УДК 37.02; 371

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОР СОЗДАНИЯ МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО АДАПТИРОВАННОЙ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА.

Устинина Гульнара Фаварисовна
Казанский Государственный Университет Культуры и Искусств

Аннотация
Статья рассматривает вопросы формирования конкурентоспособной личности будущего специалиста в творческой среде.

Ключевые слова: иностранный язык, компетенции, конкурентоспособность, творчество


STUDENTS’ CREATIVE COMPETENCE AS AN EFFECTIVE INSTRUMENT FOR THE DEVELOPMENT OF MODERN SPECIALIST’S COMPETITIVENESS

Ustinina Gulnara Favarisovna
Kazan State University of Culture and Arts

Abstract
The article deals with the problems of specialist’s competitiveness formation in creative learning environment.

Keywords: and foreign language., competence, competitiveness., creativity


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Устинина Г.Ф. Формирование творческих компетенций студентов как фактор создания модели профессионально адаптированной личности будущего специалиста. // Психология, социология и педагогика. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/04/4780 (дата обращения: 20.11.2016).

Реализация планов долгосрочного развития экономики и социальной сферы Российской Федерации, обеспечивающих рост благосостояния граждан, требует инвестиций в человеческий капитал. Важнейшим фактором успешной реализации государственного плана в производственно-экономической, профессионально-трудовой и образовательно-культурной сферах выступает повышение уровня творческого потенциала всех участников этого процесса.

Сегодня формируется новая  модель  международного работника, который достаточно быстро и гибко приспосабливается к возросшим запросам современного производства, самостоятельно принимает решения,  занимается активной творческой деятельностью, открывающей, прежде всего, пространство для самореализации и самовыражения.

Итак, коэффициент конкурентоспособности государства определяется как дробь, где в числителе – мощность человеческих ресурсов, а в знаменателе – произведение значений всех остальных ресурсов страны (финансовых, культурных,  информационных, научных, технологических). Следовательно, конкурентоспособность государства – это конкурентоспособность населения страны [1].

Конкурентоспособность современного специалиста определяется не только его высокой квалификацией в профессиональной сфере, но и готовностью решать профессиональные задачи в условиях иноязычной коммуникации. На этапе вхождения в профессиональную деятельность  молодой специалист часто сталкивается с необходимостью общения на иностранном языке, и от того, насколько успешно он это делает, во многом, зависит его профессиональная карьера [2]. Знание иностранного языка открывает широкий спектр возможностей для будущего специалиста [3].

Особая ответственность по воспитанию конкурентоспособной личности лежит на вузах. Коллектив преподавателей кафедры филологии и межкультурной коммуникации Казанского Государственного Университета Культуры и Искусств всегда отличался высоким уровнем профессионализма и творчества. Создание условий для положительной мотивации в изучении иностранного языка, активной жизнедеятельности студентов, их самореализации – главная задача внеаудиторной творческой деятельности  указанной кафедры. В нашем вузе придают большое значение созданию эффективного творческого образовательного пространства [4]. Важное место в системе внеаудиторных мероприятий, которые проводит кафедра филологии, занимают всевозможные конкурсы,  фестивали, поэтические гостиные, концертные и театрализованные программы и т. д. [5] Преподаватели кафедры умело используют потенциал дисциплины ‘Иностранный язык’ для воспитания интернационализма, уважительного отношения к культуре изучаемого языка, традициям различных стран; формирования коммуникативной компетенции студентов; развития навыков исследовательской работы учащихся; более прочного усвоения языкового материала [6]. Вовлечение студентов в коллективную подготовку внеаудиторных мероприятий способствует развитию навыков общения [7], умения работать в команде и делового сотрудничества [8].  Творческие мероприятия – эффективный метод  полного погружения в среду изучаемого языка, совершенствования определённых норм этики и морали   [9].   Разнообразные  формы внеаудиторной  деятельности  содействуют самореализации учащегося, формированию  навыков межъязыковой и межкультурной коммуникации [10],  приобретению практических умений, раскрывают  его творческий потенциал, позволяют студенту находить творческий подход к принятию решений поставленных задач, обеспечивают самостоятельность  студентов[11], прямо и опосредованно влияют на социализацию подрастающих поколений [12]. Участие  во внеаудиторной работе  воспитывает  чувство ответственности за порученное дело [13]. Поисковая активность, которая осуществляется в рамках  изучения иностранного языка, создание нечто нового способствуют повышению адаптивных возможностей учащихся, их устойчивость к возникновению различных ситуаций в социуме, что  позволяет выпускнику высшей школы  выступать на рынке труда как конкурентоспособный специалист.

В апреле 2015 года в Казанском Государственном Университете Культуры и Искусств  состоялось  мероприятие, приуроченное  к Году Литературы  в России. В мероприятии, организованном кафедрой межкультурных коммуникаций, приняли участие студенты 1-2х курсов. Вдохновенные поэтические строки ,прозвучавшие  на этом вечере ,растрогали сердца  многих и совсем   не оставили в зале равнодушных. Вечер Поэзии не только порадовал прекрасными строками поэтов, но и позволил объединить студентов разных национальностей, дал им возможность познакомиться с культурой и традициями разных стран. Вечер прошёл в тёплой, творческой, дружественной обстановке.

Необходимо отметить большую заинтересованность студентов в подготовке и проведении подобных творческих мероприятий, их искренность и удовольствие от неформального общения с преподавателями и своими сокурсниками.  Студенты убеждаются в том, что творческие встречи – это возможность открыть новые границы в изучении языка, который так важен на международной политической, экономической и туристической арене.

Рост интереса к творческим внеаудиторным мероприятиям неукоснительно растет из года в год, так как  у студентов все больше появляется уверенность в том, что иностранный язык можно изучать с удовольствием, получая при этом высокие практические результаты. [14].

Внеаудиторная  работа в высшей школе должна рассматриваться в качестве важного звена в самообразовании личности студента  и выступать как средство организации интеллектуальной деятельности учащихся.  Творческая внеаудиторная деятельность формирует интерес обучаемых  к изучению иностранного языка,  “заставляя” их мысленно уйти в “перспективу” и, убедившись в явных преимуществах будущей карьеры со знанием иностранного языка,  усилить свои  творческие и самообразовательные возможности [15] .

Итак, говоря о конкурентоспособности специалиста, нельзя сводить её исключительно  к  профессиональному аспекту. Творчество – наиболее яркое  внешнее проявление конкурентоспособности работника. Конкурентоспособным специалистом может выступать только творческая личность, которая  гибко реагирует на требования рынка,  творчески относится к применению приобретённых знаний и умений для того, чтобы занять достойное место на рынке труда среди широкого репертуара трудовых позиций и направлений деятельности организаций.


Библиографический список
  1. Терелянская И.В. Психологическое сопровождение развития творческой конкурентоспособной личности студента в образовательном процессе вуза.- Нижний Новгород, 2012
  2. Устинина Г.Ф. Обучение письменным формам делового общения/Г.Ф. Устинина//Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. -2010.-№3.-С.113-117.
  3. Устинина Г.Ф. Создание образовательной творческой среды как необходимое условие формирования конкурентоспособной личности будущего специалиста // Современная педагогика. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/12/2852
  4. Устинина Г.Ф. Развитие творческих способностей студентов в рамках внеаудиторной деятельности на иностранном языке // Гуманитарные научные исследования. – Февраль 2014. – № 2 [Электронный ресурс]. URL:http://human.snauka.ru/2014/02/6081
  5. Устинина Г.Ф. Творческая составляющая в подготовке конкурентоспособных специалистов // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/10/7987
  6. Устинина Г.Ф., Валеева Р.З. Развитие креативности и творчества студентов в процессе обучения иностранному языку(на примере Казанского Государственного Университета Культуры и Искусств) // Психология, социология и педагогика. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/04/2983
  7. Кириллова А.И. Использование арт-технологий на уроках иностранного языка // Гуманитарные научные исследования. – Декабрь 2013. – № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/12/5398
  8. Устинина Г.Ф. Интернет-технологии как средство активизации познавательного интереса учащихся // Психология, социология и педагогика. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/10/3661
  9. Устинина Г.Ф. Использование видеоматериалов на занятиях иностранного языка как средство формирования навыков межкультурной коммуникации // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/03/2469
  10. Устинина Г.Ф. Перевод как средство межкультурной коммуникации. Анализ сложных имён существительных в английском и китайском языках // Гуманитарные научные исследования. – Март 2013. – № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/03/2509 (дата обращения: 26.02.2014).
  11. Новгородова Е.Е., Валеева Р.З. Формирование социокультурной компетенции студентов в рамках внеаудиторной деятельности на иностранном языке // Современная педагогика. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/12/3206
  12. Демина С.А. Исторические характеристики социальной педагогики как отрасли знания // История и археология. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://history.snauka.ru/2015/02/1442
  13. Устинина Г.Ф. Роль внеаудиторной работы в формировании иноязычной компетенции студентов // Современная педагогика. 2014. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/03/2146
  14. Устинина Г.Ф., Валеева Р.З. Развитие креативности и творчества студентов в процессе обучения иностранному языку(на примере Казанского Государственного Университета Культуры и Искусств) // Психология, социология и педагогика. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/04/2983
  15. Устинина Г.Ф. Творчество на занятиях иностранного языка как фактор повышения конкурентоспособности будущих специалистов // Современная педагогика. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL:http://pedagogika.snauka.ru/2014/10/2721


Все статьи автора «Vadimchik»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация