УДК 37.061

СЕВЕРНЫЕ ИГРЫ

Луцышин Максим Павлович
Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум

Аннотация
Традиционная физическая культура занимает в культуре народов КМНС особое место, т.к. физическое воспитание подрастающего поколения происходит своеобразно, с помощью народных игр, состязаний и закаливания и начинается еще до того, как ребёнок охотника начинал ходить. С помощью различных игр в разных возрастных периодах поддерживалась и развивалась высокая работоспособность, закалялось и укреплялось здоровье, формировались жизнен¬но важные двигательные качества и навыки, воспитывались честность и смелость, коллективизм, взаимовыручка, воля, любовь к природе и бережное отношение к ней. Изучение народных подвижных игр позволит последовательно решать задачи в современном физическом воспитании молодежи, формируя целостное представление о физической культуре, ее возможностях, которые проявляются, во-первых, в повышении работоспособности и улучшении состояния здоровья, во-вторых, в расширении знаний истории и культуры разных народов, проживающих на территории Дальнего Востока.

Ключевые слова: КМНС, народные игры, НПГТ


NORDIC GAMES

Lutsyshin Maxim Pavlovich
Nikolaevsk-on-Amur industrial-humanitarian College

Abstract
Traditional physical education occupies in the culture of the indigenous people a special place, because physical education of the younger generation is a kind of using national games, competitions and hardening begins even before a child begins to walk the hunter.
With the help of various games high efficiency is maintained and developed in different age periods, strengthens the health and, formed zhiznen¬no important motor qualities and skills brought honesty and courage, teamwork, mutual assistance, will, love of nature and respect for her. The study of national outdoor games allow consistently meet the challenges of the modern physical education of young people, creating a holistic view of physical culture, its features, which are manifested, firstly, to increase efficiency and improve the state of health, and secondly, to increase knowledge of history and culture of different people living in the Far East

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Луцышин М.П. Северные игры // Психология, социология и педагогика. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/10/7158 (дата обращения: 29.09.2017).

«Я говорю и утверждаю, что человек, желающий стать выдающимся в каком бы то ни было деле, должен с ранних лет упражняться… Например, кто хочет стать хорошим земледельцем или домостроителем, должен ещё в играх либо обрабатывать землю, либо возводить какие-либо детские сооружения».

— Платон (427 − 347 до н. э.)

На берегах среднего и нижнего реки Амур и его притоках издавна живут ульчи, нивхи, нанайцы, негидальцы – одни из малочисленных народностей Приамурья – прирожденные рыбаки и искусные охотники. Богата, разнообразна и уникальна традиционная культура этих малочисленных на­родов Дальнего Востока. Особое место в ней занимает традиционная физическая культура, которая выражается в своеобразном физическом воспитании подрастающего поколения с помощью закаливания, народных игр и состязаний.

Характер национальной физической культуры складывался веками в процессе ежедневной борьбы за существование с силами суровой природы и носит прикладной характер. Для этой борьбы необходимо обладать незаурядной волей, выдержкой, силой, ловкостью; выносливостью, проявлять смелость, решительность, взаимовыручку, порой принимать дерзкие решения для своего спасения и спасения рода.

Особую ценность представляют традиционные национальные игры. Своим содержанием и направленностью игры вызывают  у детей устойчивый интерес к традиционным ремеслам родителей рода. С помощью игр поддерживалась и развивалась высокая работоспособность, закалялось и укреплялось здоровье, формировались жизнен­но важные двигательные качества и навыки, воспитывались честность и смелость, коллективизм, взаимовыручка, воля, любовь к природе и бережное отношение к ней.

Ещё до того, как ребёнок охотника начинал ходить, у его изголовья развешивались игрушки в виде погремушки из зубов северного оленя, челюсти соболя, копыт косули или снежного барана. Конечно, первыми радостями детей являются игрушки в виде птиц, собак, медведей, оленей и т.д. Часто охотники вырезали животных, встреченных во время охоты. У мальчиков и девочек были свои излюбленные игрушки.

Условно все игрушки северян разделяют на обучающие и образные, изображающие всевозможных птиц и зверей. Обучающие игрушки, в особенности лук, стрелы, игрушечные ружья (они изготавливались из бузины), имели особое воспитательное значение.

Л.Шренк, познакомившийся с нивхами в середине прошлого века, писал о детях: «едва встанет на ноги, мальчик забавляется стрельбой из лука в цель или мнимых животных. Он ездит на санках, на щенках и играет в медведя, стараясь подражать тому, что проделывают взрослые на медвежьих праздниках». Девочки также в игре подражали взрослым. Их любимое занятие – игра в куклы (нэнк), которые изготовлялись из бересты, травы, листьев, бумаги и материи. Чаще всего детские игрушки украшались орнаментом в виде спирали или других криволинейных элементов. Особенно часто орнаментировались скульптурные изображения собак и уток. Для удобства к игрушке привязывалась веревка из морской травы.

Вся жизнь ребенка, особенно в первый год жизни, проходит на уровне эмоций. Родители исходят интуитивно из этого, когда стараются чуть не с первых дней жизни приобщать ребенка к осязательным, зрительным и слуховым контактам. И на этом построены самые первые игры – манипуляции.

Дети, уже научившиеся ходить, от года и до трех, очень любят качаться, стоя на ногах у взрослых. Слова сопроводительных детских стихов при этом различаются. Мальчику приговаривают:

«Рыбу ловить ножки, ножки,

Зверя ловить – ножки, ножки…»,

А девочке:

«По ягоду ходить – ножки, ножки,

Воду носить – ножки, ножки…»

Младенческие игры служили своеобразным трамплином в игровой деятельности детей дошкольного возраста. В этот период широко используется различные игрушки, игры все чаще становятся сюжетными. Дети «ловят рыбу», «ходят на охоту», «готовят еду».

В подростковом возрасте все больше распространение получают подвижные игры. Среди них, прежде всего, выделяют бег, прыжки на одной ноге, фехтование на палках, бросание камней на дальность, прыгание через ремень и др. Одной из любимых игр является игра – прыжки на одной ноге по определенным правилам. В состязании всегда заняты дети и юноши. Иногда, чтобы подзадорить детей, к игре примыкают и взрослые. И тогда игра принимает особенно азартный характер. Согласно правилам игры, отстающий возвращается к стартовой линии и начинает скакание вновь. Выигрывает тот, кто раньше придет к финишу. В этой игре наглядно проявляются выносливость, выдержка, ловкость, глазомер, чувство товарищества.

Традиционно мальчики должны были овладеть секретами охотничьего и рыболовного промыслов.

Игры с элементами состязательности являлись своеобразной школой, пройдя которую юноша становился настоящим мужчиной. Ярким примером таких игр является гонки на лодках и на собачьих нартах, прыжки в высоту, поднятие тяжестей.

Гонки на собачьих нартах практиковались обычно во время медвежьих праздников. В нарты впрягались по три лучшие собаки, и упряжка отпускалась пустой. Юноша и мужчина должны были суметь на ходу впрыгнуть в такую нарту и опередить другие упряжки.

Популярны были в свое время и прыжки в высоту. Двое держали ремень, а третий прыгал через него. Ремень поднимали все выше и выше, но прыгать нужно было с места, без разбега, без шеста. Наиболее сильные и ловкие прыгали выше своего роста. Находились и такие, которые достигали высоты своего роста, вытянутой руки и длины одной стрелы. Таким описали нам нивха Азмуна из Чир – Уинвда.

Девочки с самых ранних лет уже в играх с куклами постигали секреты будущей хозяйки и матери. Ведь кукла обычно представляли семью. Самая большая, изображающая главу семьи, имела одну косу. Другая – поменьше и с двумя косами это – мать семейства. В люльке был младенец, а рядом кукла – нянька. У всех была своя одежда красивая, а также постельные принадлежности: мот «подушка», фитис «одеяло» и др.

Большинство женских игры, как отмечалось, направлены на развитие навыков и умений во всех сферах домашнего хозяйства. Многие игры на первый взгляд (именно на первый взгляд) далеки от производственной деятельности. На самом деле они способствовали развитию смекалки, ловкости и аккуратности.

Так, например, игра чафк рымк развивалась ловкость рук, гибкость пальцев, быстроту реакции. Нарезались палочки гладкие, длиной см. 15, шириной до полутора см, не толще двух мм, общим количеством от 20- до 25-30 штук. Их нужно подкидывать рукой и ловить только одну из них. Если играющей не удавалось поймать лишь одну палочку, игра переходила к следующей. Когда доходили до последних, то нужно было поймать сразу три (последних). Если ловили одну палочку, это не засчитывалось, если две, то считалось, что играющая «поймала грязь» и она проигрывала.

Подобные игры детей и подростков являются не просто забавой, а и своим содержанием, с одной стороны, способствуют формированию у детей первоначальных представлений о производственно-промысловой деятельности родителей, а с другой – развивают у них ловкость, сноровку и другие качества, весьма необходимые для будущей практической работы в оленеводстве и охотничьих промыслах.

Народные игры и состязания популярными и у старшего поколения народов Приамурья. Часто именно они являются зачинателями различных игр среди детей и подростков. Обычно игры проводятся во время праздников, на свадьбах, во время перерывов в работе.

Ежегодно промышленно – гуманитарный техникум г.Николаевска на Амуре проводит мероприятия, в которых студенты, школьники и педагоги узнают новое о традициях народов Севера Дальнего Востока, принимают участие в практических конференциях. Так, 1 марта 2016 г. завершилась декада «Язык, знания, культура» предметно-цикловой комиссии специальностей гуманитарного профиля. Этот день был посвящен родному языку и национальной культуре народов Приамурья. Начался он со студенческой научно-практической конференции на тему «Этнокультурный аспект образования в условиях внедрения ФГОС СПО». Руководитель конференции преподаватель С.В. Попова во вступительном слове подчеркнула актуальность этнокультурного образования в современных условиях.

Студенты 2-3 курсов специальностей «дошкольное образование» и «преподавание в начальных классах» представили доклады-результаты исследовательских работ по материальной и духовной культуре народов Приамурья. Участники конференции внимательно прослушали доклады и с интересом просмотрели представленные к ним мультимедийные презентации. Практическая часть конференции была наглядно показана в открытых интегрированных занятиях по темам: «Еда» и «Традиционная одежда и декоративно-прикладное искусство народов Приамурья». Преподаватели Е.А. Полупанова (иностранный язык), О.П. Блинова (химия и естествознание), Е.Б. Син (изобразительная деятельность) и М.Г. Тэмина (иностранный язык), используя технологии интегрированного обучения, в рамках своих занятий реализовали изучение этнокультурных образовательных тем. Студенты группы ПНКо-33-С представили мультимедийные презентации о национальной кухне нивхов, создали буклеты с рецептами национальных блюд. На занятии о традиционной одежде и декоративно-прикладном искусстве обучающиеся создавали орнамент на бумажных шаблонах различных предметов одежды (халат, рукавицы, торбаса).

1 2 3  4

После обеденного перерыва в спортивном зале состоялись соревнования по национальным видам спорта «Северные старты». Под руководством преподавателя физкультуры Г.П. Пчельникова команды: «Амурские тигры» и «Медведи» состязались в прыжках через нарты, стрельбе из лука, «охотились на оленей и нерп», метали тынзей на хорей и т.д. Победителем стала команда «Амурские тигры», капитан А. Богданов. Среди болельщиков были студенты группы «ДОо-42-С», которые выразили свое впечатление о мероприятии: «От соревнований «Северные старты» мы получили много положительных эмоций. Большое спасибо организаторам этих соревнований и самим участникам».

Заключительным мероприятием этого дня стал концерт «Родина моя-Приамурье». В сценарии, составленном преподавателем музыки В.И. Новиковой, гармонично сочетались песни на родном языке, стихи о родном крае, танцы и сказки народов Севера. Зрители с большим интересом смотрели выступления студентов. Вот мнение одного из зрителей: «Я узнала много интересного об искусстве народов Приамурья. Особенно я была очарована их необычными танцами. Еще мне было интересно смотреть инсценировки сказок народов Севера».

Такие мероприятия прививают любовь к родной земле, воспитывают толерантность, развивают физические качества. Игры и состязания способствуют укреплению здоровья у старшего поколения, эффективно нейтрализуют воздействие природной среды, позволяют на долгие годы сохранить оптимальную физическую подготовленность для успешного ведения промыслов, домашнего хозяйства.

Изучение народных подвижных игр позволит последовательно решать задачи в современном физическом воспитании молодежи, формируя целостное представление о физической культуре, ее возможностях, которые проявляются, во-первых, в повышении работоспособности и улучшении состояния здоровья, во-вторых, в расширении знаний истории и культуры разных народов, проживающих на территории Дальнего Востока.


Библиографический список
  1. Афанасьев В.М. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и дальнего Востока. Якутск, 1979.
  2. Бельды В.Ч., Прокопенко В.И. Правила соревнований по национальным видам спорта народностей Приамурья. Хабаровск,1984.
  3. Вингун А.М. Игры коренных народов Нижнего Амура.
  4. Гонтмахер П.Я. Проблемы развития физической культуры и спорта среди коренных народностей советского Дальнего Востока. Тез. «Социальные проблемы развития физкультуры и спорта на БАМе». Хабаровск,1979.С 9-12.
  5. Гонтмахер П.Я. Эстетическая и историческая ценность национальных игр коренных народов Приамурья и Сахалина: Научно-методическое рекомендации.Хабаровск,1985.
  6. Крейнович Е.А. Нивхгу. Загадочные обитатели Сахалина и Амура.М.1973.
  7. Смоляк А.В. Традиционное хозяйство и материальная культура народов Нижнего Амура и Сахалина.М.,1984.
  8. Сем Ю.А. Воспитание детей в традиционной культуре нанайцев// Традиционное воспитание детей у народов Сибири – Л.: Наука , 1988.
  9. Таксами Ч.М. Основные проблемы этнографии и истории нивхов (середина XIX – начало XX вв.) Л.,1975.
  10. Таксами И.М. Традиционное воспитание детей у нивхов// Традиционное воспитание детей у народов Сибири.- Л.:Наука,1988.


Все статьи автора «Мурзагалиева Ольга Андреевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: