УДК 159.9.07

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СВЕТОВОЗВРАЩАЮЩИХ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕШЕХОДАМИ

Петров Владислав Евгеньевич
Научно-исследовательский центр проблем безопасности дорожного движения МВД России
кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник

Аннотация
Статья посвящена изложению подхода к исследованию психологической установки на использование световозвращающих элементов у детей-пешеходов. В структуре психологической установки выделено и предлагается изучать когнитивный, аффективный и регулятивный компоненты. Детализировано содержание анкеты, а также порядок отнесения тех или иных ответов на вопросы к соответствующим компонентам. Изложенный подход направлен на изучение проблемы психологической установки на использование световозвращающих элементов у детей, что позволит в дальнейшем разработать эффективную технологию ее формирования.

Ключевые слова: аттитюд, безопасность дорожного движения, методика исследования, пешеход, пропаганда, психологическая установка, ребенок, световозвращающий элемент, убеждение


RESEARCH METHODOLOGY ATTITUDES TO THE USE OF REFLECTIVE ELEMENTS BY PEDESTRIANS

Petrov Vladislav Evgenyevich
Federal State Institution Research Center of Road Safety Russian Interior Ministry
Ph.D., associate professor, leading researcher

Abstract
The article is devoted to the presentation of the approach to the study of psychological attitudes to the use of reflective elements in children-pedestrians. In the structure of psychological dedicated and are encouraged to explore cognitive, affective and regulative components. Detailed content of the questionnaire and the procedure for the designation of the answers to the questions to the respective components. The presented approach aims at studying the problems of psychological attitudes to the use of reflective elements in children that will continue to develop an effective technology of its formation.

Keywords: attitude, child, pedestrian, persuasion, reflective element, research methodology, road safety promotion


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Петров В.Е. Методика исследования психологической установки на использование световозвращающих элементов пешеходами // Психология, социология и педагогика. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2017/02/7736 (дата обращения: 14.02.2017).

Несмотря на достигнутые успехи по снижению в Российской Федерации количества дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов актуальной проблемой остается использование ими световозвращающих элементов. Согласно п. 4.1 Правил дорожного движения Российской Федерации «при переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств». Проблема центрируется не только на возможностях этих средств обеспечения личной безопасности, но и на формировании у пешеходов сознательной установки на использование световозвращающих элементов. Феномен «психологической установки» можно рассматривать как мощнейший ресурс обеспечения безопасности дорожного движения. Однако современные подходы к формированию позитивной установки у пешеходов на использование световозвращающих элементов ограничены, что обусловливает необходимость проведения соответствующих научных исследований.

По мнению одного из ведущих отечественных ученых – Д.Н. Узнадзе, установка представляет собой неосознанное психическое состояние, предваряющее и определяющее развертывание любых форм психической деятельности. Установка выступает как состояние мобилизованности, готовности к действию, состояние, обусловленное ситуацией наличия у субъекта актуальной потребности и соответствующей необходимости ее удовлетворения [2, 3]. Таким образом, психологическая установка становится механизмом регуляции жизнедеятельности человека, является базой, на которой развивается личность и строится любая деятельность.

С концептуальных позиций психологической науки выделяют психофизиологическую установку (set) и социально-психологическую установку (attitude). В первом случае речь идет о целенаправленном поведении живых существ (в т.ч. человека), психофизиологических механизмах их приспособления к условиям жизнедеятельности, направленности и избирательности психических процессов. Во втором случае акцент делается на механизмах регуляции поведения человека как члена социальной группы [1], процессах социализации личности, ее отношениях к широкому кругу социальных феноменов (например, социальных предписаний, правил поведения и т.п.). Считается, что психофизиологические установки являются простейшими и в большей степени неосознаваемыми, в отличие от аттитюда как сложного явления психики – социальных установок, ценностных ориентаций личности и т.п.

В рамках исследования проблемы формирования у пешеходов установки на использование световозвращающих элементов, правомерно рассматривать именно социально-психологическую установку, аттитюд, которая формируется вследствие социального воздействия (например, при обучении, под влиянием пропагандистских мероприятий). Именно устойчивое внутреннее убеждение предопределяет ежедневное поведение пешеходов на дороге.

В структуре психологической установки на использование световозвращающих элементов можно выделить:

  • когнитивный (конативный) компонент связан с восприятием пешеходом дорожной ситуации, осознанием опасности при движении по дороге, например, в темное время суток, и необходимости принятия мер для сохранения жизни и здоровья;
  • аффективный компонент указывает на эмоциональное (субъективное) отражение опасности на дороге и мерах по обеспечению личной безопасности; может проявляться в широком круге эмоциональных состояний, например, беспокойстве, тревоге, страхе, самодовольстве и др.;
  • регулятивный (поведенческий) компонент представлен конкретными действиями (в т.ч. бездействием) индивида по обеспечению к собственной безопасности на дороге.

Указанные компоненты, взаимодействуя между собой, обусловливают существование у пешехода той или иной целостной психологической установки. Континуум изменения аттитюда может быть от полного пренебрежения личной безопасностью в качестве участника дорожного движения (в т.ч. с возложением ответственности и вины за безопасность на третьих лиц) до маниакальной установки применять всевозможные средства обеспечения безопасности (например, одновременно использовать защитный шлем на голову, одежду с многочисленными световозвращающими элементами, табличку, привлекающую внимание водителей, и т.п.). В связи с этим целесообразно выделять негативную (пренебрежение дорожной безопасностью) и позитивную (обеспечение дорожной безопасности) установку.

Позитивная установка на использование световозвращающих элементов – это психическое состояние пешехода, связанное с заботой о собственной безопасности при движении по дороге и иных участников дорожного движения путем использования различных световозвращающих элементов. По своей сути это готовность сохранить свою жизнь и здоровье, благополучие иных участников дорожного движения.

Установки формируются различными средствами и в различных условиях. Однако наибольший практический интерес представляет воздействие на сознание и психологические установки человека в сенситивные периоды его развития – в детстве. Сформированная, например, у школьника-пешехода установка на личную безопасность, позволяет сохранить его жизнь и здоровье навсегда или, по крайней мере, на долгие годы. Исследование этого направления приобретает особую актуальность в связи с тем, что уровень гибели и ранения детей-пешеходов в настоящее время, к сожалению, остается достаточно высоким.

Для определения подхода к формированию психологических установок у школьников нами была разработана соответствующая анкета. Она анонимная, учитывающая лишь пол и возраст респондентов. Факультативными элементами анкеты являются исследование ощущения безопасности при переходе дороги в темное время суток, а также анализ источников сведений о правилах поведения пешеходов.

В основной части анкеты респондентам предлагается ответить на восемь вопросов (табл. 1), которые относятся к разным компонентам психологической установки. Предполагается дача ответов как с одним, так и с несколькими вариантами. Несмотря на то, что многие варианты ответов связаны с безопасностью движения пешеходов (т.е. являются правильными), в обработке нас интересуют только те из них, которые указывают на степень выраженности той или иной компоненты психологической установки респондента-пешехода. Обработка анкеты основана на парциальном (попунктном) частотном анализе ответов, а также на определении общего количества совпадении ответов с ключом.

Таблица 1 – Сведения об оценке степени выраженности основных компонент психологической установки

Стимульный материал анкеты

ключ

к

а

р

Представьте себе, что Вы идете в темное время суток по обочине дороги с большим количеством проезжающих автомобилей. Каким образом в этих условиях можно обеспечить Вашу безопасность (несколько вариантов ответа)?
  • буду размахивать руками, чтобы видели водители
  • необходимо двигаться навстречу потоку автомобилей
  • буду идти дальше от края проезжей части
  • использую световозвращающие элементы
+
  • по возможности оденусь в яркую (контрастную) одежду
  • не буду совершать неожиданные для водителя движения
  • буду предельно внимательным
  • иное (указать)
?
Какие средства можно использовать пешеходу в темное время суток как световозвращающие (несколько вариантов ответа)?
  • пластиковую бутылку
  • воздушные шары
  • фликер-жилетку
+
  • листы белой бумаги
  • световозвращающую ленту, тесьму, наклейку, значок
+
  • сумку красного цвета
  • горящий факел
  • иное (указать)
?
Планируя движение в темное время суток, чтобы обеспечить безопасность на дороге, пешеход по возможности должен (несколько вариантов ответа)?
  • надеть удобную обувь
  • использовать любые световозвращающие элементы
+
  • взять с собой минимум носимых вещей
  • не надевать головной убор
  • надеть одежду, не привлекающую внимания окружающих
  • передвигаться только по освещенным участкам дороги
  • надеть одежду с элементами отражения света
+
  • иное (указать)
?
Моё отношение к использованию пешеходами световозвращающих элементов при движении по дороге в темное время суток (один вариант ответа)?
  • использую, одобряю использование другими
+ +
  • идею поддерживанию, но сам(а) использую не всегда
+ +
  • знаю об этом, но отношусь безразлично
+ +
  • не имею представления об этих элементах
  • считаю идею бесполезной
+ +
  • каждый пешеход решает сам, что и как использовать
+ +
  • идею не поддерживаю ни у себя, ни у других
+ +
  • тема вызывает злость, нервирует
+ +
Световозвращающий элемент (фликер) – это (несколько вариантов ответа)?
  • модно
+
  • то, что выделяет человека из толпы
  • престижно
+
  • средство самовыражения
+
  • необходимый элемент (аксессуар) одежды
  • красиво
+
  • безопасность пешехода в темное время суток
+
  • иное (указать)
? ?
В световозвращающем элементе мне нравится (несколько вариантов ответа)?
  • форма
+
  • то, что он светится в темноте (отражает свет)
+
  • цвет
+
  • оригинальность, необычность
+
  • то, что он сочетается с одеждой
+
  • простота использования
  • то, что с ним на дороге безопаснее
+
  • иное (указать)
? ?
Если бы знакомый мне несовершеннолетний шел в темное время суток по обочине дороги, то я бы ему посоветовал(а) по возможности (несколько вариантов ответа)?
  • дождаться попутчика (взрослого), чтобы идти с ним
  • попросить какого-либо водителя подвести
  • обязательно использовать световозвращающие элементы
+
  • позвонить родителям, чтобы сопроводили
  • двигаться только в яркой (контрастной) одежде
  • обратиться в экстренные службы оказания помощи
  • двигаться максимально быстро
  • иное (указать)
?
При движении в темное время суток по дороге световозвращающие элементы (один вариант ответа)?
  • не использую, т.к. у меня их нет
  • не использую, т.к. их приобрести стоит дорого
  • не использую, т.к. в этом нет необходимости
+
  • не использую, т.к. пользоваться ими неудобно
+
  • не использую, т.к. некрасиво (не стильно, не модно)
+
  • использую по указанию взрослых (родителей, учителей)
+
  • использую по привычке
+
  • использую, т.к. это необходимо для моей безопасности
+

Условные обозначения:

к – когнитивный компонент установки;

а – аффективный компонент установки;

р – регулятивный компонент установки.

«?» – варианты ответов, которые анализируются семантически и могут быть отнесены к соответствующим компонентам.

В ходе пилотажного исследования анкеты как инструмента оценки психологической установки на использование световозвращающих элементов было опрошено 25 детей в возрасте от 8 до 17 лет. Помимо выявления технических неточностей в разработке анкеты, ставилась задача изучения особенностей восприятия стимульного материала (доступность понимания) разновозрастных (в первую очередь, младшего школьного возраста) респондентов, а также отношения респондентов к подобному исследованию. Анкетирование проводилось родителями с последующей беседой с детьми и постановкой таких вопросов как «Все ли тебе было понятно в анкете?», «Тебе все слова знакомы?», «По твоему мнению, что изучалось с помощью анкеты?». Анализ полученного материала показал, что особенности личностного развития современных школьников позволяют осознанно, самостоятельно и оперативно ответить на все вопросы анкеты. Исключения составили три случая, когда у детей 8 летнего возраста возникли сомнения с пониманием таких терминов как «фликер», «самовыражение» и «престижно». Тем не менее, анкета именно с этими понятиями была принята в качестве инструмента оценки психологической установки на использование световозвращающих элементов, поскольку знание (незнание) термина «фликер» указывают на когнитивный компонент установки, а слова «самовыражение» и «престижно» можно разъяснить в ходе предварительной беседы с респондентами.

Таким образом, предлагаемый инструментарий соответствует потребности исследования проблемы психологической установки на использование световозвращающих элементов у детей. Изучение структуры и механизмов психологической установки у школьников позволит в дальнейшем разработать эффективную технологию ее формирования. В конечном счете, мы сделаем дорожную среду более безопасной для ребенка, сбережем тысячи жизней и судеб.


Библиографический список
  1. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности: учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 304 с.
  2. Узнадзе Д.Н. Психология установки. СПб.: Питер, 2001. 416 с.
  3. Узнадзе Д.Н. Теория установки. М.: МОДЭК, Институт практической психологии, 1997. 448 с.


Все статьи автора «Петров Владислав Евгеньевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация