В образовании решается одна из важных задач общества, обеспечение квалифицированными специалистами в различных областях трудовой деятельности. Каждая отдельная личность является частью общества, и постоянно взаимодействует с ним. При этом общественное благополучие будет способствовать успешности каждого человека.
«Воспитание» предполагает обоюдную направленность и на интересы детей, и на общественные потребности. А именно, термин «воспитание» – это деятельность, целью которой является всестороннее развитие личности воспитуемого, создание условий для самореализации и самоопределения человека и гражданина на основе ряда ценностей в интересах семьи, государства и общества. В процессе обучения необходимо создать условия для повышения как умственного, так и эмоционального интеллекта.
Теория воспитания – исторически сложившийся и окончательно сформировавшийся в XIX в. раздел педагогической науки. В 1806 г. И.Ф. Гербарт (немецкий педагог) издал труд «Общая педагогика, выведенная из цели воспитания», в которой дал научное построение теории воспитания.
Выделяют следующие виды воспитания:
1. нравственное,
2. физическое,
3. эстетическое,
4. трудовое и др.
К основным факторам (движущим силам) воспитания личности относятся:
1. Природные, наследственные факторы.
2. Институты воспитания (семья, образовательные учреждения и др.)
3. Межличностное взаимодействие.
4. Исторический этап развития общества.
5. Культурные национальные факторы.
6. Средства массовой информации.
7. Возрастная субкультура.
В профессиональной деятельности педагогические работники выбирают и используют методы воспитания в зависимости от существующих условий и возможностей. Такими условиями являются:
- знания поставленных целей и задач воспитания;
- возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
- времени воспитания;
- интересов и потребностей обучающихся;
- их социального окружения;
- уровня сформированности группы, в которую они входят;
- ожидаемых результатов;
- собственных возможностей педагога.
С такими понятиями, как «воспитание», «обучение», «развитие личности» связано понятие «социализация».
В самом широком смысле понятие социализации трактуется как процесс и результат социального развития человека. Социализация относится к тем явлениям, посредством которых человек учится жить в обществе и эффективно взаимодействовать с другими людьми. Формирование способности личности к жизни в данном обществе на основе присвоения социальных ценностей и способов социально адаптированного поведения называется социализацией.
Все инновационные процессы носят системный характер. Именно взаимосвязь обучения и воспитания, как двух составляющих процесса образования, представляет комплексный подход к формированию молодого поколения современного российского общества.
В законе отмечено, что воспитание направлено также на формирование у юных граждан России:
- гражданственности;
- чувства глубокого уважения к памяти защитников Родины и их подвигам;
- патриотизма в самом положительном его проявлении;
- чувства законности; уважения к труду и старшему поколению, друг другу.
В современной общедоступной информационной среде формируются ценностные ориентиры, которые при разнообразии источников могут быть как конструктивными, так и деструктивными. В этих условиях для достижения поставленных воспитательных целей, отвечающих указанным выше направлениям, необходимо организовать методическое обеспечение преподавателей.
Библиографический список
- Загвинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учебное пособие для студентов высшего педагогического учебного заведения. – М. Издательский центр «Академия», 2001-192 с.
- Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учебное пособие для студентов высшего педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК. – 4-е изд., перераб. и доп. –М. Юрайт –М, 2001-607 с.