УДК 159.9.07

ЦЕННОСТИ ЗАВЕДУЮЩИХ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ

Костригин Артем Андреевич
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Магистрант 2 года обучения по направлению "Психология"

Аннотация
В работе обосновывается актуальность проблемы ценностных оснований в управлении дошкольным образовательным учреждением. Предметом исследования являются представления заведующих дошкольными образовательными учреждениями о характеристиках идеального дошкольника-выпускника, а также представления о ценностях, которыми должен обладать дошкольник по окончании дошкольного образования. Выявляются значимые ориентиры заведующих в сфере дошкольного образования и проблемные точки в образе идеального дошкольника-выпускника.

Ключевые слова: дошкольное образование, образ дошкольника-выпускника, организационная культура, психологические основы управления, психология управления, управление дошкольным образовательным учреждением, ценности, ценности семьи, ценностное развитие ребенка


DIRECTORS' VALUES AS PSYCHOLOGICAL BASIS OF MANAGEMENT OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION

Kostrigin Artem Andreevich
Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod
Undergraduate of the second year on the direction of "Psychology"

Abstract
The paper substantiates the importance of the problem of values in the management of the preschool educational institution. The subject of study is the heads' representations of the characteristics of the ideal preschool graduate, as well as representations of the values that a preschooler should have at the end of preschool education. The author reveals the significant landmarks of managers in preschool education and problem spots in the image of the ideal preschool graduate.

Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Костригин А.А. Ценности заведующих как психологическая основа управления дошкольным образовательным учреждением // Психология, социология и педагогика. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2014/11/3901 (дата обращения: 27.10.2023).

В настоящее время происходит бурное развитие различных психологически отраслей [3,4] и внедрение психологических элементов в другие сферы человеческой деятельности [5, с. 9].

Современное состояние управления как практики требует определения места психологических аспектов в нем. Большое внимание уделяется поиску и освоению психологических основ менеджмента.

Дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) в настоящее время становится местом внедрения новых технологий в его деятельность. Особенно, такие технологии используются в управлении человеческими ресурсами. В том числе, необходимо обратить внимание на такую проблематику и в ДОУ, где практически все зависит от человеческого ресурса и правильного его управления. Одной из важных тем в управлении ДОУ является ценностные основания управления.

Дошкольное образование, как и образование в целом, выполняет следующие функции: воспитание ребенка, обучение, трансляция и воспроизводство культурных ценностей. Федеральный образовательный стандарт определяет, что основная общеобразовательная программа дошкольного образования должна быть «направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей» [10, с. 4].

К теме задач дошкольного образования обращались многие исследователи. Так, В.В. Рубцов и Е.Г. Юдина считают, что программа дошкольного образования должна отвечать на следующие вопросы – «Каким должно быть образование маленьких детей? Чему их надо учить до того момента, когда они идут в школу?» [11]. Однако в настоящее время для образования дошкольников не достаточно простого обучения и передачи культуры. Возникает необходимость обеспечения выпускников ДОУ теми навыками и знаниями, которые позволили бы им совершить эффективный переход в школу и социализацию в глобальном мире. Это, в свою очередь, означает поиск ответа на вопросы о ценностях, которые передаются дошкольникам, о ценностях педагогов, о соответствии образовательных программ и технологий ценностям развивающегося общества.

Ценности занимают одно из значимых мест в различных сферах человеческой деятельности. Истоки ценностей, по мнению Л.Ф. Вязниковой, находятся в культуре, в обществе и во всех его социальных институтах, где латентным образом происходит «конструирование» системы ценностных ориентаций ребенка [1]. Смысловое пространство ценностей создается руководителями образовательных учреждений, учителями, педагогами и воспитателями. Безусловно, в число социальных институтов, в которых происходит формирование ценностей ребенка, входит и ДОУ.

По мнению Ш. Шварца, ценности у человека формируются под влиянием окружающей социальной среды [12]. Данная проблема особенно актуальна применительно к дошкольникам, ценности которых начинаются закладываться уже в этом возрасте. Поэтому можно говорить о социальной среде ДОУ, где дети наиболее подвержены влиянию со стороны сверстников, педагогов и руководителей ДОУ.

Несмотря на значимость влияния детского сада на ребенка и управления этим влиянием, в научной литературе по проблеме управления ДОУ не рассматривается такой его элемент. Это ставит задачу исследования данного феномена.

Можно говорить о научной и практической значимости изучения ценностного аспекта ДОУ. Научная значимость заключается в необходимости раскрытия психологических механизмов ценностной регуляции управленческой деятельности. Работа в этом направлении позволит обогатить научные представления о регуляции деятельности, что является одной из фундаментальных проблем психологии. Практическая сторона ориентирована на выявление возможностей и ограничений ценностного развития ребенка дошкольного возраста в ДОУ разного типа, с реально различающимися ценностями в основе деятельности. Решение этой задачи поможет оптимизировать воспитание детей дошкольного возраста  и обеспечить для них  достойную нравственную и активную позицию в современном мире.

Некоторые исследователи отмечают наличие психологических барьеров и стереотипов в управленческой деятельности, которые препятствуют ее эффективности и развитию экономики страны в целом [2, с. 300], и которые требуют своего выявления и определения роли в управлении организацией.

Основой реализации менеджмента в ДОУ являются ценности и организационная культура. Автор полагает, что ценности менеджмента выражаются в представлениях о миссии ДОУ, дошкольного образования в целом, а также в представлениях об идеальном дошкольнике-выпускнике.

Организационная культура определяет облик компании и задает вектор ее развития. Существуют модели организационной культуры, разработанные для образовательных учреждений. Так, С.В. Мыскин в своей диссертации разработал модель организационной культуры образовательного учреждения. В нее входят коллективные представления педагогов о социальной функции образовательного учреждения, выраженные в интегральном образе выпускника; уровень общительности педагогов; оценка учителями организационной культуры [7]. Как видно, эта модель так же включает в себя образ дошкольника-выпускника, что подтверждает гипотезу автора.

Опираясь на Э.Шейна, О.Л. Мурина отмечает, что в управлении организационной культурой ДОУ также находит место трехуровневая модель организации, разработанная американским психологом [3]. 1 уровень – «поверхностный, или артефакты» – это все, что легко распознается в организации извне: логотип, флаг, гимн учреждения, дизайн помещений, одежда сотрудников и т.д. 2 уровень – «подповерхностный» – это осознаваемые ценности и верования, выражающиеся в моральных взглядах, этических правилах, нормах взаимоотношений. 3 уровень – «базовый, или глубинный» – это базовые представления, скрытые и принимаемые на веру предположения. Управление организационной культурой предполагает возможность через манипулирование атрибутами поверхностного уровня влиять на подповерхностный уровень вплоть до изменения базовых предположений.

Касаясь проблемы образа дошкольника-выпусника, необходимо сказать, что поскольку дошкольное образование ориентировано на развитие ребенка, на его воспитание и подготовку к обучению в школе, то представляется важным определить психологический портрет ребенка, выпускающегося из ДОУ и переходящего на новую ступень социализации – в школу. Л.Ф. Обухова, ссылаясь на Д.Б. Эльконина, отмечает, что к концу дошкольного возраста имеется 4 линии развития ребенка [8]: линия формирования произвольного поведения; линия овладения средствами и эталонами познавательной деятельности; линия перехода от эгоцентризма к децентрации; мотивационная готовность ребенка к школьному обучению. Развитие по этим линиям определяет готовность ребенка к школьному обучению.

По мнению Д.Б. Эльконина, основные направления развития личности в период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту — это формирование положительного отношения к школе, сознательных мотивов учения, правильной самооценки, умения и желания участвовать в коллективной деятельности [13].

В этот период развития складывается специфическая социальная ситуация вокруг ребенка. Главная характеристика отношения взрослых к ребенку этого возраста – это их ориентация на его поступление в школу (уже совершившееся или еще предстоящее). В 6 лет повышается субъективная значимость широкого социального окружения. Ребенок начинает осознавать себя членом общества. Для него становится важным общение не только со своим ближайшим окружением (родителями, другими родственниками, друзьями дома), но и с посторонними взрослыми людьми [13].

Говоря о Я-концепции ребенка, Д.Б. Эльконин показывает, что ранний образ Я у ребенка-дошкольника характеризуется в основном предвосхищающими представлениями о себе. Ученый полагает, что эти представления играют весьма важную роль в психическом развитии ребенка: в них проецируются ценностные ориентации детей, касающиеся качеств человеческой индивидуальности и личности, которые оказывают существенное формирующее влияние на личность ребенка.

Очевидно, что образ дошкольника-выпускника является важным ориентиром не только в деятельности педагогов и воспитателей, но и в управлении ДОУ. Учитывая показанную значимость изучения ценностей управления ДОУ, автор поставил задачу исследования представлений об идеальном дошкольнике-выпускнике, которыми руководствуется в своей деятельности управляющий ДОУ. 

Процедура исследования и результаты

Исследование проводилось в 2 этапа.

На 1 этапе исследовались представления заведующих ДОУ о характеристиках идеального дошкольника-выпускника. На данном этапе исследования принимали участие 17 заведующих ДОУ г. Н.Новгорода и Нижегородской области. С респондентами проводилось групповое интервью, в результате которого они написали эссе на тему «Портрет идеального выпускника ДОУ». Для обработки эссе использовался метод контент-анализа.

На 2 этапе изучались представления заведующих о ценностях, которыми должен обладать дошкольник после окончания ДОУ. На этом этапе участвовали 14 заведующих ДОУ г. Н.Новгорода и Нижегородской области. С респондентами проводилось групповое интервью, в результате которого они перечисляли ценности, которыми должен обладать дошкольник-выпускник, выбирали самую значимую на их взгляд ценность, описывали, как данную ценность формируют в их ДОУ и как она должна проявляться в поведении дошкольника. Для обработки эссе использовался метод контент-анализа.

Были получены следующие результаты.

1) 1 этап – «Портрет идеального дошкольника-выпускника»

Полученные на 1 этапе результаты представлены в табл.1.

 Таблица 1 – Представления заведующих о характеристиках дошкольника

Блок

Содержание (в виде единиц контент-анализа)

Количество упоминаний

Операциональные характеристики

Готовность к школе;

Умеющий логически мыслить, рассуждать;

Владение ПК

13

Ценностные характеристики

Усвоенность ценностей, правил и норм поведения в обществе (социализация);

Нравственные ценности;

Ценность труда;

Патриотизм

Доброжелательность к людям и к окружающему миру

13

Характеристики развития

Физическое и психическое развитие

Психологически зрелый

Культурное и эстетическое развитие

Всесторонне развитая личность

11

Характеристики коммуникации и взаимодействия

Общительность

Правильная речь

Умение взаимодействовать в коллективе

Лидерские качества

Эмпатия

10

Характеристики саморегуляции

Умение регулировать свое поведение

Эмоционально устойчивый

Умение решать жизненные задачи

9

Характеристики познавательной и творческой активность

Любознательность, познавательная активность

Творческая активность и способности

Кругозор

9

Характеристики Я-концепции

Представление о себе

Иметь свою точку зрения

6

 

Все представления заведующих ДОУ о характеристиках идеального дошкольника-выпускника можно сгруппировать в следующие блоки: операциональные характеристики, ценностные характеристики, характеристики коммуникации и взаимодействия, характеристики саморегуляции, характеристики Я-концепции, характеристики познавательной и творческой активности и характеристики развития.

Исходя из результатов, можно сказать, что наиболее часто заведующие описывают дошкольника-выпускника при помощи операциональных и ценностных характеристик. Это означает, что для заведующих важна готовность дошкольника к школе, а также социализация и его нравственное поведение. На второй ступени по значимости располагаются характеристики развития, коммуникации и взаимодействия, саморегуляции, познавательной и творческой активности. Малозначимыми являются характеристики Я-концепции, которые заключаются в наличие представлений о себе и сформированности своей точки зрения.

Специфика проведения данного опроса респондентов позволяет предположить, что указанные характеристики являются значимыми ориентирами в управлении дошкольным образованием для заведующих ДОУ, которые можно обозначить в качестве ценностной основы.

Таким образом, заведующие ДОУ ориентируются, в первую очередь, на формирование операциональных навыков и ценностных установок; достаточно значимыми является развитие ребенка, его коммуникативные, саморегуляционные навыки и познавательная активность. Наименьшее внимание заведующими отводится на формирование представлений о себе.

В процессе анализа характеристик идеального выпускника выделены две проблемные точки. Во-первых, в изложении заведующими своих представлений об идеальном выпускнике ДОУ употреблялись стереотипные выражения и штампы, такие как «Физически и психически развитый», «Всесторонне развитая личность», «Психологически зрелый», «Морально-нравственные качества» и др. Употребление таких общих фраз может свидетельствовать о желании дать социально-значимые ответы или об отсутствии полного понимания указанного выражения.

И, во-вторых, остались не раскрытыми значения и поведенческое проявление указываемых характеристик – «Нравственные качества», «Ценность труда», «Добрый», «Любознательность» и др. Респонденты описывают внутренние качества дошкольника-выпускника, которые сложно наблюдать, и не раскрывают содержание и проявление в поведении, чтобы можно было контролировать ход развития того или иного качества у дошкольника.

2) 2 этап – «Ценности дошкольника-выпускника»

Полученные на 2 этапе результаты представлены в табл. 2.

 Таблица 2 – Представления заведующих о ценностях дошкольника

Ценность

Количество упоминаний

Патриотизм

1

Осознание своей личности в социуме

1

Все

1

Воспитанность

1

Любовь и уважение к семье

3

Сформированные представления о добре и зле, хорошем и плохом, справедливости

1

Здоровый образ жизни (ЗОЖ)

3

Эмпатия и уважение к другим людям и окружающему миру

1

Доброта

1

Бережное отношение к природе

1

Как видно из таблицы, по мнению заведующих ДОУ, самыми важными ценностями, которыми должен обладать дошкольник-выпускник, являются «Любовь и уважение к семье» и «Здоровый образ жизни» (ЗОЖ) (по 3 упоминания). Значимость остальных выделенных ценностей одинакова (по 1 упоминанию).

Данные результаты показывают, что заведующие ДОУ хотели бы по окончании ДОУ сформировать у ребенка ценности семьи и ценности здоровья. Можно предположить, что заведующие ДОУ будут уделять наибольшее внимание формированию этих ценностей у детей.

Значимость ценностей семьи и здоровья можно объяснить культурными особенностями заведующих. В русской культуре важны семейные традиции и коллективная принадлежность.

Необходимо также обратить внимание на такую указанную одним из заведующих ценность, как «Все» (обладание всеми ценностями). Это может означать, что у данного заведующего может присутствовать стереотип о необходимости развития всех ценностей, без их дифференциации на значимые и не значимые.

Далее респонденты описывали то, как самую важную, на их взгляд, ценность формируют в ДОУ, где они работают, и как она должна проявляться в поведении дошкольника. Опишем здесь только те ценности, которые набрали наибольший балл по степени важности для заведующих – «Любовь и уважение к семье» и «Здоровый образ жизни» (ЗОЖ).

Как считают заведующие, ценность «Любовь и уважение к семье» педагогический состав ДОУ формирует с помощью бесед, дидактических игр, чтения и обсуждение прочитанного, игровых проблемных ситуаций, совместных с родителями мероприятий, проведения тематических праздников, изготовления подарков для родственников, организации родительского клуба «Дошкольник, создания фотогалереи «Как я с семьей провел лето», газеты «Моя папа» (к 23 февраля и другим праздникам), организации походов с семьей. Данная ценность проявляется, когда ребенок с удовольствием рассказывает о своей семье, о традициях семьи, праздниках, с удовольствием делает подарки родственникам, имеет желание помогать родителям, оберегает их, имеет чувство любви и уважения к близким людям.

Ценность здорового образа жизни формируется, по мнению заведующих, с помощью здоровьесберегающих технологий, соблюдения режима двигательной активности, проведения походов, дней здоровья, спортивных соревнований, олимпиад, проведения бесед, проведения закаливающих процедур, деятельности специалистов медицинского кабинета, реализации программы «Разговор о правильном питании», работы с родителями. У ребенка должен быть интерес к двигательным играм и упражнениям, желание устраивать походы и поездки, должен делать утреннюю гимнастику по выходным, самостоятельно чистить зубы, заниматься в спортивных секциях, без напоминания мыть руки перед едой, правильно одеваться (по сезону), быть выносливым, любить полезную пищу, редко болеть.

По результатам анализа представлений о способах формирования всех ценностей можно сделать вывод о том, что наиболее распространенными способами формирования ценностей у дошкольников являются беседы, использование художественной литературы, проведение тематических праздников, создание проблемных ситуаций, проведение районных тематических мероприятий и конкурсов, изготовление стенгазет, подарков для родственников.

Среди критериев определения наличия ценностей у дошкольников заведующие отмечают конкретные поведенческие проявления (мыть руки, чистить зубы, изготовление подарков для родственников, уступать место в транспорте и др.). Однако для таких ценностей, как «Добро и зло», «Эмпатия и уважение к другим людям и окружающему миру» и «Доброта» критерии не указаны, что может свидетельствовать о недостаточном понимании заведующими данных ценностей.

Выводы

1. Согласно S.Schwarz и W.Bilsky [14], ценностями считаются убеждения и понятия, которыми человек руководствуется при принятии решений и реализации деятельности, а также при оценке событий. Исходя из этого определения, представления заведующих об идеальном выпускнике ДОУ являются ценностными явлениями, которыми заведующий ДОУ руководствуется в своей управленческой деятельности.

2. Управляющие ДОУ наибольшее значение придают операциональным характеристикам дошкольника, которые выражаются в готовности к школе, а также нравственным и социализационным характеристикам. Установлены проблемы в представлениях об идеальном выпускнике ДОУ – штампы и стереотипы, а также отсутствие детализированного содержания характеристик и описания их поведенческих индикаторов. Эти проблемы могут привести к некорректному подходу в управлении ДОУ, в обращении с дошкольниками и их обучении.

3. По мнению заведующих ДОУ, самыми важными ценностями, которыми должен обладать дошкольник-выпускник, являются «Любовь и уважение к семье» и «Здоровый образ жизни».


Библиографический список
  1. Вязникова Л.Ф. Ценности образования: выбор пути развития // Психологическая наука и образование. 2002. №4. С. 88-98.
  2. Захарова Л.Н. Психологические стереотипы в управлении как барьеры социально-экономического развития России // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2007. № 1. С. 293-300.
  3. Костригин А.А. Ключевые компетенции психолога-консультанта. // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2014» / Отв. ред. А.И. Андреев, Е.А. Антипов. [Электронный ресурс]. М.: МАКС Пресс, 2014. ISBN 978-5-317-04715-3
  4. Костригин А.А., Хусяинов Т.М. Онлайн-консультирование: организационные и психологические аспекты // Общество, семья, личность: теория и практика решения актуальных проблем: сб. науч. статей / под. ред. Ю.В. Брачиковой. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2013. С. 84-88.
  5. Костригин А.А., Хусяинов Т.М. Психологическое сопровождение неизлечимо больных в хосписе как социально-гуманитарная практика современности // Гуманитарные научные исследования. Апрель 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/04/6395  (дата обращения: 22.04.2014).
  6. Мурина О.Л. Управление организационной культурой дошкольного учреждения как средство повышения качества образования // Педагогический родник. 2009. № 6. С.27-33.
  7. Мыскин С.В. Психологические особенности организационной культуры образовательного учреждения: дис … канд. психол. наук. М., 2005. 213 с.
  8. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. М.: Российское педагогическое общество, 1996. 374 с.
  9. Праводелов С.В., Хусяинов Т.М. Проблема стигматизации больных психическими заболеваниями при трудоустройстве // Психология, социология и педагогика. Май 2014. № 5 [Электронный ресурс]. URL:http://psychology.snauka.ru/2014/05/3108 (дата обращения: 15.05.2014).
  10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская Газета. 2013. 25 нояб.
  11. Рубцов В.В., Юдина Е.Г. Современные проблемы дошкольного образования // Психологическая наука и образование. 2010. №3. C. 5-19.
  12. Шварц Ц. Культурные ценностные ориентации: природа и следствия национальных различий // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2008. Вып.5. №2. С. 37-67.
  13. Эльконин Д.Б., Венгер А.Л. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста. М.: Педагогика, 1988.
  14. Schwartz S. H., Bilsky W. Toward a universal psychological structure of human values // Journal of Personality and Social Psychology. 1987.  Vol. 53. №. 3. С. 550-562.


Все статьи автора «artdzen»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: