УДК 372.8

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВЫХ ЗНАНИЙ ШКОЛЬНИКОВ ПО ТЕМЕ «ТЕХНОЛОГИИ ОБРАБОТКИ ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИИ»

Жернова Екатерина Ивановна1, Штепа Юлия Петровна2
1Школа с. Лончаково, Хабаровский край, учитель информатики
2Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики и вычислительной техники

Аннотация
В статье рассматриваются вопросы формирования знаний школьников, связанные с технологией обработки текстовой информации. Приводятся примеры листов рабой тетради для курса информатики основной школы, содержащие заданий различных типов.

Ключевые слова: информатика, методика преподавания, рабочая тетрадь, текстовая информация, текстовый редактор


WORKBOOK FOR CREATING A BASIC KNOWLEDGE OF SCHOOLCHILDREN ON «TEXT INFORMATION PROCESSING TECHNOLOGY»

Zhernova Ekaterina Ivanovna1, Shtepa Yuliya Petrovna2
1School of village Lonchakovo, Khabarovsk Krai, teacher of computer science
2Sholom-Aleichem Priamursky State University, PhD in pedagogical sciences, associate professor of the Department of Computer Science

Abstract
The article deals with the formation of students' knowledge related to technology text processing. Are examples of slave notebook sheets for primary school course of computer containing different types of jobs.

Keywords: computer science, text editor, text information, transmission of information, workbook


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Жернова Е.И., Штепа Ю.П. Рабочая тетрадь как средство формирования базовых знаний школьников по теме «Технологии обработки текстовой информации» // Психология, социология и педагогика. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/12/4020 (дата обращения: 19.11.2016).

Информатика – наука, которая как никакая другая претерпевает систематические изменения. Учителя соответствующего школьного предмета вынуждены постоянно «находиться в тонусе», следя за тем, чтобы содержание преподаваемого предмета оставалось актуальным и интересным для учащихся. Такая мобильность отражается и на постоянном поиске средств, приемов, технологий, которые можно было бы применить в преподавании информатики [1-7].
Одним из выразительных предметно-знаковых средств обучения является особый жанр учебной литературы, который признан большим количеством учителей и учащихся – рабочая тетрадь.
Применение рабочей тетради поможет активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся. Знаковая форма представления учебной информации в рабочей тетради сопоставима с конструкцией опорных конспектов.
Образовательными задачами рабочих тетрадей в настоящее время являются следующие: 
- усвоение учащимися основных понятий по учебному курсу;
- приобретение практических умений и навыков у учащихся решением проблемных задач; 
- формирование у учащихся умений и навыков самоконтроля;
- контроль со стороны преподавателя за процессом обучения. 
Учитель при установлении факта пробела в знаниях учащихся и наличии их ошибочных действий может своевременно скорректировать учебно-воспитательный процесс в отношении каждого учащегося.
Учитывая вышесказанное, нами были разработаны листы для рабочей тетради по информатике по теме «Технологии обработки текстовой информации». Для качественного усвоения материала и расширения кругозора учащихся применены различные формы заданий: контрольные вопросы, тестовые задания на соотнесение, сопоставление, определение объекта по имеющемуся описанию, задания на развитие технического и логического мышления, решения простейших задач и т.д. Учителя могут применять предлагаемые дидактические материалы перед началом лабораторно-практических занятий, для итогового контроля по пройденной теме и т.д.
Листы рабочей тетради по теме: «Технологии обработки текстовой информации»
1.Вставьте пропущенные слова в данный текст.
Текст на внешних носителях сохраняется в виде ________. Двоичный код каждого символа занимает _______ памяти компьютера. Таблица, в которой всем символам компьютерного алфавита поставлены в соответствие порядковые номера, называется ________. Текст, организованный так, что его можно просматривать в последовательности смысловых связей между его отдельными фрагментами, называется ________________. Такие связи называются _________. Прикладная программа, позволяющая создавать текстовые документы, редактировать их, просматривать содержимое документа на экране, распечатывать документ называется __________________________________.
2. С помощью кодировочной таблицы СР1251 раскодируйте фразу. В каждое пустое окно впишите букву в соответствии с кодом. 

3. Подпишите структурные элементы окна текстового редактора.

4. Впишите этапы создания текстового документа

5. Правила ввода текста. В пустые прямоугольники впишите названия клавиш.
Ввод прописной буквы: буква + 
Все знаки препинания, кроме тире, ставятся сразу же за последней буквой слова. После любого знака препинания ставится  
Ошибочный символ, расположенный справа от курсора, удаляется клавишей  
а слева клавишей 
Переход на новую строку происходит автоматически. Для перехода к новому абзацу необходимо нажать 

6. Установите соответствие между понятием и его определением. Ответ впишите в таблицу

1. Текстовый редактор А) процесс внесения изменений в имеющийся текст
2. Редактирование Б) процесс изменения внешнего вида текста, не изменяющий его содержание
3. Форматирование В) прикладная программа, позволяющая создавать текстовые документы, редактировать их, просматривать содержимое
4. Курсор Г) структурированный текст, в котором могут осуществляться переходы по выделенным меткам
5. Гипертекст Д) мигающая линия, показывающая позицию рабочего поля, в которую будет помещен символ
А
Б
В
Г

7. Определите вид начертания текста и впишите в пустые стрелки.
Microsoft Word – 

Microsoft Word –

Microsoft Word – 

 

 

Microsoft Word – 

8. Впишите в пустые строки название расположений окон на экране:
а)___________________
b)___________________

а)

b)
9. Установите соответствие ошибок и алгоритмов устранения этих ошибок.

10. Заполните пустые строки:

11. Выберите верные утверждения, неверные утверждения исправьте так, чтобы они стали верными:
1. Текстовый редактор – это устройство для ввода, обработки и хранения текстовой информации.
2. Текстовый редактор входит в класс прикладных программ.
3. В текстовом редакторе к тексту можно добавлять рисунки, выполненные в каком-либо графическом редакторе.
4. В текстовом редакторе можно склеивать части текста.
5. В текстовом редакторе нельзя изменять цвет шрифта.
6. Межстрочный интервал – параметр шрифта.
7. Отступ красной строки устанавливается нажатием 3 раза клавиши «пробел».
8. Для перехода на новую строку необходимо нажимать клавишу «Enter».
9. В процессе форматировании текста не изменяется его объем на диске.
10. Если документ занимает несколько страниц, то невозможен его просмотр целиком.
11. Каждый символ текста занимает в памяти компьютера 1 бит.
12. Каждый символ компьютерного алфавита имеет порядковый номер.
13. Текстовый редактор позволяет сохранять во внешней памяти как фрагменты текстового файла, так и весь текст в целом.
Разработка методических материалов по теме «Технология обработки текстовой информации» позволяет повысить базовые знания и умения школьников.
Использование рабочей тетради призвано вооружить учащихся теми базовыми знаниями, которые необходимы для прочного и сознательного усвоения в дальнейшем умений и навыков по теме.


Библиографический список
  1. Горянская А.О., Штепа Ю.П. Использование игровых технологий при изучении систем счисления в школьном курсе информатики // Современная педагогика. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/11/3011
  2. Коноваленко Д.А., Баженов Р.И. Разработка лабораторно-практических работ по стеганографическим и криптографическим методам защиты информации в курсе «Информационная безопасность» // Современная педагогика. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/11/2935
  3. Лавский С.А., Баженов Р.И. Дидактическая игра по теме «Хранение и обработка информации в базах данных» // Современная педагогика. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/11/2980.
  4. Муратова Т.В., Баженов Р.И. О разработке урока по теме «Системы счисления» в курсе информатики и ИКТ 9 класса // Современная педагогика. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/11/3024.
  5. Разина М.В., Баженов Р.И. Разработка методики преподавания темы «Передача информации» в курсе «Информатика и ИКТ» 8 класса // Психология, социология и педагогика. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/11/3927
  6. Салиновская Е.В., Штепа Ю.П. Методические аспекты изучения процесса передачи информации в школьном курсе информатики // Психология, социология и педагогика. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/11/3975.
  7. Татевосян Т.В., Штепа Ю.П. Организация самостоятельной работы школьников при изучении темы «Системы счисления» в курсе информатике // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/11/8437.


Все статьи автора «Жернова Екатерина Ивановна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация