Реализация планов долгосрочного развития экономики и социальной сферы Российской Федерации, обеспечивающих рост благосостояния граждан, требует инвестиций в человеческий капитал. Важнейшим фактором успешной реализации государственного плана в производственно-экономической, профессионально-трудовой и образовательно-культурной сферах выступает повышение уровня творческого потенциала всех участников этого процесса.
Сегодня формируется новая модель международного работника, который достаточно быстро и гибко приспосабливается к возросшим запросам современного производства, самостоятельно принимает решения, занимается активной творческой деятельностью, открывающей, прежде всего, пространство для самореализации и самовыражения.
Итак, коэффициент конкурентоспособности государства определяется как дробь, где в числителе – мощность человеческих ресурсов, а в знаменателе – произведение значений всех остальных ресурсов страны (финансовых, культурных, информационных, научных, технологических). Следовательно, конкурентоспособность государства – это конкурентоспособность населения страны [1].
Конкурентоспособность современного специалиста определяется не только его высокой квалификацией в профессиональной сфере, но и готовностью решать профессиональные задачи в условиях иноязычной коммуникации. На этапе вхождения в профессиональную деятельность молодой специалист часто сталкивается с необходимостью общения на иностранном языке, и от того, насколько успешно он это делает, во многом, зависит его профессиональная карьера [2]. Знание иностранного языка открывает широкий спектр возможностей для будущего специалиста [3].
Особая ответственность по воспитанию конкурентоспособной личности лежит на вузах. Коллектив преподавателей кафедры филологии и межкультурной коммуникации Казанского Государственного Университета Культуры и Искусств всегда отличался высоким уровнем профессионализма и творчества. Создание условий для положительной мотивации в изучении иностранного языка, активной жизнедеятельности студентов, их самореализации – главная задача внеаудиторной творческой деятельности указанной кафедры. В нашем вузе придают большое значение созданию эффективного творческого образовательного пространства [4]. Важное место в системе внеаудиторных мероприятий, которые проводит кафедра филологии, занимают всевозможные конкурсы, фестивали, поэтические гостиные, концертные и театрализованные программы и т. д. [5] Преподаватели кафедры умело используют потенциал дисциплины ‘Иностранный язык’ для воспитания интернационализма, уважительного отношения к культуре изучаемого языка, традициям различных стран; формирования коммуникативной компетенции студентов; развития навыков исследовательской работы учащихся; более прочного усвоения языкового материала [6]. Вовлечение студентов в коллективную подготовку внеаудиторных мероприятий способствует развитию навыков общения [7], умения работать в команде и делового сотрудничества [8]. Творческие мероприятия – эффективный метод полного погружения в среду изучаемого языка, совершенствования определённых норм этики и морали [9]. Разнообразные формы внеаудиторной деятельности содействуют самореализации учащегося, формированию навыков межъязыковой и межкультурной коммуникации [10], приобретению практических умений, раскрывают его творческий потенциал, позволяют студенту находить творческий подход к принятию решений поставленных задач, обеспечивают самостоятельность студентов[11], прямо и опосредованно влияют на социализацию подрастающих поколений [12]. Участие во внеаудиторной работе воспитывает чувство ответственности за порученное дело [13]. Поисковая активность, которая осуществляется в рамках изучения иностранного языка, создание нечто нового способствуют повышению адаптивных возможностей учащихся, их устойчивость к возникновению различных ситуаций в социуме, что позволяет выпускнику высшей школы выступать на рынке труда как конкурентоспособный специалист.
В апреле 2015 года в Казанском Государственном Университете Культуры и Искусств состоялось мероприятие, приуроченное к Году Литературы в России. В мероприятии, организованном кафедрой межкультурных коммуникаций, приняли участие студенты 1-2х курсов. Вдохновенные поэтические строки ,прозвучавшие на этом вечере ,растрогали сердца многих и совсем не оставили в зале равнодушных. Вечер Поэзии не только порадовал прекрасными строками поэтов, но и позволил объединить студентов разных национальностей, дал им возможность познакомиться с культурой и традициями разных стран. Вечер прошёл в тёплой, творческой, дружественной обстановке.
Необходимо отметить большую заинтересованность студентов в подготовке и проведении подобных творческих мероприятий, их искренность и удовольствие от неформального общения с преподавателями и своими сокурсниками. Студенты убеждаются в том, что творческие встречи – это возможность открыть новые границы в изучении языка, который так важен на международной политической, экономической и туристической арене.
Рост интереса к творческим внеаудиторным мероприятиям неукоснительно растет из года в год, так как у студентов все больше появляется уверенность в том, что иностранный язык можно изучать с удовольствием, получая при этом высокие практические результаты. [14].
Внеаудиторная работа в высшей школе должна рассматриваться в качестве важного звена в самообразовании личности студента и выступать как средство организации интеллектуальной деятельности учащихся. Творческая внеаудиторная деятельность формирует интерес обучаемых к изучению иностранного языка, “заставляя” их мысленно уйти в “перспективу” и, убедившись в явных преимуществах будущей карьеры со знанием иностранного языка, усилить свои творческие и самообразовательные возможности [15] .
Итак, говоря о конкурентоспособности специалиста, нельзя сводить её исключительно к профессиональному аспекту. Творчество – наиболее яркое внешнее проявление конкурентоспособности работника. Конкурентоспособным специалистом может выступать только творческая личность, которая гибко реагирует на требования рынка, творчески относится к применению приобретённых знаний и умений для того, чтобы занять достойное место на рынке труда среди широкого репертуара трудовых позиций и направлений деятельности организаций.
Библиографический список
- Терелянская И.В. Психологическое сопровождение развития творческой конкурентоспособной личности студента в образовательном процессе вуза.- Нижний Новгород, 2012
- Устинина Г.Ф. Обучение письменным формам делового общения/Г.Ф. Устинина//Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. -2010.-№3.-С.113-117.
- Устинина Г.Ф. Создание образовательной творческой среды как необходимое условие формирования конкурентоспособной личности будущего специалиста // Современная педагогика. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/12/2852
- Устинина Г.Ф. Развитие творческих способностей студентов в рамках внеаудиторной деятельности на иностранном языке // Гуманитарные научные исследования. – Февраль 2014. – № 2 [Электронный ресурс]. URL:http://human.snauka.ru/2014/02/6081
- Устинина Г.Ф. Творческая составляющая в подготовке конкурентоспособных специалистов // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/10/7987
- Устинина Г.Ф., Валеева Р.З. Развитие креативности и творчества студентов в процессе обучения иностранному языку(на примере Казанского Государственного Университета Культуры и Искусств) // Психология, социология и педагогика. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/04/2983
- Кириллова А.И. Использование арт-технологий на уроках иностранного языка // Гуманитарные научные исследования. – Декабрь 2013. – № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/12/5398
- Устинина Г.Ф. Интернет-технологии как средство активизации познавательного интереса учащихся // Психология, социология и педагогика. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/10/3661
- Устинина Г.Ф. Использование видеоматериалов на занятиях иностранного языка как средство формирования навыков межкультурной коммуникации // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/03/2469
- Устинина Г.Ф. Перевод как средство межкультурной коммуникации. Анализ сложных имён существительных в английском и китайском языках // Гуманитарные научные исследования. – Март 2013. – № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/03/2509 (дата обращения: 26.02.2014).
- Новгородова Е.Е., Валеева Р.З. Формирование социокультурной компетенции студентов в рамках внеаудиторной деятельности на иностранном языке // Современная педагогика. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/12/3206
- Демина С.А. Исторические характеристики социальной педагогики как отрасли знания // История и археология. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://history.snauka.ru/2015/02/1442
- Устинина Г.Ф. Роль внеаудиторной работы в формировании иноязычной компетенции студентов // Современная педагогика. 2014. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/03/2146
- Устинина Г.Ф., Валеева Р.З. Развитие креативности и творчества студентов в процессе обучения иностранному языку(на примере Казанского Государственного Университета Культуры и Искусств) // Психология, социология и педагогика. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/04/2983
- Устинина Г.Ф. Творчество на занятиях иностранного языка как фактор повышения конкурентоспособности будущих специалистов // Современная педагогика. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL:http://pedagogika.snauka.ru/2014/10/2721