УДК 37.02; 371

ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ

Устинина Гульнара Фаварисовна
Казанский Государственный Университет Культуры и Искусств

Аннотация
Статья рассматривает вопросы формирования познавательного интереса учащихся. Основной акцент делается на необходимость применения Интернет - технологий в процессе обучения иностранному языку.

Ключевые слова: интернет-технологии, информационно- коммуникативные технологии, коммуникция, познавательный интерес, скайп


INTERNET-TECHNOLOGIES USE AS THE MAIN FACTOR OF THE STUDENTS’ COGNITIVE INTEREST FORMATION

Ustinina Gulnara Favarisovna
Kazan State University of Culture and Arts

Abstract
The article considers the problem of students’ cognitive interest formation. Special attention is paid to the necessity of using internet-technologies in foreign language teaching.

Keywords: cognitive interest., communication, information and communication technologies, Internet-technologies


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Устинина Г.Ф. Интернет-технологии как средство активизации познавательного интереса учащихся // Психология, социология и педагогика. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2014/10/3661 (дата обращения: 27.10.2023).

Одной из наиболее актуальных тенденций развития современного общества является информатизация социальной реальности. Наше поколение живет в эпоху стремительных  модификаций информационной среды под влиянием распространения различных технологий. Меняющиеся условия находят свое выражение во всех сферах общественной жизни [1]. Информационно-коммуникационные технологии имеют широкое и многоаспектное воздействие на общество, экономику, культуру и образование. Информатизация образования представляет обеспечение сферы образования методологией и методикой оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на процессы управления образованием и реализацию психолого-педагогических целей обучения [2].

Иноязычное образование не является исключением из общего процесса модернизации. Изобретение компьютеров послужило переломным моментом в преподавании иностранного языка [3].

Процесс обучения иностарнному языку необходимо  строить с учетом современных потребностей общества и новых условий  [4]. Представляется, что многие актуальные задачи современного иноязычного образования могут быть успешно решены лишь путем интеграции в учебный процесс новых компьютерных и информационно-коммуникационных технологий.  При этом необходимо отметить значимость проблемы организации самостоятельной работы  учащихся [5]. Одним из эффективных способов изучения иностранного языка, как нам представляется, является использование обучающих сайтов. Подобные электронные образовательные ресурсы способствуют решению многих дидактических  задач: формируют навыки  чтения, обогащают словарный запас учащихся, содействуют повышению мотивации к изучению иностранного языка, расширяют кругозор, формируют иноязычную компетенцию студентов.

Многие  обучающие сайты  содержат  современный аутентичный материал по требуемой тематике. Они предлагают всевозможные учебные и методические материалы и позволяют студенту самостоятельно осуществлять контроль и оценку результатов учебно-познавательной деятельности. Грамотно представленный материал воспринимается студентами наиболее эффективно, что позволяет говорить о продуктивном, вдумчивом и глубоком восприятии культурного наследия страны изучаемого языка  и одновременно о его воздействии на целостность человеческого существа [6]. Большинство сайтов содержат разделы, где можно услышать последние мировые новости , представленные в виде коротких репортажей.  Таким образом, студенты имеют возможность не только прочитать, но и прослушать репортаж и отработать  лексику по теме.  Особую ценность представляют видеоуроки,  позволяющие студенту не только слышать, но и видеть сюжет. Видеоматериалы позволяют учащимся полностью погрузиться в среду изучаемого языка, а также  познавать и совершенствовать определённые нормы этики и морали [7].

Использование  обучающих сайтов способствует  реализации основных  дидактических принципов: доступность, индивидуализация, посильность, наглядность, сознательность и активность.  Применение обучающих сайтов   рассматривается нами  как важное  звено в  формировании следующих профессиональных компетенций студентов:

- владение системой лингвистических знаний;

-представление об этических и нравственных нормах поведения, принятых в  инокультурном социуме;

- владение основными особенностями официального, нейтрального и неофициального регистров общения;

-умение использовать этикетные формулы в устной и письменной коммуникации.

При изучении иностранных языков  будущий специалист сталкивается с определенными трудностями,преодолевает языковой барьер, стремится понять культуру изучаемого языка, изучить особенности   данного народа, понять менталитет  и самое, пожалуй, ценное – это общение с носителем данной культуры [8].

На наш взгляд,  применение скайп-технологий является важным условием повышения эффективности изучения иностранного языка. Данный образовательный электронный ресурс полностью отвечает  требованию современной дидактики – обучать не языку, а общению на языке [9].

Использование скайпа в   процессе обучения иностранному языку помогает создать модель реального общения,  открытую, комфортную атмосферу  для взаимного общения и обучения , которая способствует возникновению у студентов естественного желания и необходимости взаимодействия с другими, уверенности в себе и своих силах для осуществления коммуникации [10].“Живое” общение, несомненно, способствует  повышению интереса учащихся к языковым фактам и структурам,  студенты пытаются проникнуть в смысл встречающихся выражений и  стремятся  их самостоятельно  употребить. Отличительной особенностью такого обучения  является многоканальность восприятия информации -  слушатель получает информацию по двум каналам – аудиальному и визуальному. Это способствует  достижению хороших результатов в овладении иностранным языком. Несомненным преимуществом применения сайта является уникальная возможность общения с носителями языка.  Именно скайп  позволяет внедриться в языковую среду. Учащиеся видят жесты, мимику собеседника,  слышат правильную интонацию, обращают внимание на фразовые ударения в речи собеседника. Общение с носителем языка по скайпу содействует формированию  навыков говорения и  восприятия иноязычной речи на слух. Понимание большей части услышанной информации позволяет преодолевать существующие языковые барьеры.
Скайп позволяет обмениваться файлами, вести записную книжку, принимать участие  в различные конференциях. Данная программа  дает возможность проведения индивидуальных занятий  в удобное время  для обоих собеседников.

Использование скайп-технологий  способствует пополнению словарного запаса разговорными выражениями,  которые еще не вошли в академические словари и по сути своей являются неологизмами. Достоинство применения скайпа заключается, прежде всего, в том, что межкультурная компетентность и  усвоение лексики иностранного языка  становится совершенно  естественным приобретением [11],  ни один другой  источник не предоставляет такого разнообразия фраз и выражений естественной повседневной речи.

Эффективной технологией при изучении страноведческого материала является  метод проектов с использованием элементов компьютерной технологии. Метод проектов — система обучения, которая требует от учащихся самостоятельного планирования и выполнения практических заданий для приобретения знаний и умений в процессе выполнения проектов [12].

В заключение необходимо подчеркнуть, что социальный заказ современного общества – формирование у обучаемых рациональных умений оперировать информацией, владеть компьютерными технологиями, мыслить профессионально-прагматично  - настойчиво требует изменений существующей системы образования,  внедрения более эффективных методов и средств обучения [13]. Одним из ведущих средств обучения  на сегодняшний день стало использование медиаобразовательных технологий. Применение информационных технологий в процессе обучения иностранному языку способствует повышению качества иноязычного образования и подготовки квалифицированных кадров.


Библиографический список
  1. Демина С.А. Актуализация образовательного потенциала культурного наследия в современном культурно-образовательном пространстве // Современная педагогика. 2014. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/03/2149
  2. Валеева Р.З. Дистанционное обучение и его место в системе высшего образования // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/12/5344
  3. Устинина Г.Ф. Использование видеоматериалов на занятиях иностранного языка как средство формирования навыков межкультурной коммуникации // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/03/2469
  4. Устинина Г.Ф. Обучение письменным формам делового общения/Г.Ф. Устинина//Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. -2010.-№3.-С.113-117.
  5. 5.Новгородова Е.Е. Определение содержания самостоятельной работы студентов по иностранному языку с учетом их специальности // Психология, социология и педагогика. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/02/2850
  6. Демина С.А. Актуализация образовательного потенциала культурного наследия в современном культурно-образовательном пространстве // Современная педагогика. 2014. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/03/2149
  7. Устинина Г.Ф. Использование видеоматериалов на занятиях иностранного языка как средство формирования навыков межкультурной коммуникации // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/03/2469
  8. Сатарова Л.Х. Преодоление культурных различий как фактор развития межкультурной коммуникации в библиотечно-информационной среде // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/04/6207
  9. Валеева Р.З. Ролевая игра  как активный метод обучения иностранному языку в вузах культуры и искусств // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/12/5479 (дата обращения:
  10. Сатарова Л.Х. Современные проблемы межкультурной коммуникации как фактор развития информационной среды в поликультурной библиотеке // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/03/2558
  11. Устинина Г.Ф. Использование видеоматериалов на занятиях иностранного языка как средство формирования навыков межкультурной коммуникации // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/03/2469
  12. Кириллова А.И. Интерактивные методы обучения // Психология, социология и педагогика. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL:http://psychology.snauka.ru/2014/04/2941
  13. Валеева Р.З. Дистанционное обучение и его место в системе высшего образования // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/12/5344


Все статьи автора «Ustininka»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: