Специфика подготовки будущих педагогов к реализации задач современного образования – процесс целостный и многогранный. Возможности практико ориентированного построения учебно-образовательного процесса в НФИ КемГУ – одна из реализуемых акмеверифицированных практик современного высшего профессионально-педагогического образования. Одной из его сторон является грамотное использование педагогического моделирования [1-3], реализующего условия планомерной подготовки и продуктивного становления личности обучающегося. Другой стороной его качества и устойчивого развития является использование и коррекция педагогических технологий [4-9], целеполагание которых лежит в плоскости продуктивного становления и развития личности обучающегося, способности и потребности которого в генеральной совокупности априори распределены нормально [9]. Третьей стороной повышения качества реализуемых условий продуктивного становления обучающегося является использование научного исследования [10] в системе формируемых приоритетов и норм культуры и образования.
Совокупность выделяемых приоритетов верификации качества современного профессионально-педагогического образования подтверждает необходимость разработки уровневого и адаптивного программно-педагогического обеспечения курсов современной педагогики. Для этого были разработаны различные учебные пособия, обеспечивающие реализацию доступного, своевременного контроля сформированности компетенций будущих педагогов [11-26], кроме того, педагогическая практика как форма проверки истинности единства теории и практики профессионально-педагогической деятельности [27] обуславливает неустанное обновление содержание и качества решаемых задач.
В системе уровневого обучения [28-36] постановка и решение задач развития личности определяется иерархией уровней, каждый из которых определяется поставленным порогом сложности и трудности решаемых задач, возможности данной практики широко раскрыты в ряде совместных работ педагогов и студентов [36-41]. Другой практикой является практика включения адаптивного знания в содержание и систему изучения педагогических дисциплин. Адаптивное знание как форма уровневой дифференциации учебного материала может быть в конечном счете определено в адаптивном учебном пособии [42-43].
Качество самореализации личности определяется уровневой дифференциацией и возможностью учета нюансов поиска педагогических условия для продуктивного становления обучающегося, что частично описано в контексте заявленных задач, решаемых будущими педагогами по физической культуре в НФИ КемГУ [44-57].
Особенности работы по реализации учета различных граней полисубъектных отношений и качества решения задач образования могут быть ориентированы как в структуре какого-то конкретного курса, так и в структуре блока изучаемых дисциплин. Уровневое обучение связует в своем единстве все учебные дисциплины, не исключение и раздел «Управление образовательными системами» [58] курса «Теоретическая педагогика», который изучается в соответствии с программой изучения курса [19].
Определим примерные задачи, решаемые на продуктивном уровне будущими педагогами по физической культуре. В системе профессионально-педагогической подготовки одной из точных и реализующих условия многомерной подготовки педагогов является задача уровневого изучения определенной темы. Данную задачу можно решать как в структуре изучения курса «Теоретическая педагогика» [15-19], так и в структуре изучения курса «Практическая педагогика» [14, 20-26].
Возможность уровневой практики решения задач развития личности акцентирует и определяет специализацию будущего педагога в системе учета всех нюансов полисубъектных противоречий и особенностей развития личности в модели поликультурного образования. Качество поиска педагога – уникальный продукт, постоянство которого обманчиво. Все изменения, происходящие в обществе, согласуются с духовной и технологической составными знания в антропосреде. Возможность продуктивного поиска педагога обеспечивается за счет фасилитирующих механизмов самозащиты общества и личности, за счет научно-технического прогресса и детализации возможности реализации идеи гуманизма в поликультурном образовательном пространстве.
Заявленная задача уровневого обучения и моделирования в контексте уровневого обучения педагогической технологии, позволяющей в соответствии с выделенными условиями деятельности (в нашем случае – самостоятельная работа, ее виды и качество организации), сообразно выделенным ресурсам ноосферы и антропосреды системно решать проблему качественной подготовки личности педагога к решению задач дифференциации в системе воспитания, обучения и образования.
Специфика уровневого обучения с моделью уровневой дифференциации – одно из универсальных педагогических средств, определяющих решение задач как в плоскости акмеверифицированной практики, так и в плоскости адаптивного знания, позволяющего определять и решать сообразно ограничениям в развитии и здоровье личности обучающегося все условно продуктивные задачи, т.е. продуктивность реализуется за счет качественно оказанной помощи и поддержки личности в модели современного образования.
Уровневое обучение в модели акмеверифицированного знания – это неустанно достигаемые и контролируемые результаты качественного развития личности в системе постановки и решения задач развития и саморазвития.
Уровневое обучение в модели адаптивного знания – это продукт современного образования, выделяемый в многомерной системе отношений в плоскости облегчения продуктивного поиска личности, имеющей дефекты развития и здоровья, включенной в системе непрерывного профессионального образования.
Раздел «Управление образовательными системами» может включать решение задачи педагогического моделирования паспорта школы. Паспорт школы или организационно-педагогическая структура образовательного учреждения – задание, определяющее в своем выполнении условие продуктивности и состоятельности педагогического поиска, заключающегося в модели – на сколько будущий педагог может системно выделить и отобразить в предметно-педагогической презентации центральные моменты развития образовательного учреждения. Данная задача может проиллюстрировать способности сворачивания и разворачивания информации, качества визуализации выделенных в процессе наблюдения и репродуктивных форм возможностей изучения определяемого ФГОС дидактического материала.
Третьей задачей курса «Теоретическая педагогика» раздела «Управление образовательными системами» может быть определена задача моделирования системы принципов управления ученическим или педагогическим коллективом. В максимизированной форме это может быть задача определения конструктора системы принципов управления коллективом обучающихся и сотрудников.
Задачи моделирования системы принципов – продукт современного образования, реализующий условия для детализации и систематизации теоретико-эмпирических данных в области педагогического управления и мониторинга качеством определяемого явления или процесса, процедуры или функции, механизма или системы, характеризующих уникальность поставленной задачи в системе приоритетов и особенностей предполагаемой детерминации и обновляемого решения.
Не возможно единожды и навсегда сформулировать систему принципов определенного категориально-педагогического явления. Доступнее сказать, что впервые о принципах заявил Я. А. Коменский, в настоящее время все принципы, заложенные в систему принципов обучении по Я. А. Коменскому, используются в инновационной практике педагога определять и решать задачи системного поиска основ педагогически верифицируемого явления – категориальном продукте современной системы образования (обучение, образование, социализация, самоопределение и пр.).
Четвертой задачей может быть поставлена задача мониторинга того или иного явления в современной школе. Например, объективность показателей и достижений педагогов в системе определенной ступени образования. Данная задача не выбирается будущими педагогами по физической культуре, т.к. ее сложность и квази условная возможность объективизации результатов достижений в работе педагога непрерывного общего и профессионального образования.
Пятой задачей уровневой подготовки будущего педагога по физической культуре можно определить задачу выявления возможности реализации дополнительных образовательных услуг педагогом по физической культуре в определенной местности (населенном пункте или районе). Данная задача часто решается будущими педагогами по физической культуре, которые работают в различных спортивных комплексах или образовательных учреждения дополнительного профессионального образования.
Шестой задачей может быть поставлена задача определения и верификации качества образовательной акметраектории в структуре вузовской подготовки будущих педагогов, обучающихся по индивидуальным учебным планам. Данное направление деятельности – малоисследованная область педагогической практики, т.к. за счет самоанализа и самонаблюдения невозможно оценить широту и многообразие педагогического поиска в решении задач развития и самоутверждения, социализации и адаптации, акмеверификации и устойчивого развития профессиональных интересов и предпочтений.
Седьмой задачей продуктивного поиска в системе уровневого обучения может быть поставлена задача на уточнение понятийного аппарата в структуре изучения основ раздела «Управление образовательными системами», что предлагается в базовой форме в учебных пособиях [19, 58].
Все выделенные задачи могут быть решены на различных уровнях сформированности культуры самостоятельной работы личности, на различных уровнях креативности, гибкости, акмеверификации и адаптации. Постановка уровневой, продуктивной задачи – ситуативно реализуемая практика педагога, модифицирующая и корректирующая возможность развития и саморазвития личности обучающегося и педагога.
Способность педагога перестаивать определяемые им в процессе работы планы также относится к задаче уровневой постановки и решения проблем современного образования. Уникальность уровневого обучения представляет собой иерархически выполняемую возможность продуктивного становления личности в системе учета ограничений и возможностей развития личности и коллектива, создающего личность в неподдельном смысле и возможностях определяемых решений.
Библиографический список
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования // Современная педагогика. 2015. № 8. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4791
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Некоторые возможности определения понятий «педагогическое проектирование» и «педагогическое моделирование» в структуре подготовки педагогов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8. URL: http://human.snauka.ru/2015/08/12213
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Педагогическая рефлексия в модели детерминации, оптимизации и исследования качества профессионально-педагогической подготовки // Психология, социология и педагогика. 2015. № 8. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/08/5658
- Горбунова И. А., Козырева О. А. Профессионально-педагогический кейс педагога по физической культуре : учебное пособие. Кемерово : КРИПКиПРО, 2012. 79 с. [+DVD].
- Кошелев А. А., Козырева О. А. Портфолио школьника как результат формирования его культуры самостоятельной работы //European Social Science Journal. 2011. №6.С.210-217.
- Коновалов С.В., Козырева О.А., Чурин Н.А. Возможности уточнения педагогических условий оптимизации моделирования предметно-педагогических презентаций в модели подготовки будущих педагогов по ФК // Современная педагогика. 2015. № 5. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/05/4346
- Козырева О.А. Моделирование как средство формирования культуры самостоятельной работы // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2010. №1(2). С.101-110.
- Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
- Козырева О. А. Специальная педагогика : учебное пособие для студентов пед. вузов специальности «033100 – Физ. культура». Новокузнецк : КузГПА, 2010. 114 с. [+CD].
- Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Введение в педагогическую деятельность» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 55 с. ISBN 978–5–85117–739–2.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «История педагогики и образования» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 45 с. ISBN 978–5–85117–740–8.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Методика воспитательной работы» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 54 с. ISBN 978–5–85117–741–5.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Практическая педагогика» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 49 с. ISBN 978–5–85117–743–9.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 53 с. ISBN 978-5-85117-742-2.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Нормативно-правовое обеспечение образования» : учеб.-метод. пособ. для студ.-бакал. напр. подготовки «050100 – Пед. образование». М. : МИФИ, 2014. 52 с.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Общие основы педагогики» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров напр. подготовки «050100 – Пед. образование». М. : МИФИ, 2014. 48 с.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Теория обучения» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Пед. образование». М. : МИФИ, 2014. 44 с.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Управление образовательными системами» : учеб.-метод. пособ. для студ.-бакал. напр. подготовки «050100 – Пед. образование». М. : МИФИ, 2014. 56 с.
- Свинаренко В. Г., Бойкова И. В., Кононцова Я. С. Практическая педагогика: лабораторные работы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «44.03.01 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2015. 80 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 48 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 40 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика: контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 46 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 64 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 62 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 63 с.
- Макарова Л.Н., Инкина С.Г., Козырева О.А. Возможности оценки сформированности компетенций в модели летней педагогической практики студентов-бакалавров направления подготовки «44.03.01 – Педагогическое образование» // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 10. URL: http://human.snauka.ru/2015/10/12819
- Козырева О. А. Моделирование уровневой технологии обучения как средство формирования и развития культуры самостоятельной работы студентов педагогической академии // Сибирский педагогический журнал. 2010. №7. С.192-203.
- Козырева О. А. Моделирование уровневой технологии обучения как средство формирования и развития культуры самостоятельной работы студентов педагогической академии // Сибирский педагогический журнал. 2010. №6. С.313-323.
- Козырева О. А. Теория и практика уровневого обучения : учебно-методическое пособие для студентов, аспирантов, учителей и слушателей ИПК. Новокузнецк : КузГПА, 2005. 207 с. ISBN 5–85117–088–3.
- Козырева О. А. Теория обучения. Педагогические технологии : программа и контрольно-измерительные материалы : курс занятий для студентов педагогических специальностей. Новокузнецк : КузГПА, 2007. 359 с. [+приложение на CD]. ISBN 978–5–85117–270–0.
- Козырева О. А. Теория обучения. Педагогические технологии: программа и контрольно-измерительные материалы: курс занятий для студентов педагогических специальностей заочной формы обучения. Новокузнецк : КузГПА, 2007. 209 с. [+CD].
- Козырева О. А. Программа и контрольно-измерительные материалы курса “Дидактика. Педагогические технологии” : учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов. – Новокузнецк : КузГПА, 2005. 121 с. ISBN 5–85117–124–3.
- Козырева О. А. Уровневое обучение : теория и практика в современной системе образования : учебно-методическое пособие. Новокузнецк : МОУ ДПО ИПК, 2007. 427 с. [+приложение на CD]. ISBN 5–7291–0418–9.
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Разноуровневая технология изучения темы … в структуре подготовки будущих педагогов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/11/13079
- Абдурахимов С. М., Зубанов В. П., Козырева О. А. Специфика уровневого изучения курса «Теоретическая педагогика» будущими педагогами по физической культуре // Тенденции развития психологии и педагогики : сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 20 марта 2015 г.). Уфа: Аэтерна, 2015. С. 3-4.
- Артюшин К. Ю., Платоненко А. И., Острякова С. В. Специфика и качество уровневого обучения в структуре изучения педагогических дисциплин // Наука и современность : сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 8 декабря 2014 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2014. С.128-129.
- Басалаева А. В., Зубанов В. П. Уровневое построение изучения дидактического материала курса «История педагогики и образование» как продукт современного профессионально-педагогического знания // Фундаментальные и прикладные научные исследования: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 13 июня 2015 г.). Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.110-112.
- Зубанов В. П., Гайко Н. М., Стройкина Л. В. Специфика уровневого изучения курса «Введение в педагогическую деятельность» как ресурс гуманистической парадигмы современного образования // Инновационные процессы современности: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 28 дек. 2014 г.). Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2014. С.185-187.
- Зубанов В.П., Воронова К.В., Острякова С. В. Возможности моделирования уровневой технологии изучения темы «методы обучения» в структуре изучения курса «Теоретическая педагогика» // Наука в современном мире: приоритеты развития: сб. тр. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 15-16 января 2015 г.); отв. ред. О. Б. Нигматуллин. Уфа: Ника, 2015. С.29-31.
- Шеянов П. А., Козырева О. А., Платоненко А. И. Определение уровней качества изучения курса «История педагогики и образования» как профессионально-педагогическая проблема // Роль психологии и педагогики в развитии общества : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 22 авг. 2014 г.). Уфа : Аэтерна, 2014. С. 59-61.
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Адаптивные учебные пособия в структуре подготовки будущих педагогов-психологов направления подготовки – «Психолого-педагогическое образование», профиля подготовки «44.03.02 – Психология образования» как условие гуманизации образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. №10. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58150
- Свинаренко В. Г., Бокова Е. В., Козырева О. А. Специфика определения адаптивной и акмеверифицированной составляющих педагогической деятельности // Психология и педагогика: теоретический и практический взгляд : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 23 авг. 2015 г.). Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2015. С.90-92.
- Бойкова И.В., Иванченко С.И., Шварцкопф Е.Ю. Культура самостоятельной работы личности как продукт современного образования и здоровьесберегающей педагогики // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58589
- Бойкова И.В., Червяков А.А., Шварцкопф Е.Ю. Некоторые особенности верификации качества решения задач развития личности в модели здоровьесберегающей педагогики // Совр. науч. иссл. и инновации. 2015. № 10. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58592
- Бойкова И.В., Шварцкопф Е.Ю., Чернопазов Р.В. Специфика и возможности изучения курсов современной педагогики в модели подготовки будущих педагогов по физической культуре // Совр. педагогика. 2015. № 10. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/10/5001
- Зубанов В.П., Меркушева Э.А., Бармашов А.Г. Некоторые аспекты изучения курса «Биомеханика и спортивная метрология» в структуре вузовской подготовки будущих педагогов по физической культуре // Психол., социол. и педагогика.2015.№1(40).С.52-67.
- Зубанов В.П., Руденко Е.Н., Шварцкопф Е.Ю. Некоторые особенности социализации и самореализации подростка в структуре занятий футболом // Психология, социология и педагогика. 2014. № 12 (39). С.21-23.
- Зубанов В.П., Фролов М.П., Свинаренко В.Г. Специфика реализации идей продуктивного формирования и развития будущего педагога: модели, история и практика // Современные научные исследования и инновации. 2015. №9. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57687
- Изюрова М.В., Бойкова И.В., Зубанов В.П. Исторический подход в детерминации и визуализации возможностей педагогической деятельности в модели современной профессионально-педагогической подготовки // Современная педагогика. 2015. № 10. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/10/4951
- Изюрова М.В., Бойкова И.В., Зубанов В.П. Специфика и возможности педагогического моделирования в подготовке и организации современного воспитания обучающихся // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58039
- Похоруков О.Ю., Дробышев В.В., Свинаренко В.Г. Некоторые возможности саморазвития будущего педагога по физической культуре в структуре изучения педагогических дисциплин // Современная педагогика. 2015. № 10. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/10/4994
- Саломатин А.Г., Саломатина Е.Б., Свинаренко В.Г. Специфика и нюансы социализации и самореализации личности обучающегося и педагога в системе непрерывного профессионального образования // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 9. URL: http://human.snauka.ru/2015/09/12652
- Саломатин А.Г., Свинаренко В.Г., Саломатина Е.Б. Здоровьесбережение как ценность и продукт формирования культуры самостоятельной работы личности // Психология, социология и педагогика. 2015. № 9. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/09/5857
- Саломатина Е.Б., Саломатин А.Г., Свинаренко В.Г. Возможности детерминации идей гуманизма и здоровьесбережения в работе педагога по физической культуре // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57782
- Свинаренко В.Г., Саломатин А.Г., Саломатина Е.Б. Детерминация идей профессионального саморазвития педагога в модели непрерывного профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58030
- Щукин П.С., Бойкова И.В., Шварцкопф Е.Ю. Специфика выбора модели саморазвития и самореализации личности в системе непрерывного профессионального образования // Психол., социол. и педагогика. 2015. № 10. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/10/6012
- Козырева О. А. Управление образовательными системами : учебное пособие для студентов педагогических вузов. Новокузнецк : КузГПА, 2010. 97 с. [+DVD].