УДК 159.922

ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИДЕРОВ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Кулакова Татьяна Владимировна
Российская академия государственной службы и народного хозяйства при Президенте РФ
кандидат социологических наук, доцент кафедры менеджмента и социальных коммуникаций

Аннотация
В данной статье анализируются результаты эмпирического исследования гендерных различий личностных характеристик лидеров на примере студенческих групп. Проведенное исследование позволяет утверждать, что существуют статистически доказанные гендерные различия следующих личностных характеристику лидеров: у мужчин - лидеров наблюдаются более высокие значения показателей по шкалам агрессивность, экстравертированность, спонтанность по сравнению с женщинами - лидерами. У женщин – лидеров наблюдаются более высокие значения показателей по шкалам: интроверсия, сензитивность, тревожность, лабильность.

Ключевые слова: агрессивность, гендер, гендерные различия, интроверсия, Ключевые слова: лидер, лидерство, сензитивность., спонтанность, тревожность лабильность., экстравертированность


PERSONALITY DESCRIPTIONS OF LEADERS AS RESEARCH OBJECT

Kulakova Tatuyna Vladimirovna
Chair Balakovo Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
Candidate of (Sociology), Docent, of the Management and Social Communication

Abstract
This article analyses the results of an empirical study of gender differences in personal characteristics of leaders for example student groups. The study suggests that there are statistically proven gender differences the following personal characteristic leaders: men-leaders have higher scale values aggressiveness, èkstravertirovannost, spontaneity versus women leaders. Women leaders have higher values for scales: introversion, senzitivnost, anxiety, lability.

Keywords: authoritarian style, democratic style, gender, liberal style, man leaders, management style, women leaders


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Кулакова Т.В. Личностные характеристики лидеров как объект исследования // Психология, социология и педагогика. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/10/5896 (дата обращения: 27.05.2017).

Лидерство  – отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе [1,с.185].

Лидерские качества – это совокупность определенных свойств, черт, позволяющая члену группы  статусно выделиться в конкретном деле и принимать ответственные решения в значимых для группы ситуациях [2,с.24].

Гендерные различия – это многоаспектное понятие, включающее физиологические, психические и социальные различия мужчин и женщин. Аспектами исследования могут быть биологические особенности половых различий, гендерные стереотипы, половая идентификация, гендерные установки, половые особенности в эмоциональной сфере, личностные особенности мужчин и женщин, особенности общения, связанные с полом и т. д. [3,с.126].

Современные исследования в области гендерной психологии лидерства показывают, что различия в проявлениях лидерских качеств мужчин и женщин, безусловно, существуют. Но эти различия не препятствуют исполнению женщиной лидерской роли.  Кроме того, стиль женского лидерства является более  соответствующим требованиям предъявляемым обществом к типу современного лидера.

Изучение гендерных особенностей лидерства именно на примере студенческих групп представляется одним из приоритетных направлений гендерной психологии лидерства. Это обусловлено спецификой деятельности студенческих групп, в которых отсутствует подавляющее влияние гендерных стереотипов, отсутствует жесткая статусная иерархия внутри группы [4, с.7].

Мы полагаем, что наиболее перспективным направлением исследований гендерных особенностей лидерства является изучение современного поколения студенческой молодежи в связи с проблемой воспитание лидеров: сегодняшние лидеры среди социально активных студентов в будущем могут проявить себя в качестве руководителей, общественных и политических лидеров в различных сферах общественного и государственного управления.

Организация и методики исследования

Цель исследования: изучить гендерные особенности личностных характеристик лидеров.

Задачи исследования:

- подобрать методики исследования личности лидеров;

- провести эмпирическое исследование личностных особенностей лидеров;

- провести сравнительный анализ личностных особенностей темперамента, характера, лидерских способностей;

- обработать полученные результаты;

- определить статистическую достоверность полученных результатов;

- проанализировать результаты и сделать выводы.

Гипотеза исследования: личностные характеристики лидеров имеют гендерные различия.

В нашем исследовании принимали участие студенты вузов г. Балаково и Балаковского района Саратовской области, среди которых юношей 30 человек, девушек 30 человек лидеры своих вузов (в них вошли студенты, которые являются формальными лидерами своих студенческих групп и неформальные лидеры, которых выбрали студенты по результатам социометрического исследования при ответе на вопрос «Кого Вы считаете лидером вашей группы?»). Возраст испытуемых от 17 – 21 лет.

Нами были использованы следующие методики:

1. Индивидуально – типологический опросник (ИТО) Л.Н. Собчик.

2.Методика Е. Жарикова «Оценка лидерских способностей».

3. Статистический U –  критерий Манна-Уитни.

Анализ  результатов исследования

Рисунок 1- Средние значения результатов исследования по методике ИТО Л.Н. Собчик мужчин – лидеров и женщин – лидеров

Качественный анализ результатов исследования по методике ИТО Л.Н. Собчик позволяет сделать следующие выводы: согласно рисунку №1 у мужчин – лидеров наблюдаются более высокие средние значения показателей по шкалам агрессивность, экстравертированность, спонтанность, ригидность по сравнению с женщинами – лидерами.

Для мужчин – лидеров наиболее характерны следующие личностные свойства: экстравертированность, общительность, обращенность во внешний мир, открытость, стремление к расширению круга контактов, спонтанность, непродуманность в поступках и высказываниях, агрессивность, активная самореализация, упрямство и своеволие в отстаивании своих интересов, ригидность установок, субъективизм, настойчивое стремление к отстаиванию своих взглядов и принципов, критичность в отношении иных мнений.

У женщин – лидеров наблюдаются более высокие средние значения показателей по шкалам: интроверсия, сензитивность, тревожность, лабильность. Для женщин – лидеров наиболее характерны следующие личностные свойства: интровертированность, замкнутость, сдержанность, обращенность в мир субъективных представлений и переживаний,  впечатлительность, склонность к рефлексии, пессимистичность в оценке перспектив, тревожность, эмоциональность, восприимчивость, незащищённость, эмотивность, выраженная изменчивость настроения, мотивационная неустойчивость, сентиментальность, стремление к эмоциональной вовлеченности.

По шкале аггравация показатели различаются. Для женщин – лидеров наиболее характерно – аггравация (стремление подчеркнуть имеющиеся проблемы и сложность собственного характера);

По шкалам:  ложь показатели сильно не различаются.

Далее мы провели количественный анализ результатов исследования по методикам.

Количественный анализ результатов исследования по методике ИТО Л.Н. Собчик с использованием статистического U –  критерия Манна – Уитни  позволяет сделать следующие выводы:

Гипотезы нашего исследования:

Н0: мужчины и женщины лидеры  не различаются по уровню развития экстраверсии.

Н1:  мужчины и женщины лидеры различаются по уровню развития экстраверсии.

По шкале экстраверсия UЭмп.=315,5,UКр.=338 при p≤0,05 в зоне неопределенности.

Гипотеза Н0 подтвердилась.

Гипотезы: мужчины и женщины лидеры  не различаются по уровню развития спонтанности.

Н1:  мужчины и женщины лидеры различаются по уровню развития спонтанности.

По шкале спонтанность полученное эмпирическое значение UЭмп.=399,  UКр.=338при p≤0,05находится в зоне незначимости.

Гипотеза Н0 подтвердилась.

Гипотезы: Н0: мужчины и женщины лидеры  не различаются по уровню развития агрессивности.

Н1:  мужчины и женщины лидеры различаются по уровню развития агрессивности.

По шкале агрессивность полученное эмпирическое значение Uэмп.= (245,5) UКр.= 338при p≤0,05 находится в зоне значимости.

Гипотеза Н0  не подтвердилась. Принимаем за исходную Н1.

Гипотезы: Н0: мужчины и женщины лидеры  не различаются по уровню развития ригидности.

Н1:  мужчины и женщины лидеры различаются по уровню развития  ригидности.

По шкале ригидность полученное эмпирическое значение UЭмп=137,5,  UКр.=338 при p≤0,05находится в зоне значимости.

Гипотеза Н0  не подтвердилась. Принимаем за исходную Н1.

Гипотезы: Н0: мужчины и женщины лидеры  не различаются по уровню развития интроверсии.

Н1:  мужчины и женщины лидеры различаются по уровню развития  интроверсии.

По шкале интроверсия полученное эмпирическое значение UЭмп.=298,  UКр.=338 при p≤0,05находится в зоне неопределенности.

Гипотеза Н0 подтвердилась.

Гипотезы:

Н0: мужчины и женщины лидеры  не различаются по уровню развития сензитивности.

Н1:  мужчины и женщины лидеры различаются по уровню развития лидерских сензитивности.

По шкале сензитивность полученное эмпирическое значение UЭмп.=213,5,  UКр.=338при p≤0,05находится в зоне значимости.

Гипотеза  Н0  не подтвердилась. Принимаем за исходную Н1.

Гипотезы: Н0: мужчины и женщины лидеры  не различаются по уровню развития тревожности.

Н1:  мужчины и женщины лидеры различаются по уровню развития  тревожности.

По шкале тревожность полученное эмпирическое значение UЭмп.=135.5,  UКр.=338 при p≤0,05находится в зоне значимости.

Гипотеза Н0  не подтвердилась. Принимаем за исходную Н1.

Гипотезы: Н0: мужчины и женщины лидеры  не различаются по уровню развития лабильности.

Н1:  мужчины и женщины лидеры различаются по уровню развития  лабильности.

По шкале лабильность полученное эмпирическое значение UЭмп.=217,5,  UКр.=228 при p≤0,05находится в зоне значимости.

Гипотеза Н0  не подтвердилась, принимаем за исходную Н1.

Гипотезы: Н0: мужчины и женщины лидеры  не различаются по уровню искренности.

Н1:  мужчины и женщины лидеры различаются по уровню искренности.

По шкале ложь полученное эмпирическое значение UЭмп.=321, UКр.=338 при p≤0,05находится в зоне неопределенности.

Гипотеза Н0   подтвердилась.

Гипотезы: Н0: мужчины и женщины лидеры не различаются по уровню аггравации.

Н1:  мужчины и женщины лидеры различаются по уровню аггравации.

Аггравация полученное эмпирическое значение UЭмп.=274, UКр.=338 при p≤0,05находится в зоне значимости.

Гипотеза Н0  не подтвердилась, принимаем за исходную Н1.

Рисунок 2- Средние значения результатов диагностики по методике «Оценка лидерских способностей» Е.А. Жарикова мужчин-лидеров и женщин- лидеров

Качественный анализ результатов по методике Е.А. Жарикова «Оценка лидерских способностей» позволяет сделать следующие выводы: высокий уровень развития лидерских качеств личности выявлен у 63,3% мужчин – лидеров. Такие показатели свидетельствуют о том, что данные испытуемые склонны быть лидерами, могут  ставить цели перед группой, принимать решения, управлять и контролировать.

Высокие показатели лидерского потенциала личности были выявлены у  56,7% женщин – лидеров.

У остальных лидеров – студентов выявлены средние показатели развития данного качества, что свидетельствует о достаточно высоком уровне лидерского потенциала. Однако, наличие необходимых личностных качеств ещё не говорит о том, что они могут быть успешными лидерами команды. Необходимо  развивать лидерский потенциал студентов, привлекая их к участию в учебных и внеучебных мероприятиях, где требуется проявлять лидерские способности.

Низкие показатели лидерского потенциала в данной выборке не выявлены.

Чтобы установить, являются ли выявленные различия статистически значимыми, мы применили U – критерий Манна – Уитни. Сформулируем гипотезы нашего исследования:

Н0: мужчины и женщины лидеры  не различаются по уровню развития лидерских способностей.

Н1:  мужчины и женщины лидеры различаются по уровню развития лидерских способностей.

Количественный анализ результатов исследования по методике «Оценка лидерских способностей» Е.А. Жарикова использованием статистического U –  критерия Манна – Уитни  позволяет сделать следующие выводы: UЭмп.= 457,5,UКр.=338 при p≤0,05 в зоне незначимости,  у мужчин – лидеров не выявлены значимые различий лидерских способностей по сравнению с женщинами – лидерами.

Итак, можно сделать следующие выводы:

В результате проведения комплексного диагностического исследования  психологических особенностей личности лидеров – студентов, можно сделать следующие выводы:

Результаты статистического анализа диагностических данных исследования по методикам выявили наличие значимых различий по изученным параметрам между мужчинами и женщинами лидерами.

Получены данные о значимых различиях между женщинами – лидерами и мужчинами – лидерами по параметрам экстраверсии, интроверсия, агрессивность, спонтанность, сензитивность, тревожность, лабильность.

Статистически доказаны различия личностных характеристик мужчин – лидеров от женщин – лидеров по следующим характеристикам: у мужчин – лидеров наблюдаются более высокие значения показателей по шкалам агрессивность, экстраверсия, спонтанность по сравнению с женщинами – лидерами.

У женщин – лидеров наблюдаются более высокие значения показателей по шкалам: интроверсия, сензитивность, тревожность, лабильность.

По выраженности лидерских способностей  различия между мужчинами и женщинами лидерами существуют, но они незначительны.


Библиографический список
  1. Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. -  М.: ПЕР СЭ, 2007.
  2. Уманский  А.Л. Педагогическое сопровождение детского лидерства: автореф. дис. доктора пед. наук. – Кострома, 2004.
  3. Словарь гендерных терминов  / Под ред. А.А.Денисова. – М.: Информация-ХХ1 век, 2002. – 255 с.
  4. Белякова Н.В. Социально-психологические особенности проявления лидерства в студенческих группах: дис. … канд. психол. наук. – М., 2002.


Все статьи автора «Кулакова Татьяна Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: