Современное интернет пространство характеризуется не только активным развитием и увеличением количества социальных сетей, но и феноменом глобализации, который с одной стороны, способствует развитию социальных контактов, но с другой стороны способствует нарушениям реальных контактов (реального общения). Сам термин интернет «Internet» состоит из двух частей: Inter – между и Net – сеть, т.е. это единство разнообразных компьютерных сетей. Система Internet, появившаяся в конце 1970-х гг., на современном этапе включает в себе пространство для общения и самопрезентации на различном уровне. Привлеченные простотой и легкостью общения, анонимностью и демократичностью Интернета, большое количество людей разных возрастов и социальных групп проводят в сети значительную часть своего времени. Интернет предоставляет людям неограниченные возможности не только в освоении технических удобств коммуникации, включая международную, но и в освоении психологии себя самого и других людей. С развитием сети Интернет система «человек — компьютер» постепенно заменилась на новый вид взаимодействия «человек — компьютер — человек», который, с одной стороны, «очеловечивает» технику, с другой — позволяет выделять и реализовывать различные ипостаси своего «Я», расширяя возможности коммуникации человека вообще. Самое ценное в социальных сетях – это информация. Основой Интернет-сетей является информация, хранящаяся и периодически обновляемая в ее узловых элементах. Это учетные записи или аккаунты пользователей, посредством которых они сообщают о себе некоторой компьютерной системе. Контент в зависимости от мотивации может быть текстовым, видео, фото и (или) аудио-форматом.
В современных работах, посвященных различным аспектам социальной психологии и культурологии все чаще делается акцент, что современная культура это «визуальная культура». Такой, так называемый, визуальный поворот увеличил интерес к изучению фотографии в психотерапевтическом, социологическом, культурологическом и других контекстах. В тоже время, как отмечает В.А. Лабунская «вопреки диктату «визуальной культуры», социальная психология могла бы трактовать «выражение человека» – как выявление индивидуальности, того, что трудно тиражировать, но на основе чего легко распознать, выделить, как конкретную личность, так и группу» [1]. Отсюда на первый план выходит анализ проявления индивидуальных особенностей через «визуальный компонент» и изучение особенностей самопрезентации в условиях реального и виртуального общения. Если реальное общение и особенности самопрезентации в рамках непосредственного общения изучены как в российской, так и зарубежной психологии, то виртуальное, опосредованное, общение является объектом изучения последние десятилетие. Это связано с развитием социальных сетей и активностью их посещения. Виртуальная личность позволяет создать человеку «ложную возможность» выхода из своего тела. Скрыть пол, возраст, этническую принадлежность. Существует большое количество способов самопрезентаций в виртуальном пространстве – от ника (виртуального имени), которое может совпадать или не совпадать с реальным (паспортным); аватара (фотографии на главной странице профайла) до личной информации, хобби, образовании и т.д. Кроме того, одним из способов создания самопрезентации является публикация фотографий, портретов и «selfie» (в русском варианте его называют «самощелк», «селфи» или «авторпортрет»). Особенность данного автопортрета заключается в том, что чаще всего он выполняется с расстояния вытянутой руки или через зеркало, и является способом экспресс-самопрезентации себя в интернет пространстве и таких социальных сетях как facebook*, vk, myspace и instagram*. Такого рода автопортрет отражает состояние, внешний вид человека «здесь и сейчас», что соотносится с социально-психологическим подходом к фотографии как «социально-психологическое явление, визуальный конструкт, включающий кинесико-проксемические параметры взаимодействия, культурные и социальные символы, несущие информацию о гендерно-возрастных, статусно-ролевых и ценностно-смысловых аспектах бытия личности» [2]. Кроме того, в современном мире наблюдается активное развитие информационных технологий, которое приводит к формированию новых технических и психологических феноменов, в том числе: «виртуальной реальности» и «киберпространства». Количество пользователей социальных сетей увеличивается, в связи с простотой и легкостью общения, анонимностью и демократичностью Интернета. Одним из ярких явлений последнего десятилетия является формирование социальных сетей, в рамках которых каждый человек может создать web-страницу, профайл, который будет включать описание его личности и графическое изображение (аватар) данной личности, а также наполнение профайла личными фотографиями.
Анализ социально-психологической литературы показал, что проблема самопрезентации изучалась как в зарубежных (И. Гоффман, Дж. Тедеши и М.Риеса и др.), так и в российских работах (В.А. Лабунская, И.П. Шкуратова). Начиная с 90х годов категория самопрезентации стала активно исследоваться отечественными авторами (Н.В. Амяга, Ю.М. Жуков, Е.В. Михайлова и др.). Различными авторами осуществляются исследования самопрезентации в виртуальной среде (Н.С, Козлова, И.Р. Сушков и др.), однако формирование виртуальной самопрезентации по-прежнему является малоизученной проблемой, что обуславливает ее особую актуальность, кроме того развитие отдельных социальных сетей и способов размещения личной информации, а также условная анонимность формирует новые, отличные от существующих в реальности, способов самопрезентации, отношения к ней и интерпретации.
Как отмечает О.А. Пикулёва [3] существуют следующие тактики опосредованной самопрезентации: демонстрация открытости (установка на открытость, готовность к взаимодействию); косвенная самопрезентация социально-одобряемых качеств (акцент на разносторонности, образованности, интеллектуальности субъекта самопрезентации); демонстрация включенности в разные стороны жизни (акцент на активности, разносторонности, самораскрытие через интересы); демонстрация принадлежности к группе (самораскрытие через социальные роли, демонстрация причастности к группе); широта самораскрытия (использование широкого спектра самоописательных личностных характеристик); демонстрация своей коммуникативной привлекательности (информации, представляющей автора страницы как человека интересного, разностороннего, коммуникативно-привлекательного). Все эти способы самопрезентации выражаются через: заполненность страницы (внесение личной информации), статуса (короткой фразы, отражающей эмоционально состояние автора) и фотографии (аватара, другие личные фотографии)
Заголовки зарубежных изданий, таких как NewYork Magazine, Time и другие, все чаще обращаются к феномену самопрезентации через селфи (фото-автопортерт), описывая его как яркое проявление нарциссизма, а также одиночества человека (у него нет друга, который мог бы сделать его портрет). Так J.Wortham отмечает, что селфи – это борьба человека за то, что бы предъявить себя окружающему миру, при этом, важно именно отразить себя «здесь и сейчас», донести до зрителя определенный момент своей жизни и свое отношение к нему, поскольку «фотография зачастую лучше любого текста» [4]. Другой аспект, связанный с автопортретом в целом и феноменом селфи связан именно с аспектом презентации себя для Другого, это запечатленный невербальный образ, связанный с рассказом другим (друзьям, знакомым, не знакомым людям) о себе и о событиях свой жизни. Как отмечают О.А. Герасимова и В.А. Лабунская [5] «конструирование внешнего облика, трактуемое как конструирование образа для других или переконструирование образа о себе у других и у самого себя о себе, является всегда связанным с определенными жизненными событиями». Авторы отмечают, что внешний облик не только формирует социально-психологический образ человека, раскрывает его гендерную, возрастную идентичность другим, указывает на стратификационные характеристики, но отраженный самим субъектом, интерпретируемый и оцениваемый им, внешний облик раскрывает «Я» личности для нее самой, а отношение к своему внешнему облику, его оценка становятся показателями отношения к себе личности, показателями ожидаемых отношений со стороны.
Как мы уже отмечали ранее [6-9], сам феномен «селфи» нельзя назвать явлением последних лет, поскольку автопортрет и фото-автопортрет известны довольно давно, однако социальные сети вывели данный феномен на новый уровень. В целом, автопортрет и портрет два феномена которые сопровождают человечество еще с древних времен. Первые следы изобразительной деятельности – скальные рисунки (многочисленные изображения древних охотников и животных) обнаружены в палеологических пещерах (палеозойская эра). Содержанием сознания первобытного человека являются представления о видимой природе (небе, воздухе, земле, светилах, воде) в звериной форме, древний человек не понимал своих эмоций, мыслей не выделял себя из окружающего природного мира. Первые отпечатки «самости» находят воплощение в отпечатках человеческой руки. Автопортрет является общей формой: потому что он может быть художественным, скульптурным, литературным и вместе с тем уникальной формой в которой осуществляется самопознание. Но в психологии сложилась традиция относиться к различного рода визуальным репрезентациям, как к иллюстрациям, не имеющим самостоятельного научного значения. Данная традиция нарушается в небольшом количестве работ, утверждающих, что визуальные образы передают чаще всего невербализуемые смыслы и нуждаются в особой методологии исследования. В них также отмечается неизбежность противоречий между вербальными и визуальными репрезентациями тех или иных психологических явлений. В психологии фотографии используются в нескольких аспектах: как метод социальной идентификации; как внешний аналог памяти; как фактор отношения личности к своей жизни; как форма отраженного внешнего облика, несущая информацию о его динамических, среднеустойчивых и устойчивых особенностях; как средство психодиагностики, психокоррекции и психотерапии; как коммуникативное средство; как новое направление – визуальная психосемиотика.
Рассматривая историю данного феномена J. Saltz [10] отмечает что селфи – это «искусство на расстоянии вытянутой руки», которое изменило социальное взаимодействие, язык тела, самосознание, категории конфиденциальности, общественной нормы и юмора. Это стало новым визуальным жанром, хотя первое селфи появилось в 1839 году.
Также существует автопортрет молодой Анастасии Николаевны (дочери последнего русского царя), который она сняла через отражение в зеркале, снимок датирован 1914 годом, так в письме, которое сопровождало фотографию, 13 летняя Анастасия написала: «Я сделала эту картину смотря в зеркало. Это было очень сложно, так как мои руки дрожали».. В целом, начало ХХ века ознаменовалось интересом к фотографии и появлению автопортрета (с использованием треноги или зеркала). В 1955 году Борис Полевой, ездивший в США, побывал у Поля Робсона. Писатель, не расстававшийся с аппаратом «Зоркий 3-С», беседуя, запечатлел самого себя и сидевшего рядом с ним гостеприимного хозяина. Существуют фото-автопортреты выполненные Дж. Ленноном, папа римский Франциск выкладывает для своей 60-миллионной интернет-аудитории фото-автопортретя, на которых он запечатлён с посетителями Ватикана.
Некоторые авторы отмечают, что «доступность» себя в качестве модели автопортрет становится весьма популярным жанром. Однако начало XXI века, развитие цифровых фотоаппаратов, появление мобильных телефонов со встроенными камерами – вывели автопортрет на новый уровень, придали особое значение таким фотографиям. Феномен селфи захлестнул интернет пространство в 2005-2011 году, хотя первое упоминание относят к 2002 году (интернет-форум в Австралии), а в 2013 было введено в Оксфордский словарь, а сотрудники Оксфордского университета, назвали selfie словом года, в связи ростом использования термина. В русском варианте его называют «самощелк» или «фотографический автопортрет». Особенность данного автопортрета заключается в том, что чаще всего он выполняется с расстояния вытянутой руки или через зеркало, и является способом самопрезентации себя в интернет пространстве и таких социальных сетях как facebook*, vk, myspace и instagram*. Таким образом, снимок сделанный на смартфон, телефон или веб-камеру дополняет опосредованное взаимодействие дополнительной невербальной информацией (использование селфи для отражения эмоций в переписке), или, в отсутствии непосредственного партнера по общению – всем друзьям. Как отмечает J.Franco «в наш век социальных сетей, селфи это новый способ смотреть кого-то прямо в глаза и сказать: «Здравствуйте, это я!» [11]. Однако большинство авторов склонны считать селфи проявлением нарциссизма, и социального одиночества. Кроме того важно отметить, что большинство работ, как российских, так и зарубежных относятся к научно-популярным и не подкрепляются эмпирическими исследованиями. Однако на ровне с этой имеется иная позиция, что селфи это способ документального отчета о своей жизни, путешествии ит.д., поскольку фотография (в отличии от картины) -по своей природе документальна, а значит, она является достоверным источником информации. И если ранее фотография оценивалась как элемент истории, который нес информацию потомкам, то основной чертой современной, цифровой фотографии – является ее сиюминутная реальность. Кроме того автопортрет (и в частности селфи) является способом создания «образа Я», а также является отражением «Я – для – другого».
В целом исследования самопрезентации себя в социальных сетях посвящены качеству и количеству информации в целом и особенностям выбора фотографий для демонстрации себя. Так в исследовании, посвященном социальным сетям Hum N. J., Chamberlin P. E., Hambright B. L., Portwood A. C., Schat A. C., Bevan J. L. [12] изучала гендерные особенности выбора фотографий и наполнение контента на facebook*. Авторы отметили, что не существует гендерных различий в выборе персональных фотографий, и наполнении контента по количеству и качеству изображений, следует отметить, что в данном исследовании анализировались профайлы молодых людей и девушек от 18 до 23 лет, студентов колледжа или университета. По результатам качественного анализа, было выявлено, что молодые люди выбирают фотографии, которые демонстрируют их активность, они корректны и правдивы, примерно в 98% случаев.
Как подчеркивают A. Vasalou, A. N. Joinson [13, 14], выбор аватара зависит и от среды, в которой находится человек, так существует три основных социальных он-лайн среды: блоги, знакомства и игры. Люди, которые ведут блоги – выбирают фотографии наиболее честно отражающих их реальный физический облик, для знакомств – выбирают фотографии, которые могут быть наиболее привлекательны для противоположного пола, а аватар для игр, выбирается такой, что бы максимально передать интеллектуальные способности хозяина профайла. Кроме того, авторы данного исследования изучили, на сколько характеристики, которым наделяют «аватар» совпадают с теми, которые человек приписывает себе. В ходе данного исследования ученые выявили, что не зависимо от среды из 71 человек, 82% наделяют свой аватар такими же характеристиками, как и себя в реальной жизни.
Chen B., Marcus J. [15] показали, что студенты в основном пользуются социальными сетями для поддержания реальных контактов, и поэтому их страницы обладают высокой степенью открытости (нет закрытой, приватной информации) и заполнены страницы довольно честно, наибольшее количество информации о себе раскрывают экстраверты. Как отмечают авторы, важно понимать, что для современной студенческой молодежи важно презентировать себя в интернет пространстве также, как они делают в общении «лицом к лицу». Кроме того, те кто испытывает трудности в реальном общении, также испытывает трудности в интернет пространстве. Что в целом соотносится с позицией создания «виртуальной татуировки» [7], некий «отпечаток» нас в сети. Facebook*, tweeter, а для российской молодежи – вконтакте и одноклассники. Данный термин показывает интересную взаимосвязь, которая действительно отражает современные тенденции – восприятия профайла в сети, как некое отражение внутреннего мира человека. Кроме того, говоря о роли внешнего облика В.А. Лабунская [16-18] отмечает, что «внешний облик – становится одним из важнейших средств построения типологий, выделения и распознания определенных социальных групп, страт, описания стилей жизни. … Внешний облик человека становится способом визуальной коммуникации и стратификации». Таким образом, и селфи, являясь отражением внешнего облика здесь и сейчас, может являться основанием для визуальной коммуникации и стратификации, для выбора партнера по общению, для оценки его успешности, привлекательности и т.д. А, кроме того, это способ создать управлять впечатлением о себе, создавая необходимый имидж и отношение.
Однако, что бы рассмотреть социально-психологические особенности феномена селфи, на наш взгляд, важно проанализировать, на сколько данный феномен распространен в России, и какие существуют поло-возрастные особенности самопрезентации в интернет – пространстве. Для этого мы проанализировали 400 страниц в различных социальных сетях, 183 женщины и 217 мужчин возраст от 18 до 55 лет (среднее значении 28 лет). Страницы были выбраны в социальной сети vk.com через поиск с заданными параметрами (возрастной диапазон от 18 до 55 лет, страна проживания Россия), далее выбирались открытые для просмотра страницы в случайном порядке, мы фиксировали наличие и количество портретов (фотографий с изображением владельца страницы) и селфи-портретов, нами были проанализированы только те страницы, на которых имелся хотя бы один фото – автопортрет.
На первом этапе мы провели корреляционный анализ полученных данных, и выявили, что (таблица 1) существует обратная корреляционная связь между возрастом и количеством селфи-фотографий, и прямая связь между количеством фотографий и селфи-фотографий на странице в социальной сети. Таким образом, чем больше фотографий, тем больше процент селфи-фотографий, и чем старше автор страницы в социальной сети, тем меньше у него селфи-фотографий. Однако это не влияет на общее количество фотографий, и все проанализированные нами анкеты содержали хотя бы 1 фотографию-селфи, что говорит о том, что респонденты старшей возрастной группы имеют необходимые навыки для того, что бы публиковать селфи-портреты.
Таблица 1. Данные корреляционного анализа
Variable | Correlations p < ,05000 N=400 | ||||
|
|
|
|||
|
1,000000 | -0,040560 | -0,257095 | ||
|
-0,040560 | 1,000000 | 0,525396 | ||
|
-0,257095 | 0,525396 | 1,000000 |
В тоже время, такие показатели могут косвенно указывать на отношение к такому роду самопрезентации, как самопрезентация через селфи. Мы также видим необходимость в расширении выборки с позиции возраста, что бы рассмотреть особенности самопрезентации.
На втором этапе мы проанализировали различия между мужчинами и женщинами, применив Т-критерий Стьюдента (таблица 2).
Таблица 2. Данные Т-критерия Стьюдента
Variable | T-tests | ||||
|
|
|
|||
|
272,9016 | 29,01852 | 13,21666 | ||
|
23,1093 | 3,60369 | 14,23855 |
Исходя из анализа полученных данных, мы можем говорить, что существуют значимые различия между количеством фотографий (t=13,21; p≤0,05) и селфи-фотографий (t=14,23; p≤0,05) у мужчин и женщин. При этом у женщин значимо больше фотографий в целом и селфи фотографий, однако если перевести эти показатели в процентное отношение, то мы можем увидеть, что у женщин селфи-фотографии представляют 8% от общего количества фотографий, в то время как у мужчин этот показатель приближается к 10%. Данную тенденцию мы можем объяснить ролью социальных контактов для женщин, у них много фотографий с различных мероприятий, торжеств, они чаще склонны фиксировать различные события своей жизни. В тоже время у мужчин больше фотографий подчеркивающих определенный статус (автомобили, часы, рабочий стол) и портреты, а в современном пространстве – автопортреты, т.е. селфи.
Как мы говорили ранее, феномен селфи получает все новые формы и названия. Так, в зависимости от того где и как сделан селфи существуют релфи (relfie relationship selfie) – автопортрет с любимым или близким человеком был так назван социологами из Гарвардского университета; felfie (farmer selfie). Кроме того существует сайт http://selfiemeter.com/который помогает оценить свое селфи. А самыми популярными хэштегами января-февраля 2014 года были #selfiegame и #selfieolympics. А в 2011 году Скарлетт Йохансон опубликовала селфи из ванной отеля, где во втором зеркале за ней была видна ее обнаженная спина, на этой волне открылся сайт http://scarlettjohanssoning.com/ где все желающие могли повторить данное селфи и выложить на общее обозрение. Проводят конкурсы на лучшее селфи (ресурсhttp://www.photographer.ru/events/review/6233.htm) ит.д. Интерес к селфи-портретам не снижается, о чем говорит появление в магазинах не только обычных моноподов (трость с креплением для телефона или аппарата, что бы делать селфи с бОльшего расстояния), но и моноподов с ручкой в виде человеческой руки, которая создает иллюзию, что вы держите фотографа за руку. В современной литературе посвященной селфи выделяют 6 основных типов: селфи со знаменитостью; «здоровое селфи» (в тренажерном зале или с иными атрибутами фитнесса и спорта); селфи с едой; селфи в примерочной (сюда также относятся фотографии сделанные дома в момент примерки разных нарядов); селфи на пляже (или другом месте отдыха) и селфи-уточки (с характерно вытянутыми губами). На волне интереса к селфи в 2014 году вышел молодежный сериал «Селфи» описывающий все проблемы современной молодежи, который каждый шаг своей жизни фиксируют в социальных сетях сопровождая их снимком.
Однако, кроме проблемы нарциссизма, которую чаще всего связывают с исследованием фотографий представленных в интернет пространстве, на наш взгляд, необходимо принимать в расчет потребности в самопрезентации и возможность их реализовать в повседневной жизни.
Таким образом, мы не можем говорить о том, что феномен селфи в большей степени характерен для девушек и, в дальнейшем, мы планируем построить исследование таким образом, что бы фиксировать только снимки на которых есть респондент и расчитать процент селфи-фотографий. В то же время, данные, полученные нами о количестве фотографий в социальных сетях, соотносятся с результатами наших предыдущих исследований, а также общей тенденцией изучать особенности самооценки внешнего облика, оценки собственной привлекательности на женской выборке. Это обусловлено динамикой трансформации сложившихся гендерных отношений и связанных с ними экономических преобразований. Начиная со второй половины двадцатого века «женские» и «мужские» исследования развиваются как самостоятельные направления в гуманитарных науках, выводом которых стал отказ от «смешения» мужских и женских представлений о самых разнообразных культурных, социальных и иных явлениях. Однако для более глубокого понимания данного феномена, необходимо изучить не только особенности самопрезентации, но и личностные особенности участников исследования, их мотивы самопрезентации, нарциссизм, а также особенности самоотношения и самовосприятия.
Кроме того рассматривая автопортрет как наиболее зрелую форму самовыражения личности, под спецификой автопортрета мы понимаем высокую рефлексию, обращение автора к своему внутреннему состоянию. Однако, в эпоху технического прогресса автопортрет преобразовывается в фотографический снимок. В свою очередь феномен селфи получает все новые формы и названия, но в тоже время изучается вскользь, скорее как элемент интернет-зависимости, чем самостоятельный феномен, характерный рефлексией. В качестве продолжения данной темы мы видим необходимость разработки исследования, которое будет включать оценку селфи-портретов как объектами, так и субъектами исследования, с позиции самовыражения и рефлексии.
*Социальная сеть принадлежит компании Meta, признанной экстремистской и запрещённой на территории РФ.
Библиографический список
- Лабунская В.А. Экспрессия человека и ее изучение в контексте гуманитарной социальной психологии // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2005. Т. 51. № 7. С. 176-177.
- Лабунская В.А. Интерпретация невербального поведения в межличностном общении // автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук, М., 1989.
- Пикулева О.А. Социальная психология самопрезентации личности // диссертация…. доктора психологических наук, СПб, 2014.
- Wortham J. My Selfie, Myself // NY Times, Oct 20 2013 [Электронный ресурс] http://www.nytimes.com/2013/10/20/sunday-review/my-selfie-myself.html?pagewanted=all&_r=0 (дата доступа 4.03.2015)
- Герасимова О.А., Лабунская В.А. Влияние выраженности феминности-маскулинности на самооценки компонентов внешнего облика на различных этапах жизненного пути // Северо-кавказский психологический вестник. № 2. 2004. стр. 131 – 137.
- Погонцева Д.В. Самопрезентация в киберпространстве // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2012. № 2 (4). С. 66-72.
- Погонцева Д.В. Презентация в социальной сети как создание виртуальной татуировки // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2013. № 1. С. 92-98.
- Погонцева Д.В. Формирование впечатления средством виртуального общения // Научно-методический электронный журнал “Концепт”. 2013. № 1 (17). С. 135-141.
- Погонцева Д.В. Selfie как современный социально-психологический феномен // Научно-методический электронный журнал “Концепт”. 2013. № 12 (28). С. 111-115.
- Saltz J. Art at Arm’s Length: A History of the Selfie // Vulture 27.01.2014 [Электронный ресурс] http://www.vulture.com/2014/01/history-of-the-selfie.html (дата доступа 4.03.2015)
- Franco J. The Meanings of the Selfie // NY Times, Dec 26 2013 [Электронный ресурс] http://www.nytimes.com/2013/12/29/arts/the-meanings-of-the-selfie.html?_r=0 (дата доступа 4.03.2015)
- Hum N. J., Chamberlin P. E., Hambright B. L., Portwood A. C., Schat A. C., Bevan J. L. A picture is worth a thousand words: A content analysis of Facebook profile photographs // Computers in Human Behavior, 2011, №3. р.211-225.
- Vasalou A., Joinson A. N. Me, myself and I: The role of interactional context on self-presentation through avatars // Computers in Human Behavior, 2009, №25 р. 510–520
- Vasalou A., Joinson A., Banziger T., Goldie P., Pitt J. Avatars in social media: Balancing accuracy, playfulness and embodied messages // Int. J. Human-Computer Studies 2008, №66, р. 801–811.
- Chen B., Marcus J. Students self-presentation on Facebook: An examination of personality and self-construal factors // Computers in Human Behavior, Volume 28, Issue 6, November 2012, p. 2091-2099.
- Лабунская В.А., Наровская Я.Б. Типы преобразования внешнего облика как отражение направленности преобразовательной активности субъекта в социальном общении // Мир психологии. 2006. № 4. С. 96-104.
- Лабунская В.А О смысловом пространстве невербального общения // Российский психологический журнал. 2014. Т. 11. № 3. С. 93-109.
- Лабунская В.А. Экспрессия человека и ее изучение в контексте гуманитарной социальной психологии // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2005. № 7 (51). С. 176-177
- Бзезян А.А. Влияние гендера этнокультурного типа внешнего облика на степень позитивности оценки // Психология и психотехника. 2014. № 1. С. 83-90.
- Погонцева Д.В., Гринькова Е.А. Особенности самопрезентации музыкантов в интернет-пространстве // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 8-2 (40). С. 170-173.
- Погонцева Д.В., Гринькова Е.А. Selfie – как способ самопрезентации музыкантов и не музыкантов // Психология, социология и педагогика. – Апрель 2014. – № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/04/2974