УДК 372.881.1

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

Новгородова Елена Евгеньевна
Казанский государственный университет культуры и искусств
старший преподаватель кафедры филологии и межкультурных коммуникаций

Аннотация
Статья посвящена использованию современных Интернет-ресурсов при обучении иностранному языку студентов вузов культуры, что способствует разностороннему развитию будущих специалистов, реализации наиболее эффективных условий их подготовки, интенсификации процесса обучения иностранному языку, а также формированию интереса к изучению иностранного языка у студентов неязыковых специальностей.

Ключевые слова: иностранный язык для студентов неязыковых специальностей, Интернет-ресурсы, обучение иностранному языку


THE USE OF MODERN INTERNET RESOURCES FOR TEACHING A FOREIGN LANGUAGE TO THE STUDENTS OF NON-LANGUAGE SPECIALTIES

Novgorodova Elena Evgenjevna
Kazan state university of culture and arts
department of philology and intercultural communications

Abstract
The article is devoted to Internet resources use while teaching a foreign language to the students of non-language specialties at Institute of culture, which stimulates the many-sided development of future specialists, the realization of the most effective conditions of their training, the intensification of the process of a foreign language teaching and the formation of students’ interest to studying a foreign language.

Keywords: foreign language for students of non-language specialties, Internet resources, teaching a foreign language


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Новгородова Е.Е. Использование современных Интернет-ресурсов при обучении иностранному языку в неязыковом вузе // Психология, социология и педагогика. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/04/4941 (дата обращения: 01.10.2017).

Отличительной особенностью современных образовательных систем в стремительно изменяющемся мире является их непрерывное совершенствование и развитие. Подписание Болонской декларации положило начало эпохе глубоких и масштабных преобразований в системе высшей школы. Это событие явилось закономерным результатом интеграционного процесса в сфере образования. Объективными, стимулирующими факторами данного процесса стали кардинальные перемены в обществе: формирования информационного общества, создание единого информационного пространства, доступность академических обменов студентами и преподавателями и т.п. Задача современной высшей школы выйти на европейский и мировой рынки образовательных услуг вполне конкурентоспособными, обеспечивая качество, соответствующее международным стандартам.

Процесс модернизации в соответствии с общеевропейскими требованиями должен кардинально изменить содержание учебного процесса, ориентируя его на активное внедрение современных образовательных технологий. Использование новых технологий в образовании должно обеспечивать развитие творческих способностей будущих специалистов, получение знаний и приобретение навыков, которые позволяли бы им самостоятельно и достаточно уверенно действовать в избранной сфере деятельности, быть готовым к непрерывному обучению в условиях постоянно меняющейся ситуации.

Современные образовательные технологии базируются на широком применении компьютерной техники, в том числе, использовании мультимедийных учебников и электронных ресурсов, включающих видео лекции, исследования, инструменты общения и контроля. Кроме того, они предполагают использование различных интерактивных методов, тренингов, моделирование проблемных ситуаций, обучение с использованием кейс-методов («case-study») и другие. Интерактивный характер современных технологий дает множество возможностей для обучения иностранному языку за счет виртуальной коммуникации.

Не стоит также забывать, что изменения происходят и в самом языке, он постоянно развивается, и только действительно мобильное учебное пособие способно успеть учесть все социальные и лингвистические изменения. Интернет дает возможность получить аутентичные материалы, при этом мы имеем дело с самыми новыми источниками, так называемым «живым языком». К тому же информационные и телекоммуникационные технологии имеют не только познавательную и образовательную, но и гуманитарную, эстетическую ценность, развивают социокультурную компетенцию.  Используя иноязычные информационные ресурсы Интернета студенты имеют возможность не только удовлетворить свои интересы, они увеличивают свой культурный и научный кругозор, а также понимают особую необходимость овладения иностранным языком как средством межкультурной коммуникации в современном обществе. Развитию навыков иноязычной речи способствуют чтение аутентичных текстов, художественной литературы, газет, журналов на языке оригинала, просмотр фильмов, прослушивание дисков (и это далеко не весь перечень), однако все это усиливает внимание к вопросам общения, где главным условием эффективности является взаимопонимание, терпимость и уважение к культуре партнеров по коммуникации [1].

Работа с компьютером на занятиях по иностранному языку позволяет отрабатывать отдельные навыки:

– произношение (программа распознает речь, есть возможность записать и проиграть вариант студента, затем сравнить с оригиналом);

– грамматика (существует множество программ для отработки различных грамматических явлений, реализуемых на разных уровнях);

– работа с текстами (несмотря на то, что эти задания мы можем сделать и без компьютера, в некоторых случаях вовлечение компьютера в учебный процесс делает его более продуктивным);

– пополнение словарного запаса (работа в сети Интернет позволяет пополнять свой словарный запас (как активный, так и пассивный) лексикой современного языка, отражающего определенный этап развития культуры народа, социального и политического устройства общества. Также студенты могут воспользоваться превосходными монолингвальными мультимедийными словарями, выпускаемыми известными издательствами, такими как Cambridge University Press, Oxford University Press, Pearson Education и т.д.)

Не вызывает сомнений и актуальность использования информационных и телекоммуникационных технологий в учебном процессе. Одним из эффективных способов изучения иностранного языка является использование обучающих сайтов, которые содержат современный аутентичный материал по любой тематике. Посредством подобных электронных образовательных ресурсов можно решить множество дидактических задач: формирование навыков чтения, обогащение словарного запаса учащихся, содействие повышению мотивации к изучению иностранного языка, расширение кругозора, формирование иноязычной компетенции студентов. Многие сайты предлагают различные учебные и методические материалы и позволяют студенту самостоятельно осуществлять контроль и оценку результатов учебно-познавательной деятельности [2].

В последнее время значительно изменилась роль компьютеров в процессе обучения иностранному языку. Преподаватели уже не используют компьютерные программы исключительно для тестов и упражнений, с их помощью создаются новые виртуальные образовательные пространства, которые лучше интегрируются в процесс обучения. Одним из основных достоинств, отличающих компьютер от других технических средств обучения, является возможность введения интерактивности, при которой дальнейший путь выполнения программы зависит от конкретного выбора обучающегося.

Интерактивное обучение решает несколько задач, главной их которых является развитие коммуникативных умений и навыков, снимает нервную нагрузку с обучающихся, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей, повышает собственную активность обучающихся и их мотивацию к учебно-профессиональной деятельности [3].

Кроме образовательных сайтов, на занятиях по иностранному языку можно воспользоваться интерактивными мультимедийными проектами на иностранном языке. Это проекты, которые содержат изображения, текст и данные, сопровождающиеся звуком, видео, анимацией, другими визуальными эффектами, и включающие интерактивный интерфейс – средство взаимодействия студента с информационной средой. Такие мультимедиа, содержащие информацию на иностранном языке, необходимо включать в процесс обучения, подобрав соответствующую тему занятия.

Одним из таких проектов является проект The Guardian под названием «A global guide to the first world war» [4], содержащий статьи, хронику, фотографии, видео, аудио сопровождение, анимацию. Кроме просмотра видео хроники, можно почитать статьи, послушать рассказы о войне, посмотреть фотографии, при этом аудиоматериалы можно выводить как одновременно с текстовыми сообщениями, так и вместо них, представляя выбор этих режимов студенту. Это создает возможность более равномерного распределения способов восприятия информации, перенося часть ее со зрительных образов на слуховые. Кроме того, и зрительное восприятие целесообразно перераспределять, снимая интенсивность напряжения глаз, характерное для сосредоточения взгляда при чтении, на более равномерное, возникающее при рассматривании крупных объектов и предметов. Проекты такого рода позволяют студентам полностью погрузиться в тему, создавая ощущение присутствия и состояние глубокой причастности, что повышает эффективность и качество обучения при овладении новым материалом.


Библиографический список
  1. Сатарова Л.Х. Современные методы межкультурной коммуникации в информационной системе Интернет // Современная педагогика. 2014. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/03/2199
  2. Устинина Г.Ф. Интернет-технологии как средство активизации познавательного интереса учащихся // Психология, социология и педагогика. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL:http://psychology.snauka.ru/2014/10/3661
  3. Кириллова А.И. Интерактивные методы обучения // Психология, социология и педагогика. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/04/2941
  4. The Guardian http://www.theguardian.com/world/ng-interactive/2014/jul/23/a-global-guide-to-the-first-world-war-interactive-documentary


Все статьи автора «Новгородова Елена Евгеньевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: