УДК 378.1; 371.3

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Сальников Артур Евгеньевич1, Острякова Светлана Викторовна2
1Новокузнецкий институт филиал ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, студент
2Новокузнецкий институт филиал ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, старший преподаватель

Аннотация
В статье описывается практика исследования качества самореализации личности в структуре анализа портфолио обучающегося и профессионально-педагогического кейса педагога по физической культуре. Специфика подготовки будущего педагога к продуктивному самоанализу результатов профессионально-педагогической деятельности осуществляется с первого курса, теория и практика моделирования предметно-педагогических и профессионально-педагогических и презентаций осуществляется в структуре профессионально-педагогического знания будущего педагога по физической культуре.

Ключевые слова: здоровьесбережение, культура самостоятельной работы, педагогическая поддержка, педагогическая практика, профессионально-педагогическая подготовка, самореализация, социализация


SELF-REALIZATION OF THE INDIVIDUAL AS A SOCIAL AND PEDAGOGICAL PROBLEM

Salnikov Arthur Evgenievich1, Ostryakova Svetlana Viktorovna2
1Novokuznetsk institute filial by Kemerovo State University, Novokuznetsk, student
2Novokuznetsk institute filial by Kemerovo State University, Novokuznetsk, senior lector

Abstract
This article describes the practice of personality traits in the structure of self-study analysis of portfolio learning and vocational teaching of the case of the teacher of physical culture. The specifics of the preparation of the future teacher to productive self-analysis of the results of professional and pedagogical activities carried out with the first course, the theory and practice of modeling object-pedagogical and vocational teaching and presentations made in the structure of professional and pedagogical knowledge of the future teacher of physical culture.

Keywords: health-savings, pedagogical support, professionally-pedagogical preparation, self-actualization, self-dependent living activity culture, socialization, teaching practice


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Сальников А.Е., Острякова С.В. Самореализация личности как социально-педагогическая проблема // Психология, социология и педагогика. 2016. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2016/07/6978 (дата обращения: 01.11.2023).

Самореализация как категория и продукт современного образования – результат длительной эволюции, гарантирующий личности востребованность в социальном пространстве, получение конкурентоспособных продуктов деятельности и общения.

Специфика исследования возможностей использования педагогического моделирования в детализации условий и оптимизации самореализации личности в современной системе непрерывного образования будет определяться через работы по теории и практике педагогического моделирования в решении задач формирования культуры самостоятельной работы личности [1-6], примерами качественного решения задач оптимизации и уточнения возможностей самореализации личности как условия самосохранения и самоутверждения личности в многомерных социальных отношениях и способах развития личности в системе социально-образовательных и профессиональных отношений [7-61].

Определим понятие «самореализация» в конструктах научного подхода, определяемого нами в широком и узких смыслах детерминации и верификации качества решения задач научно-педагогического поиска.

Самореализация в широком смысле – детерминируемая модель постановки и достижения цели продуктивной деятельности личности в системе социальных, профессиональных и внутриличностных способах описания и оптимизации процесса достижения поставленных целей и способов решения задач деятельности и общения.

Самореализация в узком смысле – процесс объективной постановки и достижения методами современной инновационной педагогики оптимально высоких результатов в определяемых целью продуктах детальности и общения, гарантирующих успешность личности в выборе условий и возможностей развития личности в модели непрерывного образования и профессионально-трудовых отношений.

Самореализация в локальном смысле – процедура выявления и решения задач оптимизации качества решаемых задач достижения определенно высокого качества продуктов ведущей деятельности и общения, хобби и досуга, визуализирующих успешное, устойчивое развитие личности как продукта всех преобразований в антропосистеме.

Самореализация (аксиологический подход) – механизм верификации качества определения и решения задач постановки и достижения цели деятельности, гарантирующий получения конкурентоспособных услуг и товаров в системе микро-,мезо-, макрогрупповых отношений и способов самоутверждения личности.

Самореализация (адаптивный подход) – механизм и процедура включения личности в систему продуцирования различных объектов и продуктов развития личности и общества, где ценности гуманизма предопределяют выбор личности и общества в оптимизации качества детерминируемых условий возможностей развития личности и общества.

Самореализация (акмепедагогический подход) – процесс выявления и проверки качества поставленных целей в продуцировании средств развития антропосреды, гарантирующих повышение качества жизни личности и общества.

Самореализация (синергетический подход) – процесс самоорганизации постановки целеполагания и достижения оптимальных возможностей личности в моделях идеального и материального воспроизводства уровня развития антропосреды и реализуемых практик личности, определяющих перспективы повышения качества жизни и комфорта личности и общества.

Самореализация (информационного подход) – механизм обогащения личности и общества в унификации и оптимизации задач развития личности и общества, где продукты деятельности предопределяют своим качеством модели и направления социализации и самоутверждения личности.

Самореализация (поликультурного подход) – процедура включения личности в систему диалога культур, предопределяющих выбор цели и ее реализацию в модели непрерывного образования, специфика детализации качества которой определяется в конструкте «хочу, могу, надо, есть».

Самореализация (исторический подход) – процесс историко обусловленной постановки цели развития и продуцирования идеальных и материальных продуктов деятельности и общения, повышающих благополучие личности и общества в единстве смыслов и условий развития, гарантирующий личности и обществу оптимизацию условий развития и самосохранения, самоорганизации и самоанализа.

Самореализация (герменевтический подход) – механизм самопознания личности, предопределяющий качественную постановку цели и ее достижение в продуктах деятельности и общения, гарантирующих успешное социальное воспроизводство уровня культуры, науки, образования и прочих направлений продуцирования социальных благ и приоритетов развития антропосреды и ноосферы.

Самореализация (гносеологический подход) – механизм познания и уточнения качества решения задач продуцирования конкурентоспособных товаров и услуг в модели современной культуры и научно-образовательных ресурсах самоорганизации антропосреды.

Самореализация (индивидуальный подход) – процесс поиска оптимальных условий и возможностей решения задач развития личности в продуктах ее деятельности, гарантирующих оптимальное и своевременное уточнение модели развития (хочу, могу, надо, есть) в системном поиске высоких результатов и соблюдение основ гуманизма и толерантности, здоровьесбережения и самосохранения.

Самореализация (ситуативный подход) – механизм оптимизации всех смыслов и целей развития в приоритетом осмыслении и ситуативной детализации качества постановки и решения задач развития (хочу, могу, надо, есть), конструктивность и своевременность которых оправдана условиями самосохранения и самоорганизации антропосреды и системы непрерывного образования.

Самореализация (системный подход) – матрица изменений в развитии личности, гарантирующая в оптимизации условий и свойств высокие, персонифицированные достижения, гарантирующие успешность личности в выборе направления и возможностей деятельности и общения.

Модели детерминации категории «самореализация» определяются в конструктах современной педагогической методологии, гарантирующей сохранение смыслов и условий воспроизводства научно-педагогического поиска и решения задач продуктивного определения возможностей личности и культуры, гарантирующих обществу современность и доступность предлагаемых решений.


Библиографический список
  1. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
  2. Козырев Н.А., Козырева О.А. Специфика детерминации и изучения категории «педагогическая деятельность» в структуре подготовки будущих учителей // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12 (52). С. 133-140.
  3. Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования в условиях непрерывного профессионального образования // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 3-2. С. 355-359.
  4. Козырева О.А. Культура самостоятельной работы личности в конструктах педагогической методологии // Интернетнаука. 2016. № 5. С.478-488.
  5. Козырева О.А. Некоторые модели формирования культуры самостоятельной работы педагога и обучающегося в системе непрерывного профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5-4 (49). С. 144-149.
  6. Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
  7. Аксенов Г. А. Специфика уточнения категории «самореализация» в структуре изучения педагогики // Инновационные технологии нового тысячелетия : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Киров, 5 мая 2016 г.) : в 3 ч. Ч.2. Уфа : Аэтерна, 2016. С.96-97.
  8. Байменов М. С. Педагогические условия социализации и самореализации юношей, занимающихся самбо // Проблемы современных интеграционных процессов и пути их решения : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Киров, 23 мая 2016 г.) : в 2 ч. Ч.2. Уфа : МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. С.105-107.
  9. Байменов М.С., Козырева О.А. Возможности исследования качества формирования социализации и самореализации юношей в самбо // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 6. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/06/68161
  10. Байменов М.С., Козырева О.А. Некоторые особенности социализации и самореализации юношей, занимающихся самбо // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66866
  11. Байменов М.С., Козырева О.А. Уточнение категорий «социализация» и «самореализация» в конструктах педагогики физической культуры и спорта // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 5. URL: http://human.snauka.ru/2016/05/14884
  12. Байменов М.С., Козырева О.А. Уточнение категорий «социализация» и «самореализация» в конструктах педагогики развития // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 5. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/05/66997
  13. Байменов М.С., Кузнецова В.И., Козырева О.А. Уточнение категорий «социализация» и «самореализация» в конструктах социальной педагогики // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4. С.194-200.
  14. Белинская А. В. Особенности определения социализации и самореализации личности в конструктах современной педагогики // Научные механизмы решения проблем инновационного развития : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 1 мая 2016 г.) : в 3 ч. Ч.2. Уфа : Аэтерна, 2016. С.118-120.
  15. Белинская А.В., Козырева О.А. Социализация и самореализация личности в конструктах социальной педагогики // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 5. URL: http://human.snauka.ru/2016/05/14903
  16. Белинская А.В., Козырева О.А. Социализация и самореализация личности в конструктах педагогики физической культуры и спорта // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 5. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/05/67023
  17. Белинская А.В., Козырева О.А. Социализация и самореализация личности в конструктах педагогики развития // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 5. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/05/67012
  18. Беспалов Д.Е., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Основы социализации и самореализации личности в модели педагогической рефлексии // Современная педагогика. 2016. № 2. С.97-100.
  19. Богачев А. И. Социализация как условие успешности развития и самореализации // Инновационные технологии научного развития : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Тюмень, 15 июня 2016 г.) : в 3 ч. Ч.2. Уфа : Аэтерна, 2016. С.155-157.
  20. Васильев Д.С., Козырева О.А. Возможности анкетирования в исследовании специфики социализации и самореализации обучающегося в плавании // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66127
  21. Васильев Д.С., Козырева О.А. Возможности уточнения моделей социализации и самореализации обучающегося в плавании // Современная педагогика. 2016. № 4. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/04/5556
  22. Васильев Д.С., Козырева О.А. Качество исследования возможностей социализации и самореализации обучающегося, занимающегося плаванием, в конструктах современной педагогической методологии // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 7. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/07/67803
  23. Васильев Д.С., Козырева О.А. Педагогические технологии исследования специфики и оптимизации возможностей социализации и самореализации обучающегося в плавании // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66143
  24. Васильев Д.С., Козырева О.А. Педагогические условия оптимизации социализации и самореализации обучающегося в плавании // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4. С.151-154.
  25. Васильев Д.С., Козырева О.А. Технология анкетирования в анализе качества социализации и самореализации обучающегося через плавание // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 6. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/06/67802
  26. Волостных Е.С., Шварцкопф Е.Ю., Свинаренко В.Г. Особенности социализации и самореализации личности в модели профессионального образования // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 2. С.102-111.
  27. Гирько М. Е. Некоторые особенности самореализации педагога по физической культуре в структуре изучения курса «Практическая педагогика» // Символ науки. 2016. № 6-2. С.122-124.
  28. Гусева Р.Б., Козырева О.А. Здоровьесбережение как продукт современной педагогической теории и практики решения задач социализации и самореализации личности // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4. С.159-168.
  29. Доловов А. Я. Модели категории «самореализация» в конструктах педагогической методологии // Инновационная наука. 2016. №6-2. С.201-202.
  30. Емец И.Ю., Кириенко С.А., Козырева О.А. Возможности педагогического моделирования в решении задач социализации и самореализации обучающегося, занимающегося хоккеем // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 7. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/07/67599
  31. Зубанов В.П., Свинаренко В.Г., Косоухов В.М. Категория «самореализация» в структуре подготовки будущего педагога по физической культуре: теория и практика детерминации и исследования // Современная педагогика. 2016. № 4. С.23-32.
  32. Книга А. Ю. Возможности детерминации категорий «социализация» и «самореализация» в структуре изучения курса «Теоретическая педагогика» // Инновационная наука. 2016. №6-2. С.223-224.
  33. Козырева О.А., Васильев Д.С. Педагогические конструкты и конструкторы в моделировании и уточнении определений категорий «социализация» и «самореализация» // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66179
  34. Козырева О.А., Питнявко В.А. Педагогические конструкты социализации и самореализации личности в системе занятий сноубордом // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 5. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/05/67087
  35. Кочуганов С. С. Самореализация как категория современной педагогики развития // Современный взгляд на будущее науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Томск, 25 мая 2016 г.) : в 5 ч. Ч.3. Уфа : Аэтерна, 2016. С.116-118.
  36. Кузнецова В.И., Байменов М.С., Козырева О.А. Уточнение категорий «социализация» и «самореализация» в общепедагогических конструктах // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 5. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/05/66877
  37. Любушкина Е. А. Возможности детерминации и верификации качества социализации и самореализации обучающегося// Символ науки. 2016. № 6-2. С.174-175.
  38. Медведева В. А. Педагогические условия самореализации личности как категория научно-педагогического знания // Информационные технологии в науке нового времени : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Курган, 20 июня 2016 г.) : в 2-х ч. Ч.2. Уфа : Аэтерна, 2016. С.122-124.
  39. Мосолова С.А., Козырева О.А. Программно-педагогическое обеспечение деятельности педагога как ресурс самореализации и самоутверждения // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66559
  40. Намикос Н. В. Специфика самореализации инструктора по спорту // Инновации, технологии, наука : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Киров, 23 января 2016 г.) : в 2-х ч. Ч.2. УФА : МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. С.175-177.
  41. Ненашев А. В. Особенности самореализации и самоутверждения обучающегося через спорт // Инновационные технологии научного развития : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Тюмень, 15 июня 2016 г.) : в 3 ч. Ч.2. Уфа : Аэтерна, 2016. С.213-215.
  42. Петров М. И. Качество продуктивного поиска в решении задач самореализации обучающегося // Влияние науки на инновационное развитие : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Томск, 25февраля 2016 г.) : в 3-х ч. Ч.2. Уфа : АЭТЕРНА, 2016. С.205-207.
  43. Питнявко В.А., Козырева О.А. Некоторые особенности социализации и самореализации обучающихся, занимающихся сноубордом, в контексте детерминации принципов и моделей оптимизации педагогической деятельности // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66113
  44. Питнявко В.А., Козырева О.А. Особенности социализации и самореализации обучающихся, занимающихся сноубордом // Современная педагогика. 2016. № 4. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/04/5553
  45. Питнявко В.А., Козырева О.А. Педагогическая технология социализации и самореализации обучающихся, занимающихся сноубордом // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4. С.135-140.
  46. Питнявко В.А., Козырева О.А. Педагогические условия оптимальной социализации и самореализации обучающихся, занимающихся сноубордом // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66225
  47. Питнявко В.А., Козырева О.А. Портфолио обучающегося, занимающегося сноубордом, в модели социализации и самореализации личности // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 5. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/05/67080
  48. Питнявко В.А., Козырева О.А. Статистический анализ анкетирования в модели исследования социализации и самореализации обучающихся, занимающихся сноубордом // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 5. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/05/67025
  49. Питнявко В.А., Козырева О.А. Теоретические основы использования педагогического моделирования в исследовании социализации и самореализации обучающихся, занимающихся сноубордом // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4. С.141-145.
  50. Погосян В.К., Козырева О.А. Развитие личности обучающегося в моделях современного воспитания, социализации и самореализации // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 6. URL: http://human.snauka.ru/2016/06/15118
  51. Радостев А.Н., Козырева О.А. Моделирование и проектирование педагогической технологии социализации и самореализации подростков, занимающихся вольной борьбой // Современная педагогика. 2016. № 4. С.33-38.
  52. Радостев А.Н., Козырева О.А. Педагогические условия социализации и самореализации подростков, занимающихся вольной борьбой // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4. С.116-123.
  53. Смирнягина П. Н. Профессионально-педагогическая культура как механизм самореализации личности // Глобализация научных процессов : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Киров, 23 июня 2016 г.) : 2-х ч. Ч.2. Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2016. С.95-97.
  54. Соснина А. О. Возможности педагогического моделирования в оптимизации моделей социализации и самореализации // Инновационная наука. 2016. №6-2. С.253-255.
  55. Старченко Д.В., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Основы социализации обучающегося в модели развития и саморазвития, здоровьесбережения и самореализации // Современная педагогика. 2016. № 2.101-108.
  56. Судьина Л. Н., Козырева О. А. Педагогическая поддержка будущего педагога в адаптивном обучении как ресурс социализации и самореализации личности // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 1 (21). С.152-156.
  57. Топакова В. В. Возможности моделирования и уточнения педагогических условий социализации и самореализации через спорт // Глобализация научных процессов : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Киров, 23 июня 2016 г.) : 2-х ч. Ч.2. Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2016. С.99-101.
  58. Ушакова О. Г. Специфика самореализации инструктора по физическому воспитанию в ДОУ // Тенденции и перспективы развития науки XXI века : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Сызрань, 28 января 2016 г.) : в 2-х ч. Ч.1. Уфа : МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. С. 260-262.
  59. Хвостова Т. В. Самореализация в модели педагогической деятельности будущего педагога по физической культуре // Глобализация научных процессов : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Киров, 23 июня 2016 г.) : 2-х ч. Ч.2. Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2016. С.101-103.
  60. Чеканов Н. Е. Возможности детерминации категории «самореализация» в структуре изучения основ педагогической деятельности // Современный взгляд на будущее науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Томск, 25 мая 2016 г.) : в 5 ч. Ч.3. Уфа : Аэтерна, 2016. С.215-217.
  61. Юрченко А. Ю. Самореализация как категория педагогики // Проблемы внедрения результатов инновационных разработок : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Пенза, 18 июня 2016 г.) : 2-х ч. Ч.2. Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2016. С.224-226.


Все статьи автора «НИФ КемГУ ФФК»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: