УДК 159.9

ПОЛОВОЗРАСТНАЯ СПЕЦИФИКА ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ СЕБЯ В ИНТЕРНЕТ – ПРОСТРАНСТВЕ

Погонцева Дарья Викторовна
Южный федеральный университет
Академия психологии и педагогики

Аннотация
В статье рассматривается проблема создания автопортрета и самопрезентации себя через автопортрет в социальных сетях. Делается вывод о том, что фото-автопортрет, является отражением внешнего облика здесь и сейчас, и может являться основанием для визуальной коммуникации и стратификации. При этом поло-возрастные аспекты могут влиять на способы самопрезентации в интернет пространстве. Приводится анализ феномена "селфи", который является способом экспресс презентации в интеренет пространстве, отображая взгляд человека на себя со стороны (я глазами Другого). Приводится анализ 400 страниц в различных социальных сетях, 183 женщины и 217 мужчин возраст от 18 до 55 лет. Выявлены значимые различия в самопрезентации мужчин и женщин, а также зависимость количества и качества фотографий от возраста. Данные полученные нами соотносятся с результатами наших предыдущих исследований, а также общей тенденцией изучать особенности самооценки внешнего облика, оценки собственной привлекательности на женской выборке. Однако для более глубокого понимания данного феномена, необходимо изучить не только особенности самопрезентации, но и личностные особенности участников исследования, их мотивы самопрезентации, нарциссизм, а также особенности самоотношения и самовосприятия.

Ключевые слова: аватар, автопортрет, возраст, Интернет, пол, презентация, самопрезентация, селфи, социальная сеть, фотопортрет


AGE AND GENDER PRESENTATION ITSELF IN THE INTERNET - SPACE

Pogontseva Daria Viktorovna
Southern Federal University
Academy of psychology and pedagogy

Abstract
The article deals with the problem of creating a self-portrait and self-portrait self itself through the social networks. The conclusion is that the photo self-portrait is a reflection of the external appearance of the here and now, and can serve as a basis for visual communication and stratification. In this sex-age aspects may influence the ways of self-presentation in the Internet space. The analysis of the phenomenon of "selfie", which is a way to express interenet presentation space, displaying human eyes at myself (I am the eyes of others). The analysis of 400 pages in various social networks, 183 women and 217 men ages 18 to 55 years. There were significant differences in self-presentation of men and women, as well as the dependence of the quantity and quality of the photos on the age. Our findings correspond with the results of our previous studies, as well as the general trend to study the characteristics of self-appearance, assess their own attractiveness in the female sample. However, for a better understanding of this phenomenon, it is necessary to examine not only the features of self-presentation, but also the personal characteristics of study participants, their motives of self, narcissism, and especially the self and self-image.

Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Погонцева Д.В. Половозрастная специфика предъявления себя в интернет – пространстве // Психология, социология и педагогика. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/10/7188 (дата обращения: 26.05.2017).

Современное интернет пространство характеризуется не только активным развитием и увеличением количества социальных сетей, но и феноменом глобализации, который с одной стороны, способствует развитию социальных контактов, но с другой стороны способствует нарушениям реальных контактов (реального общения). Сам термин интернет «Internet» состоит из двух частей: Inter – между и Net – сеть, т.е. это единство разнообразных компьютерных сетей. Система Internet, появившаяся в конце 1970-х гг., на современном этапе включает в себе пространство для общения и самопрезентации на различном уровне. Привлеченные простотой и легкостью общения, анонимностью и демократичностью Интернета, большое количество людей разных возрастов и социальных групп проводят в сети значительную часть своего времени. Интернет предоставляет людям неограниченные возможности не только в освоении технических удобств коммуникации, включая международную, но и в освоении психологии себя самого и других людей. С развитием сети Интернет система «человек — компьютер» постепенно заменилась на новый вид взаимодействия «человек — компьютер — человек», который, с одной стороны, «очеловечивает» технику, с другой — позволяет выделять и реализовывать различные ипостаси своего «Я», расширяя возможности коммуникации человека вообще. Самое ценное в социальных сетях – это информация. Основой Интернет-сетей является информация, хранящаяся и периодически обновляемая в ее узловых элементах. Это учетные записи или аккаунты пользователей, посредством которых они сообщают о себе некоторой компьютерной системе. Контент в зависимости от мотивации может быть текстовым, видео, фото и (или) аудио-форматом.

В современных работах, посвященных различным аспектам социальной психологии и культурологии все чаще делается акцент, что современная культура это «визуальная культура». Такой, так называемый, визуальный поворот увеличил интерес к изучению фотографии в психотерапевтическом, социологическом, культурологическом и других контекстах. В тоже время, как отмечает В.А. Лабунская «вопреки диктату «визуальной культуры», социальная психология могла бы трактовать «выражение человека» – как выявление индивидуальности, того, что трудно тиражировать, но на основе чего легко распознать, выделить, как конкретную личность, так и группу» [1]. Отсюда на первый план выходит анализ проявления индивидуальных особенностей через «визуальный компонент» и изучение особенностей самопрезентации в условиях реального и виртуального общения. Если реальное общение и особенности самопрезентации в рамках непосредственного общения изучены как в российской, так и зарубежной психологии, то виртуальное, опосредованное, общение является объектом изучения последние десятилетие. Это связано с развитием социальных сетей и активностью их посещения. Виртуальная личность позволяет создать человеку «ложную возможность» выхода из своего тела. Скрыть пол, возраст, этническую принадлежность. Существует большое количество способов самопрезентаций в виртуальном пространстве – от ника (виртуального имени), которое может совпадать или не совпадать с реальным (паспортным); аватара (фотографии на главной странице профайла) до личной информации, хобби, образовании ит.д. Кроме того, одним из способов создания самопрезентации является публикация фотографий, портретов и «selfie» (в русском варианте его называют «самощелк», «селфи» или «авторпортрет»). Особенность данного автопортрета заключается в том, что чаще всего он выполняется с расстояния вытянутой руки или через зеркало, и является способом экспресс-самопрезентации себя в интернет пространстве и таких социальных сетях как facebook, vk, myspace и instagram. Такого рода автопортрет отражает состояние, внешний вид человека «здесь и сейчас», что соотносится с социально-психологическим подходом к фотографии как «социально-психологическое явление, визуальный конструкт, включающий кинесико-проксемические параметры взаимодействия, культурные и социальные символы, несущие информацию о гендерно-возрастных, статусно-ролевых и ценностно-смысловых аспектах бытия личности» [2]. Кроме того, в современном мире наблюдается активное развитие информационных технологий, которое приводит к формированию новых технических и психологических феноменов, в том числе: «виртуальной реальности» и «киберпространства». Количество пользователей социальных сетей увеличивается, в связи с простотой и легкостью общения, анонимностью и демократичностью Интернета. Одним из ярких явлений последнего десятилетия является формирование социальных сетей, в рамках которых каждый человек может создать web-страницу, профайл, который будет включать описание его личности и графическое изображение (аватар) данной личности, а также наполнение профайла личными фотографиями.

Анализ социально-психологической литературы показал, что проблема самопрезентации изучалась как в зарубежных (И. Гоффман, Дж. Тедеши и М.Риеса и др.), так и в российских работах (В.А. Лабунская, И.П. Шкуратова). Начиная с 90х годов категория самопрезентации стала активно исследоваться отечественными авторами (Н.В. Амяга, Ю.М. Жуков, Е.В. Михайлова и др.). Различными авторами осуществляются исследования самопрезентации в виртуальной среде (Н.С, Козлова, И.Р. Сушков и др.), однако формирование виртуальной самопрезентации по-прежнему является малоизученной проблемой, что обуславливает ее особую актуальность, кроме того развитие отдельных социальных сетей и способов размещения личной информации, а также условная анонимность формирует новые, отличные от существующих в реальности, способов самопрезентации, отношения к ней и интерпретации.

Как отмечает О.А. Пикулёва [3] существуют следующие тактики опосредованной самопрезентации: демонстрация открытости (установка на открытость, готовность к взаимодействию); косвенная самопрезентация социально-одобряемых качеств (акцент на разносторонности, образованности, интеллектуальности субъекта самопрезентации); демонстрация включенности в разные стороны жизни (акцент на активности, разносторонности, самораскрытие через интересы); демонстрация принадлежности к группе (самораскрытие через социальные роли, демонстрация причастности к группе); широта самораскрытия (использование широкого спектра самоописательных личностных характеристик); демонстрация своей коммуникативной привлекательности (информации, представляющей автора страницы как человека интересного, разностороннего, коммуникативно-привлекательного). Все эти способы самопрезентации выражаются через: заполненность страницы (внесение личной информации), статуса (короткой фразы, отражающей эмоционально состояние автора) и фотографии (аватара, другие личные фотографии)

Заголовки зарубежных изданий, таких как NewYork Magazine, Time и другие, все чаще обращаются к феномену самопрезентации через селфи (фото-автопортерт), описывая его как яркое проявление нарциссизма, а также одиночества человека (у него нет друга, который мог бы сделать его портрет). Так J.Wortham отмечает, что селфи – это борьба человека за то, что бы предъявить себя окружающему миру, при этом, важно именно отразить себя «здесь и сейчас», донести до зрителя определенный момент своей жизни и свое отношение к нему, поскольку «фотография зачастую лучше любого текста» [4]. Другой аспект, связанный с автопортретом в целом и феноменом селфи связан именно с аспектом презентации себя для Другого, это запечатленный невербальный образ, связанный с рассказом другим (друзьям, знакомым, не знакомым людям) о себе и о событиях свой жизни. Как отмечают О.А. Герасимова и В.А. Лабунская [5] «конструирование внешнего облика, трактуемое как конструирование образа для других или переконструирование образа о себе у других и у самого себя о себе, является всегда связанным с определенными жизненными событиями». Авторы отмечают, что внешний облик не только формирует социально-психологический образ человека, раскрывает его гендерную, возрастную идентичность другим, указывает на стратификационные характеристики, но отраженный самим субъектом, интерпретируемый и оцениваемый им, внешний облик раскрывает «Я» личности для нее самой, а отношение к своему внешнему облику, его оценка становятся показателями отношения к себе личности, показателями ожидаемых отношений со стороны.

Как мы уже отмечали ранее [6-9], сам феномен «селфи» нельзя назвать явлением последних лет, поскольку автопортрет и фото-автопортрет известны довольно давно, однако социальные сети вывели данный феномен на новый уровень. В целом, автопортрет и портрет два феномена которые сопровождают человечество еще с древних времен. Первые следы изобразительной деятельности – скальные рисунки (многочисленные изображения древних охотников и животных) обнаружены в палеологических пещерах (палеозойская эра). Содержанием сознания первобытного человека являются представления о видимой природе (небе, воздухе, земле, светилах, воде) в звериной форме, древний человек не понимал своих эмоций, мыслей не выделял себя из окружающего природного мира. Первые отпечатки «самости» находят воплощение в отпечатках человеческой руки. Автопортрет является общей формой: потому что он может быть художественным, скульптурным, литературным и вместе с тем уникальной формой в которой осуществляется самопознание. Но в психологии сложилась традиция относиться к различного рода визуальным репрезентациям, как к иллюстрациям, не имеющим самостоятельного научного значения. Данная традиция нарушается в небольшом количестве работ, утверждающих, что визуальные образы передают чаще всего невербализуемые смыслы и нуждаются в особой методологии исследования. В них также отмечается неизбежность противоречий между вербальными и визуальными репрезентациями тех или иных психологических явлений. В психологии фотографии используются в нескольких аспектах: как метод социальной идентификации; как внешний аналог памяти; как фактор отношения личности к своей жизни; как форма отраженного внешнего облика, несущая информацию о его динамических, среднеустойчивых и устойчивых особенностях; как средство психодиагностики, психокоррекции и психотерапии; как коммуникативное средство; как новое направление – визуальная психосемиотика.

Рассматривая историю данного феномена J. Saltz [10] отмечает что селфи – это «искусство на расстоянии вытянутой руки», которое изменило социальное взаимодействие, язык тела, самосознание, категории конфиденциальности, общественной нормы и юмора. Это стало новым визуальным жанром, хотя первое селфи появилось в 1839 году.

Также существует автопортрет молодой Анастасии Николаевны (дочери последнего русского царя), который она сняла через отражение в зеркале, снимок датирован 1914 годом, так в письме, которое сопровождало фотографию, 13 летняя Анастасия написала: «Я сделала эту картину смотря в зеркало. Это было очень сложно, так как мои руки дрожали».. В целом, начало ХХ века ознаменовалось интересом к фотографии и появлению автопортрета (с использованием треноги или зеркала). В 1955 году Борис Полевой, ездивший в США, побывал у Поля Робсона. Писатель, не расстававшийся с аппаратом «Зоркий 3-С», беседуя, запечатлел самого себя и сидевшего рядом с ним гостеприимного хозяина. Существуют фото-автопортреты выполненные Дж. Ленноном, папа римский Франциск выкладывает для своей 60-миллионной интернет-аудитории фото-автопортретя, на которых он запечатлён с посетителями Ватикана.

Некоторые авторы отмечают, что «доступность» себя в качестве модели автопортрет становится весьма популярным жанром. Однако начало XXI века, развитие цифровых фотоаппаратов, появление мобильных телефонов со встроенными камерами – вывели автопортрет на новый уровень, придали особое значение таким фотографиям. Феномен селфи захлестнул интернет пространство в 2005-2011 году, хотя первое упоминание относят к 2002 году (интернет-форум в Австралии), а в 2013 было введено в Оксфордский словарь, а сотрудники Оксфордского университета, назвали selfie словом года, в связи ростом использования термина. В русском варианте его называют «самощелк» или «фотографический автопортрет». Особенность данного автопортрета заключается в том, что чаще всего он выполняется с расстояния вытянутой руки или через зеркало, и является способом самопрезентации себя в интернет пространстве и таких социальных сетях как facebook, vk, myspace и instagram. Таким образом, снимок сделанный на смартфон, телефон или веб-камеру дополняет опосредованное взаимодействие дополнительной невербальной информацией (использование селфи для отражения эмоций в переписке), или, в отсутствии непосредственного партнера по общению – всем друзьям. Как отмечает J.Franco «в наш век социальных сетей, селфи это новый способ смотреть кого-то прямо в глаза и сказать: «Здравствуйте, это я!» [11]. Однако большинство авторов склонны считать селфи проявлением нарциссизма, и социального одиночества. Кроме того важно отметить, что большинство работ, как российских, так и зарубежных относятся к научно-популярным и не подкрепляются эмпирическими исследованиями. Однако на равнее с этой имеется иная позиция, что селфи это способ документального отчета о своей жизни, путешествии ит.д., поскольку фотография (в отличии от картины) -по своей природе документальна, а значит, она является достоверным источником информации. И если ранее фотография оценивалась как элемент истории, который нес информацию потомкам, то основной чертой современной, цифровой фотографии – является ее сиюминутная реальность. Кроме того автопортрет (и в частности селфи) является способом создания «образа Я», а также является отражением «Я – для – другого».

В целом исследования самопрезентации себя в социальных сетях посвящены качеству и количеству информации в целом и особенностям выбора фотографий для демонстрации себя. Так в исследовании, посвященном социальным сетям Hum N. J., Chamberlin P. E., Hambright B. L., Portwood A. C., Schat A. C., Bevan J. L. [12] изучала гендерные особенности выбора фотографий и наполнение контента на facebook. Авторы отметили, что не существует гендерных различий в выборе персональных фотографий, и наполнении контента по количеству и качеству изображений, следует отметить, что в данном исследовании анализировались профайлы молодых людей и девушек от 18 до 23 лет, студентов колледжа или университета. По результатам качественного анализа, было выявлено, что молодые люди выбирают фотографии, которые демонстрируют их активность, они корректны и правдивы, примерно в 98% случаев.

Как подчеркивают A. Vasalou, A. N. Joinson [13, 14], выбор аватара зависит и от среды, в которой находится человек, так существует три основных социальных он-лайн среды: блоги, знакомства и игры. Люди, которые ведут блоги – выбирают фотографии наиболее честно отражающих их реальный физический облик, для знакомств – выбирают фотографии, которые могут быть наиболее привлекательны для противоположного пола, а аватар для игр, выбирается такой, что бы максимально передать интеллектуальные способности хозяина профайла. Кроме того, авторы данного исследования изучили, на сколько характеристики, которым наделяют «аватар» совпадают с теми, которые человек приписывает себе. В ходе данного исследования ученые выявили, что не зависимо от среды из 71 человек, 82% наделяют свой аватар такими же характеристиками, как и себя в реальной жизни.

Chen B., Marcus J. [15] показали, что студенты в основном пользуются социальными сетями для поддержания реальных контактов, и поэтому их страницы обладают высокой степенью открытости (нет закрытой, приватной информации) и заполнены страницы довольно честно, наибольшее количество информации о себе раскрывают экстраверты. Как отмечают авторы, важно понимать, что для современной студенческой молодежи важно презентировать себя в интернет пространстве также, как они делают в общении «лицом к лицу». Кроме того, те кто испытывает трудности в реальном общении, также испытывает трудности в интернет пространстве. Что в целом соотносится с позицией создания «виртуальной татуировки» [7], некий «отпечаток» нас в сети. Facebook, tweeter, а для российской молодежи – вконтакте и одноклассники. Данный термин показывает интересную взаимосвязь, которая действительно отражает современные тенденции – восприятия профайла в сети, как некое отражение внутреннего мира человека. Кроме того, говоря о роли внешнего облика В.А. Лабунская [16-18] отмечает, что «внешний облик – становится одним из важнейших средств построения типологий, выделения и распознания определенных социальных групп, страт, описания стилей жизни. … Внешний облик человека становится способом визуальной коммуникации и стратификации». Таким образом, и селфи, являясь отражением внешнего облика здесь и сейчас, может являться основанием для визуальной коммуникации и стратификации, для выбора партнера по общению, для оценки его успешности, привлекательности ит.д. А, кроме того, это способ создать управлять впечатлением о себе, создавая необходимый имидж и отношение.

Однако, что бы рассмотреть социально-психологические особенности феномена селфи, на наш взгляд, важно проанализировать, на сколько данный феномен распространен в России, и какие существуют поло-возрастные особенности самопрезентации в интернет – пространстве. Для этого мы проанализировали 400 страниц в различных социальных сетях, 183 женщины и 217 мужчин возраст от 18 до 55 лет (среднее значении 28 лет). Страницы были выбраны в социальной сети vk.com через поиск с заданными параметрами (возрастной диапазон от 18 до 55 лет, страна проживания Россия), далее выбирались открытые для просмотра страницы в случайном порядке, мы фиксировали наличие и количество портретов (фотографий с изображением владельца страницы) и селфи-портретов, нами были проанализированы только те страницы, на которых имелся хотя бы один фото – автопортрет.

На первом этапе мы провели корреляционный анализ полученных данных, и выявили, что (таблица 1) существует обратная корреляционная связь между возрастом и количеством селфи-фотографий, и прямая связь между количеством фотографий и селфи-фотографий на странице в социальной сети. Таким образом, чем больше фотографий, тем больше процент селфи-фотографий, и чем старше автор страницы в социальной сети, тем меньше у него селфи-фотографий. Однако это не влияет на общее количество фотографий, и все проанализированные нами анкеты содержали хотя бы 1 фотографию-селфи, что говорит о том, что респонденты старшей возрастной группы имеют необходимые навыки для того, что бы публиковать селфи-портреты.

Таблица 1. Данные корреляционного анализа

Variable Correlations p < ,05000 N=400
Возраст
Всего фото
Селфи
возраст
1,000000 -0,040560 -0,257095
Всего фото
-0,040560 1,000000 0,525396
Селфи
-0,257095 0,525396 1,000000

В тоже время, такие показатели могут косвенно указывать на отношение к такому роду самопрезентации, как самопрезентация через селфи. Мы также видим необходимость в расширении выборки с позиции возраста, что бы рассмотреть особенности самопрезентации.

На втором этапе мы проанализировали различия между мужчинами и женщинами, применив Т-критерий Стьюдента (таблица 2).

Таблица 2. Данные Т-критерия Стьюдента

Variable T-tests
Женщины
Мужчины
t-value
Всего фото
272,9016 29,01852 13,21666
Селфи
23,1093 3,60369 14,23855

Исходя из анализа полученных данных, мы можем говорить, что существуют значимые различия между количеством фотографий (t=13,21; p≤0,05) и селфи-фотографий (t=14,23; p≤0,05) у мужчин и женщин. При этом у женщин значимо больше фотографий в целом и селфи фотографий, однако если перевести эти показатели в процентное отношение, то мы можем увидеть, что у женщин селфи-фотографии представляют 8% от общего количества фотографий, в то время как у мужчин этот показатель приближается к 10%. Данную тенденцию мы можем объяснить ролью социальных контактов для женщин, у них много фотографий с различных мероприятий, торжеств, они чаще склонны фиксировать различные события своей жизни. В тоже время у мужчин больше фотографий подчеркивающих определенный статус (автомобили, часы, рабочий стол) и портреты, а в современном пространстве – автопортреты, т.е. селфи.

Как мы говорили ранее, феномен селфи получает все новые формы и названия. Так, в зависимости от того где и как сделан селфи существуют релфи (relfie relationship selfie) – автопортрет с любимым или близким человеком был так назван социологами из Гарвардского университета; felfie (farmer selfie). Кроме того существует сайт http://selfiemeter.com/который помогает оценить свое селфи. А самыми популярными хэштегами января-февраля 2014 года были #selfiegame и #selfieolympics. А в 2011 году Скарлетт Йохансон опубликовала селфи из ванной отеля, где во втором зеркале за ней была видна ее обнаженная спина, на этой волне открылся сайт http://scarlettjohanssoning.com/ где все желающие могли повторить данное селфи и выложить на общее обозрение. Проводят конкурсы на лучшее селфи (ресурсhttp://www.photographer.ru/events/review/6233.htmит.д. Интерес к селфи-портретам не снижается, о чем говорит появление в магазинах не только обычных моноподов (трость с креплением для телефона или аппарата, что бы делать селфи с бОльшего расстояния), но и моноподов с ручкой в виде человеческой руки, которая создает иллюзию, что вы держите фотографа за руку. В современной литературе посвященной селфи выделяют 6 основных типов: селфи со знаменитостью; «здоровое селфи» (в тренажерном зале или с иными атрибутами фитнесса и спорта); селфи с едой; селфи в примерочной (сюда также относятся фотографии сделанные дома в момент примерки разных нарядов); селфи на пляже (или другом месте отдыха) и селфи-уточки (с характерно вытянутыми губами). На волне интереса к селфи в 2014 году вышел молодежный сериал «Селфи» описывающий все проблемы современной молодежи, который каждый шаг своей жизни фиксируют в социальных сетях сопровождая их снимком.

Однако, кроме проблемы нарциссизма, которую чаще всего связывают с исследованием фотографий представленных в интернет пространстве, на наш взгляд, необходимо принимать в расчет потребности в самопрезентации и возможность их реализовать в повседневной жизни.

Таким образом, мы не можем говорить о том, что феномен селфи в большей степени характерен для девушек и, в дальнейшем, мы планируем построить исследование таким образом, что бы фиксировать только снимки на которых есть респондент и расчитать процент селфи-фотографий. В то же время, данные, полученные нами о количестве фотографий в социальных сетях, соотносятся с результатами наших предыдущих исследований, а также общей тенденцией изучать особенности самооценки внешнего облика, оценки собственной привлекательности на женской выборке. Это обусловлено динамикой трансформации сложившихся гендерных отношений и связанных с ними экономических преобразований. Начиная со второй половины двадцатого века «женские» и «мужские» исследования развиваются как самостоятельные направления в гуманитарных науках, выводом которых стал отказ от «смешения» мужских и женских представлений о самых разнообразных культурных, социальных и иных явлениях. Однако для более глубокого понимания данного феномена, необходимо изучить не только особенности самопрезентации, но и личностные особенности участников исследования, их мотивы самопрезентации, нарциссизм, а также особенности самоотношения и самовосприятия.
Кроме того рассматривая автопортрет как наиболее зрелую форму самовыражения личности, под спецификой автопортрета мы понимаем высокую рефлексию, обращение автора к своему внутреннему состоянию. Однако, в эпоху технического прогресса автопортрет преобразовывается в фотографический снимок. В свою очередь феномен селфи получает все новые формы и названия, но в тоже время изучается вскользь, скорее как элемент интернет-зависимости, чем самостоятельный феномен, характерный рефлексией. В качестве продолжения данной темы мы видим необходимость разработки исследования, которое будет включать оценку селфи-портретов как объектами, так и субъектами исследования, с позиции самовыражения и рефлексии.


Библиографический список
  1. Лабунская В.А. Экспрессия человека и ее изучение в контексте гуманитарной социальной психологии // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2005. Т. 51. № 7. С. 176-177.
  2. Лабунская В.А. Интерпретация невербального поведения в межличностном общении // автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук, М., 1989.
  3. Пикулева О.А. Социальная психология самопрезентации личности // диссертация…. доктора психологических наук, СПб, 2014.
  4. Wortham J. My Selfie, Myself // NY Times, Oct 20 2013 [Электронный ресурс] http://www.nytimes.com/2013/10/20/sunday-review/my-selfie-myself.html?pagewanted=all&_r=0 (дата доступа 4.03.2015)
  5. Герасимова О.А., Лабунская В.А. Влияние выраженности феминности-маскулинности на самооценки компонентов внешнего облика на различных этапах жизненного пути // Северо-кавказский психологический вестник. № 2. 2004. стр. 131 – 137.
  6. Погонцева Д.В. Самопрезентация в киберпространстве // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2012. № 2 (4). С. 66-72.
  7. Погонцева Д.В. Презентация в социальной сети как создание виртуальной татуировки // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2013. № 1. С. 92-98.
  8. Погонцева Д.В. Формирование впечатления средством виртуального общения // Научно-методический электронный журнал “Концепт”. 2013. № 1 (17). С. 135-141.
  9. Погонцева Д.В. Selfie как современный социально-психологический феномен // Научно-методический электронный журнал “Концепт”. 2013. № 12 (28). С. 111-115.
  10. Saltz J. Art at Arm’s Length: A History of the Selfie // Vulture 27.01.2014 [Электронный ресурс] http://www.vulture.com/2014/01/history-of-the-selfie.html (дата доступа 4.03.2015)
  11. Franco J. The Meanings of the Selfie // NY Times, Dec 26 2013 [Электронный ресурс] http://www.nytimes.com/2013/12/29/arts/the-meanings-of-the-selfie.html?_r=0 (дата доступа 4.03.2015)
  12. Hum N. J., Chamberlin P. E., Hambright B. L., Portwood A. C., Schat A. C., Bevan J. L. A picture is worth a thousand words: A content analysis of Facebook profile photographs // Computers in Human Behavior, 2011, №3. р.211-225.
  13. Vasalou A., Joinson A. N. Me, myself and I: The role of interactional context on self-presentation through avatars // Computers in Human Behavior, 2009, №25 р. 510–520
  14. Vasalou A., Joinson A., Banziger T., Goldie P., Pitt J. Avatars in social media: Balancing accuracy, playfulness and embodied messages // Int. J. Human-Computer Studies 2008, №66, р. 801–811.
  15. Chen B., Marcus J. Students self-presentation on Facebook: An examination of personality and self-construal factors // Computers in Human Behavior, Volume 28, Issue 6, November 2012, p. 2091-2099.
  16. Лабунская В.А., Наровская Я.Б. Типы преобразования внешнего облика как отражение направленности преобразовательной активности субъекта в социальном общении // Мир психологии. 2006. № 4. С. 96-104.
  17. Лабунская В.А О смысловом пространстве невербального общения // Российский психологический журнал. 2014. Т. 11. № 3. С. 93-109.
  18. Лабунская В.А. Экспрессия человека и ее изучение в контексте гуманитарной социальной психологии // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2005. № 7 (51). С. 176-177
  19. Бзезян А.А. Влияние гендера этнокультурного типа внешнего облика на степень позитивности оценки // Психология и психотехника. 2014. № 1. С. 83-90.
  20. Погонцева Д.В., Гринькова Е.А. Особенности самопрезентации музыкантов в интернет-пространстве // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 8-2 (40). С. 170-173.
  21. Погонцева Д.В., Гринькова Е.А. Selfie – как способ самопрезентации музыкантов и не музыкантов // Психология, социология и педагогика. – Апрель 2014. – № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/04/2974


Все статьи автора «Погонцева Дарья Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: