повседневной речи.
Эффективной технологией при изучении страноведческого материала является метод проектов с использованием элементов компьютерной технологии. Метод проектов — система обучения, которая требует от учащихся самостоятельного планирования и выполнения практических заданий для приобретения знаний и умений в процессе выполнения проектов [12].
В заключение необходимо подчеркнуть, что социальный заказ современного общества – формирование у обучаемых рациональных умений оперировать информацией, владеть компьютерными технологиями, мыслить профессионально-прагматично - настойчиво требует изменений существующей системы образования, внедрения более эффективных методов и средств обучения [13]. Одним из ведущих средств обучения на сегодняшний день стало использование медиаобразовательных технологий. Применение информационных технологий в процессе обучения иностранному языку способствует повышению качества иноязычного образования и подготовки квалифицированных кадров.
Библиографический список
- Демина С.А. Актуализация образовательного потенциала культурного наследия в современном культурно-образовательном пространстве // Современная педагогика. 2014. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/03/2149
- Валеева Р.З. Дистанционное обучение и его место в системе высшего образования // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/12/5344
- Устинина Г.Ф. Использование видеоматериалов на занятиях иностранного языка как средство формирования навыков межкультурной коммуникации // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/03/2469
- Устинина Г.Ф. Обучение письменным формам делового общения/Г.Ф. Устинина//Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. -2010.-№3.-С.113-117.
- 5.Новгородова Е.Е. Определение содержания самостоятельной работы студентов по иностранному языку с учетом их специальности // Психология, социология и педагогика. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/02/2850
- Демина С.А. Актуализация образовательного потенциала культурного наследия в современном культурно-образовательном пространстве // Современная педагогика. 2014. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/03/2149
- Устинина Г.Ф. Использование видеоматериалов на занятиях иностранного языка как средство формирования навыков межкультурной коммуникации // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/03/2469
- Сатарова Л.Х. Преодоление культурных различий как фактор развития межкультурной коммуникации в библиотечно-информационной среде // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/04/6207
- Валеева Р.З. Ролевая игра как активный метод обучения иностранному языку в вузах культуры и искусств // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/12/5479 (дата обращения:
- Сатарова Л.Х. Современные проблемы межкультурной коммуникации как фактор развития информационной среды в поликультурной библиотеке // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/03/2558
- Устинина Г.Ф. Использование видеоматериалов на занятиях иностранного языка как средство формирования навыков межкультурной коммуникации // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/03/2469
- Кириллова А.И. Интерактивные методы обучения // Психология, социология и педагогика. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL:http://psychology.snauka.ru/2014/04/2941
- Валеева Р.З. Дистанционное обучение и его место в системе высшего образования // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/12/5344